Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»
Оценка 4.9

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Оценка 4.9
Лекции
doc
математика
9 кл—11 кл
13.05.2018
Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»
Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен будет этот процесс, зависит наш результат. Поэтому необходимо провести большую работу и учителю, и учащимся для достижения намеченной цели - сдачи ГИА на достойном уровне.Выступление на семинаре учителей математики и тьюторов по подготовке к ГИА по математике в 2018 году
доклад на РЕСПУБЛИКАНСКИЙ семинар 2018.doc
Доклад «Из опыта преподавания математики  и подготовки учащихся к ГИА».              Подготовка к школьным выпускным экзаменам и в особенности к ЕГЭ – это   всегда   ответственный   процесс.   И   от   того,   насколько   грамотно   построен будет этот процесс, зависит наш результат. Экзамен ЕГЭ и ОГЭ по математике при   правильной   подготовке   хорошо   может   сдать   каждый.   Формула   успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать   с   фундаментальной   подготовкой,   формируя   системные   знания   и навыки.              В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на   первый   взгляд   незаметны   и   их   немного,   но   обязательно   включаются разработчиками   в   ЕГЭ.   Однако   даже   в   таких   нетиповых   заданиях   можно выделить   шаблоны,   что   позволяет   подготовленному   правильным   образом ученику   уметь   распознавать   ход   мыслей   составителя   и   часто   обыгрываемые типы каверзных задач.                            Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям   можно   отнести   правильность   оформления   заданий,   тактика   и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также   банальная   невнимательность.   Эти   и   масса   других   особенностей   и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется   столкнуться   школьнику   на   экзамене,   кроме   фундамента   уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ.                                Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ОГЭ нужна тренировка, тренировка   и   еще   раз   тренировка.   Довести   решение   задач   до   автоматизма. Видеть единственный возможный вариант ответа среди четырех предложенных.                                Подготовленность   к   чему­либо   понимается   как   комплекс приобретенных   знаний,   навыков,   умений,   качеств,   позволяющих   успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:  ­информационная   готовность   (информированность   о   правилах   поведения   на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); ­предметная   готовность   или   содержательная   (готовность   по   определенному предмету, умение решать тестовые задания); ­психологическая   готовность   (состояние   готовности   –   "настрой",   внутренняя настроенность   на   определенное   поведение,   ориентированность   на целесообразные   действия,   актуализация   и   приспособление   возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).          У меня сложилась определенная система подготовки учащихся к итоговой аттестации. Большое внимание в своей   работе уделяю самообразованию для грамотной и квалифицированной подготовки учащихся к ЕГЭ. Работа с детьми по ликвидации пробелов знаний, повышает успешность изучения математики. Программа   предусматривает   различные   виды   деятельности:   организационно­ методическую работу, повышение профессиональной компетентности педагога, изучение   документов   федеральных,   региональных,   муниципальных   органов образования,   федерального   института   педагогических   измерений,   работу   с учащимися и их родителями.          Одним   из   направлений   организационно­методической   работы   является создание   банка   тестовых   заданий,   подбор   учебно­методической   литературы. Приобретаю   учебно­методические   пособия   ФИПИ   и   пособия,   авторами которых   являются   разработчики   контрольно­измерительных   материалов. Эти пособия   позволяют   эффективно   организовать   фронтальную   работу   в   классе, самостоятельную   работу   дома,   осуществлять   дифференцированный   и индивидуальный подход. Составлять свои тестовые задания. В работе использую банк   открытых   задач,   демонстрационные   варианты,   варианты   репетиционных экзаменов.              Другое направление организационно­методической работы – освоение тестовых технологий. Использование этих технологий в практике позволяет мне существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ. Задания в форме тестов   имеют   свои   как   положительные   так   и   отрицательные   стороны. Использование   тестовой   формы   контроля   не   всегда   даёт   представление   о качестве     и   глубине   знаний,  о  математических  способностях   ученика.  Тесты должны   использоваться   умело   в   соответствии   с   возрастными   особенностями учащихся   в   нужном   месте   и   определённых   временных   рамках.   