Доклад "Смысловое чтение"
Оценка 4.6

Доклад "Смысловое чтение"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 5
1 кл—5 кл
11.01.2017
Доклад "Смысловое чтение"
Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темп чтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого).
Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников..docx
Вопросы   системного   подхода   к   формированию   навыков смыслового чтения младших школьников. Научить детей правильному, беглому, осознанному,      выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную  роль   в   образовании,   воспитании   и   развитии   человека.  Навык   чтения   –   явление сложное. Он складывается из двух сторон: технической (способ, темпчтения, правильность и выразительность) и смысловой (понимание содержания и смысла читаемого). Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы   проверяли   лишь   поверхностное   усвоение   содержания   текста.     Такая   практика вырабатывала   у   учащихся   беглое,   но   бессознательное   чтение,   которое   не   позволяло максимально извлекать информацию и понимать её. Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по­новому взглянуть на само   определение   значение   слова   «чтение».   Чтение   следует   рассматривать   как   качество человека,   которое   должно   совершенствоваться   на   протяжении   всей   его   жизни   в   разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой. Данные требования ФГОС НОО невозможно, как мне кажется, реализовать, не обучив ребёнка смысловому чтению.  Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель   смыслового   чтения  ­   формирование   умения   воспринимать   текст   как   единое смысловое   целое   (точно   и   полно   понять   содержание   текста   и   практически   осмыслить извлеченную информацию). Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в  начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО 1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его  осознанного восприятия.  ­Практическое отличие текста от набора предложений. ­Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. ­Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть  последовательность событий.  ­Озаглавливание текста (подбор заголовков).  ­Составление схематического или картинного плана под руководством  учителя. 2 класс ­ обучение детей работать с текстом: ­ смысловое чтение; ­ владение пересказом разного вида; ­ деление на абзацы и составление плана прочитанного текста  (произведения); ­ выделение опорных слов (словосочетаний); ­ характеристика героев и их поступков. ­Подбор антонимов и синонимов к словам. ­Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно  проверочные слова 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и  рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному: ­ самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его  фрагмента); ­ нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме; ­ выделение главной и второстепенной информации; ­ выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с  собственными убеждениями (знаниями); ­ прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку; ­ самостоятельное формулирование вопросов по тексту; ­сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный,  художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием Виды чтения: Полноценное   чтение  –   это   сложный   и   многогранный   процесс,   предполагающий   решение таких   познавательных   и   коммуникативных   задач,   как   понимание,   поиск   конкретной информации, самоконтроль и многое другое. Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, поэтому навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования и его   формированию   необходимо   уделять   должное   внимание   при   обучении   всем   учебным дисциплинам в начальной школе. Ознакомительное чтение направлено на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста. Поисковое  или  просмотровое  чтение предполагает   нахождение   конкретной   информации, конкретного факта. Изучающее   чтение имеет   цель   извлечь   полную   и   точную   информацию   с   последующей интерпретацией содержания текста. Такое чтение требует от читателя умений: сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить   перед   собой   цель   чтения,   направляя   внимание   на   полезную   в   данный   момент информацию. Вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение как наиболее   востребованный   вид   чтения   заключается   в   овладении   также   целым   комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др. Как видно из классификации типов и видов чтения, смысловое чтение нельзя рассматривать как отдельный вид чтения. Смысловое чтение характеризует уровень чтения. Оно нацелено на постижение   читателем   ценностно­смыслового   содержания   текста,   на   вычитывание   того смысла текста, который задан целью чтения. Чтение не должно быть бесцельным. Когда следует учителю начинать работать над формированием навыка смыслового чтения? Как только школьник начал овладевать технической стороной чтения. Уже в период обучения грамоте   следует   уделять   внимание   и   совершенствованию   технической   стороны   чтения   и параллельно работать над смысловой стороной чтения. Ребёнок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребёнку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово,   понять   его   смысл,   построить   с   ним   словосочетание.   