Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
администрации
4 кл—5 кл
10.01.2017
Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4 классов, учителей-предметников, принимающих детей в 5 класс.
Данная работа включает в себя следующие направления:
- организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний представителей школьной администрации и с педагогами),
- педагогическая и психологическая диагностика,
- консультативная работа педагогов начального и среднего звена с учащимися и их родителями,
- коррекционно-развивающая и аналитическая работа.Преемственность в обучении и единстве требований начальной школы и среднего звена не оставляет никаких сомнений в своей значимости. Поэтому хотелось бы поделиться накопленным опытом в данном направлении.
Преемственность в обучении 2015.docx
Доклад «Проблемы
преемственности и
перспективности в обучении
начального звена и среднего в
свете внедрения новых
ФГОС». 2
Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального
звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС.
Уважаемые коллеги!
Преемственность в обучении и единстве требований начальной школы и
среднего звена не оставляет никаких сомнений в своей значимости. Поэтому
хотелось бы поделиться накопленным опытом в данном направлении.
Решение вопросов преемственности представляется возможным при
целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников
учебного процесса: заместителей директоров школ, психолога, учителей 4 классов,
учителейпредметников, принимающих детей в 5 класс.
Данная работа включает в себя следующие направления:
организационная работа (проведение больших и малых педсоветов, совещаний
представителей школьной администрации и с педагогами),
педагогическая и психологическая диагностика,
консультативная работа педагогов начального и среднего звена с учащимися и
их родителями,
коррекционноразвивающая и аналитическая работа.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства
взрослости главного личностного новообразования младшего подростка.
Рассмотрим одно из важных изменений в личности ребёнка, касаемых
мотивационной сферы. Рубеж 45 классов характеризуется значительным снижением
учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к
действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты
с учителями, снижение успеваемости.
Следовательно, в переходный период важно получить информацию о
следующих качествах и особенностях ребенка:
интеллектуальное развитие;
учебная мотивация;
поведенческая саморегуляция;
система отношений ребенка (самооценка, отношение к другим людям);
эмоциональное состояние.
Указанные параметры важно исследовать, поскольку переход к новому этапу
жизни естественно вызывает некоторое напряжение. Поэтому мы предоставим слово
школьному психологу, которая традиционно знакомит с результатами входной
диагностики, дает советы по конкретным возникающим проблемам.
Проблема
1. Адаптация в
условиях предметной
системы обучения.
Предварительная работа по
решению проблемы
1. Изучение программ начальной
школы учителем 5 класса,
средней школы учителем
начальных классов.
2. Изучение уровня ЗУН в 4
классах.
3. Знакомство с
психологическими
особенностями учащихся
Пути решения проблемы на
уроке
Взаимопосещение уроков
учителями начальной и
средней школ. Анализ
деятельности учащихся 4 и 5
классов на уроках. 3
Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального
звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС.
По договорённости практиковать взаимопосещение уроков 4 5 классов. Что это даст?
Будущие учителяпредметники в течение года достаточно хорошо узнают каждого
ученика класса, а учитель 4 класса познакомится с методикой проведения уроков
специалистом. При этом каждый выскажет своё мнение об уроке коллеги (разумеется, в
дружеской форме).
Предметник, побывав на уроках учителя начальной школы, познакомиться с его
системой работы, может перенять какието методы, подвижные способы обучения,
физминутки. В начале 1 четверти можно немного завысить оценку учащимся, чтобы
стимулировать творческую активность ребенка, чтобы «3» не убивала интереса к
учению, чаще похвалой поощрять ученика, то есть создавать ситуацию успеха.
Педагогическое мастерство в этом направлении постоянно демонстрирует учитель
русского языка и литературы С/ В. П., В/ С. Н. Было бы хорошо, если бы учителя
средней школы провели пару уроков своего предмета, т.е. провести кратковременную
стажировку в классе, где им предстоит работать. Нет лучшего способа познакомиться с
детьми.
Задача учителейпредметников обратить внимание учителей начальных классов на
типичные ошибки, которые допускают учащиеся в 5 классе, назвать сложные темы и
разделы программы.
Данной форме работы способствует анализ качества знаний. Рассматриваем ежегодные
результаты. Выясняем результаты мониторинга обученности учащихся 4 класса по
итогам итоговых административных работ, сравниваем с предыдущими учебным годом.
В ходе класснообобщающего контроля в 5 классе были проведены входные
административные контрольные работы по русскому языку и математике, чтению с
целью выявления уровня знаний учащихся по данным предметам за начальную школу.
Детально рассматривается анализ контрольных работ, возникшие затруднения.
Сравнивая результаты входных контрольных работ и годовых предыдущего учебного
года можно сделать следующие выводы (2015 год):
уровень обученности снизился по русскому языку (на 18%),
качество обученности значительно снизилось по русскому языку (на 20 %).
