Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
В докладе по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности» говорится о синдроме профессионального выгорания, который считается самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми, детьми. В докладе говорится п причинах эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.В докладе по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности» говорится о синдроме профессионального выгорания, который считается самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми, детьми. В докладе говорится п причинах эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.
+Материал Августовской конференции-2016г.docx
Городская августовская конференция
Доклад по теме:
«Профилактика эмоционального выгорания
педагогов,
как условие повышения качества
педагогической деятельности»
Бондарь Елена Михайловна,
педагогпсихолог
МБДОУ ДС «Золотой ключик»
г. Волгодонска
г. Волгодонск
2016г.
1 Начать свое выступление мне бы хотелось со слов французского философа
М. Монтеля (Слайд
2)
«Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие».
Получать удовольствие от собственной профессии – значит быть мастером
своего дела. Быть мастером – значит жить, быть в гармонии с собой и миром. Путь к
мастерству – как подъём в гору с полными ведрами воды. Как сохранить вёдра
полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость
чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога. Не каждая профессия
может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо
дня в день испытывает педагог. Об этом говорят многочисленные исследования
здоровья современного педагога. Нашу с вами профессию можно отнести к группе
риска по частоте нарушений здоровья. Это было замечено еще в начале семидесятых
годов XX века, когда ученые обратили внимание на то, что многие люди после
нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное
утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа
перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У
человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и
действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также
выносливость и внимание в целом. Это явление назвали «выгоранием».
Синдром профессионального выгорания самая опасная профессиональная
болезнь тех, кто работает с людьми: это учителя, социальные работники, психологи,
врачи, журналисты, все те, чья деятельность невозможна без общения. Печально то,
что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны
В значительной степени
«дарить» людям энергию и тепло своей души.
подвержены развитию синдрома профессионального выгорания педагоги.
Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень
высокой эмоциональной напряженностью. Профессиональное выгорание возникает в
результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей
«разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных,
энергетических и личностных ресурсов человека.
На основании вышесказанного можно дать
определение Синдрому
эмоционального выгорания: (Слайд 3)
это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе;
это развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и
снижения понимания и сочувствия по отношению к коллегам, воспитанникам и их
родителям.
Каковы же причины возникновения СЭВ (синдрома эмоционального
выгорания) у педагогов:
(Слайд 4)
повышенная ответственность педагога в выполнении своих
профессиональных функций;
2
загруженность в течении рабочего дня;
высокая эмоциональная включенность в деятельность эмоциональная
перегрузка;
неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на
рабочем месте;
необходимость творческого отношения к своей профессиональной
деятельности;
необходимость владения современными методиками и технологиями
обучения.
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым
результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год),
ограниченность времени урока/занятий для реализации поставленных целей;
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
«неотрегулированность» организационных моментов педагогической
деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное
стимулирование;
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом
за результат своего труда;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных
ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
(Слайд 56)
Было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание,
Таким образом,
монотонный возрастающий характер,
синдром эмоционального выгорания носит не
а существует определенная
3
являются:
1. Стаж педагогической деятельности. В период от 1 до 3 лет возрастные
границы в данной группе составляют от 2225 лет, проблема эмоционального
выгорания проявляется у 8% педагогов. Чаще всего состояние эмоционального
выгорания проявляется у 50% педагогов со стажем от 5 до 7 и 7 до 10 лет,
возрастные границы которой составляют 2535 лет. У молодых специалистов, как
и у специалистов с 10летним стажем возрастные границы, которой составляют
2939 лет, проявление эмоционального выгорания является невысоким (10%).
Однако в период от 15 до 20 лет, возрастные границы которых составляют 3541
год. проблема эмоционального выгорания проявляется уже у 21% педагогов, а у
педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 53 года, все фазы
синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них
педагогов со сформировавшимся, формирующимся и не сформировавшимся
синдромом оказалось примерно равное количество по 36%. закономерность его проявления,
профессиональных кризисов педагога.
зависящая от возрастных и
2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:
− 56% педагогов испытывают данное состояние 12 раза в год;
− 34% – 4 и более раз в год;
− 10% – не испытывают вообще.
Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги
начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул,
курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно
педагогической деятельности.
Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний
помогающая организму
адаптационная,
эмоционального выгорания –
приспособиться к стрессогенным для него условиям.
3. Также на состояние педагогов влияют ситуации эмоционально
неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с
родителями в последние годы особенно часто выделяют педагоги детского сада) –
37%.
Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации
эмоционального выгорания, это такие как:
проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено
много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.
Таким образом,
основными причинами возникновения состояний
эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:
1. Высокая эмоциональная включенность в работу.
2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).
3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за
результат своего труда.
4.Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное
и материальное стимулирование.
5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.
