Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Оценка 4.9
Лекции
docx
история +2
Взрослым
09.04.2019
«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро-сколько возможно больше и сколько возможно лучше.»
Н.А. Добролюбов.
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству»
В. Г. Белинский.
I. Патриотизм (греч-родина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский, патриотический долг перед Отечеством.
Доклад.docx
Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского
долга, патриотизма важнейшие духовнонравственные и социальные ценности
«… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей
страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добросколько возможно больше и
сколько возможно лучше.»
Н.А. Добролюбов.
«Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству»
В. Г. Белинский.
I. Патриотизм (гречродина): моральная позиция, выражающаяся в любви к родине, гордости за ее успехи и
достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на
помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее
независимость и свободу. Патриотизм выражается и в критическом отношении к существующей социальной
несправедливости, в желании отдать свои силы для ее ликвидации и для процветания и благополучия
отечества. Вместе с тем патриотизм предполагает и уважительное отношение к другим народам и их
культурам, исключающее высокомерие, чувство превосходства над ними, признание прав народов на свою
независимость и самостоятельность. Чувство патриотизма помогает человеку осознать свою принадлежность к
той или иной культуре, усвоить ее богатства, без чего он не может состояться как личность.
Защита Отечества является долгом и обязанностью его граждан. Высшее проявление его – гражданский,
патриотический долг перед Отечеством.
Коренные преобразования в стране конца XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей
истории России, сопровождаются изменениями в социальноэкономической, политической и духовной сферах
общества и сознании ее граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства,
образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Средства массовой информации
пропагандируют сегодняшним мальчишкам и девчонкам идеалы, которые несут прибыль, деньги, развлечения,
насилие, безнравственность.
Вы можете себе представить компьютерную игру, где дети подражают Тимуру и его команде? А кто из
мальчишек сейчас мечтает о карьере военного? Критический подход к российской действительности,
"русскому национальному характеру" понимался многими философами нашего отечества не просто как
совместимый с российским патриотизмом – он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого
патриотизма. В. Розанов писал: «...болит душа за Россию... болит за её нигилизм. Если "да" (т.е. нигилизм) –
тогда смерть, гроб. Тогда не нужно жизни, бытия.» Если Россия будет нигилистичной" – то России нужно
перестать быть, и нужно желать, чтобы она перестала быть... Вот где зажата душа. Но как "нигилизм" пройдет,
когда почти все нигилистично? даже мальчики? гимназисты?». Не та же проблема мучит нас и сегодня? Мы
стоим у края пропасти, вот почему сегодня нравственнопатриотическое воспитание становится
первостепенной задачей.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация
общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание
большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие
российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала
все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.
Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм коегде стал
перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В
общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам брака и
семьи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы.
Еще в школьные годы учитель по истории и обществознанию вбивал нам в головы прописные истины: «…
государство не может существовать без базиса и надстройки. Базисэто экономика страны, а надстройка – это
идея, дух, так сказать внутренний мир, идеологическая политика госдарства.»
Воспитывая молодое поколение мы обязаны противопоставить искуственносозданным ценностям – истину. А
истина заключается в том, что Воспитание и развитие у школьников гражданского долга,патриотизма
важнейшие духовнонравственные и социальные ценностиза деньги нельзя купить три вещи: любовь, друзей и
1 здоровье. На первом месте стоит любовь. Любовь к матери, детям, земле ….. родине. Любовь к родине
называется патриотизмом. Человек любит не потому что … а вопреки всему. И нет таких слов, которые бы
смогли объяснить этот феномен.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и
готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как
важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах,
нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по
формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству,
готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами
гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное
время.
Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы
впитываем с детства “с молоком матери”.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает
и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе
патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших
сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях,
необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу
ребенка.
Овладение теорией и практикой военнопатриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к
военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач
педагогического коллектива учебного заведения, военнопатриотической работы в школе.
Создание системы военнопатриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие
социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения,
направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики,
науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки
для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к
настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Составной частью патриотического воспитания является военнопатриотическое воспитание молодежи в
соответствии с Федеральным законом “О воинской обязанности и военной службе”. Оно направленно на
формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно
патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым
гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение
требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков
для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой
систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся
высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению
гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Военнопатриотическое воспитание
целенаправленная и
скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по
формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по
защите интересов Родины.
Цель военнопатриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма, как
важнейших духовнонравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых
качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в
– многоплановая,
систематическая,
2 процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и
воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:
– проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для
эффективного военнопатриотического воспитания молодежи;
– утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к
культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной,
особенно военной, службы;
– создание новой эффективной системы военнопатриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные
условия развития у молодежи верности к Отечеству, готовности к достойному служению обществу и
государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;
– создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы военно
патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других
войск, воинских формирований и органов.
