Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»
Оценка 4.8

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Оценка 4.8
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.05.2017
Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»
Говорим ли мы о необходимости «научить», «воспитать», «привить» и т.д. и т.п., все равно приходим к одному и тому же - это можно выполнять, только имея высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить задачу невозможно. Следовательно, уважаемый читатель, вы, как директор школы, прежде всего должны дать оценку каждому члену своего педагогического коллектива. А если говорить точнее, дать даже две оценки: как учителю и как воспитателю. Для того чтобы оценить работу учителя и воспитателя, надо сначала определить некие параметры этой оценки, то есть понять, «что такое хорошо и что такое плохо». За годы работы директором школы я посетил и проанализировал многие сотни уроков, среди которых были и просто блестящие, достойные, чтоб их собрали в одну книгу и издали как «хрестоматию»; и обычные, добротные, «рабочие» уроки; и уроки, откровенно неудачные. Уверен, что все это имеет место в жизни любого учителя, в том числе у вас, уважаемый читатель. Но была одна довольно странная закономерность: самое трудное для учащихся почти всегда не разъяснялось, а считалось само собой разумеющимся. Очень часто приходилось слышать на уроке фразу: «Миша, ты совсем не думаешь!» или «Петя, подумай как следует!» и т.п. Но лично мне ни разу не пришлось услышать объяснения, а как это «подумать?» Говоря взрослым языком - каков алгоритм действия, чтобы заставить себя думать? Странная вещь. Когда ребенку дарят заводную игрушку, ему объясняют, что надо сделать, чтобы, например, машина поехала: «Возьми ключик, вставь в отверстие, поверни несколько раз, поставь машину на пол, нажми рычажок, - она поедет. Теперь сделай сам!» Что вы объяснили? Алгоритм действия, порядок и последовательность его исполнения, потом поупражняли. А в школе все говорят: «Подумай!», но мало кто объясняет, «как» это надо делать.
доклад высокая квалиф..doc
Муниципальное  казенное учреждение дополнительного образования  Усть­Удинский районный Дом детского творчества Доклад  на семинаре для педагогов дополнительного образования на тему «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха» Подготовил: методист  по учебной работе  ДДТ Красотенко О.В. 2017 г. Высокая квалификация педагогических кадров ­ залог успеха Говорим ли мы о необходимости «научить», «воспитать», «привить» и т.д. и т.п., все равно приходим   к   одному   и   тому   же   ­   это   можно   выполнять,   только   имея   высококвалифицированных педагогов. Без их наличия решить задачу невозможно. Следовательно, уважаемый читатель, вы, как директор   школы,   прежде   всего   должны   дать   оценку   каждому   члену   своего   педагогического коллектива. А если говорить точнее, дать даже две оценки: как учителю и как воспитателю.    Для   того   чтобы   оценить   работу   учителя   и   воспитателя,   надо   сначала   определить   некие параметры этой оценки, то есть понять, «что такое хорошо и что такое плохо». За годы работы директором школы я посетил и проанализировал многие сотни уроков, среди которых были и просто блестящие,   достойные,   чтоб   их   собрали   в   одну   книгу   и   издали   как   «хрестоматию»;   и   обычные, добротные, «рабочие» уроки; и уроки, откровенно неудачные. Уверен, что все это имеет место в жизни любого учителя, в том числе у вас, уважаемый читатель. Но была одна довольно странная закономерность: самое трудное для учащихся почти всегда не разъяснялось, а считалось само собой разумеющимся. Очень часто приходилось слышать на уроке фразу: «Миша, ты совсем не думаешь!» или «Петя, подумай как следует!» и т.п. Но лично мне ни разу не пришлось услышать объяснения, а как это  «подумать?» Говоря  взрослым  языком ­  каков алгоритм  действия, чтобы заставить себя думать? Странная вещь. Когда ребенку дарят заводную игрушку, ему объясняют, что надо сделать, чтобы, например, машина  поехала: «Возьми  ключик, вставь в отверстие, поверни  несколько  раз, поставь машину на пол, нажми рычажок, ­ она поедет. Теперь сделай сам!» Что вы объяснили? Алгоритм действия, порядок и последовательность его исполнения, потом поупражняли. А в школе все говорят: «Подумай!», но мало кто объясняет, «как» это надо делать. Примерно   двадцать   лет   назад   многие   педагогические   коллективы   пришли   к   выводу,   что ребенка   надо   «учить   учиться».   Учить   думать,   объяснять,   как   это   делается;   отрабатывать общеучебные умения и навыки; давать правила запоминания и тому подобное. Многие школы просто брали эту тему в качестве основной методической на несколько лет. Думаю, что будет правильным оценивать   работу   учителя   по   конечному   результату,   то   есть   научил   ученика   или   не   научил, соответствуют знания ученика установленным государственным стандартам или не соответствуют.   В  первой  части   предыдущей  брошюры  (первой   части  «Книги  для  начинающего   директора школы или для того, кто хочет им стать», которая адресована только что назначенным директорам. Примеч. ред.)  говорилось о необходимости наличия таблицы, из которой видно, что представляет собой ваш педагогический коллектив с точки зрения «тарифно­квалификационных характеристик», т.е. с точки зрения квалификационных категорий и разрядов. Кроме того, целый учебный год вы посещали   уроки   своих   коллег,   анализировали   их,   возглавляли   экзаменационную   комиссию   в   11­х   классах   и  могли   видеть   уровень   знаний   выпускников.  Будем   считать,  что   этого   достаточно только   для   предварительной   оценки   работы   учителя.   Ведь,   может   быть,   вы   присутствовали   на уроках по теме, крайне «неудобной» для учителя. Теперь, на втором году работы директором вы, исходя   из   раздела   «Внутришкольный   контроль»   годового   плана   работы   школы,   планируете посещение уроков сразу на первое полугодие. Отвечу   на   вопрос,   часто   задаваемый   руководителями:   «Надо   ли   заранее   предупреждать учителя о посещении урока или уроков?» Рассмотрим два варианта вашего поведения. Первый ­ вы заранее (за неделю или за несколько дней) предупредили учителя, что намерены посетить его уроки по какой­то теме. Естественно, учитель будет готовиться к этим урокам более тщательно, чем обычно. Точно так же и директор более тщательно готовит всю документацию, зная, что его идет проверять инспектор! Все, что вы увидите на уроках у учителя, это в какой­то степени «потолок» того, что он может дать. Есть смысл это увидеть? Думаю, что да. Второй вариант ­ вы на перемене до урока предупреждаете учителя, что в соответствии с планом внутришкольного контроля придете к нему на урок. Вы увидите рабочий урок со всеми его плюсами   и   минусами.   Может   случиться,   что   после   вашего   предупреждения   о   посещении   урока учитель попросит сегодня на  урок не приходить, так как он себя плохо чувствует. Имеет смысл удовлетворить его просьбу, потому что у вас есть возможность отложить свой визит. Вы не работник ГАИ, который зафиксировал превышение скорости автолюбителем и понимает, что он может его никогда больше не встретить. Знаю, что есть руководители школ, которые не согласны с этой точкой зрения. Они скажут, что у учителя нет больничного листа, что есть план контроля и т.д. Подозреваю, что эти руководители хотели бы зафиксировать недостатки, которые могут иметь место у данного учителя на данном уроке. Но, как правило, в этом случае выясняются две позиции: а) директор планировал посещение не всех уроков изучаемой темы, а лишь одного урока; б) директор приходит оценивать не конечный результат, т.е. знания или отсутствие таковых у учащихся по данной теме, а знание данной темы учителем, его методические приемы. Естественно,   что   каждый   руководитель   волен   поступать   по­своему.   Но   есть   смысл определить для себя: зачем я пришел на урок к учителю. Еще раз считаю необходимым подчеркнуть: 1.  Директор  посещает  уроки, чтобы дать оценку работы учителя, выявить его  сильные  и слабые стороны. Оценивает работу по «конечному результату», то есть определяет уровень знаний учащихся.  Лучше  всего   делать  это  в  письменном  виде, давая,  к примеру, короткую  контрольную работу   или   тест   на   последнем   уроке   по   теме.   Работа   проверяется   учителем,   результаты обсуждаются. 2.   Директор   планирует   посещение   уроков   целой   темы   или   большей   части   темы,   чтобы исключить элемент случайности и субъективизма при оценке работы учителя. 