Понять   смысл   одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Как   правило,   в   этот   период   в   основном   учитель   использует   на   уроках   коммуникативное чтение вслух, учебный и самостоятельный тип чтения. Проверить понятийную сторону чтения на данном этапе можно через алгоритм: вопрос учителя ­ ответ ученика. Данные типы чтения используются и в последующие годы обучения, но к ним добавляется и чтение про себя. Выбор вида чтения, безусловно, зависит от цели чтения, а от этого в свою очередь зависит и выбор механизма чтения. Нельзя одинаково читать художественный текс и научно­популярный.   Жанровое   и   стилевое   разнообразие   текстов,   с   которым   сегодня встречаются   обучающиеся,   требуют   от   нас,   учителей,   продуманной   организации   детского чтения, прежде всего на уроке. Поэтому на уроке окружающего мира или математики следует использовать   механизм   чтения   отличный   от   механизма,   который   используется   на   уроке литературного чтения, где в основном читаются тексты художественные. Что же такое стратегии смыслового чтения?  Стратегии смыслового чтения­ это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно­ познавательной задачей.  Работа с текстом предполагает в себя три этапа. I этап. Работа с текстом до чтения 1.   Антиципация   (предвосхищение,   предугадывание   предстоящего   чтения).   Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию   произведения,   имени   автора,   ключевым   словам,   предшествующей   тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Стратегии предтекстовой деятельности Предтекстовый компонент предполагает: определение цели и задач чтения;  ознакомление с наиболее значимыми понятиями, ключевыми словами, терминами,  используемыми в тексте; актуализация предшествующих знаний; диагностика текста и  ориентировка в его рамках с помощью вопросов или заданий; побуждение к чтению. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось  одно задание «Прочитайте текст», а основное внимание уделялось контролю понимания  прочитанного, то теперь мы знаем, чем лучше организован этап предчтения, тем легче  учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. С позиции пробуждения  интереса к чтению исследователи отмечают следующие  наиболее продуктивные предтекстовые стратегии: 1 2 3 4 5 6 7 8  «Мозговой штурм». «Глоссарий». «Ориентиры предвосхищения». «Батарея вопросов». «Предваряющие вопросы». «Рассечение вопроса». «Алфавит за круглым столом» «Соревнуемся  с писателем». «Мозговой штурм» Целью стратегии является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих  отношение к теме текста. Ход работы: ­ Сегодня мы будем читать и обсуждать тему… Какие ассоциации возникают  у вас по  поводу заявленной темы? Учитель записывает все называемые ассоциации. ­ Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при  «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста. «Рассечение вопроса» Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на  основе его заглавия. Ход работы: ­ Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы  думаете, пойдет речь в тексте?  «Соревнуемся с писателем» Цель – мотивировать человека на прочтение книги.  ­ Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации. Один  ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют. 2.    Постановка  целей  урока с учетом общей готовности учащихся к работе.     II этап. Работа с текстом во время чтения 1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение ­ слушание, или комбинированное   чтение   (на   выбор   учителя)   в   соответствии   с   особенностями   текста, возрастными   и   индивидуальными   возможностями   учащихся.   Выявление   первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. 1. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 2. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 4.  Выразительное чтение. Стратегии текстовой деятельности Цель текстовой, исполнительной составляющей состоит в освоении механизмов чтения:  выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение,  контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого этапа,  этапа текстовой деятельности является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития  сюжета.  Учитель вмешивается в процесс чтения обучающегося с целью помочь, предоставить  дополнительную информацию и просто обучить. Чем труднее материал, с которым работает  читатель, тем большая помощь учителя  ему необходима. Поэтому наиболее эффективными  будут стратегии, связанные с ведением записей в самой различной форме, с руководствами по чтению. Стратегии 1 2 3 4 5 «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). «Чтение про себя с вопросами». «Чтение про себя с остановками». «Чтение про себя с пометками». «Чтение в парах – обобщение в парах».  «Чтение в кружок» Ход работы: 1.Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать с пониманием,  задача  слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый  текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу. 2.Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий  отвечает. Если его ответ не  верен или не точен,  слушающие его поправляют. «Чтение про себя с вопросами» Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более  усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором». «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Ход работы: ­ Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться  вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания  последующего отрывка. «Чтение в парах – обобщение в парах». Цель: сформировать умение выделять     главное, обобщать     прочитанное   в виде  тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет      учащихся в пары     и дает    четкий инструктаж. Каждый  ученик поочередно выполняет две роли:   докладчик – читает     и     обобщает  содержание в  виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу.  Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению. «Чтение про себя с пометками» Цель: сформировать умение читать вдумчиво,   оценивать    информацию,   формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по  следующему алгоритму: v + ­­ ? Знакомая  информация Новая информация Я думал (думала) иначе Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше Эта стратегия дает возможность учителю создать климат, который соответствует  активной учебной     деятельности, а    ученику – классифицировать    информацию,   формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.  III этап. Работа с текстом после чтения 1.Концептуальная  (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство   с   писателем.   Рассказ   о   писателе.   Беседа   о   личности   писателя.   Работа   с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 1.Творческие   задания,   опирающиеся   на   какую­либо   сферу   читательской   деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Стратегии послетекстовой деятельности Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых  различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную  деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением  прочитанного, происходит корректировка  читательской интерпретации авторским смыслом.  Стратегии послетекстовой деятельности:  1. «Отношение между вопросом и ответом»  2. «Вопросы после текста»  3. «Тайм­аут»  4. «Проверочный лист».  «Отношение между вопросом и ответом» Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может  находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В случае 1, чтобы ответить на  вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в  нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что  автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует  слова автора. В другом случае  ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в  своих знаниях. Тайм – аут Цель: самопроверка и оценка понимания текста путем обсуждения его в парах и группе ­  Прочитайте самостоятельно про себя 1­й абзац. Дальше работайте в парах. ­ Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Если у вас нет уверенности в  правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения  работы с текстом. ­  Проделайте ту же работу со всеми абзацами. Суммируйте то новое, что вы узнали из  текста. Проверка уровня сформированности умений по работе с текстами постепенно завоёвывает  ведущую роль в рамках диагностики метапредметных умений. Для диагностики читательских умений, как правило, предлагаются информационные  блоки и задания к ним. Задания по работе с текстами ориентированы на проверку трёх групп  умений: ­ общая ориентация в тексте; ­ глубокое понимание текста; ­ применение информации из текста в учебно­практических задачах. Наиболее   распространенные   стратегии   смыслового   чтения,   применяемые   на   разных этапах работы с текстом:  «Работа с вопросником»  «Ассоциативный куст»  Чтение с пометками.  «Чтение в кружок» (попеременное чтение)  «Чтение в парах»  «Взаимовопросы»   «Толстые (Развернутый ответ) и  тонкие вопросы (Быстрый и  точный ответ)»  Работа с ключевыми словами.  «Чтение с вопросами»  Дневник двойных записей  «Чтение с остановками».   «Синквейн.»  «Ромашка Блума» С какими проблемами сталкивается учитель при формировании навыков смыслового чтения? Какие можно предпринять шаги для ликвидации этих проблем? Проблема   1. Многолетняя   практика   показывает,   что   при   выполнении   самостоятельной работы,   тестов   разного   уровня  обучающиеся   допускают   ошибки   по  причине   непонимания формулировки задания. Проще говоря « дети не вчитываюся в задание». Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций, которые имеются в современных учебниках. Работа должна быть направлена на развитие умения вчитываться в задание, выделять ключевые слова в формулировке задания, на развитие понимания смысла задания. Нужно показывать и учить детей переводить задание или инструкцию в алгоритм действий,   схематично   изображая   порядок   выполнения   задания   или   инструкции   с использованием разных знаков и символов, которые могут быть предложены учителем или детьми. Проблема 2. Работа по формированию навыков смыслового чтения не должна ограничиваться только уроком и многократным обращение к одному и тому же тексту. Шаги: Ребёнок   должен   иметь   возможность   самостоятельно   работать   с   текстом,   а   далее сопоставить свою работу с работой других обучающихся. Многие УМК для обучающихся начальной школы имеют тетради для самостоятельной работы на печатной основе (например, УМК «Перспективная начальная школа»). Их активное использование так же способствует формированию   навыков   смыслового   чтения.   Ребёнок   имеет   возможность   самостоятельно работать с незнакомым текстом дома или в классе индивидуально, в паре, в малой группе, а разнообразие   видов   заданий   к   текстам   способствуют   выбору   соответствующего   вида   и механизма чтения. Например, дать ответ на поставленный вопрос кратко или полно; выбрать правильный ответ и подтвердить свой выбор фрагментом текста (цитатой), используя цветные карандаши; высказывание своей точки зрения и краткое её изложение; приведение доводов, как в поддержку высказывания, так и его опровержения; объяснение различных ситуаций с помощью текста и пр. При этом происходит речевое развитие ребёнка. Проблема 3. Использование в процессе обучения лишь традиционных технологий и методов обучения. Шаги: Изучение   и   использование   учителем   инновационных   педагогических   технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие ­ толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения. Проблема 4. Узкий круг самостоятельного детского чтения. Преимущественно школьники для самостоятельного чтения выбирают художественные тексты: сказки, весёлые шуточные стихи, юмористические рассказы, детские детективы и мало читают научно­познавательной литературы, произведения русских классиков. Шаги: Использовать   возможности   урока   развития   речи   для   знакомства   детей   с   текстами разных   стилей,   раскрыть   особенности   их   построения,   черты   отличия   от   художественных текстов,   показать   приёмы   работы   с   такими   текстами.   Предлагать   школьникам   читать   не только   «сплошные   тексты»,   но   и   «несплошные».   Содержание   учебников   (например, математика, автор  А. Л.Чекин) требует, чтобы  школьники уже  в начальной школе  умели вычитывать и обобщать информацию из таблиц, графиков, диаграмм, рекламных материалов и т.п., т.е. смысловую сторону чтения можно и нужно развивать не только на уроке чтения, но и на любом другом. Коллективное   посещение   библиотеки,   библиотечные   уроки,   совместные   внеклассные мероприятия   так   же   способствуют   расширению   читательского   кругозора,   формированию читательской культуры. Проблема 5. Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями. Проблема 6. Незнание или непонимание психологических составляющих навыков смыслового чтения.   В   каждом   классе   найдутся   дети,   испытывающие   большие   трудности   при самостоятельной   работе   с   текстом   учебника,   задачи   по   математике,   слайда   и   т.д.   Они   с большим   трудом   или   совсем   не   воспринимают   информацию,   которую   несёт   текст.   Дети испытывают трудности в понимании текста, в выделении смысловых единиц, в установлении причинно­следственной связи между смысловыми единицами, в формулировании основной мысли текста, в формулировании вопросов к тексту, в поиске ответов на вопросы к тексту. Шаги: Для   оказания   помощи в   преодолении   перечисленных   трудностей   учитель   должен понимать   психологические   составляющие   смыслового   чтения.  Это  зрительное  восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. Для выявления детей,   испытывающих   подобные   затруднения,   необходима   совместная   работа   учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика. Государственный   федеральный   образовательный   стандарт   предполагает   по   завершении каждого года обучения выполнение обучающимися итоговой контрольной работы. Данную работу,   на   мой   взгляд,   можно   рассматривать,   как   показатель   сформированности   умения работать с текстом, т.е. проверить уровень сформированности навыков смыслового чтения. Важно   уже   в   первом   классе   не   упустить   тех   детей,   которые   показали   низкий   уровень выполнения работы, организовать совместно с педагогом­психологом работу по ликвидации трудностей. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего   образования также предполагает обеспечение преемственности всех ступеней общего образования. Следовательно, работа по формированию навыка смыслового чтения не должна прерываться при переходе обучающихся начальной школы на следующую ступень обучения. Учитель – предметник   в   рамках   своего   предмета   должен   проводить   работу   по   развитию   и совершенствованию навыков смыслового чтения.

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"

Доклад "Смысловое чтение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017