Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Оценка 4.6
Лекции
docx
физическая культура
Детсад
05.03.2018
В предложенном материале акцентируется внимание на актуальности проблем сохранения и укрепления здоровья детей,
начиная с дошкольного возраста. Рассматриваются физкультурные праздники как важная организационная форма работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации широкого круга оздоровительных и воспитательных задач в условиях ДОУ.
Значение физкультурных праздников.docx
Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы
по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
Ретроспективный анализ литературных источников показывает, что
постоянно повышаются требования к уровню физической подготовленности и
состоянию здоровья дошкольников (В.В. Ким, Л.И. Лубышева, В.И. Лях,
Л.П. Матвеев, А.Я. Наин, Н.А. Фомин и др.).
Возрастает необходимость, начиная с самого раннего возраста,
обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, потребности к
регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к
здоровому образу жизни.
Наблюдаемый в настоящее время хронический дефицит двигательной
активности детей тормозит их нормальное физическое развитие, угрожает
Одна из
здоровью.
причин происходящего – излишняя
зарегламентированность учебной программы, не позволяющая педагогу
учитывать уровень развития детей, их интересы, а также возможности ДОУ
(В.И. Лях, В.Н. Непопалов, Т.Н. Прунин, С.Т. Смагин и др.).
Поэтому продолжающиеся исследования,
направленные на
преобразование дошкольной физической культуры, связаны, прежде всего,
с повышением творческой инициативы педагога, расширением состава
используемых средств и методов, обеспечением вариативности и
нетрадиционности содержания занятий, учитывающих задачи и условия их
проведения, особенности контингента занимающихся, поиском нестандартных
организационнометодических приемов, использованием физкультурных
досугов и праздников. Это отмечают многие исследователи: Е.Н. Вавилова,
С.И. Гальперин, О. Козырева, Л.Е. Любомирский, Т.И. Осокина, А. Щербак и
др.[Физкультурные праздники заняли прочное место в системе физического
воспитания ребенкадошкольника, и зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей, способствующая
сохранению и укреплению их здоровья.
Физическая деятельность сама по себе приятна. Мышечное движение
есть источник сильнейшей радости, которую И.П. Павлов так и называл
«чувство мышечной радости». Умеренная мышечная нагрузка всегда улучшает
самочувствие и поднимает настроение. Физические нагрузки лучший способ
разрядки.
Физкультурные праздники при правильном подборе входящих в них
элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность
воображения,
ребенка.
Они способствуют развитию мышления,
целеустремленности, а также формированию чувства ответственности,
приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.
Физкультурные праздники и досуги позволяют педагогу, не снижая
общего эмоционального состояния, стимулировать активность каждого
ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей; дифференцированно
подходить к оценке результатов его действий; не разочаровывать излишними
замечаниями и критикой, а дать возможность испытать приятное ощущение
радости от выполняемых им и другими детьми движений; радоваться успехам
другого.
Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений
показала значимость физкультурного праздника в активном приобщении
каждого ребенка к занятиям физической культурой. Опыт организаций
физкультурных праздников показал их положительное влияние на воспитание
у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение
роли семьи и дошкольного учреждения в решении задач физического
воспитания.
Целью таких праздников является активное участие всего детского
посредством чего выявляется двигательная
коллектива группы, подготовленность детей,
в необычных условиях и игровых ситуациях.
умение проявлять физические качества
В программу включаются физические упражнения, игры с элементами
спорта и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также
занимательные викторины и загадки.
Широкое использование музыкальных произведений, игровых приемов
(построение сценария в сюжетной форме) делает праздник эмоционально
ярким, запоминающимся событием в жизни ребенка. На праздник к детям
приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения,
спортсмены, активными его участниками являются родители.
Не остаются безучастными и дети – болельщики, для них проводятся
конкурсы и аттракционы. Интересно проходят летние и зимние
физкультурные праздники, под девизами: «Будем спортом заниматься»,
«Зимушка – зима», «Зимние забавы», «Праздник Нептуна». В форе
занимательного сюжета с детьми проводятся разнообразные упражнения и
игры в воде.
Физкультурные праздники являются важной организационной формой
работы, которая имеет большое значение для комплексной реализации
широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. В рациональном
сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию, они
помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит
повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и
закаленности детей.
