Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Оценка 4.6

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
В докладе по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности» говорится о синдроме профессионального выгорания, который считается самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми, детьми. В докладе говорится п причинах эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.В докладе по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности» говорится о синдроме профессионального выгорания, который считается самой опасной профессиональной болезнью тех, кто работает с людьми, детьми. В докладе говорится п причинах эмоционального выгорания педагогов в ДОУ.
+Материал Августовской конференции-2016г.docx
Городская августовская конференция Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»                                                                                             Бондарь Елена Михайловна,                                                                   педагог­психолог                                                                                            МБДОУ ДС «Золотой ключик»                                                                 г. Волгодонска  г. Волгодонск  2016г. 1 Начать свое выступление мне бы хотелось со слов французского философа М. Монтеля                                                                                                               (Слайд 2) «Самый ценный плод здоровья – возможность получать удовольствие». Получать   удовольствие   от   собственной   профессии   –   значит   быть   мастером своего дела. Быть мастером – значит жить, быть в гармонии с собой и миром. Путь к мастерству  –  как   подъём   в  гору  с  полными   ведрами   воды.  Как  сохранить   вёдра полными, поднявшись на вершину? Как сохранить радость жизни, оптимизм, яркость чувств, богатство эмоций, выполняя великую миссию педагога. Не каждая профессия может сравниться с педагогической по тем эмоциональным нагрузкам, которые изо дня   в   день   испытывает   педагог.   Об   этом   говорят   многочисленные   исследования здоровья современного педагога. Нашу с вами профессию можно отнести к группе риска по частоте нарушений здоровья. Это было замечено еще в начале семидесятых годов   XX   века,   когда   ученые   обратили   внимание   на   то,   что   многие   люди   после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление,   головные   боли,   бессонница,   общее   ухудшение   здоровья).   Работа перестает   приносить   удовольствие,   а   напротив,   вызывает   даже   враждебность.   У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно   –   снижаются   конкретные   профессиональные   достижения,   а   также выносливость и внимание в целом. Это явление назвали «выгоранием». Синдром   профессионального   выгорания   ­   самая   опасная   профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: это учителя, социальные работники, психологи, врачи, журналисты, ­ все те, чья деятельность невозможна без общения. Печально то, что особенно подвержены выгоранию те люди, которые по долгу службы должны  В   значительной   степени «дарить»   людям   энергию   и   тепло   своей   души. подвержены   развитию   синдрома   профессионального   выгорания   педагоги. Объясняется   это   тем,   что   профессиональный   труд   педагогов   отличается   очень высокой эмоциональной напряженностью. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. На   основании   вышесказанного   можно   дать  определение   Синдрому эмоционального выгорания:                                                                            (Слайд 3) ­ это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе; ­ это развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и снижения понимания и сочувствия по отношению к коллегам, воспитанникам и их  родителям. Каковы   же   причины   возникновения   СЭВ  (синдрома   эмоционального выгорания) у педагогов:                                                                                                                        (Слайд 4)  повышенная   ответственность   педагога   в   выполнении   своих профессиональных функций; 2           загруженность в течении рабочего дня; высокая эмоциональная включенность в деятельность ­ эмоциональная перегрузка; неблагоприятные   социальные   условия  и   психологическая   обстановка   на рабочем месте; необходимость   творческого   отношения   к   своей   профессиональной деятельности; необходимость владения современными методиками и технологиями обучения. отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; жесткие   временные   рамки   деятельности   (занятие,   семестр,   год), ограниченность времени урока/занятий для реализации поставленных целей; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; «неотрегулированность»   организационных   моментов   педагогической деятельности:   нагрузка,   расписание,   кабинет,   моральное   и   материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда; отсутствие   навыков   коммуникации   и   умения   выходить   из   трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.                                                                                                                   (Слайд 5­6) Было выявлено, что  факторами, влияющими на эмоциональное выгорание, Таким   образом, монотонный   возрастающий   характер,  синдром   эмоционального   выгорания   носит   не   а   существует   определенная 3 являются:  1. Стаж педагогической деятельности. В период от 1 до 3 лет возрастные границы   в   данной   группе   составляют   от   22­25   лет,  проблема   эмоционального выгорания   проявляется   у   8%   педагогов.   Чаще   всего   состояние   эмоционального выгорания   проявляется   у  50%   педагогов   со   стажем   от  5   до   7  и      7   до   10  лет, возрастные границы которой составляют 25­35 лет. У молодых специалистов, как и у специалистов с 10­летним стажем  возрастные границы, которой составляют 29­39   лет,   проявление   эмоционального   выгорания   является   невысоким   (10%). Однако в период от 15 до 20 лет, возрастные границы которых составляют 35­41 год.    проблема эмоционального выгорания проявляется уже у 21% педагогов, а  у педагогов со стажем работы более 20 лет, возрастные границы 40 ­53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Но среди них педагогов   со   сформировавшимся,   формирующимся   и   не   сформировавшимся синдромом оказалось примерно равное количество по 36%. закономерность   его   проявления, профессиональных кризисов педагога.                                                                                                                зависящая   от   возрастных   и 2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года:  − 56% педагогов испытывают данное состояние 1­2 раза в год;  − 34% – 4 и более раз в год;  − 10% – не испытывают вообще.  Наиболее   остро   состояние   эмоционального   выгорания   педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает  вывод  о том, что  одна из главных функций состояний помогающая   организму  адаптационная,  эмоционального   выгорания   – приспособиться к стрессогенным для него условиям.  3.   Также   на   состояние   педагогов   влияют  ситуации   эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями в последние годы особенно часто выделяют педагоги детского сада) – 37%.  Наибольший   процент   педагогов   (68%)   выделяют   следующие   ситуации эмоционального выгорания, это такие как:   проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;   окончание учебного года.  Таким   образом,  основными  причинами   возникновения   состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются:  1. Высокая эмоциональная включенность в работу.  2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года).  3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда.  4.Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование.  5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния.  6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.                                                                                                                       (Слайд 7) Признаки эмоционального выгорания  Истощение  Усталость 4  Бессонница  Негативные установки по отношению к ученикам и родителям  Пренебрежение своими обязанностями  Роль психостимуляторов  Усиление агрессивности Синдром   профессионального   выгорания развивается   постепенно.   Он проходит три   стадии  (Маслач,   1982)   ­   три   лестничных   пролета   в   глубины профессиональной непригодности: Стадии профессионального выгорания:                                                                                                                    (Слайд 8) ПЕРВАЯ СТАДИЯ:  начинается   приглушением   эмоций,   сглаживанием   остроты   чувств   и свежести   переживаний;  специалист   неожиданно   замечает:   вроде   бы   все   пока нормально, но... скучно и пусто на душе;  исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;  возникает   состояние   тревожности,   неудовлетворенности;  возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!»                                                                                                                      (Слайд 9) ВТОРАЯ СТАДИЯ:  возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;  неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег ­ вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение   профессионала   ­   это   неосознаваемое   им   самим   проявление   чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.                                                                                                           (Слайд 10) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:  притупляются  представления   о   ценностях   жизни,   эмоциональное отношение   к   миру  «упрощается»,   человек   становится   опасно   равнодушным   ко всему, даже к собственной жизни;  такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.                                                                                                                                                                                                                                              (Слайд 11) Психологи   выделяют   три   составляющие   профессионального   выгорания: эмоциональное истощение, обезличивание и снижение самооценки.  5 Эмоциональное   истощение  представляет   собой   основную   составляющую профессионального   выгорания.   Это   состояние   характеризуется   ощущением эмоционального перенапряжения и отсутствия достаточной энергии для того, чтобы встретить новый день.   Обезличивание,  или  деперсонализация  – это межличностная составляющая профессионального выгорания. Чувствуя себя опустошенным и изнуренным, человек выстраивает эмоциональную стенку обособленности и общается с окружающими в негативной или жесткой манере.  Пониженная самооценка отражает внутреннюю, самооценочную составляющую психического истощения.  Этот   аспект   характеризуется   растущим   чувством   неадекватности   и   может привести   к   вынесению   самому   себе   приговора   о   полном   провале.   Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических.                                                                                                                                                                                                                                                (Слайд 12) Существуют следующие симптомы проявления синдрома выгорания: Психофизические симптомы:  чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);  ощущение эмоционального и физического истощения;  общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);  частые   беспричинные   головные   боли;   постоянные   расстройства желудочно­кишечного тракта;  резкая потеря или резкое увеличение веса;  полная или частичная бессонница;  постоянное  заторможенное,   сонливое   состояние  и   желание   спать   в течение всего дня;  одышка   или   нарушения   дыхания   при   физической   или   эмоциональной  нагрузке; заметное   снижение   внешней   и   внутренней   сенсорной   чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. Социально­психологические симптомы:  безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);  повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;  частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);  постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации   причин   нет   (чувство   вины,   обиды,   стыда,   подозрительность, скованность); 6  чувство   неосознанного   беспокойства   и   повышенной   тревожности (ощущение, что «что­то не так, как надо»);  чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;  общая   негативная   установка   на   жизненные   и   профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). Поведенческие симптомы:  ощущение,   что   работа   становится   все   тяжелее   и   тяжелее,   а выполнять ее ­  все труднее и труднее;  сотрудник   заметно   меняет   свой   рабочий   режим   (увеличивает   или сокращает время работы);  постоянно,   без   необходимости,   берет   работу   домой,   но   дома   ее   не делает;  чувство бесполезности, неверие в улучшения,  снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;  невыполнение   важных,   приоритетных   задач   и   «застревание»   на   мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части   рабочего   времени   на   мало   осознаваемое   или   не   осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;  снижение критичности, невозможность сконцентрироваться;  злоупотребление   алкоголем,   резкое  возрастание   выкуренных   за   день сигарет, применение наркотических средств. Представьте   себе,   что   с   этой   напряженностью   ­   со   стиснутыми   зубами­ воспитатель входит в группу. И детям даже ничего не надо говорить: происходит невербальный   контакт,   ведь   мы   знаем,   что  на   80%   наше   тело   считывает информацию с собеседника, и только на 20% ­ глаза и уши.   Поэтому только здоровый и духовно развитый педагог может воспитать психологически здорового человека. На   сегодняшний   день   используются   разнообразные   подходы   в   разрешении обозначенных выше трудностей.  Важным   аспектом   в   профессиональной   деятельности   педагога   является саморегуляция.  Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой,   необычной,   трудноразрешимой   для   него   проблемой,   которая   не   имеет однозначного решения и вызывает повышенную эмоциональную напряженность.  Существует  рекомендации   для   профилактики   и   устранения «эмоционального выгорания».  Но прежде чем перейти к ним я предлагаю Вам пройти небольшой тест.                                                                                                                          (Слайд 13) 7 Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания                                                                                                                        (Слайд 14) Вопрос №1  Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда          0  Редко                         1  Часто                         2  Почти всегда            3                                                                            (Слайд 15) Вопрос №2  Я плохо засыпаю из­за переживаний, связанных с работой  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда         0  Редко                        1  Часто                        2  Почти всегда           3                                                                              (Слайд 16) Вопрос №3  Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда        0  Редко                       1  Часто                       2  Почти всегда          3                                                                                (Слайд 17) Вопрос №4  После рабочего дня я могу срываться на своих близких Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда         3                                                                                 (Слайд 18) Вопрос №5  Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда         3                                                                                 (Слайд 19) Вопрос №6 8  Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда       0  Редко                      1  Часто                      2  Почти всегда         3                                                                                 (Слайд 20) Вопрос №7  Моя работа плохо влияет на мое здоровье  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда      0  Редко                     1  Часто                     2  Почти всегда        3                                                                                   (Слайд 21) Вопрос №8  После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда     0  Редко                    1  Часто                    2  Почти всегда       3                                                                                    (Слайд 22) Вопрос №9  Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей  Варианты ответов в баллах:  Почти никогда    0  Редко                    1  Часто                    2  Почти всегда       3                                                                                                                                                                                                      (Слайд 23) По окончании тестирования я предлагаю вам по набранным баллам определить на каком уровне эмоционального выгорания вы сейчас находитесь? Интерпретация результатов    менее 3­х баллов – низкий уровень эмоционального выгорания  от 3 до 12 баллов –  средний уровень эмоционального выгорания   выше 12 баллов — высокий показатель эмоционального выгорания. Ну   а   для   того,   чтобы   стабилизировать   свое   эмоциональное   состояние,   я  рекомендациями   по   профилактике предлагаю   вам   ознакомиться   с профессионального выгорания.                                                                                                                    (Слайд 24) 9 Рекомендации педагогам по профилактике профессионального выгорания   НЕ скрывайте свои чувства.  Проговаривайте ваши эмоции и  обсуждайте их вместе с окружающими;  НЕ   избегайте   говорить   о   том,   что   случилось.   Используйте   каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими;  НЕ   позволяйте   вашему   чувству   стеснения   останавливать   вас,   когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь;  НЕ   ожидайте,   что   тяжелое   состояние,   характерное   для   выгорания, уйдут сами по себе. Вам необходима помощь.   Выделяйте достаточно времени для сна, отдыха, размышлений;  Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе;  Постарайтесь сохранять благоприятный распорядок вашей жизни.  Старайтесь смотреть на вещи оптимистично;  Найдите время, чтобы побыть наедине с собой;  НЕ позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого;  НЕ старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам не нравится;  НЕ оказывайте слишком большое давление на своих детей;  Старайтесь реже говорить: «Я это не смогу сделать»;  Использовать возможность выступить с речью;  Следите за питанием и фигурой;  Позволяйте себе «маленькие женские радости»;  НЕ забывайте, что вы женственны и красивы.                       ПОМНИТЕ:   РАБОТА ­ ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ!                                                                                                                                                                                                                                     (Слайд 25) Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания. Педагог должен:  снижать рабочее напряжение, повышать профессиональную мотивацию;  выравнивать   баланс   между   затраченными   усилиями   и   получаемым вознаграждением;  стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;  учится переключаться с одного вида деятельности на другой;  проще относиться к конфликтам на работе;  не пытаться быть лучшим всегда и во всем.                                                                                                                   (Слайд 26) Важным для педагогов является САМОВНУШЕНИЕ И САМОПООЩРЕНИЕ. 10

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»

Доклад по теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие повышения качества педагогической деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018
Посмотрите также: