Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
детей города Омска «Дом детского (юношеского) творчества
«Кировский»
УТВЕРЖДАЮ
Директор БОУ ДО
Г. Омска
«Дом детского
творчества «Кировский»
_____________Н.Р.Фомина
«____»______________2015 г.
Модульная дополнительная
образовательная программа
« Юный эколог»
( возраст детей 7 – 10лет, срок реализации каждого модуля 1год)
Программа составлена в 2015г.
Утверждено на методическом совете
БОУ ДОД г. Омска
«Дом детского (юношеского)
творчества «Кировский» Омск – 2015г.
Оглавление
1. Целевой раздел
1.1 пояснительная записка……………………………………. 29
1.2 планируемые результаты…………………………………. 916
2. Содержательный раздел
2.1 учебно – тематический план 1модуля…………………… 1718
2.2. календарнотематический план 1модуля……………….. 1925
2.3 учебно – тематический план 2 модуля…………………… 2627
2.4. календарнотематический план 2модуля……………….. 2835
2.5 содержание 1 модуля ……………………………………… 36 46
2.6 содержание 2 модуля……………………………………… 4757
3.Организационный раздел
3.1 система условий реализации программы……………… 58
3.2 материально – техническое обеспечение программы….. 5960
3.3. план воспитательной работы…………………………….. 61
3.4 план работы с родителями………………………………… 6263
4. Список литературы………………………………………….. 6466
5. Глоссарий к программе…………………………………….. 6769
6. Приложение 1………………………………………………… 6983
2 3 4 свой творческий потенциал.
Современный этап развития отечественного образования выдвигает в качестве
главной задачи воспитание деятельной, самостоятельной и компетентной
личности, способной к творчеству. Готовность и способность к поиску новой
информации, знаний, новых способов поведения и мышления это те качества
личности, которые помогут ей не просто выжить в современном мире, но и
реализовать себя,
Определенными
возможностями для этого обладает программа «Юный эколог». Эта
программа имеет естественно научную направленность с практико
исследовательской ориентацией. Составлена на основе: Конституции Р.Ф.,
Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона « ОБ образовании в
Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа№ 1008 г. Москва, СанПина2. 4.4. 3172
14, Письма Минобрнауки России от11.122006г.№061844,Устава БОУ ДОД
«ДД(Ю)Т «Кировский», а также курса «Юный эколог», разработанного Ю.Н.
Александровой и Л.Д.Ласкиной и рекомендованного Управлением развития
общего среднего образования Российской Федерации.
Психолого
педагогическую и методическую основу данной программы составили идеи
Сериков,
личностноориентированного ( Е.В.
И.С.Якиманская
(И.Д.Зверев,
И.Т.Суравегина, В.В.Николина ), развития творчества ( Д.Б.Богоявленская,
Л.С.Выготский, А.М.Матюшин.)
и экологического образования
)
Бондаревская,
В.В.
Содержание программы включает в себя систему 2 модулей.
Модульное обучение предполагает структурирование учебной информации,
содержания обучения и организацию работы детей с полными, логически
завершенными модулями (срок реализации каждого – 1 год).
Модульный подход позволяет учитывать возрастные и
индивидуальные запросы и возможности детей.
Работа с модулями направлена на развитие индивидуальных
способностей младших школьников и формирование системы знаний,
взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного
отношения учащегося к окружающей среде во всех видах его деятельности.
Актуальность программы дополнительного образования « Юный эколог»
определяется рядом факторов:
вопервых,
общекультурное, познавательное и личностное развитие личности;
целью современного образования, направленного на
вовторых, программа создает условия для вовлечения воспитанников в
различные виды деятельности, обеспечивающие освоение учащимися
универсальных учебных действий, которые рассматриваются в федеральном
государственном образовательном стандарте в качестве базовой компетенции;
5 в третьих программа предполагает развитие экологического мышления
младших школьников, творческого подхода к выполнению намеченных целей.
Необходимость введения программы обусловлена тем, что в настоящее
время огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают
вопросы экологического образования и воспитания.
Экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих
компонентов личности. Она может рассматриваться как главный
системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке
подлинной интеллигентности и цивилизованности.
С младшего школьного возраста необходимо закладывать в детях
представление о том, что человек нуждается в экологически чистой среде.
Вот почему так важно научить ребенка беречь красоту природы, чувствовать
кровное родство с ней. Именно в этом возрасте идет становление важнейших
качеств человеческой личности, и в частности закладываются основы
экологической культуры. Маленький человек познает мир открытой душой и
сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и
любознательность. И то, как ребенок будет относиться к этому миру,
научится ли быть хозяином, любящим и понимающим природу,
воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом
зависит от того какие знания он получит и какие умения приобретет.
