ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Людмила Очнева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору

Все файлы публикации > Программа ДО Эрудит.docx
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Жердевская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании Утверждаю:
Методического совета Директор МБОУ « Жердевская СОШ»
от «29» августа 2014г __________________Г.В.Голубева
Протокол № 1
Приказ «01» сентября 2014г №
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально­педагогической направленности
«Эрудит»
Возраст обучающихся: 8­9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор­составитель:
Очнева Людмила Александровна,
учитель начальных классов

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

г. Жердевка, 2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из
приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в
организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача
педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой
стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и
соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих
детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную,
творческую.
Работу с одарёнными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с
рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые
возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки
зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10­летнем возрасте их примерно 60­70%, то к 14
годам 30­40%, а к 17 – 15­20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую,
образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу,
самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее
эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются
предметные олимпиады и конкурсы.
Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в
это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как
будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности
действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах
не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра­
конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс­игра «Кенгуру»,
игра­конкурс по информатике «Инфознайка», дистанционные интеллектуальные конкурсы и
олимпиады Олимпис, Знаника, Видеоуроки, Инфоурок, Мега­талант, Зелёная школа, ЦРО РФ
(математика, информатика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир, английский язык).
Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся
массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку
при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 3 класса по 1 часу в неделю, всего 34 часа
в год
Основная цель – подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам,
развитие мышления и логики. Данная цель достигается через решение следующих задач:
­ развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
­ решение нестандартных логических задач;
­ раскрытие творческих способностей ребенка;
­ создание условий для применения полученных знаний в
нестандартных ситуациях.
Ожидаемые результаты:
­ увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных
олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
­ повышение интереса учащихся к предметам: математика, информатика, литературное чтение,
русский язык, окружающий мир, музыка, технология, ИЗО, физическая культура.
Программа кружка «Эрудит» состоит из трёх разделов:
1 раздел. Математика. Информатика.
2 раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
3 раздел. ИЗО, музыка, технология, физическая культура, ОБЖ.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий,
предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным
олимпиадам составляют задания прошлых лет игры­конкурса «Русский медвежонок – языкознание
для всех», математического конкурса­игры «Кенгуру», игры­конкурса по информатике
«Инфознайка», дистанционных интеллектуальных
конкурсов и олимпиад Всероссийского и
международного уровней.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

Основной
результат
обучения ­ расширение зоны ближайшего развития ребёнка и
последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в
приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на
результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и
способы её осуществления.
— Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
— Способность использовать знаково­символические средства представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно­познавательных и
практических задач.
— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий
для решения коммуникативных и познавательных задач.
— Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера,
фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки,
готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым
установления
аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям.
признакам,


— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения.
— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
— Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в
соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами и процессами.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

Контроль и оценка планируемых результатов
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются
воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются
по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в
обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со
своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд,
культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников
между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про­социальной среде.
Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое
подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за
пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не
обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте
самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без
которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь
учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект
занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых
выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по
разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках
(повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной
деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель
на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику
развития познавательных способностей детей.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
1) воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки
данной информации;
2) определять учебную задачу;
3) ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументированно доказывать свою точку
зрения;
4) владеть своим вниманием;
5) сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
рациональными приемами запоминания;
6) владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

7) использовать основные приемы мыслительной деятельности:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать предметы, явления;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род ­ вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.











*Самостоятельно мыслить и творчески работать;
* владеть нормами нравственных межличностных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел. Математика. Информатика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике
«Олимпис», Дино­олимпиад
для 2 класса дистанционного интеллектуального
(Международная площадка Учи.ру), олимпиад Видеоуроков, Инфоуроков и др., конкурса­игры
«Кенгуру». Решение задач по информатике для 2 класса игры­конкурса «Знаника», Мега­талант,
дистанционных интеллектуальных конкурса регионального уровня площадок РЦВИ ТОИПКРО.
Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
конкурса
2 раздел. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир.
Выполнение заданий по русскому языку для 2 класса дистанционного интеллектуального
конкурса «Знаника», игры­конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». Выполнение
заданий по литературному чтению для 2 класса дистанционного интеллектуального конкурса
«Волшебный клубок». Выполнение заданий по окружающему миру для 2 класса дистанционного
интеллектуального конкурса «Олимпис», Мега­талант. Поиск информации в энциклопедии. Анализ
олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
3 раздел. ИЗО, музыка, технология, физическая культура, ОБЖ.
Выполнение заданий для 2 класса дистанционных интеллектуальных олимпиад Инфоурок
«Проверь себя», Мега­талант, «Олимпис», «Мириады открытий». . Поиск информации в
энциклопедии, ресурсах интернета. Анализ олимпиад по ИЗО, музыке, технологии, физической
культуре, ОБЖ.
УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс (34 часа)
№ Раз
Тема
Количество часов
Дата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

п/п
дел
1 Решение нестандартных, комбинаторных
задач по математике, информатике
­ (Дино­олимпиады. Платформа Учи.ру.)

аудито
рных
внеауд
иторн
всего
ых
2
4
2
1
2
3
4
5
6
2 Выполнение заданий по русскому языку для
2 класса дистанционного интеллектуального
конкурса
­ Видеоурок
2
2
4
­ Инфоурок,
­Знаника,
­Китендо.
1 Решение нестандартных, комбинаторных
задач по математике, информатике.
­Цент развития одарённости)
­ Мега­талант
­Зелёная математика
«Размышляй­ка»
3 Выполнение заданий по
ИЗО, музыке,
технологии, физической культуре для 2
класса дистанционного интеллектуального
конкурса
­ «Мириады открытий»
­ «Олимпис»
1 Решение математических заданий
Мета Школа
2 Выполнение заданий по русскому языку
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
4
4
2
2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

заданий
Мета Школа
7
8
9
10
2
1 Решение математических заданий конкурса­
игры «КИТ».
3 Выполнение заданий по ОБЖ
­ РВЦИ
3 Решение математических заданий конкурса­
игры «ЧИП».
1 Выполнение

заданий

«Юный
предприниматель»
( Учи.ру)
Выполнение заданий по литературному
чтению для 2 класса дистанционного
интеллектуального конкурса Мега­талант
11
1,2
Выполнение заданий по математике,
русскому языку, литературному чтению,
окружающему миру
Блиц­турнир Новый урок»
12
13
14
15
1,2,3 Поиск ответов на вопросы в энциклопедии,
интернет­источниках
1
2
Анализ олимпиад по математике текущего
года.
Анализ олимпиад по русскому языку
текущего года.
Итоги проделанной работы. Планы на
будущий учебный год.
Итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
4
1
1
1
34
Список используемой литературы:
1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2­4 классы. – М.: Айрис­
пресс, 2007.
2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1­4 классы. – М: ВАКО, 2006.
3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
4. Кенгуру­2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
5. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2010 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
5. Математика. 2­4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
6. Олимпиадные задания по русскому языку. 3­4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель,
2006.
7. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http
8. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год.
http://rm.kirov.ru/tasks.htm
/2008­04­14­16
:// nachalka

. ucoz

. ru / blog

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Эрудит»

10. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2005.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл