Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Оценка 4.6
Педсоветы
doc
дефектология +1
Взрослым
29.04.2017
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Под умственной отсталостью следует понимать общее недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. .
Тема доклада: «Способы и приемы коррекции
нарушения чтения и письма учащихся начальных
классов школы VIII вида» Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма
учащихся начальных классов школы
VIII
вида.
Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и
разнообразные формы патологии,
проявляющиеся в недоразвитии
познавательной сферы. Под умственной отсталостью следует понимать общее
недоразвитие психики ребенка, в котором центральное и определяющее место
занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших
психических функций.
Коррекционная школа ставит перед учителем три основные задачи –
дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и
по труду, воспитать у них положительные личностные качества и таким
образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных
людей.
Развивающий характер обучения в коррекционной школе заключается
в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся.
Однако развитие умственно отсталых школьников без коррекции их
мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно
успешным. Поэтому обучение в специальной
школе для детей с
ограниченными возможностями здоровья носит коррекционноразвивающий
характер. В процессе коррекции происходит развитие и совершенствование
умственно отсталого ребенка.
При разработке содержания учебных предметов используются те же
принципы, приемы, способы обучения, что и в массовой школе. Однако
существует ряд специфических методических приемов, помогающих
учащимся более осознанно усваивать учебный материал (расчленение
сложного учебного материала на части, логически завершенные и связанные
между собой).
Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с
коррекцией нарушений устной речи как системы с коррекцией дефектов
звукопроизношения,
лексико
грамматического строя.
фонематической
стороны речи,
В связи с этим коррекция нарушений чтения и письма в коррекционной
школе должна быть тесно связана с развитием познавательной деятельности,
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Так, широко
используется сравнение фонетически близких звуков (при устранении
акустической, артикуляторноакустической дисграфии, фонематической
дислексии), анализ структуры предложения, звукослоговой структуры слова
(при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза), развитие зрительнопространственного анализа
и синтеза (при устранении оптической дислексии и дисграфии). Нарушения чтения у умственно отсталых школьников проявляются уже
в первом классе, т. е. раньше, чем нарушения процесса письма, которые
выявляются у этих детей, начиная со второго класса.
В связи с этим работу следует начинать с коррекции нарушений чтения,
одновременно осуществляя профилактику дисграфии, так как механизмы
дислексии и дисграфии во многом сходны.
Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия,
отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Эти
особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а
также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры,
предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Так, при слабой технике
чтения дети с задержкой психического развития всегда пытаются понять
прочитанное, прибегая, если надо, к повторному чтению. У данной категории
детей
нет желания понять, поэтому их пересказ может быть
непоследовательным и нелогичным.
В письме отмечается неудовлетворительный навык каллиграфии,
небрежность и т. п., что, по мнению специалистов, может быть связано с
недоразвитием моторики, пространственного восприятия постепенным их
углублением и расширением.
Необходимо проводить работу и над грамматическим оформлением
связной речи. Рекомендуется следующая последовательность в работе над
связным текстом:
пересказ короткого текста с иллюстрациями,
пересказ длинного текста с опорой на наглядность,
короткий рассказ по серии сюжетных картинок,
более длинный по серии сюжетных картинок,
пересказ по сюжетной картинке,
самостоятельный пересказ на заданную тему.
Процесс овладения чтением умственно отсталыми детьми протекает
замедленно, так как
усвоение букв затруднено, характеризуется
качественным своеобразием и определенными трудностями (М. Ф. Гнездилов,
В. Г. Петрова, Г. И. Данилкина, Н. К. Сорокина). В процессе овладения
чтением умственно отсталые школьники проходят те же этапы, что и в норме.
Однако, по данным Г. Я. Трошина, они овладевают ступенями чтения в три
раза дольше, чем младшие школьники из массовой школы. Ступени обучения
чтению у них значительно увеличиваются во времени, а промежутки между
ними более продолжительны.
Нарушения чтения у умственно отсталых учащихся можно представить
в виде следующих типичных проявлений:
не усвоение букв
побуквенное чтение
искажения слоговой и звуковой структуры слова
нарушения понимания прочитанного
Отмечаются разнообразные варианты побуквенного чтения. В одних
случаях дети не могут слить даже отдельные слоги, называя буквы
поочерёдно. В других – дети после изолированного называния букв
произносят слоги слияния.
При коррекции нарушений чтения и письма младших школьников
учитываю общие дидактические принципы: доступности, сознательности,
конкретности, наглядности, индивидуального подхода.