.Программа «Юный эколог» призвана развить творческий потенциал
ребенка, формировать нравственноэтические чувства, заложить фундамент
экологического развития личности, закрепить нравственные нормы поведения
в обществе и природе.
Отличительными особенностями и новизной программы является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами
экологического и художественного развития, где воспитанник выступает в
роли творцахудожника,
исследователянатуралиста.
Принцип междисциплинарной интеграции применим к смежным наукам
(изобразительное искусство, технология, окружающий мир). Принцип
креативности предполагает максимальную ориентацию на творчество
ребенка, на развитие его психофизических ощущений.
Программа «Юный эколог» разработана для учреждений дополнительного
образования детей, а также может быть частично использована во внеурочной
деятельности в рамках ФГОС в школах, и рассчитана на детей 710лет.
Младший школьный возраст это период, когда в основном оформляется
характер ребенка, становление его основных черт. Для этого возраста
характерны: познавательная активность, любознательность, эмоциональность,
желание сделать своими руками чтонибудь красивое. В младшем школьном
возрасте преобладает образноэмоциональное восприятие действительности,
ученогоэколога,
6 развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к эдинтификации,
выражена ориентация на перфонифицированые идеалы. Закладывается
фундамент личности, его многогранных отношений с природой и обществом,
активно формируется культура отношений в системе человек – окружающая
среда.
Программа соответствует основным принципам государственной
политики Российской Федерации в области образования:
гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей,
здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, любви к природе, Родине;
создание условий для самореализации;
учет разнообразия творческих подходов, способствующих реализации права
обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
Требования к знаниям и умениям
В процессе изучения курса « Юный эколог» обучающиеся получат
представление о:
науке экологии;
закономерностях и взаимосвязях природных явлений;
сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы в
соответствии с содержанием дополнительной образовательной программы;
многообразии природы родного края;
работе с природным материалом, бумагой, с бросовым материалом;
гербаризации, консервации, обработке растительного материала
нормах и правилах поведения в природе;
возможности и необходимости решения экологических проблем, доступных
младшему школьному возрасту;
исследовательской деятельности с природными объектами;
Будут знать:
определение основных экологических понятий;
место и роль человека в природе;
о сезонных изменениях в природе;
многообразие растений и животных родного края и условия их жизни;
меры по охране живой и неживой природы;
о значении растений в жизни человека, об условиях их выращивания и
правилах ухода;
о месте человека в экосистеме Земли;
7 исследовательскую и трудовую
охраняемые растения и животные своей местности;
Уметь:
самостоятельно объяснять явления живой и неживой природы;
проводить наблюдения в природе;
ухаживать за растениями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
передачи и интерпретации информации;
организовывать познавательную,
деятельность;
выполнять творческие работы из природного и другого прикладного
материала;
проводить эксперименты и исследования с растениями;
организовывать и соблюдать правила поведения в природе;
принимать участие в природоохранной деятельности;
Владеть:
способностью принимать и реализовывать цели и задачи исследования;
логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификаций, установления аналогий и причинноследственных связей.
Приобщатся к культуре здорового и безопасного образа жизни, получат опыт
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
Цель программы воспитание и формирование экологической культуры
учащихся, через создание условий, способствующих познавательному,
эмоциональному , творческому развитию личности ребенка.
В ходе ее достижения решаются следующие задачи:
формирование знаний о закономерностях природных явлений, единстве
живой и неживой природы о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества, человека;
формирование основных представлений о нормах и правилах поведения
в природе и привычек их соблюдения в своей жизни;
формирование экологически ценностных ориентиров в деятельности
детей;
становление осознания уникальности,
невосполнимости любого природного объекта;
неповторимости и
развитие способности к формированию научных, эстетических,
нравственных, правовых суждений по экологическим вопросам;
8 развитие альтернативности мышления в выборе способов решения
экологических проблем;
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие потребности в необходимости и возможности решения
экологических проблем, доступных младшему школьному возрасту,
стремление к активной практической деятельности по охране
окружающее среды;
развитие творческого потенциала личности;
формирование культуры общения между собой,
сверстниками, старшими по возрасту;
друзьями,
развитие природных задатков и способностей детей, познавательных
мотивов, направленных на получение знаний;
формирование и развитие универсальных учебных действий;
Организационнопедагогические основы программы
Представленная программа состоит из 2 модулей, органически связанных
друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики, и
рассчитано на 2 года обучения.
