Доклад "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ"
Оценка 4.9

Доклад "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ"

Оценка 4.9
Документация +1
doc
библиотека
4 кл
05.01.2017
Доклад "СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ"
Актуальность темы «Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников» объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
доклад нормы оценивания.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Темповская основная общеобразовательная школа

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ»                 

(выступление на ШМО учителей начальных классов)

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Подготовили и провели

                                                                                  учителя начальных классов

Степанова Лидия Викторовна

Васильева Светлана Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Декабрь 2016 г.

Актуальность темы «Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников» объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам.                      Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

ФГОС определяет переход от традиционного подхода к оцениванию достижений обучающихся в виде диагностики обученности к выявлению динамики их личностного развития.

Новый подход к системе оценивания в начальной школе по ФГОС.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений. 

Школе требуется создать  такую систему оценивания, которая точно и объективно  позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы целостное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Однако эти способы  требуют дополнения  такими методами,  которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности в решении учебных задач.                                                                                           Один из таких методов — проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения. Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности — от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

 1.Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

 2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

 3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

 4.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

 5.В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Оценивание учебных достижений школьников

Различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например: в первом классе):

 - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

 - волшебные линеечки, подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;

 - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

 - листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса)

Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.

 Лист наблюдений.

 I. Сформированность и индивидуальный  прогресс  в развитии таких навыков учения, как:

 - приобретение знаний,

 - понимание знаний,

 - применение знаний,

 - анализ,

 - синтез,

 - оценка, самооценка

 - диалектичность мышлений,

 - метазнание

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

 - повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий;

 - инициативной творческой работы

 II. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:

 - способность принимать ответственность;

 - способность уважать других;

 - умение сотрудничать;

 - умение участвовать в выработке общего решения;

 - способность разрешать конфликты;

 - способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

 III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:

 - слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

 - говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

 - чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации);

 - письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

 - совместного обсуждения;

 - групповой и индивидуальной презентации;

 - авторского собеседования;

 - ученик как конструктор;

 - неформального общения в связи и по поводу прочитанного

 они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе

 IV. Cформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

 - формулировать вопрос, ставить проблему;

 - вести наблюдение;

 - планировать работу;

 - собрать данные;

 - зафиксировать данные;

 - упорядочить и организовать данные;

 - интерпретировать данные;

 - представить результаты или подготовленный продукт

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

 - направляемого учителем мини-исследования;

 - группового мини-исследования;

 - самостоятельного мини-исследования;

 дополняются самооценкой учащихся

Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребенка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки.

 Объектом оценки являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентациязнание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ УЧАЩИХСЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

"Оценка  есть  определение  качества  достигнутых  школьником результатов  обучения" (Из  методического  письма  Министерства  общего  и профессионального  образования  РФ  о  сущности  деятельности  и  контроля оценки результатов обучения в начальной школе]).

Оценка" адекватна  определенному  приросту  знаний" (по  В.Симонову)

Оценка - эта  умение  оценивать  значение  того  или  иного  материала  для конкретной  цели.  Суждения  оценивания  должны  основываться  на  четких критериях.  Критерии  могут  быть  как  внутренними (структурными),  так  и внешними (соответствовать  намеченной  цели).  Критерии  могут  определяться самими  учащимися  или  же  задаваться  им  извне (например,  учителем).

В  ходе  обучения  могут  быть  использованы  различные  виды  оценок:  текущая, итоговая, интегративная, синтетическая, экспертная.

Текущая  оценка  обеспечивает  обратную  связь  и  подчинена достижению цели- эталона. Текущая оценка является лишь формирующей и, как  правило,  в  начальной  школе  не  сопровождается  отметками.  Текущие оценочные  суждения  помогают  ученику  корректировать  свою  работу.

Итоговая  оценка  выражается  в  баллах.  И  текущая,  и  итоговая оценки проводятся на основе эталонных (критериальных признаков).

Создание  эталонов  оценки  результатов  обучения -  это  обращение  к четким  формулировкам  критериев,  которые  выражаются  через  результаты деятельности и поддаются более надежной и объективной оценке.

Интегративная  оценка  выставляется  по  результатам  работы  ученика  в классе  за  четверть,  полугодие  или  год.  Она  учитывает  работу  в  целом,  за достаточно большой отрезок времени.

Синтетическая  оценка  включает  в  себя  разнообразные  стороны процесса обучения.