Физкультурные праздники значимы для всестороннего развития и
воспитания ребят. Во время праздника они принимают заинтересованное
участие в разнообразной двигательной деятельности – упражнениях,
подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах. Действуя с
большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших
результатов в условиях соревнования, дети совершенствуются физически. Проявление самостоятельности и инициативы в коллективе сверстников
способствуют активному применению дошкольниками приобретенных ранее
двигательных умений и навыков, развитию ловкости, быстроты, силы,
выносливости, ориентировки в пространстве и др. полезных качеств и
способностей.
Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое
эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяет детей и взрослых
общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое
событие. Совместная с товарищами деятельность, игры, красочное
оформление места проведения праздника и отдельных видов соревнований,
оригинальные костюмы, красивые цветные эмблемы, звучание музыки,
торжественное открытие и закрытие праздника влияют на развитие у ребят
чувства красоты, хорошего вкуса, воображения. Все это стимулирует их
творчество.
Воспитатели привлекают детей к изготовлению различных поделок, для
украшения спортивной площадки и гимнастического зала, расчистки катка,
прокладывания лыжни, разметки беговых и велосипедных дорожек, мест для
игр, а также подбору и размещению физкультурного оборудования и
инвентаря, подготовки костюмов, атрибутов праздника. Даже самые
маленькие, не только участники, но и болельщики, получают задания,
соответствующие их подготовленности. Вследствие такой разносторонней
творческой деятельности решаются многие задачи трудового воспитания.
Дети обогащаются новыми представлениями и знаниями, у них
пробуждается интерес к окружающему, понимании идейной направленности
физкультурного праздника определенной тематики. Праздники помогают
донести до осознания маленьких граждан представления о явлениях
общественной жизни. Воспитывать уважение к людям разных профессий,
привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Пробуждать
чувство любви к родному краю и дружба к народам. Физкультурные праздники оказывают действенное влияние на
формирование детской личности. Совместная деятельность, достижение
хороших результатов командой, преодоление трудностей сплачивает
(индивидуальной
коллектив,
вызывает чувство ответственности
и коллективной). Дети приучаются сопереживать успехам и неудачам
товарищей, уметь радоваться их достижениям, поддерживать хорошие,
дружеские взаимоотношения между собой, быть предупредительными и
заботливыми к младшим по возрасту. У них воспитывается стремление
добиваться не только высоких индивидуальных, но и командных успехов. При
этом развивается уважение к партнерам по игре, команде соперников.
Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике
настойчивости и
способствует воспитанию целеустремленности,
находчивости, смелости, решительности и других морально волевых качеств.
Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать
значение систематических упражнений в двигательных действиях, достижении
желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям
физической культурой.
Большое значение имеет слаженное действие взрослых – сотрудников
представителей шефствующих
дошкольного учреждения,
предприятий и спортивных организаций, их совместное участие в подготовке
родителей,
к программе праздника (веселых играх, плясках, соревнованиях,
аттракционах, песнях и т.п.)
Положительный пример взрослых служит повышению родительского
авторитета. Привлечение их к участию в детских физкультурных праздниках
содействует пропаганде физической культуре и спорта среди широких слоев
населения и является одной из форм работы коллектива дошкольного
учреждения с родителями по физическому воспитанию. Кроме того,
физкультурные праздники содействуют улучшению физкультурномассовой
работы среди детей и взрослых. Таким образом, различные виды физкультурных праздников значимы не
только для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, но и для их
всестороннего гармоничного развития и воспитания.
Список литературы:
1. Бочарова Н. Физкультурноспортивные праздники в детском саду: новые
подходы, методические рекомендации. // Дошкольное воспитание. –
2004. – № 1.
2. Голицына Н.С. Нетрадиционные
занятия
физкультурой
в
образовательном учреждении. – М.: Скрипторий, 2006.
3. Ерастова А.П. Роль активного отдыха в повышении работоспособности
детей на занятиях в детском саду. // Роль физического воспитания в
подготовке детей к школе. – М.: ФиС, 1980.
4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.:
АРКТИ, 2000.
5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение,
1986.
6. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду.
– Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002.
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Доклад "Значение физкультурных праздников как эффективной формы работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.