Сами   тесты должны   быть   грамотными,   поэтому   я     тщательно   подхожу   к   их   отбору   и составлению,   разумно   сочетая   традиционные     и   тестовые   технологии.       Использую   тестовые   технологии   на   этапах   изучения   нового   материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности.          Третье   направление   –   повышение   профессиональной   компетентности педагога. Ежегодно я прохожу обучение на семинарах по подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Информационное обеспечение осуществляю через уголки   подготовки   к   итоговой   аттестации.   В   них   размещаю   положение   об итоговой аттестации, образцы бланков, инструкции по их заполнению, правила поведения   на   ЕГЭ,   права   учащихся   во   время   проведения   ЕГЭ,   порядок проведения  апелляции, советы   учащимся  и  их  родителям, демонстрационные варианты,   кодификаторы,   спецификации.   На   методических   объединениях совместно с другими учителями математики   проводим изучение нормативной документации. Участвую в родительских собраниях совместно с учащимися, с приглашением администрации, психолога, учителей предметников.   На них мы информируем родителей о структуре и содержании контрольно­измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки   к   ЕГЭ   и   уровне   готовности   каждого   выпускника.   Оказываем ученикам   и   их   родителям   психологическую   помощь   в   ходе   подготовки   и проведения аттестации.        Подготовка к сдаче ЕГЭ по математике должна идти через приобретение и освоение конкретных математических знаний. Только это обеспечит выпускнику успешную сдачу экзамена. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ЕГЭ. Первый принцип – тематический. Эффективнее выстраивать такую подготовку, соблюдая принцип от простых типовых заданий к сложным. Второй принцип – логический. На этапе освоения знаний необходимо подбирать материал   в   виде   логически   взаимосвязанной   системы,  где   из   одного   следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала. Третий принцип  – тренировочный. На консультациях учащимся предлагаются тренировочные   тесты,   выполняя   которые   дети   могут   оценить   степень подготовленности к экзаменам. Четвёртый   принцип  –   индивидуальный.   На   консультациях   ученик   может   не только   выполнить   тест,  но   и   получить   ответы   на   вопросы,   которые   вызвали затруднение. Пятый  принцип  –  временной. Все  тренировочные  тесты  следует  проводить   с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя ­ за какое время сколько заданий они успевают решить. Шестой принцип – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.             Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического   мышления,   самостоятельной   работы,   самоорганизации   и самоконтроля.              Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить   свободно,   без   страха,   творчески.   Стараюсь   давать   возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.         Более подробно остановлюсь на формах работы в ходе непосредственной подготовки   учащихся   10­11   классов   к   ЕГЭ.   Провожу   спецкурсы   и индивидуальные консультации после уроков, в строго определённое  время. Они охватывают как сильных учащихся, с которыми разбираем задания повышенной сложности,   так   и       слабоуспевающих   учащихся,   с   которыми   отрабатываем базовые знания умения и навыки. Разбираем демонстрационный вариант и задачи из   открытого   банка,   а   также   тестовые   задания.   Знакомлю   с   системой оценивания,   даю   советы   по   организации   работы   над   тестом.   Провожу тренировочные работы в классе, затем ученики самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.   Ряд   вопросов,   таких   как   свойства   функций,   решение логарифмических   неравенств,   решение   простейших   тригонометрических уравнений,  решение   рациональных  неравенств,  использование   оценки  левой   и правой   частей   уравнения   вызывают   серьёзные   затруднения    учеников.   Над этими темами ведется более углубленная работа.         Устный счет – один из важных приемов при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике.                          В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. Устная работа на уроках имеет большое значение – это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. В начальной школе они сводились в   основном   к   вычислениям,   поэтому   за   ними   закрепилось   название   “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно   и   велико   за   счет   введения   алгебраического   и   геометрического материала,   а   также   за   счет   большого   внимания   к   свойствам   действий   над числами и величинами.             Важность и необходимость устных упражнений велика в формировании вычислительных   навыков   и   в   совершенствовании   знаний   по   нумерации,   и   в развитии   личностных   качеств   ученика.   