ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Оценка 4.7

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
02.07.2017
ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Подходы к организации уроков по литературному чтению в 1-ом классе Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Почему? Да потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его. Каждый педагог реально должен представлять себе те учебные задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста. А сделать это не так-то просто! Развитие личности читателя происходит в реалиях обычного школьного урока, на определенном предметном содержании. Каждый новый текст, заряженный на то, чтобы ребенок хотел находить новые смыслы, помогает организовать встречу автора и читателя. Эта встреча и может быть выстроена как особая деятельность, ведь в процессе осмысления ребенок не просто оценивает прочитанный текст, он учится ставить перед собой цели, придумывает пути достижения этих целей, а затем, конечно, обсуждает свой результат вместе с другими учениками класса, вместе с учителем. В ходе этой деятельности для ребенка становится значимым мнение другого человека, взрослого и маленького читателя. С одной стороны, у него формируются творческие способности, с другой – идет усвоение определенных нравственных норм. Ребенок от урока к уроку становится зрелее, поскольку в его внутреннем мире происходят изменения: он «творит» вместе с авторами разных произведений, вслушивается в их голоса, видит все новые оттенки слова. Он овладевает чувственной и рефлексивной оценкой своей деятельности. Урок литературного чтения можно рассматривать как коммуникативное событие – встречу читателей с автором, которая может что-то изменить в личности ребенка. Чтобы ребенок захотел себя изменять, учить, каждому педагогу важно понимать то, что только в определенных условиях может произойти это изменение, «взращивание» себя, Формирование и взросление читателя. Позиция ребенка никак не может быть пассивной, ведь только в созидании, в действии рождается творческая неповторимая личность, индивидуальность. На уроках литературного чтения ученик осваивает новую позицию – позицию читателя. В диалогах с авторами, с одноклассниками через пространство текстового материала в нем может открыться много каналов, через которые и потянуться ниточки от его души, его внутреннего мира к душе автора, писателя или поэта. Крайне важно, чтобы учитель понимал, что происходит с читателем на уроке, как он взрослеет, почему задает такие вопросы, почему молчит, в каком случае спорит… Многое зависит от того, как учитель владеет предметным содержанием, умеет ли он организовать читательскую и учебную деятельность на данном содержании, не нарушает ли он предметную зону, уходя в рассуждениях с детьми от истинных задач литературы к бытовым реалиям, видит ли результаты роста читателя на перспективу. Главным результатом урока является изменение внутри человека, создание нового текста, появление новых вопросов, рождение желания побежать в библиотеку за произведением какого-то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы. Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога.
Доклад.docx
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ     ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.                    Новые   социальные   запросы,   отраженные   в   ФГОС,   определяют   цели образования   как   общекультурное,   личностное   и   познавательное   развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить   учиться».   Важнейшей   задачей   современной   системы   образования является   формирование   совокупности   универсальных   учебных   действий, обеспечивающих   компетенцию   «научить   учиться»,   а   не   только   освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.   Как   же   построить   урок,   чтобы   реализовать   требования   Стандартов второго поколения?   Для построения урока в  рамках ФГОС  НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.  1.  Цели   урока  задаются   с   тенденцией   передачи   функции   от   учителя   к ученику. 2.   Учитель   систематически   обучает   детей  осуществлять   рефлексивное действие  (оценивать   свою   готовность,   обнаруживать   незнание,   находить причины затруднений и т.п.)  3.   Используются  разнообразные   формы,   методы   и   приемы   обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.  4.   Учитель   владеет  технологией   диалога,   обучает   учащихся   ставить   и адресовать вопросы.  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит   контрольно­оценочной деятельности у обучающихся).  7. Учитель добивается  осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.  8. Учитель стремиться  оценивать реальное продвижение  каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.  10.   Учитель   принимает   и   поощряет,   выражаемую   учеником,  собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.  11.   Стиль,   тон   отношений,   задаваемый   на   уроке,   создают  атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие  «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)   Подходы к организации уроков по литературному чтению в 1­ом классе  формирование   специальное Урок   литературного   чтения   –   особый   урок,   важный   для  развития личности   читателя,   помогающий   сориентироваться   нашим   детям   в огромном   количестве   книг,   произведений,   авторских   имен.   Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным.   Почему?   