уровень обученности повысился по математике (на 26 %),
качество обученности повысилось по математике (на 5 %).
2. Формирование
детского коллектива
в связи с проблемами
подросткового
возраста.
Для учителей начальной школы на первый план всегда выходит проблема
психологической совместимости со своим учеником, ведь это в значительной степени
обеспечивает успешность обучения. В средней школе этот процесс более долгий и не
всегда удачный, ведь сюда переходят уже сформировавшиеся личности со своими
мыслями и мнениями.
Мы знаем, что класс достаточно активен, поэтому актуально …
1. Изучение психологии
подросткового возраста.
2. Знакомство с семьями детей.
Использование коллективных и
групповых технологий. 4
Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального
звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС.
1. Использование основных
приемов технологий из на
чальной школы.
2. Адаптирование технологии
начального обучения к тех
нологиям среднего звена.
3. Применение АМО.
Учить самостоятельно
работать.
3. Преемственность
инновационных
технологий
начальной школы в
старших классах.
Изучение технологий,
используемых в начальных
классах.
Наблюдение уроков в начальной
школе.
5. Проблема органи
зации самостоятель
ной работы на уроке.
6. Соблюдение еди
ных требований.
Наблюдение уроков в начальном
и среднем звене.
1. Подготовка ученика к
уроку.
2. Своевременное сообщение
домашних заданий.
3. Выставление оценок
учителемпредметником.
4. Контроль дисциплины.
Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая
работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность
ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости,
объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в
знаниях. На уроках математики у учителя К/А. И. четко прослеживаются
критериальные требования к оценке и самооценке различных видов деятельности.
Таким образом, продолжатся начатая в начальной школе работа по
Изучение вопроса при посещении
уроков в начальной школе.
Использование приемов связи в
5 классах.
формированию контрольнооценочной самостоятельности учащихся. Для более
успешной адаптации в 5м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей
с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.
7. Осуществление
обратной связи.
Часты в использовании такие приемы как «светофорики», номера ответов на
калькуляторе (тесты по русскому языку)…
8. Преемственность
форм и методов орга
низации учебной дея
тельности.
Изучение форм и методов
организации учебной деятельно
сти учителями начальных
классов и среднего звена друг у
друга.
Использование форм и
методов организации
начальной школы и
осуществление плавного
перехода к «своим».
Сохранение преемственности в занятиях по основным предметам должно выражаться:
а) в таком отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие
учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по
отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для
сознательного усвоения его учащимся;
б) в таком построении занятий по русскому языку (в методическом отношении), чтобы
формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения
нового не очень резко (особенно на первых порах) расходились бы с теми, к каким 5
Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального
звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС.
Разработка единой системы
повторения и контроля.
привыкли учащиеся в I–(IV) классах, и чтобы был обеспечен постепенный переход к
новым, более сложным для учащихся формам работы.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общать
ся с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в
новых ситуациях.
И здесь огромную роль должны сыграть классные руководители. Важно обратить
внимание родителей: школьник оказывается в ситуации множественности требований
и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные
с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли
подростку справиться с возникающими трудностями (составить расписание с
указанием на требования, например: «история составить план ответа по учебнику»,
«иностранный язык приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь
и тетрадь для записи устных тем», создать для родителей памяткирекомендации и
т.п.).
9. Единая система
итогового
повторения в 4
классах и вводного
повторения и кон
троля в 5 классах.
Одна из актуальных задач переходного периода – объективный контроль знаний,
умений и навыков учащихся на соответствие требованиям государственных
образовательных Совет: Полугодовые и годовые контрольные работы в 4 классе
желательно составлять и практиковать вместе с учителем 5 класса.
Узнав уровень развития и сформированности предметных знаний, умений и
навыков новых учеников, нужно привести в соответствие с этим уровнем программу и
учебники, по которым предпочитают работать учителя среднего звена. Исключить
дублирование программы начального обучения повторение пройденного. Начинать
нужно сразу с нового материала, его изучение невозможно без привлечения уже
известного. Дидактический принцип системы общего развития быстрый темп
изучения материала является результатом качественного изменения процесса учения.
Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление
потенциальной «группы риска», т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет
связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого
педагогической поддержке.
10. Использование
средств наглядности
Использование системы
повторения и контроля из 4
класса.
Изучение системы наглядности в
начальной школе
Использование системы
наглядности из начальной
школы
Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено
сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных
моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство
школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. А 6
Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального
звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС.
многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости,
открывает для него новые горизонты и веру в себя.
Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха
обучения детей в основной школе.
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Доклад «Проблемы преемственности и перспективности в обучении начального звена и среднего в свете внедрения новых ФГОС».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.