Экспертная  оценка  выставляется  на  основе  анализа  работы  каждого ученика,  по  определенным  критериям,  в  конце  отчетного  периода(чаще  по итогам  полугодия).  Она  обязательно  содержит  в  себе  элемент  интуиции учителя, отражает в себе духовные отношения, которые складываются между учеником и учителем в процессе их длительного общения.

Как определить уровень знаний учащихся и объективно их оценить?

1.   необходимо  определить  критерии  объективной  оценки  знаний. Важно,  чтобы  она  не  была  заниженной  или  завышенной. 

2.  сам  ученик  не  знает,  по  каким  критериям  ему  необходимо выполнять задание, чтобы получить желаемую оценку.

  Для  того,  чтобы  оценка  действительно  отражала качественный  уровень  подготовки,  необходимы  критерии -  ориентиры  для учителя  и  ученика.

Свою  концепцию  оценки  обученности  школьников  разработал профессор  В.Симонов,  который  считает,  что  критерием  оценки  качества должен быть только прирост знаний.

А.  Кушнир  считает  критерием  успешности  учебного  процесса -  разницу  между  вчерашним  и  сегодняшним  состоянием  ученика,  то  есть степень  изменения  за  определенный  отрезок  времени.  Для  этого  учителю необходимо  владеть  методикой  диагностики,  то  есть  отслеживания результатов учебной работы учеников.

Критерием оценки для деятельности учителя и учащихся может быть:

−  разница  между  вчерашним  и  сегодняшним  состоянием  ученика;

процент  прироста  параметра  за  определенный  отрезок  времени (критерий развития);

−  глубина,  прочность,  систематичность  знаний  учащихся;  уровень воспитанности учащихся;

−  степень активности на уроке;

−  овладение содержанием курса.

А.  Кушнир  предлагает  использовать  в  качестве  универсального критерия  развития -  процент  прироста  параметра  за  определенный  отрезок времени.  Так,  например,  по  чтению  это  может  быть  прирост  темпа  чтения  за полугодие,  а  по  математике -  количество  выполненных  задач  за  то  же  самое время,  что  и  вчера.

В методическом  письме  МО  РФ  заложены  следующие  параметры  оценочной деятельности:

 - качество  усвоения  предметных  знаний,  умений,  навыков,  их  соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

−  степень  сформированности  учебной  деятельности  младших  школьников;

−  степень  развития  основных  качеств  умственной  деятельности (умения наблюдать,  анализировать,  классифицировать,  обобщать,  связно  излагать свои мысли, творчески решать учебную задачу);

−  уровень  развития  познавательной  активности,  интересов,  отношения  к учебной  деятельности,  степень  прилежания,  старания.  Первый  параметр оценивается  отметкой  за  результат  обучения,  остальные-  словесными суждениями (характеристиками ученика).

Словесная  оценка -  есть  краткая  характеристика  результатов  учебного труда  школьников.  Она  позволяет  раскрыть  динамику  результатов  его учебной  деятельности,  проанализировать  учебные  возможности  и прилежание.  Словесная  оценка  рассматривается  как  деловое  указание,  существенной особенностью которого является его содержательность, анализ работы  школьника,  четкая  фиксация  успешных  результатов  и  раскрытие причин  неудач. 

Оценивая  качество,  можно  также  определить  такие  параметры процесса  обучения,  как  полнота  ответа,  соответствие  выполненной  работы стандартам.

При  оценивании  результата  деятельности  учащегося  очень  важно учесть его самооценку, то есть принятие или непринятие школьником оценки учителя.  Самооценка  является  стимулом  для  положительного  отношения  к учению.  Это  есть  проявление  желания  осуществлять  собственный  контроль за  своей  деятельностью.  Сюда  относятся:  умение  сравнивать  результат  своей деятельности  с  эталоном,  умение  анализировать  правильность (неправильность)  выбора  способа  учебного  действия  и  средств  достижения цели, поиск ошибок в своей и чужой работе, анализ их причин и определение путей  их  исправления.  При  анализе  творческой  работы  разрабатываются дополнительные  критерии:  оригинальность,  качество  выполнения,  полезность,  трудоемкость,  внешний  вид,  умение  защищать  свою  творческую работу.

Таким  образом,  только  при  сочетании  различных  видов  проверки можно  дать  объективную  оценку  знаний.  А  выбор  формы  задания,  шкалы оценки  помогает  обеспечивать  объективность  проверки  и  однозначность оценки работ учащихся.

