ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мотивы Приамурья» разработана на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Бисеродизайн»и является ее модулем.
Программа разработана в соответствии с государственными законодательными документами. Нормативной основой для настоящей программы являются: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 г. «Концепция развития дополнительного образования детей»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПин 2.4.4.3172-14); Приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа «Мотивы Приамурья», являясь художественной по содержанию, прикладной по функциональному предназначению, по форме организации студийной, индивидуально-ориентированной, направлена на создание условий для развития личности ребенка, обеспечения эмоционального благополучия подростков, на интеллектуальное и духовное развитие его потенциала, развитие мотивации личности к познанию и творчеству средствами бисеродизайна.
Предметом изучения в данной программе является декоративноприкладное творчество коренных народов Хабаровского края, применение многообразия технологий бисероплетения в дизайнрешениях по оформлению художественных изделий и одежды в стиле национального творчества малочисленных народностей Приамурья.
Изучение национальных традиций коренного населения региона, обычаев, ознакомление с декоративно-прикладным творчеством и его историей расширяет кругозор детей, воспитывает толерантное отношение к культурным ценностям, дает дополнительный ресурс творческому развитию личности ребенка, подростки получают эстетическое образование.
В целях воспитания целостной личности программа предусматривает коллективность в работе, способствуя формированию таких качеств, как коммуникабельность, доброжелательность, добропорядочность.
Индивидуальность детей, неповторимость их фантазии, возрастные особенности обусловливают индивидуальное обучение детей.
Данная программа актуальна, несет познавательную функцию.
В связи с профильным ориентированием дополнительного образования данная программа способствует получению определенных знаний в области дизайна. Формирование навыков и развитие творческих способностей даст в будущем более широкую возможность и увеличение диапазона в выборе профессии.
Реализация программы «Мотивы Приамурья» с применением комплекса педагогических технологий (технологии дифференциации и индивидуализации обучения, технологии коллективной творческой деятельности, ИКТ) эффективно сказывается на развитии ключевых компетенций творческой личности подростка.
Работа по технологии дифференциации и индивидуализации обучения позволяет создавать детям условия, в которых потенциальные возможности и способности ребенка раскрываются в полной мере.
Технология коллективной творческой деятельности учащихся реализуется при создании коллекций моделей с применением декоративных бисерных дополнений к одежде и подготовки дефиле-представлений на отчетных концертах ЦТДиМ. Процесс коллективной подготовки к показу коллекции сопровождается активным коллективным творчеством, которое способствует воспитанию таких личностных качеств подростка, как коммуникативность, самодисциплина, самовыражение.
Применение активных методов обучения обусловливает эффективную реализацию программных тематических разделов, формирует положительную мотивацию учащимся к получению знаний.
Формирование ключевых компетенций творческой личности через обучение детей национальным особенностям декоративно-прикладного творчества коренного населения Приамурья с применением различных видов бисероплетения и основ бисеродизайна.
Научить самостоятельному применению всех технических приемов бисероплетения, основ бисеродизайна при оформлении бисером элементов одежды, создании декоративных панно, сувениров и других изделий.
Развить понимание гармоничных цветосочетаний.
Научить применению знаний орнаментального украшения бисером изделий в стиле национальной культуры русского народа и коренных народов Приамурья.
Развить личностные качества подростков: внимание, образное мышление, вдумчивость, самостоятельность, аккуратность, терпение и усидчивость, стремление творчески завершить начатое дело.
Развить эстетический и художественный вкус как важнейшие качества творческой личности ребенка.
данной программы заключается в том, что она предполагает изучение применения различных техник бисероплетения, основ бисеродизайна, знаний этнического направления и орнаментальных национальных особенностей в стилизации национальных традиционных мотивов декоративно-прикладного творчества коренного населения Приамурья.
Это позволяет учащимся создавать оригинальные модели, представлять свои произведения на подиуме в виде дефиле, что обусловливает самоутверждение и самореализацию творческого «Я» юных дизайнеров.
