Доклад по теме: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
технология
4 кл—9 кл
16.01.2017
На уроках швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки, совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе обучения швейному делу образуется система специальных навыков и умений у обучающихся.
доклад.docx
Доклад по теме:
«Развитие мелкой моторики на уроках
швейного дела у обучающихся, имеющих
трудности в обучении»
выполнила: Карнаухова Е.В.
учитель I категории
2016 год Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся,
имеющих трудности в обучении
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше
мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
В.А. Сухомлинский
Трудовое воспитание и обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья
является важным звеном в системе коррекционной педагогики и психологии. Именно
поэтому многие авторы в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук
средствами трудовой деятельности. В. П. Кащенко писал, что ручной труд «должен занять
доминирующее место среди остальных предметов он является базисом всех наших
воспитательных и образовательных воздействий на ребёнка».
Одной из особенностей обучения обучающихся швейному делу на начальном этапе,
является низкая самостоятельность в труде и ограниченная двигательная сфера трудовых
навыков. А это значит, неумение самостоятельно ориентироваться в задании, неумение
планировать выполнение своей работы, затруднение в выполнении однотипного задания. На
всех этапах обучения обучающиеся показывают трудности в речевом общении, так как у
них малый словарный запас активного словаря. Они затрудняются провести речевой анализ
своего изделия, описать его сложные операции или указать существенные признаки.
Мешает усвоению трудовых навыков и двигательная недостаточность, которая
проявляется в неумении синхронно работать руками на швейной машине, а также
регулировать силу ручного или ножного нажима.
Процесс развития ребёнка, в значительной степени процесс развития движения. На уроках
швейного дела обучающиеся овладевают элементарными приёмами работы с различными
материалами и инструментами. Изготовление изделий требует от ребёнка ловких
движений, а в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность,
пальцы становятся гибкими, появляется согласованность в работе глаза и руки,
совершенствуется координация движений, точность в выполнении действий. В процессе
обучения швейному делу образуется система специальных навыков и умений у
обучающихся.
Работая с детьми, испытывающими трудности в обучении, приоритетной целью своей
деятельности я определила развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и
пальцев рук в коррекционной работе.
Для реализации цели определила следующие задачи: выявить индивидуальные способности
обучающихся в развитии мелкой моторики; развивать тактильную чувствительность рук
обучающихся; сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью; подготовить
руку ребёнка к шитью.
Для решения задач использую следующие средства:
использование физкультминуток, где движения обучающихся сочетаются с речью,
такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы
(память, внимание);
пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают
оздоровительное воздействие на организм ребёнка, улучшают функции рецепторов
проводящих путей, в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную
деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению
произношения многих звуков, а значит развивают речь.
игры (дидактические, театрализованные, сюжетноролевые), которые позволяют
повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное
напряжение, развивают воображение.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую
разнообразные приёмы: пальчиковую гимнастику; шнуровку на различных предметах;
сматывание шерстяной пряжи в клубки; завязывание и развязывание бантов, узлов;
застёгивание пуговиц, молний, крючков; вышивание; вязание крючком и на спицах.
Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:
Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих
действий. Например: "Какой пальчик сейчас работает?", " Твои пальчики сейчас сгибаются
или разгибаются?" и т.д.
Принцип развёрнутости освоения навыков. Темп и механизм освоения навыков у разных
детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы
может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки
освоения движений обучающихся в оптимальном именно для него режиме.
Принцип обратной связи. По ходу урока комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю
действия ребёнка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение
данного принципа позволяет быстро корректировать свои двигательные действия, если он
допускает ошибки.
В работе по развитию мелкой моторики задания подбираю с учётом их постепенно
возрастающей сложности, учитываю индивидуальные особенности ребёнка, темп его
развития, возможности, настроение. Работу провожу регулярно, систематически, соблюдаю
временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребёнка. Повышаю у обучающихся
интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру. Забочусь о том,
чтобы деятельность ребёнка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к урокам и
процесс обучения и развития формирует у обучающихся положительную мотивацию.
Продумывая работу с обучающимися, имеющими трудности в усвоении программного
материала, я выбираю изучение свойств материалов, легко поддающихся ручной обработке
(ткань, нитки для вязания и вышивания). На первых этапах обучения дети упражняются в
обведении деталей по шаблонам, вырезании их и наклеивании на фон (аппликация из
ткани). Это способствует улучшению моторики мышц рук, зрительно – двигательной
координации. Постепенно технические умения и навыки совершенствуются, и я предлагаю новые виды работ. Девочки уже не просто выполняют аппликацию – панно, а выполняют
работу в стиле лоскутной техники.
Обучающиеся с ярко выраженными недостатками развития, как правило, занимаются с
другими более сохранными детьми, к таким ученицам применяю индивидуальный подход.
Например, изучая тему «Вышивание», предлагаю выполнить вышивку швом «вперёд
иголка» по заранее нарисованному узору или пришить аппликацию петельным швом, в то
время как остальные ученицы самостоятельно занимаются вышиванием.
Очень важно вовремя подбодрить ребёнка, укрепляя его веру в собственные силы. В
коррекционной школе особенно важен индивидуальный подход, в связи с большой
неоднородностью детей по способности к обучению. Обучающиеся различаются по
характеру и темпераменту, по темпу работы и мотивации учения. Непосредственно в
учебном процессе оптимальные условия создаются с помощью методов и приёмов
дифференцированного подхода. Так, обучая всех детей приёмам вязания, слабым даю
задание перемотать клубки или распустить связанное изделие. Когда основная группа уже
самостоятельно выполняет работу, приступаю к индивидуальному обучению приёмам
вязания. Иногда одна работа выполняется несколькими детьми (каждый изготавливает
один элемент), а затем создается общая композиция.
Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию мелкой моторики рук на
уроках швейного дела способствует: развитию у детей произвольного внимания,
наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма; развитию глазомера и
координации движения пальцев; правильному использованию материалов, инструментов.
Дети приобретают практические навыки и умения. У них развивается речь, воображение,
фантазия, воспитывается аккуратность, терпение, настойчивость, стремление преодолевать
трудности и доводить начатое дело до конца.
Литература
1. Гаврина С. Е. Развиваем руки что бы учиться и писать и красиво рисовать. "Академия
развития", 1998.
2. Корякина Л. В. Весёлые физкультминутки. //Дошкольное воспитание. 1996 №5 С. 33
35.
3. Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. СанктПетербург 1997.
4. Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.
Доклад по теме: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»
Доклад по теме: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»
Доклад по теме: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»
Доклад по теме: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела у обучающихся, имеющих трудности в обучении»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.