Да   потому   что   ребенка   необходимо   «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его. Каждый   педагог   реально   должен   представлять   себе   те   учебные   задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста. А сделать это не так­то просто! Развитие личности читателя происходит в реалиях обычного школьного урока,   на  определенном   предметном   содержании.   Каждый   новый   текст, заряженный на то, чтобы ребенок хотел находить новые смыслы, помогает организовать встречу автора и читателя. Эта встреча и может быть выстроена как   особая   деятельность,   ведь   в   процессе   осмысления   ребенок   не   просто оценивает   прочитанный   текст,   он   учится   ставить   перед   собой   цели, придумывает пути достижения этих целей, а затем, конечно, обсуждает свой результат вместе с другими учениками класса, вместе с учителем. В ходе этой деятельности   для   ребенка   становится   значимым   мнение   другого   человека, взрослого   и   маленького   читателя.   С   одной   стороны,   у   него   формируются творческие   способности,   с   другой   –   идет   усвоение   определенных нравственных норм. Ребенок   от   урока   к   уроку   становится   зрелее,   поскольку   в   его внутреннем   мире   происходят   изменения:   он   «творит»   вместе   с   авторами разных  произведений, вслушивается  в  их  голоса,  видит  все  новые   оттенки слова.   Он   овладевает   чувственной   и   рефлексивной   оценкой   своей деятельности. Урок литературного чтения можно рассматривать как коммуникативное событие – встречу читателей с автором, которая может что­то изменить в личности   ребенка.   Чтобы   ребенок   захотел   себя   изменять,   учить,   каждому педагогу   важно   понимать   то,   что   только   в   определенных   условиях   может произойти это изменение, «взращивание» себя, Формирование и взросление читателя. Позиция ребенка никак не может быть пассивной, ведь только в созидании,   в   действии   рождается   творческая   неповторимая   личность, индивидуальность. На  уроках  литературного  чтения  ученик  осваивает   новую  позицию  – позицию   читателя.   В   диалогах   с   авторами,   с   одноклассниками   через пространство текстового материала в нем может открыться много каналов, через которые и потянуться ниточки от его души, его внутреннего мира к душе автора, писателя или поэта. Крайне важно, чтобы учитель понимал, что происходит   с   читателем   на   уроке,   как   он   взрослеет,   почему   задает   такие вопросы, почему молчит, в каком случае спорит… Многое зависит от того, как   учитель   владеет   предметным   содержанием,   умеет   ли   он   организовать читательскую и учебную деятельность на данном содержании, не нарушает ли он   предметную   зону,   уходя   в   рассуждениях   с   детьми   от   истинных   задач литературы   к   бытовым   реалиям,   видит   ли   результаты   роста   читателя   на перспективу. Главным   результатом   урока   является   изменение   внутри   человека, создание   нового   текста,   появление   новых   вопросов,   рождение   желания побежать в библиотеку за произведением какого­то автора или стремление продолжать диалог, начатый на уроке, вне школы. Этот результат – особый духовный продукт, который сопряжен с глубокой внутренней деятельностью каждого ребенка, каждого участника диалога.  Урок   развивающего   обучения   имеет   постоянную   психологическую структуру.   Такой   урок   начинается   с   особой   ситуации   –   установления контакта   между   детьми   и   учителем,   создания   атмосферы   доверия, доброжелательности.   Учитель   «как   бы»   протягивает   руку   каждому   из учеников и приглашает к сотрудничеству, к диалогу. Этот психологический момент организации учебной деятельности особенно важен в 1 классе, когда ребенок   еще   не   знает   своих   собеседников,   не   умеет   вступать   в   диалог.   В данном случае ученикам нельзя сразу предлагать решать учебную задачу, они могут   оказаться   неготовыми   к   работе,   поскольку   для   этого   не   создано благоприятной почвы. Атмосфера стихийности только повредит дальнейшему течению учебного процесса, осложнит организацию учебной деятельности. После   установления   межличностного   контакта,   создания   атмосферы доверия можно включать учеников в предметную деятельность – знакомить с новым литературным произведением. С течением времени этот процесс станет естественным,   знакомым,   ученики   его   будут   ожидать   как   новое коммуникативное событие, как встречу с новым интересным автором. Для   того   чтобы   каждому   ребенку   было   интересно   воспринимать   и осмысливать новое произведение, учитель часто прибегает к созданию особой проблемной ситуации, он интригует учеников ситуацией неопределенности, незнания   того,   что   ученикам   самим   предстоит   узнать,   разгадать,   понять   в тексте, значит, «уловить авторский замысел». Такую   проблемную   ситуацию   можно   создать   с   опорой   на   авторский текст, который предлагается не только для чтения, но и исследования. Выбор текста крайне важен, поскольку в нем должна быть спрятана какая­то загадка, интересная   авторская   задумка,   идея,   которую   хочется   понять,   разгадать, которая   приводит   читателей   к   размышлению,   к   диалогу   с   автором   и собеседниками. Именно такая ситуация «вхождения» в новый непонятный пока текст требует   вступления   учеников   в   особые   диалоговые   отношения.   Сложность диалога   на   уроках   литературного   чтения   заключается   в   наличии   между собеседниками персоны автора, которая как бы незримо будет присутствовать во   время   обсуждения,   открытия   новых   авторских   приемов…   Автор   –   то важное лицо, без которого невозможен диалог с читателем. Если ученикам хочется узнать смысл заявленного произведения, они будут вступать в диалог по поводу прочитанного, будут задавать вопросы, ставить перед собой задачи, стремиться   к   их   решению.   