Программа рассчитана на широкий возрастной диапазон учащихся, имеющих основательную базу подготовки и прошедшие полный курс обучения по основной образовательной программе «Бисеродизайн». Для усвоения учебного материала оптимальным является возраст 10-15 лет.
Программа реализует продвинутый уровень освоения знаний. Учащиеся проявляют полную адаптацию в декоративно-прикладном творчестве, свободно применяя этнические знания, базовые знания и навыки бисероплетения, аппликации, бисеродизайна, самостоятельно проявляя свой творческий потенциал в продуктивной деятельности.
Основные направления содержания образования:
• Формирование знаний традиционного декоративно-прикладного творчества коренных народов Приамурья.
• Формирование знаний орнаментов малочисленных народов.
• Формирование и развитие навыков применения различных видов техники бисероплетения при создании творческих работ: низание простейшими и усложненными плоскостными способами (монастырское плетение, параллельное низание; мозаичное низание); объемные изделия; вышивка.
Программа «Мотивы Приамурья» рассчитана на 1 год обучения.
Формируется одна группа из детей, прошедших обучение по основной программе «Бисеродизайн». Группа имеет смешанный возрастной состав, формируется из подростков 10-15 лет.
Данная группа является группой индивидуального обучения этнического направления деятельности.
В группу входят одаренные дети, обучающиеся 3 и более лет по основной дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программе «Бисеродизайн».
Продолжительность занятий, количественные характеристики занятий группы отражены в следующей таблице.
Продолжительность занятия |
Количество занятий в неделю |
Количество часов в неделю |
Количество недель |
Количество часов в год |
2 часа |
1 |
2 часа |
36 |
72 часа |
Группа индивидуального обучения (этническое направление) Предметные.
Учащиеся знают: теоретические основы бисероплетения; виды вышивки бисером; способы оформления одежды; элементы дизайна одежды.
Учащиеся умеют самостоятельно, креативно выполнять творческую авторскую работу с использованием бисера, различных технических приемов и дополнительных декоративных материалов.
Учащиеся знают: особенности истории и быта малых коренных народов Хабаровского края; виды одежды коренного населения Приамурья; орнаменты коренных народов Приамурья.
Учащиеся умеют последовательно планировать свою творческую деятельность, самостоятельно, креативно и с высокой ответственностью выполнять творческую работу.
№ |
Тема |
Теория (час) |
Практика (час) |
Всего (час) |
1 2
3
4 5 6 7 8
9 1 0 |
Вводное занятие. Техника безопасности. Особенности истории и быта малых коренных народов Хабаровского края. Виды одежды коренного населения Приамурья. Орнаменты коренных народов Приамурья. Национальные нанайские украшения. Способы оформления одежды. Дизайн одежды и его виды. Выполнение творческой работы в этнографическом стиле. Участие в отчетном концерте ЦТДиМ Итоговое занятие |
1 1
1
1 1 1 1 2
0 0 |
1 9
3
11 9 1 1 24
2 2 |
2 10
4
12 10 2 2 26
2 2 |
Итого |
9 |
63 |
72 |
1. Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с программой обучения. Повторение правил техники безопасного труда, ПДД, ППБ.
Хабаровского края. Знакомство с историей, культурой коренного населения Приамурья основывается на мифах, сказках, устном народном творчестве, с помощью которых учащиеся узнают об особенностях быта, национальных традициях малых народов.
Практика. Зарисовка эскизов по сюжетам устного национального творчества малых народов. Создание панно из фетра, атласа, ниток в технике аппликации по сюжетам народных сказок, мифов. Оформление панно с применением бисера, страз, тесьмы.
3. Виды одежды коренного населения Приамурья. Своеобразие, виды национальной одежды, ее предназначение, материалы, из которых выполнены элементы одежды, – это изучается детьми по предложенным видео и фотоматериалам, по образцам – экспонатам музея ЦТДиМ.
Практика. Выполнение куклы из фетра. Оформление куклы нитками, бисером, тесьмой, кожей и мехом.