Для развития языкового анализа и синтеза, при устранении
фонематической дислексии и дисграфии, использую следующие виды заданий:
Определить границы предложения в тексте.
Придумать предложение с определённым количеством слов.
Придумать предложение по сюжетной картинке.
Определить количество слов в предложении.
Большое внимание уделяю развитию слогового анализа и синтеза, так
как умение делить слово на слоги, выделять слоги из слов и затем выделить
звук из слога помогают в дальнейшем предупредить такие ошибки на письме,
как пропуск гласных, замена гласных или их добавление. При формировании
слогового анализа предлагаю учащимся следующие виды заданий:
«Отхлопать», «отстучать» слово по слогам.
Послоговое произнесение слова сопровождать движением руки
слева направо.
Тыльной стороной ладони ощущать движение нижней челюсти.
На уроках учу детей различать гласные и согласные звуки по способу
артикуляции. Гласные звуки можно петь, тянуть они состоят из голоса.
Согласные звуки состоят из шума и голоса. Стараюсь, чтобы дети усвоили
основное правило слогового деления: сколько в слове гласных звуков,
столько и слогов. Использую сигнальные карточки красного (гласные) и
синего (согласные) цвета. При развитии слогового анализа и синтеза
выполняем задания:
Назвать гласный звук в слоге.
Поднять букву, обозначающую соответствующий звук.
Назвать гласные звуки в слове (лопата, банан).
Составить слово из разрезной азбуки.
Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
Вычерчивание слоговых схем слов.
При развитии фонематического анализа и синтеза слов проводятся
следующие упражнения: Определить количество звуков.
Образовать новые слова путем замены в слове одного звука
другим: (дом том).
Расставить картинки под цифрами 2, 3, в зависимости от
количества звуков в слове.
Также провожу игры:
«Что изменилось?»
Определить различие в рисунке.
Сложить из полосок, карандашей букву.
Сконструировать букву из пластилина, из ниток.
Узнать буквы наложенные друг на друга.
Найти букву в ряду сходных.
Письмо букв в воздухе.
Большинство учащихся при чтении допускают ошибки. Поэтому, для
облегчения овладения навыком чтения использую различные приемы:
выделение первого из согласных звуков с помощью длительной
паузы;
прибавление к первому согласному дополнительный гласный,
который обычно повторяет один из соседних гласных в слове;
пропуск одного из согласных.
Ошибки в чтении отдельных слов влекут за собой и нарушение
понимания смысловых звеньев текста. Слова, которые оказываются трудными
для восприятия, выполняют различную функцию в смысловой структуре
текста, поэтому ошибки в их чтении приводят к непониманию целого
смыслового фрагмента или смысловых оттенков отдельной фразы.
Нарушения звукопроизношения, особенно замены звуков, у умственно
отсталых детей чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отражаются на
письме. Это относится, прежде всего, к заменам звуков. Так, на этапе
постановки звука сравнивается правильное и неправильное произношение. На
этапе автоматизации этот звук сравнивается с фонетически далекими. При
дифференциации проводится сравнение отрабатываемого звука с
фонетически близкими. В процессе коррекции сравнивается звуковой состав
различных слов по количеству звуков, месте отрабатываемого звука в словах.
Работа над правильным произношением звука подготавливает ребенка к
усвоению соответствующей буквы. С другой стороны, овладение буквой
обеспечивает новую, графическую опору для закрепления звука в речи.
Нужно, чтобы к началу овладения буквой ребенок мог правильно произносить
звук и уметь выделять его из речи. При коррекции нарушений звукопроизношения у умственно отсталых
школьников необходим учет особенностей протекания их психических
процессов (замедление темпа и сужение поля восприятия, неустойчивость
внимания, слабость мотивации и интересов, контроля).
Умственно отсталые дети плохо представляют себе место звука в
словах, поэтому не могут своевременно подготовить артикуляторные органы
к правильному его произношению (в условиях его коррекции), особенно когда
звук находится в середине слова или в конце его.
В процессе автоматизации звуков рекомендуется проводить и развитие
просодической стороны речи: работу над ударением в слогах, словах, над
лексическим ударением при автоматизации звука в предложении, над
интонацией при закреплении звука в предложении, связной речи.
Особенностью этого этапа является и планирование уроков,
распределение тем. Четко планируется система занятий, в которой
предусматривается постепенное усложнение заданий и речевого материала.
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.