6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций
общения с детьми, родителями, администрацией.
(Слайд 7)
Признаки эмоционального выгорания
Истощение
Усталость
4 Бессонница
Негативные установки по отношению к ученикам и родителям
Пренебрежение своими обязанностями
Роль психостимуляторов
Усиление агрессивности
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он
проходит три стадии (Маслач, 1982) три лестничных пролета в глубины
профессиональной непригодности:
Стадии профессионального выгорания:
(Слайд 8)
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и
свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока
нормально, но... скучно и пусто на душе;
исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность
в отношениях с членами семьи;
возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь
домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»
(Слайд 9)
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег
начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег вначале
это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное
поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства
самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
(Слайд 10)
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное
отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко
всему, даже к собственной жизни;
такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность
и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и
почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
(Слайд 11)
Психологи выделяют три составляющие профессионального выгорания:
эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.
5 Эмоциональное истощение представляет собой основную составляющую
профессионального выгорания. Это состояние характеризуется ощущением
эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы
встретить новый день.
Обезличивание, или деперсонализация – это межличностная составляющая
профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек
выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в
негативной или жесткой манере.
Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую
психического истощения.
Этот аспект характеризуется растущим чувством неадекватности и может
привести к вынесению самому себе приговора о полном провале. Последствия
выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо
психологических.
(Слайд 12)
Существуют следующие симптомы проявления синдрома выгорания:
Психофизические симптомы:
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам,
сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства
желудочнокишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в
течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной
нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности:
ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социальнопсихологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный
тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от
общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней
ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность,
скованность);
6 чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности
(ощущение, что «чтото не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не
получится» или «я не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные
перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а
выполнять ее все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или
сокращает время работы);
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не
делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по
отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких
деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей
части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое
выполнение автоматических и элементарных действий;
снижение критичности, невозможность сконцентрироваться;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день
сигарет, применение наркотических средств.
Представьте себе, что с этой напряженностью со стиснутыми зубами
воспитатель входит в группу. И детям даже ничего не надо говорить: происходит
невербальный контакт, ведь мы знаем, что на 80% наше тело считывает
информацию с собеседника, и только на 20% глаза и уши.
Поэтому только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать
психологически здорового человека.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении
обозначенных выше трудностей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является
саморегуляция.
Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с
новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет
однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.
Существует
рекомендации для профилактики и устранения
«эмоционального выгорания».
Но прежде чем перейти к ним я предлагаю Вам пройти небольшой тест.
(Слайд 13)
7 Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания
(Слайд 14)
Вопрос №1
Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 15)
Вопрос №2
Я плохо засыпаю изза переживаний, связанных с работой
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 16)
Вопрос №3
Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 17)
Вопрос №4
После рабочего дня я могу срываться на своих близких
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 18)
Вопрос №5
Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 19)
Вопрос №6
8 Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после
рабочего дня
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 20)
Вопрос №7
Моя работа плохо влияет на мое здоровье
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 21)
Вопрос №8
После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3 (Слайд 22)
Вопрос №9
Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей
Варианты ответов в баллах:
Почти никогда 0
Редко 1
Часто 2
Почти всегда 3
(Слайд 23)
По окончании тестирования я предлагаю вам по набранным баллам определить
на каком уровне эмоционального выгорания вы сейчас находитесь?
Интерпретация результатов
менее 3х баллов – низкий уровень эмоционального выгорания
от 3 до 12 баллов – средний уровень эмоционального выгорания
выше 12 баллов — высокий показатель эмоционального выгорания.
Ну а для того, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, я
рекомендациями по профилактике
предлагаю вам ознакомиться с
профессионального выгорания.
(Слайд 24)
9 Рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания
НЕ скрывайте свои чувства. Проговаривайте ваши эмоции и обсуждайте
их вместе с окружающими;
НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую
возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда
другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;
НЕ ожидайте, что тяжелое состояние, характерное для выгорания,
уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.
Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям
и на работе;
Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;
НЕ позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;
НЕ старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам не нравится;
НЕ оказывайте слишком большое давление на своих детей;
Старайтесь реже говорить: «Я это не смогу сделать»;
Использовать возможность выступить с речью;
Следите за питанием и фигурой;
Позволяйте себе «маленькие женские радости»;
НЕ забывайте, что вы женственны и красивы.
ПОМНИТЕ: РАБОТА ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ!
(Слайд 25)
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Педагог должен:
снижать рабочее напряжение, повышать профессиональную мотивацию;
выравнивать баланс между затраченными усилиями и получаемым
вознаграждением;
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
учится переключаться с одного вида деятельности на другой;
проще относиться к конфликтам на работе;
не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
(Слайд 26)
Важным для педагогов является САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ.
10
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.