4. Орнаменты коренных народов Приамурья. Изучение видов орнамента коренного населения Приамурья, назначения орнамента, его симметрии, ритма, композиции. Цветовые сочетания в орнаменте малых народов несут смысловое предназначение. Зооморфный, растительный, спирально-ленточный орнамент изучаются по образцам, фотографиям.
Практика. Выполнение барельефного панно в технике аппликация с применением оформления плетенными цепочками из бисера, тесьмой, мехом и декоративным шнуром.
5. Способы оформления одежды. Воспроизведение прежних знаний о способах и видах оформления одежды. Оформление одежды с применением бисера: вышивка бисером по ткани, декоративные украшения и дополнения из бисера к одежде.
Практика. Выполнение образца с применением вышивки бисером по ткани различными способами: «ленивый стежок», «стебельчатый», «арочный», «талисманный» и др.
6. Дизайн одежды и его виды. Стилизация национального костюма, применение традиционных деталей, орнаментных элементов и рисунков в современной одежде – таково направление обучения в данной теме.
Практика. Зарисовка стилизованного нанайского женского костюма. Проработка орнаментальных узоров на костюме, выбор цветовой гаммы. Создание эскиза будущей модели коллекции «Мотивы Приамурья».
7. Выполнение творческой работы в этнографическом стиле. По выполненным эскизам стилизованного нанайского женского костюма учащимися индивидуально создается модель будущей коллекции «Мотивы Приамурья». Для выполнения орнамента применяется фетр, вышивка бисером и бусами. Детали одежды оформляются декоративной отделкой мехом.
Костюм состоит из деталей: ободок, украшенный тесьмой, подвесками из бисера и бусин; платье или комплект из штанишек и туники, накидка на плечи в виде широкого воротника; декоративное украшение: кулон или колье.
8. Участие в отчетном концерте ЦТДиМ. Представление коллекции стилизованных нанайских костюмов «Мотивы Приамурья» в форме танцадефиле на отчетном концерте ЦТДиМ.
9. Итоговое занятие. Подведение итогов обучения. Поощрение учащихся.
Оборудование |
Инструменты |
Материал |
1.Шкафы 2. Столы – 6 3. Стулья – 20 |
1.Иглы – 6 наборов (по 15 шт.) 2. Леска – 8 мотков (по |
1.Бисер разных цветов 2. Бусы разных цветов 3. Стразы |
4. Емкости для бисера (органейзеры, баночки, тубы) – количество по цветовому набору бисера 5. Салфетки (сукно) – 20 шт. 6. Настольные лампы – 8 шт. 7. Тетради – 15 шт. |
100 м) 3. Нитки – 12 катушек (3-х цветов) 4. Ножницы – 15 шт. 5. Ручки (карандаши) -20 шт. |
4. Ткань (велюр, бархат) 5. Фетр 6. Тесьма 7. Картон 8. Клей ПВА 9. Клей «Момент- Кристалл» |
Для обучения детей используются информационная литература, видео и фотоматериалы из архива объединения «Бисеродизайн», сайтов: http://biser.ru; http://www.biserinka.com; http://www.biserland.ru, https://travelask.ru/articles/nanaytsy-korennoy-narod-dalnego-vostoka https://www.sites.google.com/a/soe.uspi.ru/korennye-narody-dalnegovostoka/home/nanajcy и др.
В программе в качестве диагностических средств используются методы экспертной оценки: наблюдение, собеседование, конкурсы, выставки.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
1. Вводный контроль в начале обучения проводится с применением диагностических методик.
2. Промежуточный контроль проводится в конце полугодия в форме выставки, конкурса и тестирования с применением практических упражнений.
3. Тематический контроль проводится по завершении определенного раздела программы в форме выставки.
4. Итоговая аттестация в конце каждого учебного года в виде тестирования и выполнения практических упражнений, в форме выставки и конкурса.
5. На занятии периодически применяется: вводный контроль, направленный на повторение и закрепление пройденного; текущий контроль.
Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются: самостоятельность работы, эстетичность, аккуратность, завершенность, творчество.
В течение учебного года проводятся диагностические исследования формирования практических навыков, творческой активности, личностных качеств учащихся. В основу диагностических исследований взяты методики, модифицированные и разработанные автором.
Диагностика мотивационной направленности деятельности учащихся проводится на основе опроса и анкетирования детей по методикам: «Анкета мотивации «Для чего ты учишься?»: «Анкета ожиданий», «Метод неоконченного предложения» (по методике Ж. Нюттен – А.Б. Орлов).
Диагностика уровня приобретенных учащимися теоретических знаний и практических навыков проводится по модифицированной методике «Оценка качества реализации программ дополнительного образования в Доме детского творчества» Е.Д. Демченко (МОУ ДОД ДДТ, г. Комсомольска-на-Амуре).
Конкурсы различного уровня, выставки работ внутри объединения, в
ЦТДиМ являются методом оценки достижений учащихся.
Методическое обеспечение Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративные: словесные – беседа, объяснение, убеждение, поощрение, наглядные – демонстрация образцов и работа по образцу, показ фотографий, работа с книгой, презентацией, соответствующими сайтами интернета.
Практические – зарисовка схем, изготовление образцов, выполнение изделий, самостоятельное моделирование эскизов и схем изделий. Самостоятельной деятельности учащихся. Мотивации и стимулирования.
Контролирующие – наблюдение, сравнение, опрос, самоконтроль и самоанализ.
Частично-поисковый – организация творческой инициативы учащихся при создании новых изделий.
Формы организации занятий: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, занятие-конкурс, коллективное творчество.
Методические виды продукции.
Методическая литература, методические разработки занятий, образцы изделий, постояннодействующая выставка декоративных изделий, схемы последовательности выполнения изделий, фотографии творческих работ, компьютерные диски с методическим материалом, учебно-методические стенды в кабинете обучения: «Базовые способы низания бисером», «Сеточка», «Мозаичное низание», стенд результативности деятельности объединения
«Бисеродизайн».
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
2. Распоряжение правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 г. «Концепция развития дополнительного образования детей».
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов – М: Просвещение, 2006.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.:
''Союз'', 1997.
3. Селевко Г.Н. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. – М: НИИ Школьных технологий , 2006.
1. Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека.
2. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ - Пресс, 2001.
3. А. Нанайцы: Материальная культура (вторая половина XIX — середина XX в.): этнографические очерки. — Владивосток, 1973.
4. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: Опыт этнографического исследования. — Владивосток, 1922.
5. С. Русские исследователи культуры и быта малых народов Амура и Сахалина (конец XIX — начало XX в.). — Владивосток. Изд-во Дальневосточного университета, 1989.
1. Божко Л.А. Бисер. Уроки мастерства. Издание 3-е. - М.: Мартин, 2007.
2. Гашицкая Р.П. Левина О.В. «Вышивка бисером», серия «Рукоделие», Ростов-на-Дону, «Проф-Пресс», 2001г.
3. Дарья Нестерова «Бисероплетение», АСТ, АСтрель, 2011.
4. Журналы по бисероплетению:
«Bead & Button», изд-во: Kalmbash Publishing Co;
«Вышивка бисером», изд-во: Булатов А.А.; «Чудесные мгновения. Бисер».
5. Н.Л. Ликсо.Большая энциклопедия бисера – Москва: - АСТ, 2013 г.
1. http://biser.ru
2. http://www.biserland.ru
3. https://infourok.ru
4. https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43181833587/Nanaytsyi-i-ih-kultura
5. https://travelask.ru/articles/nanaytsy-korennoy-narod-dalnego-vostoka
6. https://www.sites.google.com/a/soe.uspi.ru/korennye-narody-dalnegovostoka/home/nanajcy
1. А. Петрунькина «Фенечки из бисера», С-П., «Кристалл», 1998г.
2. Грушина Л.И., Димитров «Мастерилка» «Плетенки из бисера», 1999г.
3. Е. Виноградова «Бисер для детей: Игрушки и украшения», М.,ЭКСМО, С.-П., Валерии СПД, 2003.
4. Галина Капитонова «Бисероплетение», АСТ, Астрель, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.