3. Директор, разбирая любой урок, суммирует и подчеркивает все то положительное, что было на уроке. А если ничего не было? Да и сам урок с натяжкой можно определить как «урок»? Тогда   директор   придумывает   что­то   хорошее,   что   могло   бы   быть!   Вывод   тысячи   директоров   по многим  десяткам  тысяч  посещенных  уроков ­   никогда  не  начинать  разбор   урока  с перечисления недостатков. Это никогда и никому не приносило пользы. Мы идем на уроки, чтобы помочь, хотя бы потому, что со стороны виднее. А помочь ­ значит ликвидировать обнаруженные недостатки. Это возможно   только   тогда,   когда   мы   вселим   в   учителя   уверенность,   что   он   может   это   сделать,   и подскажем, как это можно сделать. Не надо приводить человека к выводу, что все плохо, а раз так, то «я и делать ничего не буду». Кроме того, директор должен понимать, что не он давал диплом учителю, и не он вправе его отобрать. Работать приходится с теми кадрами, которые есть. Новых, идеальных, нам никто и ниоткуда не пришлет. 4. После разбора серии уроков, после того, как даны конкретные рекомендации, необходимо дать учителю время и установить срок повторного контроля. 5.   Если   есть   сомнения   в   оценке   работы,   можно   прийти   на   уроки   вместе   со   своим заместителем   по   учебно­воспитательной   работе,   послушать   его   оценку.   Когда   вы   сделали положительные выводы по результатам посещения уроков, то об этом можно говорить где угодно. Если же сделаны негативные выводы, то не надо торопиться их обнародовать. Лучше дождаться результатов повторной проверки. 6. Нельзя допустить ситуации, когда учитель входит в класс, а там уже сидит директор, который не посчитал нужным вообще поставить педагога в известность о своем посещении! 7. Не следует путать понятия «хороший человек» и «хороший учитель». К сожалению, очень часто директор начинает оценивать работу учителя по мерке «хороший человек», а не по конечному результату его учебной работы с детьми. 8. Если случилось так, что у вас, у директора, конфликт с каким­то учителем, отстранитесь на время от посещения его уроков. Попросите пойти на эти уроки своих заместителей, председателя методической комиссии. Послушайте их выводы. 9.  Готовьтесь к посещению  «чужого» урока так, как будто  готовитесь к своему. Не надо превращать посещение уроков в некий «ритуальный танец». Либо идем на уроки, чтоб действительно помочь, либо не надо их посещать! Предвижу   абсолютно   законный   вопрос   читателя:   «Я   стараюсь   правильно   оценивать учителей, знаю сильные и слабые стороны каждого. А что дальше? Вот он мой родной коллектив, других учителей нет. Как поднять уровень квалификации?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует определить, каковы возможные (хотя бы теоретически) пути повышения квалификации? Попытаюсь перечислить их: 1.   Обучение   в   вузе   (вечернее   или   заочное)   для   тех   учителей,   у   которых   нет   высшего педагогического образования. 2. Курсы повышения квалификации всех видов в институтах усовершенствования учителей или институтах повышения квалификации. 3. Курсы повышения квалификации, творческие семинары и тому подобные мероприятия в районных (городских) методических центрах. 4. Межшкольные (городские, районные) методические объединения. 5. Постоянно действующий семинар по определенной проблеме на базе своей школы. 6. Методические комиссии, объединения, кафедры в своей школе. 7. Самообразование. 8. Посещение и разбор уроков методистом данного предмета. 9. Всевозможные платные курсы. Что необходимо сделать, чтобы организовать повышение квалификации? В первую очередь ­ составить его график. Принцип: обязательность повышения квалификации не реже одного раза в пять   лет.   Точно   определить   по   учебным   годам,   кого   надо   обучать   и   по   какой   специальности. Поговорить с методистами районного методического центра о возможности направления на курсы того или иного учителя. Заранее подать заявки на повышение квалификации. Создать учителям условия для учебы, например, дать методический день. Периодически интересоваться, что изучают на курсах, выяснять мнение учителя о пользе учебы. Представим ситуацию, когда вне школы ничего нельзя, то есть ситуация такова, что «все курсы   не   для   нас!».   В   этом   случае   единственным   выходом   на   определенное   время   является собственная   школа.   