II. Содержание военнопатриотического воспитания
Содержание военнопатриотического воспитания, определяемое его целью и задачами, обусловливается
особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной,
социальнополитической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения,
главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании военнопатриотического воспитания можно выделить два основных,
тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально
педагогической направленностью. Он основывается на таких элементах, как позитивные мировоззренческие
взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим
проблемам, важнейшие духовнонравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к
законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и
обеспечению безопасности его граждан и другие).
Социальнопедагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только
сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями,
интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение
более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим,
связанным с ней, видам государственной службы.
Любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость,
самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.
В современных условиях в содержании военнопатриотического воспитания подростков в качестве
приоритетных выделяются следующие духовнонравственные ценности:
– гражданственность;
– общенациональное в государственном масштабе;
– приоритет общественногосударственных интересов над личными;
– лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
– патриотизм, преданность своему Отечеству;
– преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
формирований и органов;
– самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
– гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
– социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.
Система этих и других ценностей является важным фактором создания современного общества.
Патриотизм – это олицетворение любви к своей Родине, сопричастность с ее историей, природой,
достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости,
составляющими духовнонравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и
3 потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм
представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовнонравственную основу их
жизнеспособности и эффективного функционирования.
III. Основополагающие принципы и направления их реализации
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач военно
патриотического воспитания, относятся признание высокой социальной значимости гражданственности,
преданность органам государственной власти, патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству,
необходимость создания реальных возможностей осуществления целенаправленных усилий для их развития у
российской молодежи.
Среди основополагающих принципов военнопатриотического воспитания, представляющих собой исходные
руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:
научность;
гуманизм;
демократизм;
приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
системность,
преемственность и непрерывность в развитии молодежи, с учетом особенностей ее различных
категорий;
направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе
индивидуального подхода.
Духовнонравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых
процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих
принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает: развитие высокой культуры и
образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству,
формирование высоконравственных, профессиональноэтических норм поведения, самоотверженности,
ответственности и коллективизма.
Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с
ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за
происходящее в обществе и государстве. Оно включает: изучение многовековой истории Отечества, места и
роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его
защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших
народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность
страны.
Патриотическое – воспитание важнейших духовнонравственных и культурноисторических ценностей,
отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального
самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и
преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям
и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному
служению обществу и государству.
Профессиональнодеятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду,
связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессиональнотрудовых качеств
в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы,
цели и задачи, ценностные ориентации профессиональнодеятельностной самореализации личности,
профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность
результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей,
умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.
4 Психологическое – формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к
выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы
и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств,
необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части. Оно включает: изучение
и прогнозирование социальнопсихологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику
негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности,
преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий
личного состава, каждой личности, индивидуальновоспитательная работа в процессе профессионального
отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях, представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся,
передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в
виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с
выполнением учебнобоевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшими воинскими традициями, оказывающими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь,
являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и ВоенноМорскому флагу, служение интересам
народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою
ради достижения общей победы; массовый героизм и мужество в период, когда решается судьба независимости
Отечества; воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы; демократизм
взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к поверженному врагу,
населению зарубежных стран и пленным.
Воспитание на воинских традициях включает: активное использование героических достижений, боевых
традиций отечественных прославленных полков и дивизий для показа воинской доблести и славы воинов;
приобщение ветеранов Великой Отечественной войны, участников вооруженных конфликтов к основным
мероприятиям военнопатриотического воспитания; возрождение и обеспечение преемственности в создании и
разработке образцов военной формы одежды, знаков воинской и иной символики и геральдики Вооруженных
Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; насыщение воинских ритуалов эмоционально
окрашенным чувством гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ, другим войскам, своему виду,
роду войск, соединению, части и т. д.
Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической
деятельности целью, задачами, духовнонравственными и мировоззренческими основами, принципами,
формами и методами военнопатриотического воспитания.
Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской
ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами,
способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое
воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает
высоким уровнем комплексности.
Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого –
воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным
страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она
обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Особо стоит отметить направление “Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского
отношения к Отечеству. С этой целью проводятся: смотр песни и строя, встречи с участниками Великой
Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии и безусловно классные часы и тематические
праздники. Все это в той или иной форме форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины,
задуматься о своем вкладе в её процветание.
Большую помощь в подготовке мероприятий по военнопатриотическому воспитанию оказывают классные
руководители, воспитатели, преподаватель ОБЖ, учитель физического воспитания, учитель музыки, учителя
истории, педагогиорганизаторы.
Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы и операция “Память” (возложение
цветов к памятникам павшим в боях), и поздравление ветеранов на дому и концерт 9 Мая.
5 Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей “малой родине”,
патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до
общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм
всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей,
именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и
поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве
важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности,
готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление –
цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме
гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.
6
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Доклад "Воспитание и развитие у воспитанников ГКССУВОУДОДПЗТ гражданского долга, патриотизма - важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.