Так   возникает   учебно­познавательный   мотив, который подталкивает детей к деятельности. На   этом   этапе   учителю   необходимо   организовать   учебные   действия детей по анализу и интерпретации литературного произведения, именно эти действия   будут   направлены   на   решение   поставленной   проблемы.   Формы работы   на   уроке   могут   быть   различны:   фронтальная,   групповая,   парная, комбинированная.   Учитель   должен   быть   предельно   внимателен   к   тем высказываниям детей, которые последуют после чтения текста, к гипотезам, высказываемым   учениками   по   желанию.   Все   эти   детские   открытия обязательно   фиксируются   на   классной   или   интерактивной   доске   в   виде вопросов, которые предстоит решать в совместном поиске. Учитель, зная предметное содержание, выстраивает диалог на уроке в соответствии   с   задачами   литературного   образования.   Здесь   важна   логика ведения диалога по анализу и интерпретации произведений. Ведь в процессе учебного диалога дети самостоятельно «строят новое знание» – овладевают в практической   деятельности   новыми   теоретическими   понятиями,   которые необходимы для освоения, осознания художественных образов. Коллективная   деятельность   детей   постепенно   может   переходить   в индивидуальную. Ученики самостоятельно читают, размышляют, создают свои тексты, записывают вопросы, иллюстрируют произведения. Эта мыслительная деятельность  необходима для индивидуального  творческого  роста каждого читателя.  Что   же   может   стать   кульминационным   моментом   урока?   Разгадка замысла…   Мы   не   утверждаем,  что   на   каждом   уроке  должно   быть   полное совпадение точек зрения читателей. Это как раз не главное. Главное то, что учитель   умело   ведет   своих   учеников   к   тому   моменту,   когда   происходит предельное приближение к авторской идее. До конца разгадать то, что хотел сказать автор, невозможно! Но приблизиться к его особому взгляду на мир, попытаться глубже понять его точку зрения, вступить во внутренний диалог с персонажами, безусловно, можно и важно. Максимальное приближение к авторскому замыслу, осознание особой точки   зрения   –   это   и   есть   открытие   нового   понимания   художественного произведения,   новых   способов   исследования   творческой   мастерской писателей и поэтов. Это разрешение возникших на уроке противоречий, это рождение иного читательского взгляда на авторскую идею, главную мысль. В такой момент можно услышать эмоциональные отклики читателей, ощутить изменения   во   внутреннем   мире,   сопряженные   с   пониманием   авторских интонаций, оттенков смысла. На данном этапе может быть построена модель, которая   помогла   детям   вникнуть   в   новые   изобразительные   средства авторского   самовыражения,   помогла   освоить   границы   новой   литературной формы – жанра изучаемого произведения. На   данном   этапе   учитель   видит,   как   изменяются   его   ученики,   что каждый   из   них   открыл   нового   лично   для   себя   в   этом   произведении, почувствовал ли красоту авторского слова. Кстати, на данном этапе у детей могут   возникнуть   новые   вопросы   по   творчеству   какого­то   автора.   Ведь знакомство с ним только начинается, а процесс познания бесконечен. Наконец,   на   уроке   может   быть   поставлена   точка   особого   рода.   Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях, в диалоге об авторском замысле   должна   прослеживаться   завершенность.   Этот   момент   является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и  внешне,  нашли  ли   ответы  на  поставленные   ранее   вопросы,  пришли   ли  к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы.   Такое   обсуждение   отличается   логичностью,   конструктивным, деловым характером. Каждый читатель старается пояснить, какой вклад внес именно он в общую деятельность класса, группы. Каждый ученик стремится понять   и   пояснить   важность   его   участия   в   исследовании   литературного текста, авторского замысла. Дополнительная литература  по реализации ФГОС в начальной школе: 1.   Матвеева   Е.   И.   Литературное   чтение.   1­4классы:   учим   младших школьников понимать художественный текст. М.: Эксмо, 2007. – 228 с. 2.  Матвеева   Е.   И.  Литературное   чтение.   1­4   классы:   Учим   младших школьников писать сочинения разных жанров. М.: Эксмо, 2007. – 228 с. 3. Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1­4 классы: М.: Эксмо, 352. – 228 с. 4. Матвеева Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Деятельностный подход   на   уроках   литературного   чтения   в   условиях   перехода   на   новые образовательные стандарты. – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 128 с. 5.   Матвеева   Е.   И.,   Панкова   О.   Б.,   Патрикеева   И.   Е.   Формирование системы критериального оценивания в начальной школе. – М.: Московский центр качества образования, 2010. – 128 с.             6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:   от   действия   к  мысли:  пособие   для  учителя  . ­  А.Г.  Асмолов,  Г.В. Бурменская,   И.А.   Володарская   и   др.;   под   редакцией   А.Г.   Асмолова   М.: Просвещение, 2009.)

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.

ДОКЛАД   Тема: ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ    ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ    ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.07.2017