ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
3 кл
28.04.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы» Программа рассчитана на детей 10-16 лет Срок реализации программы – 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.  О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».  Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность.  Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.  В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.  Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами. Достигается указанная цель через решение следующих задач. Обучающие: Ознакомить с историей шахмат; Обучить правилам игры; Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; Формировать навыки запоминания; Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; Прививать навыки самодисциплины; Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности. Предметные компетенции обучающихся: Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: Участии в тренировочных играх, в районных, республиканских соревнованиях по шахматам; В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен: В проведении педагогом инструктажей; В применении индивидуальных форм работы; В корректировке игры; В рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Педагогическое наблюдение; Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; Изучении специализированной литературы; Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен: В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала; В проведении бесед; В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых. Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (10 – 16 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект. Недельная нагрузка 3 часа (102 часа в год) .Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.  Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:  структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;  актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника. Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат: наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности; единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности; осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса; обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры; определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста система оценок достижений обучающихся. Требования к знаниям и умениям: Закончив год обучения учащийся должен знать: правила игры в шахматы; права и обязанности игрока; иметь представление о истории и происхождении шахмат; основные понятия о тактике и стратегии. Должен уметь: применять указанные знания на практике; концентрировать внимание, ценить время; играть в шахматы с удовольствием. Учебный план № Темы занятий и виды деятельности Количество часов Теория практика всего 1 Введение. Организационное занятие 1 - 1 2 Шахматы – спорт, наука, искусство 2 - 2 3 Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы 6 9 15 4 Простейшие схемы достижения матовых ситуаций 6 9 15 5 Тактика 6 9 15 6 Эндшпиль 5 10 15 7 Дебют 3 6 9 8 Конкурсы по решению задач и этюдов - 6 6 9 Сеансы одновременной игры - 6 6 10 Соревнования (турниры) - 6 6 11 Индивидуальные занятия - -9 9 12 Итоговое занятие 1 - 1 Всего: 30 72 102 Содержание программы Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Шахматы – спорт, наука и искусство: История возникновения шахмат. Различные системы проведения шахматных турниров. Этика поведения шахматиста во время игры. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы. Игровые пути шахматной доски. Обозначение поля шахматной доски, о шахматных фигурах; шахматной нотации. Ходы фигур, поле под ударом. Цель игры в шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен. Из чего состоит шахматная партия: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные виды преимущества. Силовые методы борьбы. Оценка позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг-лист. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. Мат в один ход. Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет по треугольнику. Цунгванг. Ладейные, коневые и слоновые окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей. Сеансы одновременной игры. Проведение руководителем объединения сеансов одновременной игры (в том числе и тематических) с последующим разбором партий. Соревнования, турниры (по отдельному графику) Индивидуальные занятия. Проведение индивидуальных занятий с детьми, у которых возникают трудности с усвоением программы, а также с учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Для педагога: Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. - М.: Физкультуpа и споpт, 1976. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002. Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. - М.: Знание, 1982. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. - М,: Физкультура и спорт, 1986. Костьев А.Н. Уроки шахмат. - М.: Физкультуpа и споpт, 1994. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - Донецк: 2004. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994. Славин И.И. Учебник-задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1-7, Правда Севера, 1997- 2000.  Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. - М.: Высшая школа, 1990. Шахматы. Энциклопедический словаpь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966. Для учащихся: Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. - Казань, Учебное издание. 1994. Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. - Hиколаев: Мысль, 1991. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. - Минск: Полымя, 1994 . Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - Киев, 1986 Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ-Классик, 2006. Тематический план № Тема Количество часов Дата проведения 1 Введение 05.09. Шахматы – спорт, наука и искусство -2 2 Теория: История возникновения шахмат Различные системы проведения шахматных турниров. 08.09. 15.09. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы-15 3 Теория: Игровые пути на шахматной доске 19.09. 22.09. 4 Теория: Ходы фигур, поле под ударом 26.09. 29.09 5 Практическое занятие 03.10. 06.10. 6 Практическое занятие 10.10. 13.10. 7 Практическое занятие 17.10. 20.10. Простейшие схемы достижения матовых ситуаций- 15 8 Теория: Тренировочные партии 24.10. 27.10. 9 Теория: Двойной вскрытый шах 31.10. 07.11. 10 Практическое занятие 10.11 14.11 11 Практическое занятие 17.11 21.11 12 Практическое занятие 24.11 28.11 Тактика -15 13 Теория: Тактические удары и комбинации 01.12 05.12 14 Теория: защита фигуры. Создание угрозы мата 08.12 12..12 15 Практическое занятие 15.12 19.12 16 Практическое занятие 22.12 26.12 17 Практическое занятие 29.12 16.01 Эндшпиль - 15 18 Теория: Курс шахматных окончаний. 19.01. 23.01. 19 Теория: Правила игры в эндшпиле 26.01. 30.01 20 Практическое занятие 02.02 06.02. 21 Практическое занятие 09.02. 13.02 22 Практическое занятие Дебют -9 23 Теория: Принципы развития дебюта 16.02. 20.02 24 Практическое занятие 27.02. 02.03 25 Практическое занятие 06.03. 09.03 Конкурсы по решению задач и этюдов- 6 26 Практическое занятие 13.03. 16.03 27 Практическое занятие 20.03. 23.03 Сеансы одновременной игры-6 28 Практическое занятие 03.04. 06.04 29 Практическое занятие 10.04 13.04. Соревнования, турниры-6 30 Практическое занятие 17.04 20.04. 31 Практическое занятие 24.04 27.04. Индивидуальные занятия - 9 32 Практическое занятие 04.05. 08.05 33 Практическое занятие 11.05. 15.05 34 Практическое занятие 18.05. 22.05 35 Итоговое занятие 25.05. 29.05
программа шахматы.doc
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Программа рассчитана на детей 10­16 лет Срок реализации программы – 1 год «Шахматы» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   настоящее   время,   когда   весь   мир   вступил   в   эпоху   компьютеров   и информационных   технологий,   особенно   большое   значение   приобретает способность   быстро   и   разумно   разбираться   в   огромном   объеме   информации, умение   анализировать   её   и   делать   логические   выводы.   Очень   большую   роль   в формировании   логического   и   системного   мышления   играют   шахматы.   Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения  концентрировать   внимание  на  решение  задач в  условиях  ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Шахматы   как   специфический   вид   человеческой   деятельности   получают   всё большее   признание   в   России   и   во   всём   мире.   Шахматы   сближают   людей   всех возрастов   и   профессий   в   любой   части   Земли.   Не   случайно   Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все ­ одна семья».   Шахматы   доступны   людям   разного   возраста,   а   единая   шахматная символика   создаёт   необходимые   предпосылки   для   международного сотрудничества,   обмена   опытом.   Шахматы   ­   часть   мирового   культурного пространства.  О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся   популяризацией   и   пропагандой   шахмат,   проведение   всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной   шахматной   литературы.   Для   юных   шахматистов   Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20­ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».  Шахматы   ­   наглядная   соревновательная   форма   двух   личностей.   Шахматы   нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий   подход   тренера   является   необходимым   условием   преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального   подхода   к   каждому   ученику.   Педагог   живет   своим   делом   и учеников   приглашает   работать   и   думать   наравне   с   ним.   В   работе   чрезвычайно ценно   выглядят   интуиция   тренера,   его   оптимизм,   увлеченность,   уверенность, работоспособность.  2 Актуальность   программы   продиктована   требованиями   времени.   Так   как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру   и   содержание   способно   придать   воспитанию   и   обучению   активный целенаправленный   характер.   Система   шахматных   занятий   в   системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя   прогрессивную   направленность   личности,   способствует   общему развитию и воспитанию школьника. Особенностью   программы   является   ее   индивидуальный   подход   к   обучению ребенка. Индивидуальный  подход заложен  в программу. Он имеет два главных аспекта.   Во­первых,   воспитательное   взаимодействие   строится   с   каждым   юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во­вторых, учитываются знания условий   жизни   каждого   воспитанника,   что   важно   в   процессе   обучения.   Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.  В   данной   программе   предусмотрено,   что   в   образовании   развивается   не   только ученик,   но   и   программа   его   самообучения.   Она   может   составляться   и корректироваться   в   ходе   деятельности   самого   ученика,   который   оказывается субъектом,   конструктором   своего   образования,   полноправным   источником   и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора   своего   образования:   формулирует   цели,   отбирает   тематику, составляет   план   работы,   отбирает   средства   и   способы   достижения   результата, устанавливает   систему   контроля   и   оценки   своей   деятельности.  Цель   программы:   создание   условий   для   развития   интеллектуально­творческой, одаренной личности через занятия шахматами.  Достигается указанная цель через решение следующих задач. Обучающие: Ознакомить с историей шахмат; Обучить правилам игры; Дать   учащимся   теоретические   знания   по   шахматной   игре,   ознакомление   с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения. Развивающие: Развивать   логическое   мышление,   память,   внимание,   усидчивость   и   другие положительные качества личности; Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; Формировать навыки запоминания; Вводить   в   мир   логической   красоты   и   образного   мышления,   расширять представления об окружающем мире. Воспитывающие: Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; Прививать навыки самодисциплины; Способствовать   воспитанию   волевых   качеств,   самосовершенствования   и самооценки. 3 В ходе изучения  данной программы  у обучающихся  идет  освоение  предметной компетенции,   а   также   формирование   умений   участвовать   в   коллективной деятельности. Предметные компетенции обучающихся: Техническая,  формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности: Участии в тренировочных играх, в районных, республиканских соревнованиях по шахматам; В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры. Компетентностный подход выражен: В проведении педагогом инструктажей; В применении индивидуальных форм работы; В корректировке игры; В рекомендациях по выполнению комбинаций. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Педагогическое наблюдение; Учет результативности участия обучаемых в  соревнованиях. Интеллектуальная,  формируется   в   процессе   осуществления   обучающимися следующей деятельности: Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры; Изучении специализированной литературы; Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов. Компетентностный подход выражен:  В   организации   педагогом   педагогического   консультирования   при   отборе тематического материала; В проведении бесед; В применении индивидуальных и групповых форм работы. Формами отслеживания роста предметной компетенции являются: Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам; Определение уровня эрудиции обучаемых. Программа шахматного объединения носит образовательно­развивающий характер, направлена   на   раскрытие   индивидуальных   психологических   особенностей учащихся;   имеет   физкультурно­спортивную   направленность.   В   шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (10 – 16 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной   игры.   Поэтому   при   разработке   программы   учитываются   не   только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.  Недельная нагрузка 3 часа (102 часа в год) .Занятия проводятся 2 раза в неделю. Учебная   группа   состоит   из   10­15   учащихся.   При   проведении   занятий   большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое 4 мышление,   выдержка,   дисциплина,   терпение,   хладнокровие,   находчивость, сосредоточенность, благородство.  Учебно­тематический   материал   программы   распределён   в   соответствии   с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.  Представленные   в   программе   темы   создают   целостную   систему   подготовки шахматистов.   При   отборе   теоретического   материала   и   установлении   его последовательности соблюдаются следующий принципы:  структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;  актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.  Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат: наличие единого контингента воспитанников; взаимосвязь   спортивного,   нравственного   коммуникативного   и   адаптированного направлений образовательной деятельности; единый   образовательный   процесс,   построенный   на   принципах   непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности; осуществление   единства   обучения,   воспитания   и   развития   детей   на   основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса; обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры; определенные   достижения   обучаемых   и   возможности   прогнозирования   их личностного роста система оценок достижений обучающихся. Требования к знаниям и умениям:  Закончив  год обучения учащийся должен знать: правила игры в шахматы; права и обязанности игрока; иметь представление о истории и происхождении шахмат; основные понятия о тактике и стратегии. Должен уметь: применять указанные знания на практике; концентрировать внимание, ценить время; играть в шахматы с удовольствием. Учебный план № Темы занятий и виды деятельности 1 Введение. Организационное занятие 2 Шахматы – спорт, наука, искусство 3 Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы Количество часов Теория практика 1 2 6 ­ ­ 9 всего 1 2 15 5 4 Простейшие схемы достижения матовых ситуаций 6 5 Тактика 6 5 6 Эндшпиль 3 7 Дебют 8 Конкурсы по решению задач и этюдов ­ ­ 9 Сеансы одновременной игры ­ 10 Соревнования (турниры) 11 Индивидуальные занятия ­ 1 12 Итоговое занятие Всего: 30 Содержание программы 9 9 10 6 6 6 6 ­9 ­ 72 15 15 15 9 6 6 6 9 1 102 Введение. Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. Шахматы   –   спорт,   наука   и   искусство:   История   возникновения   шахмат. Различные   системы   проведения   шахматных   турниров.   Этика   поведения шахматиста во время игры. Правила   игры   в   шахматы,   особенности   шахматной   борьбы.   Игровые   пути шахматной   доски.   Обозначение   поля   шахматной   доски,   о   шахматных   фигурах; шахматной   нотации.   Ходы   фигур,   поле   под   ударом.   Цель   игры   в   шахматы. Шахматные ситуации (шах, мат, пат). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. О правах и обязанностях игрока. Сравнительная ценность фигур. Размен.  Из   чего   состоит   шахматная   партия:   начало   (дебют),   середина   (миттельшпиль), окончание (эндшпиль). Десять правил для начинающих в дебюте. Записи партии. Различные   виды   преимущества.   Силовые   методы   борьбы.   Оценка   позиции. Шахматные разряды и звания. Рейтинг­лист. Простейшие   схемы   достижения   матовых   ситуаций.   Мат   в   один   ход.   Двойной, вскрытый шах. Линейный мат двумя ладьями. Мат ферзем и ладьей. Детский мат. Тренировочные партии. Тактика. Тактические удары и комбинации. Нападение на фигуру созданием удара. Нападение на фигуру устрашением защищающего удара. Защита фигуры. Вилка. Обмен. Подставка. Контрудар. Связи фигур. Двойной удар. Сквозное нападение (рентген). Перекрытие. Сочетание приемов нападения. Угроза мата в один ход. Создание угрозы мата. О противодействии угрозы мата. Полезные и опрометчивые шаги. Тренировочные партии. Эндшпиль. Курс шахматных окончаний. Пешечные окончания. Правило квадрата. Король и пешка против короля. Оппозиция. Золотое правило оппозиции. Король гуляет   по   треугольнику.   