Департамент образования администрации Тутаевского муниципального района
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Созвездие» ТМР
УТВЕРЖДАЮ
Директор центра «Созвездие»
__________ И.В. Кочина
«___»____________20__г.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
детского музыкального театра
«Жар-птица»
«В гостях у сказки»
(для детей 7 -10 лет, срок реализации 3 года)
Автор: Зорина Марина Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
высшая квалификационная категория
Тутаев
Содержание
1. Пояснительная записка………...……………………………………………3
1.1. Обоснование программы……………………………………………………3
1.2. Актуальность и новизна программы………………………………………4
1.3. Целевое назначение программы. Ожидаемые результаты.........................5
1.4. Общая организационная модель образовательного процесса…………….7
1.5. Здоровьесберегающие технологии………………………………………….8
1.6. Технологии интеграции ……….…………………………………………….9
1.7. Разделы программы ………………………………………………………..10
2. Учебно-тематическое планирование программы................................17
2.1. Учебно-тематическое планирование программы
1 года обучения………………………………………………………………….18
2.2. Учебно-тематическое планирование программы
2 года обучения…………………………………………………………………19
2.3. Учебно-тематическое планирование программы
3 года обучения…………………………………………………………….……21
3. Содержание программы………………………………………..…..............23
3.1. Содержание программы 1 года обучения…………………………….…...23
3.2. Содержание программы 2 года обучения…………………………………25
3.3. Содержание программы 3 года обучения…………………………………27
4. Обеспечение программы… ……… ….. …………………………………..29
5. Педагогический мониторинг……………………………………………….31
6. Список литературы………………………………………………………….50
1. Пояснительная записка
1.1. Обоснование программы
Детский музыкальный театр – многогранное, многофункциональное существо. Для того чтобы создать музыкальный спектакль, довести его до премьерного показа, требуются огромные усилия большого количества людей, знания, умения и навыки в различных областях искусства, таких как театр, хореография, прикладное творчество и многое другое. Один педагог, даже очень способный и эрудированный, обучающиеся в творческом объединении «Детский музыкальный театр «Жар-птица» - талантливые и инициативные ребята - не смогут в полном объеме и с надлежащим качеством выполнить всю эту трудоемкую работу. Так возникла идея создания интегрированной программы, участниками которой стали обучающиеся в объединении «Детский музыкальный театр «Жар-птица», педагог Центра «Созвездие» и учителя начальных классов СОШ.
Создавая интегрированную программу, ее субъекты стремились к тому, чтобы она стала условием для самореализации личности обучающегося, так как главная идея программы – гармоничное развитие ребенка в процессе образования. Развитие – не только приращение знаний, умений и навыков личности, а превращение их в способности, в возможность свободной деятельности. Главная особенность программы – забота об эстетическом, художественном развитии детей. Соединение в стенах СОШ и ЦДО качественного обучения и воспитания, развития творчества и таланта создают необходимые условия для движения вперед. Для успешной реализации данной программы были разработаны этапы:
1 этап – определение собственной концепции интегрированной программы.
2 этап – поиск партнеров, определение целевых групп для реализации программы.
3 этап – построение договорного пространства для максимального учета интересов и запросов обучающихся.
4 этап – анализ получаемых результатов и корректировка дальнейших действий по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Определить собственную концепцию помогает анализ достигнутых результатов. Материально-техническая база ЦДО дает возможность проводить занятия на высоком уровне. В ЦДО имеются хорошо оборудованные кабинеты, музыкальный и танцевальный залы. Уровень педагогов начальной школы достаточно высок.
Интегрированная программа строится на основе тесного взаимодействия объединения Центра «Созвездие» «Детского музыкального театра «Жар-птица» и учителей начальной школы. Интеграция уроков литературы, различных видов искусства, изобразительного искусства и прикладного творчества друг с другом позволила создать хорошие условия для организации воспитательной работы. В условиях модернизации современного образования, федеральных государственных стандартов образования интегративный подход к образованию приобретает особую роль, помогая обучающимся целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии.
В основе совместной творческой работы лежит актуальное содержание, интересное для педагогов разных специальностей. Созданная программа имеет комплексный характер,
1.2. Актуальность и новизна программы
Программа опирается на интегрированный подход к преподаванию театрального искусства. Интеграция в обучении предполагает активное развитие творческого мышления, воображения, интуиции, памяти, внимания. В результате такого активного процесса одновременного слияния всех этих компонентов в сознании происходит взаимоперенос знаний и представлений с одного вида деятельности на другой, слияние разных видов. Развитие обучающегося происходит на стыке взаимопроникновения учебных предметов, видов и профилей деятельности. Обучающийся быстрее развивается, т.к. он овладевает разнонаправленными видами деятельности, способностями, нравственными личными качествами, способствующими саморазвитию.
Интегрированная программа позволяет педагогам в течение длительного времени осваивать с детьми одну тему с разных точек зрения и с помощью разных видов творческой деятельности, задействовать различные виды искусства. Приступая к разучиванию нового спектакля, педагоги СОШ на уроках по литературному чтению подробно разбирают содержание пьесы (сказки), предлагают обучающимся чтение вслух отрывков из сказки, чтение по ролям. В процессе подготовки спектакля некоторые сцены из него показываются на уроках литературы; обучающимся предлагается выполнение иллюстраций к спектаклю, зарисовки отдельных сцен на уроках по изобразительному искусству; на уроках труда изготавливаются атрибуты, элементы костюмов для персонажей.
1.3. Целевое назначение программы. Ожидаемые результаты
Цель программы: Реализация творческого потенциала обучающихся средствами музыкального театра.
Задачи программы:
Учебные:
· ознакомить обучающихся с направлениями театральных структур (режиссеры, актеры, костюмеры, декораторы, хореографы);
· формировать и развивать практические умения в области театральной деятельности;
· формирование навыков здорового образа жизни.
Развивающие:
· развивать творческое мышление;
· развивать воображение, познавательные процессы;
· развивать уверенность в своих силах и способностях;
· развивать мировоззрение, настойчивость в выполнении задания.
Воспитательные:
· способствовать формированию интереса к здоровому образу жизни;
· воспитывать чувство уважения к другим.
Ожидаемые результаты:
Результатом реализации интегрированной программы являются позитивные изменения в познавательной, эмоционально-волевой, поведенческой сферах обучающихся.
Изменения в познавательной сфере характеризуются:
· усвоением знаний, умений и навыков, предусмотренных программой;
· расширением кругозора;
· развитием воображения, внимания, памяти, мышления;
· повышение интереса, мотивации к театральной деятельности
Изменения в эмоционально-волевой сфере характеризуются:
· снижение негативных личностных характеристик (тревожность, агрессивность, замкнутость);
· развитие самопознания, самосовершенствования (методы похвалы, самоанализ);
· развитие чувства эмпатии (сочувствие, сопереживание);
· повышение уверенности в своих силах и способностях;
· расширение личностных характеристик.
Изменения в поведенческой сфере характеризуются:
· умение применить полученные теоретические знания на практике;
· умение анализировать деятельность свою и других;
· расширением опыта социально-личностного общения (коммуникабельность, креативность, лидерские качества);
· овладением этическими нормами поведения в обществе;
· умение работать в коллективе.
1.4. Общая организационная модель образовательного процесса
Программа предполагает работу с детьми в возрасте 7 – 10 лет, рассчитана на 3 года обучения. Трехгодичность реализация программы обоснована тем, что именно в начальной школе дети получают новые знания об устном народном творчестве, о творчестве детских писателей и поэтов, а занятия в музыкальном театре, как нельзя кстати, помогают им расширить и углубить эти знания, реализовать их творческий потенциал.
Отбор в объединение не производится. Численность обучающихся в группе первого года обучения 10 -15 человек, второго и третьего лет обучения – 8 – 10 человек.
Режим занятий: в музыкальном театре «Жар-птица» 2 раза в неделю – групповое (по 45 мин.), 2 раза в неделю – индивидуальное (по 45 мин.), в СОШ - 3 раза в месяц групповое (по 45 мин.). Программа занятий в детском музыкальном театре рассчитана на 144 ч в год, а на базе СОШ – 27 ч.
Содержание образования представлено в виде тематических блоков, направленных на подготовку и показ музыкальных спектаклей. Обычно таких показов бывает в учебном году два. При подготовке показов спектаклей используется содержание блоков: «Актерское мастерство», «Вокальное мастерство», «Сказочные уроки», «Театральная мастерская», «Мы рисуем сказку».
Каждый блок предполагает следующие формы организации образовательного процесса:
1.групповые:
· знакомство с новой темой;
· практические занятия;
· генеральные репетиции;
· анализ завершенных спектаклей;
· работа с видеоматериалами – просмотр и анализ видеозаписей спектаклей;
· игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Физические и умственные игры предназначены для физического и умственного развития ребенка, являются важным элементом воспитания.
2. индивидуальные:
· вокал
· актерское мастерство.
3. коллективная творческая деятельность:
· демонстрация образовательных результатов в различных формах (показ спектаклей, участие в фестивалях и конкурсах).
1.5. Здоровьесберегающие технологии
Направления деятельности театра по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся отражают понятие «здоровьесберегающие технологии». Нашей целью является обеспечение обучающимся возможности сохранения здоровья за период обучения в театре, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков здорового образа жизни, а также умение использовать полученные знания в повседневной жизни.
Данная цель может быть достигнута с помощью здоровьесберегающих технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся.
Для того чтобы совершенствовались необходимые знания, умения и навыки по здоровьесбережению, мы используем различные методы и приемы:
· познавательная игра,
· игровые методы, приемы,
· соревновательный метод,
· воспитательные приемы (беседа, обсуждение),
· элементарные движения во время занятия,
· физкультминутки,
· фитнесминутки,
· подвижные игры,
· психогимнастика,
· тренинги,
· викторины,
· конкурсы,
· театральные постановки,
· тематические праздники здоровья.
Исходя из этого, определены следующие направления работы:
- организационные,
- пропагандистские,
- исследовательские,
- обучающие,
- воспитывающие.
По этим направлениям работают и педагог театра, и учителя начальной школы. Результатом этой работы явятся знания основополагающих принципов здорового образа жизни.
1.6. Технологии интеграции
В условиях воспитательной системы Центра системообразующей является, прежде всего, познавательная деятельность. Именно она и становится связующим звеном в интеграции общего и дополнительного образования. Все технологии интеграции можно объединить в две группы: технологии, применяемые в учебном процессе в школе, и технологии, применяемые в учебном процессе в Центре «Созвездие».
Технологии, используемые в учебном процессе, как в школе, так и в ЦДО, разнообразны, однако все они направлены на активизацию познавательной деятельности обучающихся, постановку их в субъектную позицию через включение в занятие форм и методов, применяемых в дополнительном образовании. Среди таких технологий можно выделить те, которые:
· носят комплексный характер (урок – мастерская, интегрированный урок, творческий отчет и др.);
· игровые технологии, среди которых ролевые игры (например, урок – театрализация);
· предметные технологии (например, изготовление декораций, наглядных пособий, атрибутов к сказкам, пошив элементов костюмов и др.).
Все перечисленные технологии ориентируются на те знания и умения, которые обучающиеся получают в учебном процессе.
1.7. Разделы программы
Раздел «Актерское мастерство»
Этот раздел как бы венчает деятельность нашей работы каждое полугодие. Именно он является основой, на которой строятся спектакли театра. На основе навыков и умений, полученных во время занятий, обучающийся вживается в образы выбранных им персонажей. Мостиком к этому этапу являются:
· импровизационные показы, когда при помощи педагога рождаются и закрепляются сюжетные сценки. Записывается текст и порядок действий;
· постановка спектаклей, когда каждому обучающемуся поручается та или иная роль.
В процессе разучивания пьес на сцене дети познают основные методы и приемы постановки спектакля (декорации, костюмы, грим, свет, шумы, музыка). Здесь мы используем большое количество упражнений, которые могут повторяться все время обучения. Определим те необходимые для творческой деятельности качества, способности, навыки, которые они развивают у детей:
· организованность, способность взаимодействовать с партнерами на основе устной речи. Средства формирования – тренинг концентрации и распределения внимания;
· различные стороны зрительного восприятия и зрительную память. Средства формирования – действия в условиях вымысла, словесное выражение эмоций на основе ассоциаций;
· непрерывность, логику, последовательность и завершенность действия. Средство формирования – действие с воображаемым предметом и словесный (речевой) комментарий;
· технику речи: дыхание, голос, дикцию;
· способность проявлять артистическую смелость и характерность при выполнении индивидуальных заданий, этюдов.
Основным требованием к качеству исполнительской деятельности является умение обучающегося жить и действовать естественно и органично в образе персонажа в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель должен следить, чтобы дети не просто «показывали» действие, а выполняли четко поставленную задачу. Для этого каждый должен уяснить следующие вопросы: «Зачем я здесь? Чего хочу? Каким образом я выполняю свое желание?» И все-таки главной задачей постановки спектаклей является не сам спектакль и его постановка, а участие в нем и раскрытие возможностей каждого ребенка.
Раздел «Вокальное мастерство»
Музыка выполняет ничем не заменимую роль в воспитании ребенка, нравственно-эстетическом совершенствовании его личности. Чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить с выразительными средствами музыки, воспитать эстетическое отношение к ней. Организующим и планирующим началом здесь являются задачи–темы, вокруг которых педагог концентрирует внимание детей на тех или иных особенностях музыки. Каждая тема выполняет свою функцию:
· тема направлена на развитие у обучающихся склонности к сопереживанию тех чувств и мыслей, которые выражены в музыке. Создается психологическая готовность ребенка к восприятию целостного эмоционального содержания произведения, что способствует воспитанию нравственно-эстетического отношения к окружающему;
· тема посвящена ознакомлению обучающихся с содержанием произведения и его построением, что поможет им проследить за развитием основных, художественных образов, воплощенных в музыке;
· тема готовит обучающихся к пониманию музыкального языка, выразительного значения интонаций, мелодических и ритмических рисунков, динамических и темповых нюансов, тембровой окраски;
· тема обобщает полученный обучающимися опыт, закрепляет представление о тесной взаимосвязи содержания музыки и средств ее выразительности.
Основные задачи исполнительства – суметь выразить свое отношение к музыкальному произведению, искренне передавать его настроение. Маленькие исполнители должны овладеть элементарными практическими навыками, стремясь к чистоте интонирования, естественному певческому звукообразованию, выразительности образных движений во время пения. Дети должны научиться выразительно и непринужденно петь в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером музыки, динамикой (усиление, ослабление звука); регистрами (выше, ниже, в пределах октавы); отмечать в пении акценты, ритмический рисунок, ускорять и замедлять пение, самостоятельно начинать и заканчивать пение, понимать жест дирижера. Задача педагога – способствовать воспитанию нравственно - волевых качеств – настойчивости, выдержки, умению действовать в коллективе, способствовать созданию устойчивого интереса к музыке.
Певческие навыки: умение в пении передавать разнообразный характер музыки, точно начинать и заканчивать музыкальные фразы и все музыкальное произведение, передавать в пении простейший ритмический рисунок, отмечать акценты.
Навыки выразительного пения: уметь творчески и выразительно исполнять музыкальные партии, добиваться легкости, естественности и непринужденности в исполнении, самостоятельно искать способы передачи в пении музыкального образа.
Раздел «Страна Здоровья»
В этом разделе, как видно из его названия, осуществляется работа, направленная на формирование осознанного выбора правильного (здорового) образа жизни у обучающихся.
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия и осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, овладения достижениями культуры.
Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем…». Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого ученого: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял».
Основным показателем, характеризующим здоровье, является образ жизни. Здоровый образ жизни – это деятельность, активность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. Проводя такие развлечения, как «Дорога к доброму здоровью», мы ставим перед собой цель: создать условия для формирования у детей представления о здоровом образе жизни. Одновременно решаются задачи:
· развивать навыки личной гигиены;
· познакомить обучающихся с основами правильного питания;
· закрепить понятие о значении игры для здоровья человека;
· воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Особое внимание отводится диагностическим исследованиям, которые проводятся после каждого праздника или развлечения. Например, во время проведения развлечения «Каша каждому нужна, каша каждому важна» была поставлена цель: формирование знаний о пользе каши; расширение представлений о видах каши. После развлечения применялась диагностическая методика «Что такое хорошо и что такое плохо». Ребятам предлагалось продолжить предложения:
· «Хорошая еда – это…»
· «Плохая еда – это…»
· «Хорошие продукты – это…»
· «Плохие продукты – это…»
Анализ ответов позволяет определить уровень сформированности у детей знаний о хороших и полезных продуктах.
Формы проведения таких занятий достаточно разнообразны:
· праздники,
· развлечения,
· семейные посиделки (с участием родителей обучающихся),
· игра – путешествие
· викторины и т.д.
Раздел «Сказочные уроки»
С приходом детей в школу и переключением их с игровой деятельности на учебную появляется необходимость включения в уроки чтения игровых приемов, к которым относится и драматизация. Ценность этого методического приема обусловлена рядом причин:
1. Драматизация оказывает положительное влияние на все этапы работы над художественным произведением, поскольку помогает достичь наиболее зримого представления о том, что является содержанием произведения.
2. Использование приема драматизации на уроках по литературе является важным условием эстетического воспитания и развития, так как драматизация – один из видов художественного творчества.
3. Драматизация помогает обучающимся отожествлять себя с героями сказок. Понять поступки, характеры, вследствие чего ускоряет усвоение моральных норм, отраженных в конкретном произведении. У обучающихся формируется активное отношение к окружающему миру.
Раздел «Театральная мастерская»
Целью работы по разделу «Театральная мастерская» является возможность духовного роста, расширение художественного опыта обучающихся, выявление и развитие у них творческих способностей. Изготовление отдельных элементов костюмов и бутафории прививает детям навыки трудовой деятельности. Во время занятий в «Театральной мастерской» у обучающихся развивается аккуратность, ответственность, бережливое отношение к костюмам и атрибутам к спектаклям, сделанным не только своими руками, но и руками других ребят. Каждое новое задание, выполненное на занятиях, способствует развитию воображения, помогает обучающимся лучше представлять героев сказок, образы которых они воплощают на сцене, развивает познавательную активность и самостоятельность, т.к. обучающиеся самостоятельно выполняют небольшие задания. Эскизы костюмов к спектаклям, моделирование атрибутов костюмов и элементов оформления, разработка отдельных элементов декораций – вот неполный перечень тем, входящих в раздел «Театральная мастерская».
Раздел «Мы рисуем сказку»
Основными предметами изучения по разделу «Мы рисуем сказку» являются русские народные сказки, сказки российских писателей и поэтов и сказки народов мира.
Следуя теориям А. Бакушинского, Л. Выготского, П. Блонского, можно утверждать, что каждому возрасту соответствует повышенный интерес к определенному виду искусства. Для учащихся начальной школы характерен интерес к изобразительному искусству, музыке, сочинению стихов, сказкам, танцам, выразительному чтению.
Детей начальной школы привлекает все волшебное, необычное, сказочное, поэтому для них наиболее интересными являются те задания, которые связаны с народным устным творчеством. Погружаясь в атмосферу изобразительного искусства, обучающийся испытывает на себе его облагораживающее действие. Продвигаясь в процессе собственного творчества от этапа к этапу, реализуя свой художественный замысел, находящийся на стыке с искусством театра, обучающийся заново открывает для себя широкий спектр возможностей художника. Изображая героев сказок, ребятам становится ближе образ сказочных персонажей. Через рисунок к детям приходит понимание, как более ярко и точно можно отобразить характер персонажа на сцене. В целом занятия по разделу «Мы рисуем сказку» способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности обучающегося, раскрытию его творческих способностей.
По концепции Б. Юсова для детей начальной школы занятия изобразительным искусством имеют процессуально-деятельный характер. Рисунок выступает как рассказ. Главную роль имеют внешние формы: украшение, костюмированность, реальная пластика, лепка движения и формы, протяженность в повествовании, а так же доминирует сюжетная основа в разных видах художественной деятельности. Преобладание пластических искусств в сфере основных интересов обучающихся 7-10 лет определяет актуальность освоения изобразительного искусства в процессе обучения в Детском музыкальном театре.
2. Учебно-тематическое планирование программы
Учебно-тематическое планирование занятий в детском музыкальном
театре «Жар-птица»
№ |
Тематические блоки |
Количество часов по годам |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
теор. |
практ. |
теор. |
практ. |
теор. |
практ. |
||
I. |
Вводное занятие |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
II. |
Актерское мастерство |
20 |
50 |
20 |
50 |
10 |
60 |
III. |
Вокальное мастерство |
17 |
50 |
17 |
50 |
7 |
60 |
IV. |
Страна Здоровья |
|
3 |
|
3 |
|
3 |
|
Итого: |
144 |
144 |
144 |
Учебно-тематическое планирование занятий на базе СОШ
№ |
Тематические блоки |
Количество часов по годам |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||||
теор. |
практ. |
теор. |
практ. |
теор. |
практ. |
||
I. |
Сказочные уроки |
1 |
8 |
1 |
8 |
1 |
8 |
II. |
Театральная мастерская |
1 |
8 |
1 |
8 |
1 |
8 |
III. |
Мы рисуем сказку |
1 |
8 |
1 |
8 |
1 |
8 |
|
Итого: |
27 |
27 |
27 |
2.1. Учебно-тематическое планирование программы 1 года обучения
Цель: выявление творческих способностей детей.
Задачи:
· создавать условия для выявления и развития природных способностей детей;
· способствовать воспитанию наблюдательности, развитию образного мышления, накоплению впечатлений и их отражению в ролях;
· создавать условия для развития памяти, речевой культуры, и воображения ребенка;
· воспитывать уважение к чистоте родной речи;
· воспитывать культуру поведения в жизненных ситуациях, культуру общения;
· способствовать овладению навыками поведения на сцене. Концертная практика – первые шаги.
На первом году обучения дети учатся создавать сказочные образы. Они вовлекаются в мир фантазии и воображения, выполняя несложные и понятные задания. За этот период обучающиеся должны уяснить принципиально важную особенность предмета (коллективность и взаимозависимость), основные требования к выполнению заданий (погружаться в игру, стремиться к правдоподобию), убедиться в полезности наших действий и научиться получать удовольствие от их выполнения. Занятия должны быть желанными. Для получения роли в будущем спектакле каждый ребенок должен придумать себе костюм, нарисовав отдельные его детали. На занятиях в «Театральной мастерской» обучающимся предлагается изготавливать небольшие атрибуты к спектаклям.
Ожидаемые результаты программы 1 года обучения:
· Сохранность контингента.
· Устойчивый интерес к изучению театральной деятельности.
· Радость творчества на сцене.
· Физическая раскрепощенность.
· Умение выразительно произносить слова своей роли.
· Умение в движении передавать образ персонажа.
· Если есть мелодическая тема у персонажа, передавать пением характер роли, ее особенности.
· Умение отражать, передавать образ, свое впечатление о сказке и персонажах в рисунке.
· Умение составлять тематические композиции, создание коллективных панно для сказок.
· Умение изготавливать небольшие атрибуты к спектаклям.
2.2. Учебно-тематическое планирование программы 2 года обучения
Цель: развитие творческих способностей у детей.
Задачи:
· Способствовать созданию условий для возможного творческого, интеллектуального, физического и личностного развития обучающихся через основы актерского мастерства, участия в коллективных и индивидуальных работах в «Театральной мастерской» и на занятиях по изобразительному искусству «Мы рисуем сказку».
· Обучать основам музыкального, актерского, литературного, драматургического, изобразительного и прикладного творчества.
· Способствовать развитию памяти, внимания, воображения, фантазии, воли, мышления, восприятия через основы актерского мастерства, участия в коллективных и индивидуальных работах в «Театральной мастерской» и на занятиях по изобразительному искусству «Мы рисуем сказку».
· Формировать знания и практические умения в области театрального, музыкального, изобразительного и прикладного искусства.
· Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, активизацию личности в коллективе (развивать коллективную и индивидуальную активность, гибкость, смелость, быстроту реакции, чувство партнерства через ролевые, подвижные, дидактические игры, упражнения по мастерству, этюды).
На этом этапе ставятся более сложные задачи в области осмысления действий на сцене. Здесь необходимо больше уделять времени развитию выразительности речи, упражнениям на развитие воображения, фантазии и общения, выработке естественности поведения на сцене при выполнении заданий «Я в предполагаемых обстоятельствах». Обучающиеся учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, подмечать свои и чужие ошибки, искать пути для оптимального выполнения поставленных задач. Ребята учатся соотносить свои действия с действиями товарищей, подмечать свои и чужие ошибки, искать пути для оптимального выполнения поставленных задач. Игры носят целенаправленный характер, дается больше индивидуальных заданий, оттачивается пластика движений для выражения характеров персонажей.
Ожидаемые результаты программы 2 года обучения:
· Овладение логикой и образной структурой речи.
· Расширение словаря, овладение богатством роли.
· Точное сценическое общение.
· Органичное поведение на сцене.
· Навык свободного передвижения по сцене.
· Навык ведения диалога.
· Умение выслушивать выступление других детей.
· Умение чисто петь в пределах сексты.
· Слушать и слышать пение других детей в хоре, не убегая вперед и не опаздывая.
· Умение понимать жесты дирижера.
· Навык создания иллюстраций к сказкам.
· Умение придумывать и изготавливать небольшие атрибуты к спектаклям.
2.3. Учебно-тематическое планирование программы 3 года обучения
Цель: развитие творческой индивидуальности обучающегося.
Задачи:
· Содействовать увлеченности творческими задачами театра.
· Создавать условия для устойчивого владения искусством сценического действия.
· Содействовать углублению понимания сверхзадачи и перспективы исполняемой роли и всего спектакля в целом.
· Совершенствовать сценическую активность, глубину и свободу общения с аудиторией.
· Способствовать дальнейшему личностному и творческому развитию обучающегося.
Последний этап обучения включает в себя освоение умений и навыков всех разделов программы. На этом этапе не только совершенствуются качества обучающихся, но и познаются и моделируются человеческие отношения: «Что я хочу и как воздействую на партнера?». От обучающегося уже требуется не только существовать в предполагаемых обстоятельствах, а разрабатывать их самому, предлагать свое решение во взаимосвязи с партнерами, в совместном и действенном общении, различать оттенки отношений и соответственно реагировать на них.
В спектаклях дети учатся выступать от имени животных с различными характерами, сказочных героев в разных обстоятельствах, организовывать ситуации и вступать в отношения, проникать в психологию партнеров по сценической жизни. В дальнейшем все это поможет им в анализе характеров и поступков героев сказок и пьес, жизненных ситуаций и конфликтов.
Ожидаемые результаты реализации программы 3 года обучения
· Увлеченность творческими задачами театра.
· Устойчивое владение искусством сценического действия
· Понимание сверхзадачи и перспективы исполняемой роли и всего спектакля в целом.
· Сценическая активность, глубина и свобода общения с аудиторией.
· Умение самостоятельно анализировать характер роли и воплотить ее в действии.
· Умение срежиссировать отдельные сцены из пьесы.
· Умение петь в пределах септимы – октавы.
· Умение самостоятельно придумывать эскизы костюмов и изготавливать отдельные их элементы.
· Умение самостоятельно моделировать декорации и атрибуты к спектаклям.
3. Содержание программы
3.1.Содержание программы 1 года обучения
I. Вводное занятие:
- знакомство с обучающимися;
- планирование работы;
- знакомство с программой.
II. Актерское мастерство:
Основные принципы театра:
- театр – искусство коллективное;
- театр – искусство синтетическое;
- действие – основной материал театрального искусства;
- пьеса – основа спектакля;
- зритель – творческий компонент театра.
Методы работы над ролью:
- метод изучения действительности;
- анализ материала;
- метод актерской работы на репетициях, дома, на спектаклях.
Сценическое внимание:
- произвольное;
- непроизвольное;
- внешнее;
- внутреннее.
Сценическая вера:
- специфика актерского воображения;
- контроль ЗУН.
III. Вокальное мастерство:
Работа над голосовым аппаратом во время пения:
- музыкальный слух;
- пение в ансамбле;
- пение без сопровождения;
- обучение пониманию дирижерских жестов;
- выработка унисона;
- правильное исполнение ритмического рисунка;
- контроль ЗУН.
IV. Страна Здоровья:
– «Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты» - дидактическая игра.
- «Дорога к доброму здоровью» - Интегрированный урок – инсценировка.
- Игра «Что разрушает здоровье и укрепляет его?»
V. Сказочные уроки:
- чтение сказки;
- беседа о ней;
- чтение вслух отрывков из сказки и пересказ остального текста;
- чтение по ролям.
VI. Театральная мастерская:
- анализ костюмов персонажей сказок «Теремок» и «Гуси-лебеди»;
- анализ головных уборов героев сказок «Теремок» и «Гуси-лебеди»;
- изготовление элементов костюмов и головных уборов персонажей сказок «Теремок» и «Гуси-лебеди».
VII. Мы рисуем сказку:
- выполнение зарисовок «Теремка»;
- изображение героев сказки «Теремок»;
- составление тематической композиции «Теремок»;
- выполнение зарисовок сказочных и реалистических изображений яблони (по сказке «Гуси-лебеди»);
- разукрашивание заготовок сарафанов в русском народном стиле (по сказке «Гуси-лебеди»);
- составление тематической композиции «Чудо-яблоня» (по сказке «Гуси-лебеди»).
3.2. Содержание программы 2 года обучения
I. Вводное занятие:
- планирование работы;
- знакомство с программой.
II. Актерское мастерство:
- упражнения на развитие творческих зрительных восприятий;
- развитие творческих навыков физического самочувствия;
- развитие артистической смелости и элементов характерности.
Сценическая речь:
- подготовка речевого аппарата к звучанию.
- развитие дыхания в развитии голоса (дыхание в быту, дыхание при чтении текстов, упражнения в положении сидя и лежа).
Сценическое движение:
- координация движения и речи;
- комплекс упражнений, направленных на развитие мышц шеи, рук, ног, живота.
III. Вокальное мастерство:
- слушать и контролировать себя при пении;
- слушать весь хор;
- сливаться с общим звучанием по звуковысотности, ритму;
- не выделяться по силе звучания;
- одновременно начинать и завершать произведение;
- доведение исполнителя пения до уровня, пригодного для публичных выступлений;
- контроль ЗУН.
IV. Страна Здоровья:
- «Собираем урожай» - игра-путешествие.
- «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна» - беседа о пользе каши.
- «Мы за чаем не скучаем» - конкурсная программа.
V. Сказочные уроки:
- чтение сказки, беседа о ней;
- чтение по ролям;
- коллективное чтение сказки и ответы на вопросы;
- инсценирование отдельных сцен сказки.
VI.Театральная мастерская:
- изготовление элементов оформления домиков персонажей сказки «Кошкин дом»;
- изготовление атрибутов к сцене «Пожара»;
- изготовление из пенопласта заборчика для сада у дома Кошки;
- изготовление кусочков торта к сказке «Козленок Рудуду»;
- изготовление из поролона праздничного пирога к сказке «Козленок Рудуду».
VII. Мы рисуем сказку:
- зарисовки героев сказки «Кошкин дом»;
- создание коллективного панно «Кошкин дом»;
- изображение отдельных сцен спектаклей «Кошкин дом» и «Козленок Рудуду».
- создание плоскостной композиции «Рудуду идет в гости к бабушке».
3.3. Содержание программы 3 года обучения
I. Вводное занятие:
- планирование работы;
- знакомство с программой.
II. Актерское мастерство:
- художественный анализ пьесы;
- постановка отдельных сцен пьесы;
- яркая и выраженная передача мыслей автора;
- умение видеть то, что изображено в произведении. Передавать идею и основные мысли автора;
- воссоздание и воображение места действия, внешнего вида и поведения героя;
- анализ взаимоотношений действующих лиц;
- основы движений (падения, ускорение и замедление движения);
- тренировка голоса в повышении и понижении на коротких стихотворных строчках.
III. Вокальное мастерство:
- правильное звукообразование (мягкая атака);
- сохранение устойчивого положения гортани, спокойный вдох без поднятия плеч;
- формирование основных свойств певческого голоса (звонкость, колебность);
- одновременное усиление или ослабление звучания, звучность;
- расширение диапазона;
- контроль ЗУН.
IV. Страна Здоровья:
- «Завтрак в моей семье» - разработка проекта.
- «Личная гигиена» - сочинение стихов о предметах личной гигиены.
- «Мойдодыр» - импровизированное инсценирование стихотворения.
V. Сказочные уроки:
- коллективное рассказывание сказок и ответы на вопросы;
- сочинение детьми своего собственного окончания сказок «Репка» и «Кот в сапогах»;
- инсценирование отдельных сцен сказок «Репка» и «Кот в сапогах».
VI. Театральная мастерская:
- изготовление из ткани покрытия для грядки в огороде к сказке «Репка»;
- изготовление из поролона цветов на грядку;
- изготовление шапочки Репки;
- изготовление бороды для Деда;
- составление плоскостной (аппликация и красочное изображение) коллективной композиции «Замок Людоеда» к сказке «Кот в сапогах»;
- изготовление из бумаги перьев для шляпы Кота;
- изготовление кос для пахарей из сказки «Кот в сапогах»;
- обклеивание цветной бумагой и декорирование трона Короля в сказке «Кот в сапогах».
VII. Мы рисуем сказку:
- рисование различных овощей и фруктов;
- создание коллективного панно «Что растет на грядке»;
- создание иллюстраций к сказкам «Репка» и «Кот в сапогах»;
- рисование эскизов костюмов персонажей сказок.
4. Обеспечение программы
1. Методическое:
· образовательная программа;
· мониторинг образовательных результатов;
· конспекты занятий.
2. Дидактическое:
Демонстрационные материалы:
· для упражнений по мастерству (карточки со словами; с заданиями: эмоции, предметы, с действиями);
· для упражнений по сценической речи (карточки со звуками, скороговорками, текстами);
· для упражнений по сценическому движению (карточки с действиями).
Сценарии сказок, пьес.
Видеоматериалы премьерных спектаклей детского музыкального театра «Жар-птица».
Иллюстрации к сказкам.
3. Материально-техническое:
· аудио- и видео аппаратура;
· различные атрибуты и инвентарь (мячи, кегли, игрушки, реквизит, костюмы);
· помещение с зеркалами для отработки сценических движений, мимики, этюдов.
Формы занятий в Детском музыкальном театре
· Лекция – устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса или темы.
· Беседы об искусстве, о проблемах творчества актера.
· Занятия по подбору нового репертуара, исследованию авторского замысла, обсуждению творческих заданий.
· Индивидуальные и групповые репетиции.
· Коллективные и индивидуальные упражнения по технике речи.
· Коллективно-постановочные репетиции.
· Занятия-беседы по теме «Наблюдения», исследование характеров, пластики, привычек персонажа, атмосферы событий.
· Игровые импровизации (этюды) по теме «Наблюдения», «Отношение к предмету, к месту действия».
· Практикум – воплощение теоретических знаний в постановку спектакля.
· Воспитание чувства пространства и понимание природы мизансцены.
· Пластические этюды, пластический тренинг.
· Чтение и исследование текста на первом этапе работы, лаборатория работы над ролью.
· Анализ завершенных спектаклей.
· Работа с видеоматериалами – просмотр и анализ видеозаписей спектаклей.
· Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования. Физические и умственные игры предназначены для физического и умственного развития ребенка, являются важным элементом воспитания.
· Экскурсии, посещение театральных постановок.
5. Педагогический мониторинг
Для определения эффективности программы и успешной ее реализации предполагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов деятельности обучающегося – педагогический мониторинг. При разработке мониторинга автор опирался на следующие общие принципы педагогического мониторинга: объективность, сравнимость, адекватность, прогностичность, целенаправленность, системность, информативность. Для мониторинга развития обучающихся наиболее приемлемыми являются следующие методы: наблюдение, изучение и анализ результатов образовательной деятельности, анкетирование.
На основании опыта работы разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволяет педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Мониторинг также включает в себя отслеживание и социально-педагогических результатов, и эффективности воспитательного воздействия. Для отслеживания эффективности воспитательного воздействия и социально-педагогических результатов проводится диагностирование психологического климата в коллективе, степени сплоченности коллектива, участие в общественных делах, степень самокритики и ответственности обучающегося, мотив посещения данного коллектива.
Организация мониторинговых исследований является составной и эффективной частью работы педагога дополнительного образования т.к. позволяет прогнозировать образовательные результаты, а также проверять эффективность методов преподавания в Детском музыкальном театре, и при необходимости, совершенствовать формы и методы работы с детьми.
При разработке алгоритма мониторинга были поставлены следующие задачи:
· организация системы наблюдений и измерений;
· получение достоверной и объективной информации об условиях, содержании и результатах музыкально-образовательного процесса;
· систематизация информации о качестве музыкального образования обучающихся, обеспечение ее оперативности и доступности.
Алгоритм организации мониторинга включает три этапа:
1 этап – подготовительный; он включает в себя постановку цели, определение задач, прогнозирование результата, определение объекта и предмета мониторинга, отбор критериев и определение показателей, планирование мониторинга по времени.
2 этап – практический; на этом этапе происходит сбор информации о свойствах объекта мониторинга через наблюдение, анализ документов, посещение и анализ занятий, контроль ЗУН, анкетирование, опрос, тестирование и т.д.
3 этап – аналитический; на этом этапе происходит обработка и систематизация информации, анализ данных, вывод и разработка рекомендаций, принятие решения по дальнейшему совершенствованию педагогической деятельности.
5.1. Мониторинг образовательных результатов
Мониторинг проводится по 2 направлениям:
1. Мониторинг результатов образовательной деятельности Детского музыкального театра «Жар-птица».
2. Мониторинг образовательных результатов обучающихся начальных классов, посещающих занятия в Детском музыкальном театре «Жар-птица».
5.1.1. Мониторинг результатов образовательной деятельности Детского музыкального театра «Жар-птица».
На основании опыта работы разработана система мониторинговых исследований образовательных результатов, при построении которого выделены несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволяет педагогу управлять эффективностью образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями являются:
· состояние контингента обучающихся в театре;
· сформированность интереса к данному жанру искусства;
· развитость музыкальных способностей;
· общее музыкальное развитие;
· состояние детского коллектива;
· творческие достижения коллектива.
Отслеживая состояние контингента, мы поставили перед собою цель проанализировать динамику движения контингента в течение учебного года и по годам обучения. Эта работа позволила обоснованно осуществлять набор детей в группы различных лет обучения.
Система мониторинга результатов образовательной деятельности
Детского музыкального театра «Жар-птица»
Направления мониторинга |
Цель мониторинговых исследований |
Прогнозируемые результаты |
Показатели |
Способы отслеживания и фиксации |
Сроки проведения исследований |
1. Состояние контингента обучающихся в театре
|
Проанализировать динамику движения контингента в течение учебного года и по годам обучения |
Обоснованный набор детей в группы разных лет обучения |
Стабильность посещения учебных занятий |
- Наблюдение
|
В течение учебного года
|
- Анализ посещаемости по журналу |
Не менее 3-х раз в год
|
||||
- Анкетирование обучающихся и родителей |
По мере необходимости в начале и в конце учебного года |
||||
2. Сформированность интереса к данному жанру искусства
|
Изучить и проанализировать отношение детей к разучиваемому репертуару, выявить интерес к занятиям в музыкальном театре
|
Корректировка репертуара, устойчивый интерес к театрально-музыкальному искусству |
Интерес обучающихся к репертуару
Желание обучающихся участвовать в показах спектаклей Интерес и желание к посещению спектаклей различных театров |
-Коллективное обсуждение готовящихся к показу спектаклей
-Наблюдение
-Анкетирование обучающихся и родителей
-Анализ посещаемых спектаклей
|
В период работы над репертуаром
В течение учебного года
Не менее 2-х раз в год
В течение учебного года |
3. Развитость музыкальных способностей
|
Выявить уровень развитости музыкальных способностей: -ладового чувства
|
Корректировка образовательной программы
- Обеспечение (простраивание) индивидуального подхода в обучении |
Узнавание знакомой мелодии по фрагменту
Точное окончание на тонике начатой мелодии
|
-Прослушивание, пропевание фрагментов музыкальных произведений
-Звукоподражание при пении с педагогом
-Самостоятельное пропевание окончания мелодии а capella
-Дневники наблюдений обучающихся |
Постоянно в процессе учебного занятия
Постоянно в процессе учебного занятия
Постоянно в процессе учебного занятия 2 раза в год (декабрь, май)
|
-музыкально- слуховых представлений
|
Развитость творческих способностей
|
Умение создать образ на основе услышанного музыкального произведения
|
Выполнение разнообразных творч. заданий с атрибутами и воображаемыми предметами
|
Постоянно в процессе учебного занятия
|
|
- чувства ритма |
Использование умения выполнять ритмический рисунок в постановочных спектаклях |
Умение правильно, в соответствии с заданным темпом, силой звучания муз. произведения, воспроизводить ритмический рисунок |
Ритмические диктанты и танцевальные упражнения |
Постоянно в процессе учебного занятия |
|
4. Общее музыкальное развитие |
Выявить уровень развитости: -Вокально-хоровых навыков
|
Корректировка образовательной программы - Обеспечение (простраивание) индивидуального подхода в обучении
-подбор музыкального репертуара |
- Владение способами звукообразования
- Окраска тембра голоса
- Развитость диапазона, дикции и дыхания
|
-Распевки, прибаутки, специальные упражнения, скороговорки -Упражнения для правильного звукообразования -Исполнение вокальных партий
-Дневники наблюдений обучающихся |
Постоянно в процессе учебного занятия
Постоянно в процессе учебного занятия 2 раза в год (декабрь, май)
|
-Музыкально-ритмических движений
|
Оправданный подбор музыкального сопровождения и музыкальных движений
|
Качество исполнения музыкальных движений
|
- Наблюдение - Корректировка движений по ходу их исполнения - Индивидуальное и групповое выполнение танцевальных упр-ий |
Постоянно в процессе учебного занятия
Во время показа спектаклей
|
|
5.Состояние детского коллектива
|
Изучить и проанализировать взаимоотношения и взаимодействие в Детском музыкальном театре |
Организация целенаправленной работы по созданию условий в коллективе, способствующих развитию личности каждого обучающегося |
Сформированность в коллективе добропорядочных отношений, желание обучающихся сотрудничать и взаимодействовать друг с другом и педагогом, проявление заботы друг к другу
|
-Тест Фидлера «Психологический климат в коллективе»
-Наблюдение за отношениями в учебной и внеучебной деятельности
-Анкетирование обучающихся и родителей |
2 раза в год (начало и конец учебного года)
В течение учебного года
2 раза в год (в начале и конце учебного года)
|
6.Творческие достижения коллектива |
Определить уровень достижений театра, эффективность используемых методов обучения |
-Повышение качества выступлений, -Участие в фестивалях, конкурсах -Улучшение качества спектаклей и выступлений |
Динамика творческих достижений
Уровень заинтересованность обучающихся в предъявлении собственного результата (участие в спектаклях, конкурсах, фестивалях), получение дипломов |
-Учет творческих достижений в рабочей тетради педагога
-Дневники наблюдений обучающихся
-Учет количества участия обучающихся в спектаклях, конкурсах, фестивалях |
В течение года
2 раза в год (декабрь, май)
В течение учебного года |
Показ спектаклей
Критериями оценки уровней освоения программы являются требования, предъявляемые к выпускникам каждого этапа обучения и в соответствии с ними разработанные формы контроля:
· умение чувствовать партнера по сцене;
· умения: концентрировать внимание, освобождаться от зажимов;
· умение правдиво, логично и последовательно действовать на сцене;
· умение работать в коллективных этюдах;
· умение перевоплощаться в разные образы;
· умение импровизировать, самостоятельно осуществлять этюды, инсценировки;
· участие в коллективной работе в «Театральной мастерской»;
· уровень развития творчества и фантазии на занятиях по изобразительному мастерству «Мы рисуем сказку»
· способность к независимому, ассоциативному мышлению.
Завершающий этап освоения программы – показ спектакля и подробный его анализ.
Опыт организации мониторинга музыкального развития, как одного из результатов образовательной деятельности
Основным результатом образовательной деятельности мы считаем не столько внешние его проявления, т.е. качество исполняемых детьми произведений и популярность театра в детской среде, сколько общее музыкальное развитие детей, включающее и правильное исполнение музыкальных произведений во время пения, и игру на детских музыкальных инструментах, и умение ритмично и четко двигаться под музыку, и многое другое. В связи с этим наиболее подробно рассмотрим именно это направление мониторинга.
Процесс музыкального развития сложный, многосторонний и длительный. Музыкальное развитие ребенка предполагает тесное общение педагога и обучающегося, что дает полную информацию о нем. Для более успешной работы в этом направлении педагог должен находиться в курсе личных обстоятельств и интересов обучающегося, изучить его характер, психику, творческие возможности. Методы мониторинга музыкального развития ориентированы на адекватную качественную оценку музыкально-образовательного процесса. Для мониторинга музыкального развития наиболее приемлемыми являются следующие методы: наблюдение, изучение и анализ результатов образовательной деятельности, анкетирование.
Наблюдение. Этот метод используется педагогом постоянно и на учебных занятиях, и во время показа спектаклей, и в другой внеурочной работе, осуществляемой в театре, что позволяет отслеживать изменения, происходящие с воспитанниками, которые фиксируются в «Дневнике наблюдений», который ведется педагогом персонально на каждого обучающегося. (Приложение 2)
В «Дневнике наблюдений» 4 раздела:
1 раздел – «Исходные данные». Здесь даются краткая характеристика обучающемуся на начало учебного года, оценка его музыкальных данных, фиксируются особенности характера, творческих интересов.
2 раздел – «Усвоение образовательной программы». Дважды в год оцениваются достижения обучающегося: вокально-хоровые навыки, музыкальные движения, игра на детских музыкальных инструментах, элементарное музицирование.
3 раздел – «Творческое развитие» раскрывает самые неожиданные качества ребенка: интерес к сочинительству, импровизации, а также личностные качества: способность к общению со сверстниками и педагогом, активная позиция ребенка, проявляющаяся во время занятий и в период подготовки концертных выступлений.
4 раздел – «Выводы и планы». В этом разделе дневника педагог отмечает уровень освоения образовательной программы в целом и определяет перспективы работы с конкретным ребенком на следующий период.
Дневник наблюдений отражает картину музыкального развития ребенка, ибо оценка результатов музыкального развития осуществляется два раза в год, что позволяет объективно отслеживать уровень творческого развития обучающегося и своевременно вносить коррективы.
Изучение результатов образовательной деятельности. Наблюдая за музыкальным развитием обучающихся, педагог акцентирует внимание на обучение пению. Пение – основное средство музыкального воспитания. Исполняя вокальные партии, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Используя разнообразные приемы развития музыкального и особенно звуковысотного слуха (вокальные упражнения, народные песни, попевки), тщательно отбирая песенный репертуар, можно достигнуть прекрасных результатов в певческом развитии обучающихся. Для фиксации наблюдений за певческим развитием педагогом была разработана специальная таблица, в которой прописаны показатели и уровни певческого развития. Мы выделили 3 уровня: низкий, средний и высший, что позволяет нам проследить динамику развития.
Таблица показателей результатов певческого развития
Показатели |
Низкий |
Средний |
Высший |
1.Познавательная активность в творческой деятельности |
Интереса к творчеству не проявляет |
Испытывает потребность в получении новых знаний, но решить самостоятельно задачи не может, необходима помощь педагога |
Присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, способность к решению новых идей, легко и быстро увлекается творческим делом |
2.Эмоционально-эстетическая настроенность и музыкальная эмоциональность |
Напряженный внешний вид, бедная маловыразительная мимика. Пение безразличное. При слушании рассеян, невнимателен, не проявляет интереса к музыке. |
Нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить свои эмоции мимикой и жестами, не проникая в образ. Поет с подъемом, не всегда устойчивый интерес к слушанию музыки. |
Хорошая включенность в образ, ярко выражает свои эмоции мимикой и жестом. Любит, понимает музыку, внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Музыкальное развитие невозможно пронаблюдать без сформированности вокально-хоровых навыков. Около половины детей приходит в коллектив с неудовлетворительно развитыми вокально-хоровыми навыками. В частности это – тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание и т.д. В процессе занятий эти качества развиваются. Автором определены критерии, по которым отслеживается уровень сформированности вокально-хоровых навыков.
Таблица показателей сформированности вокально-хоровых навыков
Показатели |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высший уровень |
1. Способ звукообразования |
Твердая атака |
Придыхательная атака |
Мягкая атака |
2. Тембр голоса |
Тусклый, сиплый, резкий, глухой |
Чистый, светлый, легкий, слабый |
Звонкий, серебристый |
3. Диапазон |
В пределах квинты |
В пределах септимы, октавы |
«Си» малой октавы – «До#» второй октавы |
4. Дикция |
Нечеткая. Согласные смягчены. Искажение гласных. Пропуск согласных. |
Согласные твердые активные |
Гласные округляются |
5. Дыхание |
Ключичное, судорожное, поверхностное. Фонационный выдох 5-8 сек. |
Вдох перегруженный, выдох ускоренный. Фонационный выдох 9-12 сек. |
Выдох помнит о вдохе, то есть сохраняет дыхательную установку. Фонационный выдох 12-15 сек. |
6. Строй (чистота интонации) |
«Гудошник» |
Относительно чистое интонирование |
Чистое интонирование |
7.Ансамбль а) ритмический
б) динамический |
«Свой метроритм», запаздывает или торопится, не точен в ритме, не умеет слушать рядом с собой поющих
«Своя одинаковая динамика» - громкая или тихая |
Не сразу входит в аготические изменения темпа, может кратковременно, неточно передавать ритмический рисунок
Пытается петь с динамическим разнообразием, но не всегда удается |
Одновременно со всеми начинает и заканчивает как произведение в целом, так и отдельные его части, постоянно ощущает метрическую долю, четко и точно передает ритм, удерживает необходимый темп
Точно соблюдает динамический план музыкального произведения |
Используя данные, приведенные в таблицах, мы имеем показатели на начало и конец учебного года, что дает возможность отследить динамику развития каждого обучающегося в течение года.
Далее приведем пример диагностики по определению типа певческого голоса с учетом использования регистрового звучания и его диапазона.
Среди типов певческого голоса выделяются четыре группы: с чистым грудным звучанием; использующий микст, близкий к грудному; микст, близкий к фальцетному типу; чистый фальцет.
Диагностирование типа певческого голоса происходит индивидуально. Сначала предлагаем обучающемуся спеть песню, которая ему нравится, поговорить с ним на интересующую тему. Как правило, ребенок поет и говорит в естественной для него тесситуре. Тембр голоса ребенка – самое ценное качество певческого голоса и главный показатель его типа. Во время исполнения песни слышен тот участок диапазона, где голос звучит лучше всего, наиболее естественно и красиво. Эта область звуков, находящаяся в середине диапазона, называется примерным диапазоном. Для определения общего диапазона предлагаем обучающемуся пропеть звуки от примарных тонов по полутонам вниз до момента, когда голос не звучит, а интонация повышается; а затем – также вверх, очень осторожно до момента, когда голос тоже перестает звучать, а интонация понижается. Диапазон от крайнего нижнего до крайнего верхнего звука – это общий звуковой диапазон.
Данная диагностика необходима для использования наиболее приемлемой тональности в песнях, попевках, упражнениях, в которой детский голос будет чувствовать себя спокойно, комфортно, без напряжения, и интонация ребенка будет более точной.
Для диагностики фонационного выдоха применяется следующее задание:
Ребятам предлагается встать прямо, сделать глубокий вдох, затем выдох. Упражнение выполнить 2-3 раза, затем на выдохе мычать закрытым ртом до тех пор, пока звук не закончится, по окончании выдоха ребенок должен поднять руку. Выполняя это задание, педагогу важно следить, чтобы ребенок спокойно делал вдох и выдох, экономно расходовал воздух при мычании, не напрягая мышц лица.
Для детей младшего школьного возраста определяется три уровня фонационного выдоха:
· Высший: от 12 до 15 секунд
· Средний: от 9 до 12 секунд
· Низкий: от 5 до 8 секунд
Данная диагностика необходима для развития фонационного выдоха, так как он является одной из основных составляющих при пении. При низком уровне фонационного выдоха предлагается применять усиленные дыхательные тренировки, при среднем – дополнительные дыхательные упражнения, при высоком уровне советуем использовать обычный режим.
Формы мониторинга, в которых активно участвуют дети, позволяют решать диагностические, мотивационные, развивающие, социальные задачи. Автор выработал одну из таких методик - это тест на определение ведущей потребности «Кто я на сцене?». Детям предлагалось ответить на вопрос: «Какую роль ты предпочитаешь играть в спектакле?» и предоставлялось на выбор три ответа: «актер», «актер с вокальной партией», «актер массовки». Это диагностическое задание дается обучающимся в начале и в конце учебного года, а анализ предпочтений и объяснений позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере детей. Результаты качественного и количественного анализа приведены в диаграммах (Приложение 3) и таблице, приведенной ниже.
Таблица результатов теста на ведущую потребность
«Кто я на сцене?»
Ведущая потребность |
Первый год обучения октябрь - май |
Второй год обучения октябрь - май |
Третий и последующие годы май |
Актер
|
58% - 50% |
48% - 46% |
40% |
Актер – вокалист
|
30% - 49% |
49% - 51% |
60% |
Актер массовки
|
12% - 1% |
3% - 3% |
- |
Благодаря этому исследованию выявлена тенденция постепенного увеличения заинтересованности обучающихся в исполнении ведущих ролей с вокальными партиями. Этому явлению, на наш взгляд, способствуют: правильный подбор учебного материала, создание условий для успешности в освоении учебного материала и мотивация детей на участие в показе спектаклей и в концертных выступлениях.
5.1.2. Мониторинг образовательных результатов обучающихся начальных классов, посещающих занятия в Детском музыкальном театре «Жар-птица»
Содержание и алгоритм мониторинга
Во время работы над интегрированной программой «В гостях у сказки» автор задумался о создании и внедрении комплексного мониторинга результатов образовательной деятельности обучающихся на основе театрального развития и применения на уроках в школе элементов драматизации. Он рассматривается как система методов выявления соответствия результатов поставленным задачам.
Одной из важнейших задач в деятельности педагога является выстраивание такой мониторинговой системы, которая бы реально позволила управлять качеством образования. Объектом мониторинга выступает творческое развитие обучающихся, предметом мониторинга – образовательные результаты обучающихся. Субъектами мониторинга являются дети в возрасте от 7 до 10 лет.
Педагогам начальных классов предлагается несколько направлений, систематическое отслеживание которых позволит отслеживать эффективность образовательного процесса и прогнозировать его развитие. Таковыми направлениями могут являться:
1. На уроках «Литературное чтение»:
· сформированность интереса к драматизации (наблюдение, анкетирование и др.);
· развитость речевых навыков (наблюдение, проверка техники чтения и др.);
· стремление к сочинительству (творческие задания, участие в конкурсах).
2. На уроках «Технология»:
· овладение основами (приемами, методами) проектной деятельности;
· развитость творческой инициативы и самостоятельности (творческие задания, участие в конкурсах).
3. На уроках «Изобразительное искусство»:
· креативность в выполнении заданий;
· развитость фантазии.
(наблюдение, творческие задания, участие в конкурсах)
Общими направлениями являются:
· состояние детского коллектива (анкетирование, дневники наблюдений);
· творческие достижения коллектива (портфолио).
5.2. Мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей занятиями в детском музыкальном театре «Жар-птица»
Анкетирование. В своей работе с целью выявления мотивов посещения детьми занятий в музыкальном театре, изучения психологического климата в коллективе и т.д. мы используем анкетирование обучающихся. В анкетах детям предлагаются вопросы: «Что нравится или не нравится на занятиях?», «Бывает ли тебе на занятиях интересно или скучно и почему?» и т.д. Такая форма помогает ребенку самостоятельно осознавать цели посещения театра, его отношение к выбранному виду занятий, а педагогу диагностировать психологический климат в коллективе. Анкетирование проводится два раза в год, что позволяет проследить динамику развития заинтересованности обучающегося в занятиях данного вида искусства. (Приложение 4)
Мы считаем, что результаты педагогической деятельности в значительной мере зависят от родительского участия в педагогическом процессе. Нам важно выявлять, насколько педагогические цели и прогнозируемые результаты совпадают с ожиданиями родителей. Для вовлечения родителей в образовательный процесс и формирование у них интереса к занятиям ребенка, мы используем анкетирование, благодаря которому получаем данные о том, как семья способствует музыкальному развитию детей. (Приложение 5)
С целью вовлечения обучающихся в процесс мониторинга, им самим было предложено провести опрос «Каких героев артистам детского музыкального театра «Жар-птица» больше нравится играть – положительных или отрицательных?». Итогом этого опроса стала презентация «Все герои хороши – выбирай на вкус!», выполненная одной из участниц театра. (Приложение 6)
Предложенные направления мониторинга не являются обязательными. Они могут изменяться в зависимости от проблем, возникающих в работе с детским коллективом и целей, которые ставит перед собой педагог. Что касается форм, методов и средств, используемых для мониторинговых исследований, то они могут и должны совершенствоваться и дополняться в каждом конкретном случае.
Для оценки психологической атмосферы в коллективе мы использовали методику А.Ф. Фидлера. После обработки полученных данных создали средний профиль, который характеризует психологическую атмосферу в коллективе, как позитивную и творческую. (Приложение 1)
6. Список литературы
1. Гусева Н.В., Плеханова П.Е, Рудакова К.П., Устрехова Т.Е. «Осенняя природа в искусстве» (Интегрированное занятие) [Текст]/ Внешкольник – Я - №8, 2008.
2. Дополнительное образование в муниципальном районе: опыт, перспективы развития (Материалы областной научно-практической конференции 27 апреля 2007г.) [Текст]. - Ярославль, 2007.
3. Евладова Е.Б. Образование основное и дополнительное: проблема взаимосвязи [Текст]/ Внешкольник - №3, 2000.
4. Масленикова–Золина Л.В. Необычные уроки музыки [Текст]. – Волгоград: Учитель, 2010.
5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии [Текст]. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997.
6. Николаева Е.В. Организация взаимодействия МХШ «Радость» с образовательными учреждениями САО г. Москвы [Текст]/ Дополнительное образование - № 3, 2004.
7. Носакова Т.В. О решении проблемы взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в условиях дополнительного образования [Текст]/ Дополнительное образование - №12, 2003.
8. Паладьев С.Л. Технологии интеграции [Текст]/ Внешкольник- Я - №9, 2008.
9. Примерные требования к программам дополнительного образования детей [Текст]/ Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
10. Радомская О.И. Волшебный мир народного искусства [Текст]/ Виды искусств и их взаимодействие. – М., 2001.
11. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» «Интеграция дополнительного и других сфер образования» [Текст]. - Ярославль, 2003.
12. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» «Опыт интеграции дополнительного и других сфер образования Ростовского муниципального округа Ярославской области» [Текст]. - Ярославль, 2004.
13. Талова Т.М. Интегрированные программы и проекты в детско-юношеском центре «Лад» [Текст]/ Внешкольник - Я - №9, 2008.
14. Тихомирова Л.Ф. Школьникам о здоровом образе жизни [Текст]. – Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2003.
15. Феоктистова С.В. Образовательная программа «Театр цветов» [Текст]/ Внешкольник -Я – №2, 2004.
16. Щетининская А.И. Проблемы интеграции общего и дополнительного образования, развития воспитания в системе образования [Текст]/ Внешкольник - №3, 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.