Вы   определили,   например,   что   у   Татьяны   Петровны,   учителя   математики, «западает» опрос. Во время проверки знаний на уроке она работает с одним учеником при полной бездеятельности класса. Вы определили также, что именно «опрос» ­ самая сильная черта урока у учителя биологии Ивана Егоровича. Следовательно, необходимо спланировать посещение уроков биологии учителем математики. Скажете, это кощунство, есть специфика каждого учебного предмета? Да, есть. Но как мы можем научить искусству планирования и проведения проверки знаний учащихся на уроке? Варианты: а) заместитель директора по учебно­воспитательной работе вместе с учителем планирует проверку знаний учащихся на нескольких уроках; б) учителю предлагается прочитать такие­то работы или статью по данному вопросу; в)   учителя   просят   посетить   (и   утверждают   соответствующий   график!)   уроки   таких­то учителей. Конечно, лучше того же предмета. А если второго предметника нет? Например, учитель химии один на школу? Тогда специалиста другого предмета, у которого эта часть урока получается хорошо, а если еще это будет урок в том же самом классе, где не получалось у учителя математики, то вообще прекрасно. Вполне может оказаться, что в результате посещения и разбора уроков вы вместе со своими заместителями   по   учебно­воспитательной   работе   выявили   целую   группу   учителей,   каждый   из которых успешно решает какую­то одну проблему, а у другой группы это получается значительно хуже. Может быть, стоит подумать о создании постоянно действующего, например в течение года, семинара   по   определенной   тематике   силами   своих   педагогов;   посоветоваться   со   специалистами методического центра относительно программы работы такого семинара. Имеет смысл в течение года провести 6­8 занятий такого семинара. Желательно, чтобы занятие семинара проходило в два этапа.   Первый   этап   ­   учитель   сделал   сообщение   по   проблеме.   Второй   этап   ­   учитель   показал слушателям   на   своем   уроке,   как   это   претворяется   в   жизнь.   Насколько   это   в   вашей   власти   и насколько   позволяют   возможности,   необходимо   и   материально,   и   морально   поощрять   учителей, которые занимаются этой работой. Очень полезно дать возможность учителю увидеть свою работу со стороны. Когда­нибудь мы будем приглашать специалистов  с кинокамерой, которые  сделают  съемку целого  урока. Тогда  и учитель увидит себя со стороны, и можно будет показать такой фильм на семинаре. А пока? Можно провести   урок   «взаимоопроса»   (так   называли   эти   уроки   в   школе,   где   я   работал   директором). Представьте, что  заместитель  директора  по  учебно­воспитательной  работе  в начальных  классах вместе   с   тремя   учителями   третьих   классов   определили   ведущую   тему   третьей   четверти   по математике. Составили вопросник, подобрали задачи и примеры. Спланировали опрос 14 учащихся на   уроке   (4   «сильных»,   3   «средних»,   7   «слабых»).   Никаких   секретов   нет,   учитель   может отрабатывать эти вопросы сколько хочет. Известно также, что проверять знания детей в 3­м «а» будет учитель 3­го «б» класса, в 3­м «б» ­ учитель 3­го «в» класса, в 3­м «в» ­ учитель 3­го«а» класса. Учитель класса, в котором проверяются знания учащихся, сидит вместе с заместителем директора по учебно­воспитательной работе на последней парте. Он впервые увидит себя «со стороны». Может, например, не выдержать и закричать в ходе урока: «Коля, сколько раз я тебе говорила!» Но это «издержки производства». Если вам не подходит ни один из предложенных путей повышения квалификации учителей (а такое вполне может быть), тогда возможен только один выход: вы вместе со своими заместителями проводите тот же самый семинар силами администрации. Делаете сообщения и показываете свои уроки. Ведь повышать квалификацию все равно необходимо. Кстати, глубоко убежден, что если школа проводит «открытые» уроки, то первым такой урок должен дать директор, за ним ­ его заместители, потом председатели методических комиссий, и лишь после них ­ все остальные.

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация педагогических кадров – залог успеха»

Доклад «Высокая квалификация  педагогических кадров – залог успеха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017