Но в учебном процессе есть период, когда оценка результатов обучения не  приемлема.  Это  период  обучения  грамоте.  В  первом  класс  начальной школы  система  балльного (отметочного)  оценивания  исключается.  Не допускается  использование  любой  знаковой  символики.  Допускается  лишь словесная  объяснительная  оценка: "Молодец!",  Умница!", "Прекрасно!",  "Постарался!".  Не  допускается  оценивание  личностных  качеств  ребенка, своеобразия  их  психических  процессов:  ленив,  медлителен,  забывчив, невнимателен. Как  избежать  формализма  в  оценке  знаний?  Этому  во  многом способствуют нестандартные виды оценки качества.

Рейтинговая  система -  система,  составляющая  суммарную  оценку успеваемости учащихся, выраженную в баллах. Использование ее технологии обусловлено  необходимостью  перехода  от  репродуктивного  изучения  учебного  материала  к  его  осознанному  восприятию.  Рейтинговая  система привлекательна  тем,  что  является  более  объективной  оценкой:  учащиеся заинтересованы  в  оценке,  когда  она  выставляется  не  методом  вычитания баллов  за  допущенные  ошибки,  а  методом  суммирования  за  правильность выполнения  учащихся  работы.  Рейтинговая  оценка  может  включать  в  себя три оценки:

— среднюю арифметическую;

— самооценку;

— оценку преподавателя.

Можно  вывести  рейтинговую  оценку  как  сумму  баллов  при выполнении  набора  заданий,  где   каждое  задание  имеет  свой  балл.  Затем  по разработанной шкале осуществляется переход к традиционной оценке.

Например,  в  начальной  школе  очень  эффективна  дидактическая  игра"Математический  улей" -   индивидуальная  работа  по  уровням.  Каждый уровень имеет свои цвет и оценку: I - 2 балла, Ц- 2 балла, Ш- 3 балла, IV – от 3 до5 баллов.  Работа  проводится  по  вариантам.  На  доске  список  класса  и  четыре колонки  с  определенным  цветом.  В  ходе  решения  заданий  заполняются  соты определенным цветом, и ученик переходит на другой уровень. В ходе работы каждый  набирает  баллы.  Сумма  баллов  и  есть  оценка  за  каждый  результат. По окончании игры хорошо  видно,  какие  темы  надо  повторить.  Каждый  ученик  видит,  над чем  ему  надо  поработать.  Цель  индивидуальной  работы-  выявление пробелов в знаниях, обучение ребенка самоорганизации.  Положительный  фактор  рейтинговой  системы  заключается  в  том,  что ученики  больше  внимания  уделяют  самостоятельной  работе,  стремятся повысить  свой  образовательный  уровень,  работая  с  дополнительной  литературой.  При  работе  по  рейтинговой  системе  очень  важен  подготовительный этап.  Это  подготовка  дидактических  материалов,  заданий,  разработка рейтинговой  шкалы, а

 также  психологический  настрой  на  увеличение нагрузки учителя.

Таким  образом,  рейтинговая  система  стимулирует  инициативу учащихся  в  выполнении  заданий  самостоятельно,  участие  в  школьных олимпиадах. Использование рейтинговой  системы  качественно  изменяет  содержательную  сторону учебного процесса.

Одним  из  методов  педагогической  диагностики,  с  помощью  которого результаты  учебного  процесса  могут  быть  объективно,  надежно,  и  наглядно измерены,  является  тестовый  метод  оценки  знании  и  умении.  Тест  позволяет  проверить  усвоение  знаний  по разделам  и  типам  программы.  Оценка  знаний  и  умений  тестирования  дает своевременную  информацию  об  усвоении  учебного  материала,  который может  быть  использован  преподавателем  для  корректировки  оптимизации  и совершенствовании  учебной  деятельности.  Но  надо  учитывать  тот  факт,  что при  тестовой  проверке  знаний  педагогу  непонятны  логические  рассуждения тестируемых,  производимые  преобразования  и  вычисления.  Тесты используются в сочетании с традиционными методами контроля.  Тестовая  проверка  и  оценка  знаний -  только  один  вид  проверки,  который  помогает  определить  общий  уровень  подготовки  учащегося  при массовой  проверке  класса  в  целом,  но  недостаточно  полно-  учебную подготовку  конкретного  ученика.  Преимуществ  тестовой  проверки  много.  Тестирование  создает  положительный  мотив  у  учащихся  в  зарабатывании положительных  баллов;  за  свои  ошибки  ученик  отвечает  сам,  а  учитель только  констатирует  факт,  при  тестировании  можно  подбирать  задания  по уровню,  соответствующему  цели  обучения.  На  основе  уровневых коэффициентов легко установить балльную оценку знаний. Тестовые задания можно  применять  при  проверке  текущей  успеваемости,  для  итогового контроля.  Сравнивая  результаты  тестового  контроля  с  предыдущим,  по изменению  процента  решенных  задач  можно  судить  о  приросте  званий  в развивающем  процессе  обучения  в  школе. Здесь  важнее  всего  не  абсолютный результат, а динамика развития.  Наиболее  информативными  являются  такие  формы  тестирования  как комплексные,  когда  тестирование  сочетается  с  полугодовыми  экзаменами.  Это  связано  с  тем,  что  такие  формы  имеют  много  общего,  удачно дополняют друг друга,  Таким  образом,  для  того,  чтобы  обучение  не  носило  формальный характер,  помимо  традиционных  достаточно  ясных  количественных критериев (процент правильно решенных задач, число допущенных ошибок в диктанте)  необходима  разработка  новых  критериев  и  видов  оценки,  способствующих  определению  качества.