Цунгванг.   Ладейные,   коневые   и   слоновые   окончания. Правила игры в эндшпиле. Практические занятия. Тренировочные партии. Дебют. Принципы развития дебюта. Основные цели дебюта. Главное – быстрое развитие фигур и борьба за центр. Классификация дебютов. Дебют, с которого нередко делается мат. Преждевременный выход ферзем. Тренировочные партии. 6 Конкурсы по решению задач и этюдов. Ознакомление с шахматными задачами и этюдами, их решение, определение победителей.  Сеансы   одновременной   игры.   Проведение   руководителем   объединения   сеансов одновременной   игры   (в   том   числе   и   тематических)   с   последующим   разбором партий. Соревнования, турниры (по отдельному графику) Индивидуальные   занятия.   Проведение   индивидуальных   занятий   с   детьми,   у которых   возникают   трудности   с   усвоением   программы,   а   также   с   учащимися, которые способны на изучение материала быстрее и глубже остальных Итоговое занятие. Подведение итогов. Обзор выполнения поставленных задач. РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА Для педагога: Авербах Ю.Л., Котов А.А., Юдович М.М. Шахматная школа. ­ М.: Физкультуpа и споpт, 1976. Гил В.Я. Необычные шахматы. – М.: Астрель, 2002.  Карахал Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. ­ М.: Знание, 1982. Костьев А.Н. Учителю о шахматах. ­ М,: Физкультура и спорт, 1986. Костьев А.Н. Уроки шахмат. ­ М.: Физкультуpа и споpт, 1994. Пан В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. ­ Донецк: 2004. Пожарский В.Н., Шахматный учебник – Рязань: 1994.  Славин И.И. Учебник­задачник шахмат. – Архангельск: тт. 1­7, Правда Севера, 1997­ 2000.  Шахматы, наука, опыт, мастеpство / Под pед. Б.А. Злотника. ­ М.: Высшая школа, 1990. Шахматы. Энциклопедический словаpь. ­ М.: Советская энциклопедия, 1990. Юдович М.М. Занимательные шахматы – М.: «Физкультура и спорт», 1966.  Для учащихся: Агафонов А.В. Шах и Мат. Задачи для начинающих. ­ Казань, Учебное издание. 1994.  Бретт Н. Как играть в шахматы – М.: Слово, 1999. Волчок А.С. Самоучитель тpенажеp шахматиста. ­ Hиколаев: Мысль, 1991. Горенштейн Р.Я. Подарок юному шахматисту. – М.: Синтез, 1994. Давыдюк С.И. Hачинающим шахматистам. Упpажнения. Паpтии. Комбинации. ­ Минск: Полымя, 1994 . Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. ­ Киев, 1986 Мацукевич А.А. Шахматные правила – М.: Астрель, 2007. Нестеров Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих. – М.: РиПДЛ­Классик, 2006. 7 Тематический план Тема Введение  Шахматы – спорт, наука и искусство ­2  Теория: История возникновения шахмат Различные   системы   проведения   шахматных турниров. Количество Дата часов проведения 05.09. 08.09. 15.09. Правила игры в шахматы, особенности шахматной борьбы­15 Теория: Игровые пути на шахматной доске Теория: Ходы фигур, поле под ударом Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Простейшие схемы достижения матовых ситуаций­ 15 № 1 2 3 4 5 6 7 Теория:   Тренировочные партии Теория: Двойной вскрытый шах 8 9 10 Практическое занятие 11 Практическое занятие 12 Практическое занятие Тактика ­15 Теория: Тактические удары и комбинации Теория: защита фигуры. Создание угрозы мата 13 14 15 Практическое занятие 16 Практическое занятие 17 Практическое занятие Эндшпиль ­ 15 Теория: Курс шахматных окончаний. Теория: Правила игры в эндшпиле 18 19 20 Практическое занятие 21 Практическое занятие 22 Практическое занятие Дебют ­9 Теория: Принципы развития дебюта 23 24 Практическое занятие 25 Практическое занятие Конкурсы по решению задач и этюдов­ 6 26 Практическое занятие 27 Практическое занятие 28 Практическое занятие Сеансы одновременной игры­6 8 19.09.    22.09. 26.09.  29.09 03.10.  06.10. 10.10.  13.10. 17.10.  20.10. 24.10.  27.10. 31.10.  07.11. 10.11  14.11 17.11  21.11 24.11  28.11 01.12  05.12 08.12  12..12 15.12  19.12 22.12  26.12 29.12  16.01 19.01.  23.01. 26.01.  30.01 02.02  06.02. 09.02.  13.02 16.02.  20.02 27.02.  02.03 06.03. 09.03 13.03.  16.03 20.03.  23.03 03.04.  06.04 29 Практическое занятие 30 Практическое занятие 31 Практическое занятие 32 Практическое занятие 33 Практическое занятие 34 Практическое занятие 35 Итоговое занятие Соревнования, турниры­6 Индивидуальные занятия ­ 9 10.04  13.04. 17.04  20.04. 24.04  27.04. 04.05.  08.05 11.05.  15.05 18.05.  22.05 25.05.  29.05 9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Шахматы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017