Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков
Оценка 5

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
2 кл
27.01.2017
Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков
проект.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого») Кафедра педагогики ПРОЕКТ по  дисциплине Педагогическое проектирование на тему: «Применение метода проекта на уроках окружающего мира в формировании патриотизма в классе мальчиков»» Выполнила: магистрант  2 курса группы 782051з факультета искусств, социальных и гуманитарных наук Прохорова Анна Николаевна Проверила: К.п.н, доцент кафедры педагогики  Седунова Л.М. 1 Тула ­ 2017 Содержание Содержание проекта................................................................................................6 Теоретическая часть................................................................................................6 Введение Постановка проблемы 2 Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования  не оставили  без изменений   ни  одну сторону школьной  жизни. Пробивающие   себе   дорогу   новые   принципы   личностно­ориентированного образования,   индивидуального   подхода,   субъективности   в   обучении потребовали   в   первую   очередь   новых   методов   обучения.   Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые,   игровые,   ролевые,   практико­ориентированные,   проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее   место   среди   таких   методов   принадлежит   сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно­ познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Возрастные   и   психологические   особенности   младших   школьников   не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы,   требовать   охвата   одновременно   нескольких   направлений деятельности   и   привлечения   множества   вспомогательных   дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей. В полном объеме проектную деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями,   наблюдателями,   экспертами,   участвуют   в   поисковой деятельности,   цель   которой   –   найти   что­то   новое   в   привычном,   раскрыть тайны окружающего мира.  Патриотическое воспитание школьников является одним из важнейших направлений   в   системе   образования   России,   так   как   способствует формированию у детей чувства любви к Родине, высокого патриотического сознания,   готовности   к   выполнению   гражданского   долга,   важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В связи с этим, данное   направление   актуально   с   введением   метода   проекта   и   интересно учащимся.  Патриотизм ­ одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой   народ,   уважение   к   его   великим   свершениям   и   достойным   страницам прошлого. Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.  Цель   патриотического   воспитания   –   развитие   у   школьников гражданственности,   патриотизма   как   важнейших   духовно­нравственных   и социальных   ценностей,   формирование   у   школьников   профессионально значимых   качеств,   умений   и   готовности   к   их   активному   проявлению   в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.   При   гендерном   обучении   воспитание   патриотизма 3 проходит   замечательно,   особенно   в   классе   мальчиков   с   помощью   метода проекта. Цель работы: разработать долгосрочный проект на уроке окружающего мира, который сформирует в классе мальчиков патриотические качества. Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать анкету для родителей, которая поможет понять насколько они   заинтересованы   в   формировании   патриотизма   у   своих   детей   и развивают ли они самостоятельно патриотизм; 2. Подготовить учащихся к общешкольному мероприятию «Битва хоров»; 3. Создать благоприятные условия для развития кругозора патриотической темы у учащихся; 4. Помочь   в   течении   всего   время   познакомится   с   произведениями   на уроках,   которые   формируют   такие   качества   как   любовь   к   Родине, преданность своему народу, привязанность к месту жительства и мн.др.;  5. Выполнить мини­проекты по теме: «Моя родина»; 6. Содействовать   созданию   проектов­презентаций   на   тему:   «Я­гражданин РФ». 7. Координировать всех участников образовательного процесса ( родителей, завучей) при внедрении данного метода в процесс. Сущность  темы  проекта:   данный   проект     направлен     на     формировании патриотизма   с   помощью   метода   проекта   долгосрочного   на   уроках окружающего   мира   в   классе   мальчиков,   который   способствует   решению поставленных проблем.   База  проекта:  МБОУ ЦО № 23 г.Тулы. Участники проекта: учащиеся 2 а класса МБОУ ЦО № 23, родители. В   работе   применяются   различные    методы   работы:   изучение     научной литературы, изучение опыта внедрения данной технологии в практическую деятельность, мозговая атака, проектирование. Ресурсы   проекта:  компьютер,   экран,   динамики,   листы   для   рисования, карандаши, музей древностей, актовый зал, презентации, картинки Ожидаемые   результаты:  при   условии   формирования   патриотизма   с помощью метода проектов на уроках окружающего мира учащиеся 2 а класса получат   знания   о   Родине,   родном   крае,   понятие   патриотизм,   гражданин; 4 умения работы с проектным заданием; навыки работы с ПК и материалами. 5 Содержание проекта Теоретическая часть В   основу   метода   проектов   положена   идея   о   направленности   учебно­ познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний   результат   можно   увидеть,   осмыслить,   применить   в   реальной практической   деятельности.   