Создание   определённой   системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.               Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в   начальной   школе   или   в   5­6  классах,   имея   своей   главной   целью   отработку вычислительных навыков. В связи с введением обязательного ЕГЭ и ОГЭ по математике   возникает   необходимость   научить   учащихся   старших   классов решать быстро и качественно задачи базового уровня. При этом необыкновенно возрастает роль устных вычислений и вычислений вообще, так как на экзамене не   разрешается   использовать   калькулятор   и   таблицы.   Заметим,   что   многие вычислительные операции, которые мы имеем обыкновение записывать в ходе подробного   решения   задачи,   в   рамках   теста   совершенно   не   требуют   этого. Можно научить учащихся выполнять простейшие (и не очень) преобразования устно. Конечно, для этого потребуется организовать отработку такого навыка до автоматизма. Для   достижения   правильности   и   беглости   устных   вычислений, преобразований,   решения   задач   в   течение   всех   лет   обучения   в   среднем   и старшем звене на каждом уроке необходимо отводить 5­7 минут для проведения упражнений   в   устных   вычислениях,   предусмотренных   программой   каждого класса.           Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют   осознанного   усвоения   учебного   материала;   при   их   выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.          Устные упражнения как этап урока имеют свои задачи: 1)   воспроизводство   и   корректировка   знаний,   умений   и   навыков   учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя; 2) контроль состояния знаний учащихся; 3) автоматизация навыков простейших вычислений и преобразований.          Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Чтобы навыки   устных   вычислений   постоянно   совершенствовались,   необходимо установить   правильное   соотношение   в   применении   устных   и   письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислить трудно.            Если в 5­6 классах устный счет – это выполнение действий с числами: натуральные   числа,   обыкновенные   дроби,   десятичные   дроби   ,   то   в   старших классах – это могут быть совершенно различные операции, навык выполнения которых надо довести до автоматизма.            Практика   показала,   что   систематическая   работа   с   УС   способствует значительному   повышению   продуктивности   вычислений   и   преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений,   линейных   неравенств   и   неравенств   2­ой   степени,   разложение   на множители,   построение   графиков   функций,   преобразования   иррациональных выражений   и   другие.   Эти   операции   переходят   из   разряда   самостоятельной задачи   в   разряд   вспомогательной   и   становятся   инструментом   (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.                 Итак, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий   (их   можно   найти   в   разнообразных   пособиях   по   ЕГЭ)   с   выявлением имеющихся   пробелов   в   знаниях.   Однако   в   условиях   недостатка   времени   не всегда   удается   провести   полноценную   самостоятельную   подготовку   – перегруженному старшекласснику сложно каждый день выделять по нескольку часов на решение заданий. Но необходимо, чтобы подготовка была ежедневной, и в этом помогают дополнительные способы освоения теории, рассчитанные на занятия­пятиминутки.   В   своей   работе   активно   использую   ИКТ   технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые очень эффективно  помогают в подготовке  к экзамену и мне, как учителю  и  моим ученикам. В течение   года провожу   тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СТАТГРАД, РЕШУ ЕГЭ, где работы максимально приближены к КИМам ЕГЭ. Стараюсь создать реальные условия проведения   ЕГЭ.   Опыт   свидетельствует   о   том,   что   такая   организация деятельности   позволяет  выпускникам  регулировать     темп своей     работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет   веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.            Думаю, что положительная динамика при изучении математики  и сдачи ЕГЭ происходит за счет высокого профессионализма, хорошо сорганизованной работы   учащихся,   активное   внедрение   новейших   технологий,   такие   как интерактивное обучение, информационно­коммуникативные технологии, а так же   некоторые   приемы   и   методики   из   коллективно­учебных   занятий, индивидуально­ориентированного   обучения.   Хорошие   результаты   ЕГЭ   по математике   позволили   выпускникам   школы   успешно   решить   свои   жизненные планы.

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА»

Доклад учителя математики, тьютора МБОУ СОШ №1 станицы Гиагинской по  теме "Из опыта преподавания математики и подготовки учащихся  к ГИА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2018