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников, при этом важно оценить, может ли ученик применить освоенное знание в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, способен ли он применить знание в новой ситуации. Данная информация является основной для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учеников, а так же выстраивания образовательной траектории. Для этого необходимо дифференцировать способности учеников по их уровню достижений.                                                                      

Система оценивания в школе позволяет:

    ·устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут;

    ·давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения;

  ·отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в достижении планируемых результатов освоения программ начального образования;

   ·обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;

   ·отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Критерии оценивания в начальной школе

                                  Нормы оценок в начальной школе по ФГОС

Русский язык. 
Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). 
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 
«1» – ставится, если допущено 8 орфографических ошибок. 
Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 
За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; 
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 
За одну ошибку в диктанте считаются: 
- два исправления; 
- две пунктуационные ошибки; 
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 
Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 
Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 
«1» – ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания. 

Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; 
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 
1 исправление (2 и 3 кл.); 
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); 
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); 
«1» – ставится, если в работе допущено более 4 орфогр. ошибок (1 кл.); более 3 ошибок (2 и 3 кл.). 

Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); 
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 
Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 
«1» – более 8 орфограф. ошибок. 
Оценки за грамматические задания.
 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 
«1» – не выполнено ни одно задание. 

Словарный диктант Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. 
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов; 
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; 
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. 
«1» – более 7 ошибок. 

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); 
«1» – более 4 ошибок (1 кл.), более 3 ошибок (2 – 4 кл.). 

Математика.

Контрольная работа. 
Примеры. Задачи. 
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; 
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.
Комбинированная. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; 
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; 
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. 
Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.
За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.
За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ЧТЕНИЮ

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:

 навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и "про себя"); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

 При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

  Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

  Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения "про себя" и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения "про себя" (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

 в первом  классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимания значения отдельных слов и предложений;

 во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

 в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту ("про себя"); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических

Характеристика   цифровой оценки (отметки) по предметам:

 "5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.



 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Актуальность темы «Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников» объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым

Актуальность темы «Современные формы и методы оценивания образовательных результатов школьников» объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым

Школе требуется создать такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении…

Школе требуется создать такую систему оценивания, которая точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика — как в отношении…

Оценивание учебных достижений школьников

Оценивание учебных достижений школьников

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - совместного обсуждения; - групповой и индивидуальной презентации; - авторского собеседования; - ученик как конструктор;…

Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях: - совместного обсуждения; - групповой и индивидуальной презентации; - авторского собеседования; - ученик как конструктор;…

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ УСПЕХОВ

Критерием оценки для деятельности учителя и учащихся может быть: − разница между вчерашним и сегодняшним состоянием ученика; процент прироста параметра за определенный отрезок времени (критерий…

Критерием оценки для деятельности учителя и учащихся может быть: − разница между вчерашним и сегодняшним состоянием ученика; процент прироста параметра за определенный отрезок времени (критерий…

Таким образом, только при сочетании различных видов проверки можно дать объективную оценку знаний

Таким образом, только при сочетании различных видов проверки можно дать объективную оценку знаний

Таким образом, рейтинговая система стимулирует инициативу учащихся в выполнении заданий самостоятельно, участие в школьных олимпиадах

Таким образом, рейтинговая система стимулирует инициативу учащихся в выполнении заданий самостоятельно, участие в школьных олимпиадах

Критерии оценивания в начальной школе

Критерии оценивания в начальной школе

Грамматическое задание. «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;…

Грамматическое задание. «5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;…

Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта)

Словарный диктант Количество слов (оценивается строже контрольного диктанта)

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов

Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;…

Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала;…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017