Внутренний   результат   –   опыт   деятельности   – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора   проблем   для   проектов,   а   проблемы   эти   можно   брать   только   из окружающей действительности, из жизни. В   процессе   проектной   деятельности   формируются   следующие общеучебные умения и навыки: 1.Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи. 2.Поисковые   (исследовательские)   умения:   умение   самостоятельно генерировать   идеи,   т.е.   изобретать   способ   действия,   привлекая   знания   из различных   областей;   умение   самостоятельно   найти   недостающую информацию   в   информационном   поле;   умение   запросить   недостающую информацию   у   эксперта   (учителя,   консультанта,   специалиста);   умение находить   несколько   вариантов   решения   проблемы;   умение   выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно­ следственные связи. 3. Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения   и   навыки   работы   в   сотрудничестве:   умение   коллективного планирования;   умение   взаимодействовать   с   любым   партнером;   умения взаимопомощи   в   группе   в   решении   общих   задач;   навыки   делового партнерского   общения;   умение   находить   и   исправлять   ошибки   в   работе других участников группы. 5.Коммуникативные   умения:   умение   инициировать   учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение   вести   дискуссию;   умение   отстаивать   свою   точку   зрения;   умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и.т.п. 6.Презентационные   умения   и   навыки:   навыки   монологической   речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение   использовать   различные   средства   наглядности   при   выступлении; умение отвечать на не запланированные вопросы. 6 Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. По   количеству участников По продолжительности По типу деятельности парный, индивидуальный, групповой краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный, проект   мини­ творческий, исследовательский, ролево­игровой, практико­ ориентированный, информационный По   количеству предметов монопроект, межпредметный Возрастные   и   психологические   особенности   младших   школьников   не позволяют ставить перед ними слишком сложные задачи, предлагать далекие перспективы,   требовать   охвата   одновременно   нескольких   направлений деятельности   и   привлечения   множества   вспомогательных   дидактических материалов (памятки, инструкции, шаблоны). Разумеется, детям необходима помощь со стороны не только учителя, но и родителей. В   курсе   «Окружающий   мир»   формируются   многие   первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности.  Те   позитивные   изменения,  что   произошли   за   последние   годы   в  нашей стране, новые подходы к решению ряда проблем, связанных с воспитанием детей,   обусловили   переосмысление   сущности   патриотического   воспитания, его места и роли в жизни общества. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание   имеют   свои   особенности.   Чрезвычайно   важным   в   аспекте исследуемой   проблемы   является   то,   что   процесс   воспитания   патриотизма необходимо  начинать  как   можно  в  более  раннем  возрасте. Дети  младшего школьного   возраста   очень   любознательны,   отзывчивы,   восприимчивы,   они легко   откликаются   на   все   инициативы,   искренне   сочувствуют   и сопереживают.   Именно   в   этот   период   происходит   формирование   духовно­ нравственной   основы   ребенка,   эмоций,   чувств,   мышления,   механизмов социальной   адаптации   в   обществе,   начинается   процесс   осознания   себя   в окружающем   мире.   Данный   отрезок   жизни   человека   является   наиболее благоприятным для эмоционально­психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти   надолго,  а   иногда   и   на   всю   жизнь,  что   очень   важно   в   воспитании патриотизма. Проекты выполняемые учащимися проходят через несколько ступеней.  Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети   знакомятся   со   спецификой   проектной   деятельности   вообще   и конкретной деятельности на данном уроке. В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. Это могут быть такие группы: 7 аналитики,   экспериментаторы,   иллюстраторы,   испытатели.   Для   создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует   продумать   заранее   с   учетом   дифференцированного   подхода. Наиболее   сильные   дети   объединяются   в   группы   «аналитиков»   и «испытателей». Второй   этап на формулирование   темы   и   целей деятельности.   Он строится по­разному в зависимости от содержания урока. Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших   уроках   этот   план   лишь   корректируется   при   необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Четвертый   этап представляет   собой   этап   собственно проектной деятельности.   В   ходе   этого   этапа   осуществляется   разработка   основных разделов проекта. Работа проводится в группах. Причем работа может быть организована   по­разному.   Каждый   раздел   может   разрабатываться   каждой группой   по   очереди.   Тогда   результат   оформления   каждого   раздела   будет складываться   из   промежуточных   продуктов   деятельности   групп.   В дальнейшем   можно   каждой   группе   поручить   разработку   своего   раздела   и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый ученик должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Начинают работу   «экспериментаторы».   Они   выполняют   наблюдения,   позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде правил, схем, рисунков   и   т.д.   Наглядное   подкрепление   каждого   раздела   проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдельных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели». Пятый   этап   – это   этап практического   применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет   значения   остальных   групп,   так   как   каждая   из   них   следит   за «работой»   своей   части   проекта   и   при   необходимости   может   внести коррективы. Шестой этап представляет   собой самоанализ проектной   деятельности. Это   в   основном   обучающий   этап,   в   ходе   которого   дети   приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. 8 Практическая часть Этапы работы Работа по формированию патриотизма в классе мальчиков делилась на две части. Каждая из которых включала в себя несколько этапов. Проект   рассчитан   на   большое   количество   времени.   Происходил   на уроках  окружающего  мира, а  также  во  внеурочной деятельности  и  других уроках.   Во   время   разработки   проекта   учащиеся   участвовали   на общешкольном   мероприятии   «Битва   хоров»   на   тему   «Широка   моя   страна родная»,   а   также   посетили   Музей­древностей   города   Тула.   Проводилось анкетирование родителей на тему: «Воспитание патриотизма в семье». 1 часть: Работа с родителями. На   родительском   собрании   по   теме:   «Гражданско­патриотическое воспитание» была предложена разработанная анкета, которая включала в себя 10 вопрос. Каждый из вопросов предполагал ответ.  После изучения ответов родителей, выяснилось, что 85% родителей за гражданско­патриотическое воспитания  в школе  и хотели бы видеть его в школе,  а  также   сами   прикладывают   руку   к   развитию   его   у   детей.  А  15% выразили в ответах нейтральную позицию и показали, что ни всегда считают нужным воспитывать такие качества. На основании этого было разработано ряд мероприятий способствующих формированию качеств. 2 часть: Работа с учащимися. Для   формирования   патриотических   качеств   был   выбран   2   а   класс мальчиков, в котором работаю и проведено ряд мероприятий этапов. 1   этап­организационный:   начался   с   работы   с   родителями.   И № продолжается в работе с учащимися. Часть 2. Работа с учащимися. Этап Мероприятие Содержание Дополнения 2. Формирование целей и задач Беседы О Родине, родном крае,   понятиях гражданин 9 Сроки Сентябрь­ декабрь Уроки­ интерактивы О Родине, родном крае,   понятиях гражданин 3. Подготовительный Уроки­фильмы О Родине, родном   понятиях крае, гражданин Тема:   родина» «Моя 4. Проектная деятельность Урок­проект Урок «В гостях Музея древностей» Уроки­ проектирования Уроки­ проектирования Уроки­ проектирования 5. Практическое применение 6. Самоанализ 7. Итоги Тема: «Куликовская битва.   Тульская губерния» Тема:   гражданин РФ» Тема: гражданин РФ» Тема: гражданин РФ» «Я­ «Я­     «Я­ Презентация, оформление уголка Просмотри фильмов Сентябрь­ декабрь Сентябрь­ декабрь Рисунки­ проекты учащихся Экскурсия. октябрь ноябрь Презентации, Ноябрь­ декабрь презентации Ноябрь­ декабрь презентации Ноябрь­ декабрь Данный проект помог приобщить учащихся к культуре, сформировать качества   гражданина,   побыть   исследователями,   поработать   на   ПК,  создать проекты. 10 Заключение XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Сформулированы две   взаимосвязанные   глобальные   функции   образования:   гуманистическая   и экологическая.   Следовательно,   стратегия   развития   образования   XXI   века должна   разрабатываться   с   учетом   взаимосвязи   идей   гуманизации   и экологизации. В  настоящее  время  метод  проектов актуален  и эффективен. Поэтому решила продолжить работу по этой теме и свой опыт работы распространять и обобщать на методических объединениях.   Анализируя проделанную работу, я пришла  к выводу, что проектная деятельность   школьников   является   уникальным   средством   обеспечения сотрудничества   детей   и   взрослых,   способом   реализации   личностно ориентированного подхода к образованию. Результаты   работы   с   детьми   по   данному   направлению   позволяют   нам считать,   что   учащиеся   научились   более   осознанно   воспринимать   события, факты,   явления   социальной   действительности,   анализировать   их.   У   них появилась мотивационная потребность изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках. А также нам удалось добиться   тесного   сотрудничества   и   взаимопонимания   с   родителями,   как полноправными участниками всех мероприятий, проводимых в школе. Опираясь на всё вышесказанное, я считаю проектный метод – это такой вид деятельности, позволяющий целенаправленно развивать познавательные и творческие способности детей, самостоятельность, ответственность ребёнка перед сверстниками и взрослыми, возможность высказать и обосновать своё мнение.  11 Список  использованной литературы 1. Федеральный   закон   "Об   образовании   в   Российской   Федерации"   от / 2. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики/ М.: 29.12.2012 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 273­ФЗ     N   Центр Педагогический поиск, 2007. ­ 176 с.  3. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006 4. Гузеев   В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6 5. Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов на Дону: Учитель, 2007 6. Новикова   Т.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. ­ №7. 12

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков

Долгосрочный проект на примере окружающего мира по формированию патриотизма в классе мальчиков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017