1й модуль « Мир вокруг нас» 216 часов
2й модуль « Природа родного края»216часов;
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2
часа
При наборе детей в группы принимаются все желающие без
предварительной подготовки по заявлению родителей, или лиц их
заменяющих.
В начале учебного года возможен переход учащихся из модуля в
модуль по их желанию, но только в первые 2 месяца занятий.
Учащиеся, успешно закончившие 1 модуль, получают сертификат.
Учащиеся, освоившие оба модуля, получают свидетельство.
Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом
« Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным
Министерством образования в 1998г., соответствует требованиям к
содержанию образовательных программ дополнительного образования,
построена с учетом преемственности экологического образования
9 дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический,
практический и личностный опыт учащихся.
Курс, включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля – единая экосистема;
Человек–существо
творческое,
экологической системы;
биосоциальное,
часть
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от
формы проявления;
Программа « Юный эколог» отражает все аспекты содержания
экологического образования:
1) научно познавательного;
2) ценностного;
3) нормативного;
4) практически – деятельностного;
Подбор педагогических средств реализации содержания программы
учитывает действенную, эмоциональноповеденческую природу младшего
школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли
субъекта экологической и творческой деятельности и поведения. В
соответствии с таким подходом на занятиях создаются проблемные ситуации,
ситуации решения творческих задач, ситуации эмпатии во взаимоотношениях
с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения
человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса
осуществляется через
исследовательские задания, игровые занятия, проектную деятельность,
практическую и опытническую работу.
Формы организации деятельности
учащихся разнообразны:
индивидуальная, групповая, звеньевая.
Способы усвоения содержания программы:
занимательный;
компетентностный;
креативный;
Формы организации совместной деятельности обучающихся на занятиях:
учебное занятие;
познавательная беседа;
экологическая игра;
викторина;
10 экскурсии;
поиск информации в различных источниках;
организация выставок;
защита проектов;
наблюдение;
эксперимент;
Основными методами обучения являются:
систематические фенологические наблюдения, экспериментирование,
прогнозирование, проектирование. При помощи этих методов раскрываются
экологические связи в природе и закладываются основы эко центрической
картины мира у детей.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются:
ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и
практическая работа, участие в проектной деятельности, изготовление
поделок, экскурсии в природу, моделирование и создание экознаков,
гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы
привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные
экологические домашние задания, помощь в озеленении комнат, являющихся
местом проведения занятий, участие в организации праздников и выставок.
Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе
по созданию и написанию экологических сказок и рассказов, по созданию
творческих работ из природных материалов, по работе над мини
исследованиями, дневниками наблюдений, по поиску, обработке и
систематизации информации .
Результативность и целесообразность работы по программе « Юный эколог»
выявляется с помощью комплекса диагностических методик.
Система оценки программы включает:
входящую, текущую, итоговую диагностику (приложение 1), мониторинг
творческих навыков, мониторинг общеучебных умений и навыков, мониторинг
наличия интереса к занятиям .Проводится тестирование и анкетирование
учащихся, в течении учебного года проводится пролонгированное наблюдение
и анализ творческих работ обучающихся.
Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают:
итоговый « Фестиваль творческих открытий», на котором представляются
лучшие работы воспитанников, ежегодные Недели экологии, традиционные
экологические праздники( «Золотая волшебница осень», « День птиц», « День
Земли» и т.д.
Модуль № 1( Мир вокруг нас)
11 .Все что нас окружает в пространстве, и существует во времени, называется
окружающим миром. Мир вокруг нас – это могучий источник, из которого
ребенок черпает многие знания и впечатления. Формирование экологической
культуры в современном мире занимает центральное место. Она складывается
из ответственного отношения:
к природе ( экология природы);
к себе как составной части природы ( экология здоровья);
к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас ( экология души);
Данный модуль содействует в формировании экологической ответственности
и экологического сознания младшего школьника.
Есть 2 пути формирования экологического сознания.
Первый иррациональный (получение неосознаваемых эмоциональных
впечатлений действие на подсознание, т.е. через чувства)
Второй рациональный (через убеждение – действие на сознание человека,
меняющий его мировоззрение, поведение и ведущий к становлению нового
типа культуры экологической.)
Разделы данного модуля содержат информационную, нравственную
характеристику предметов, явлений, отношений. Дают широкую картину
взаимодействия человека с окружающим миром.
Ребенок получает возможность прочувствовать, пропустить через себя
информацию о мире его окружающем. Перед детьми раскрывается единство и
многообразие мира.
Данный модуль «Мир вокруг нас» ориентирован на детей 710 лет.
Представлен различными формами подачи образовательного материала,
которые способствуют продуктивной познавательной деятельности и делают
ее интересной и практически направленной: ролевые, дидактические игры,
творческие задания, фенологические наблюдения, исследовательская
деятельность и практическая работа, экологические проекты, изготовление
поделок из природного материала, экскурсии в природу, разработка и
создание экознаков, составление памяток и т.д.
Занятия по данному модулю способствуют дальнейшему общему развитию
младшего школьника,
формированию экологического сознания и
становлению его личности, расширяют и углубляют его представление об
окружающем его мире, а также способствуют формированию экологической
культуры учащихся.
Цель содействие в
культуры младшего школьника.
формировании и воспитании экологической
12 Задачи
формирование знаний о закономерностях природных явлений, о
взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и
человека;
воспитание эстетического и нравственного отношения к
окружающей среде;
развитие таланта и способности как особой ценности;
создание условий для формирования экологического мышления и
экологического сознания;
вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность,
направленную на решение экологических проблем;
активизация практической деятельности учащихся экологической
направленности;
формирование метапредметных умений;
развитие инициативы и самостоятельности;
развитие коммуникативных компетенций учащихся;
Планируемые результаты
В ходе освоения программы учащиеся получать возможность формирования
универсальных учебных действий.
Воспитательные результаты:
воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде,
необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой
природы;
воспитывать в детях стремление к прекрасному;
воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию;
воспитывать в детях социально значимые качества личности;
воспитывать в каждом ребенке творческую личность;
Предметные результаты:
Узнают:
о закономерностях и взаимосвязях природных явлений;
определение основных экологических понятий;
планета Земля наш общий дом;
Солнце источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;
13 о возможности и необходимости решения экологических проблем;
о месте и роли человека в природе;
о сезонных изменениях в природе;
о безопасном поведении в школе, природе, на улице;
Получат опыт:
фенологических наблюдений в природе;
позитивного межличностного общения;
решения проблемных и проектных задач;
участия в конкурсной и выставочной деятельности;
создания экознаков;
написания экологических памяток;
анализа собственной деятельности и деятельности других воспитанников;
создания рефератов и сообщений на определенную тему;
исследовательской и проектной деятельности;
работы в творческом проекте;
выражения своих чувств и эмоций в процессе создания творческой работы;
Смогут:
с помощью педагога ставить цель и задачи учебной деятельности;
высказывать свою точку зрения на экологические проблемы;
разрабатывать экознаки;
принимать участие в творческих и исследовательских проектах;
выполнять правила ПДД и ТБ;
анализировать свою деятельность;
планировать учебную деятельность;
проводить фенологические наблюдения;
создавать творческие работы из различных материалов;
участвовать в исследовательской и проектной деятельности;
участвовать в организации игры, праздника, конкурса;
Личностные:
формирования личностного смысла учения;
формирование интереса к познанию мира природы;
самостоятельность и ответственность за свои поступки;
освоение элементарных правил нравственного поведения в природе;
ценностно смысловые установки учащихся, связанные с осознанием
целостности и ценности окружающего мира;
выражать свое отношение к обсуждаемым проблемам;
готовность и способность к саморазвитию;
понимать других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
14 определять и формулировать тему и цель деятельности с помощью педагога;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно воспринимать оценку педагога;
вносить необходимые коррективы в план и способ действий;
проявлять способность к мобилизации сил и энергии к преодолению
затруднений при выполнении заданий различной сложности;
определять и оценивать результаты своей работы;
Познавательные УУД
строить речевое высказывание в устной форме;
записывать и фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе и
с помощью ИКТ;
включаться в творческую деятельность;
называть существенные признаки предметов;
устанавливать причинноследственные связи;
пользоваться доступными средствами информации;
овладевать способностью принимать и реализовывать цели и задачи
исследовательской деятельности;
Коммуникативные УУД
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
уметь формулировать свои затруднения;
адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей
деятельности;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;
учится формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
предлагать помощь и сотрудничество;
Модуль № 2( Природа родного края)
Модуль «Природа родного края» рассчитан на детей 710 лет. По данному
образовательному модулю могут заниматься все желающие.
Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм и
красок, доставляет детям радость и является источником творческого
вдохновения. При изучении природы родного края мы не только формируем
знания, но и пробуждаем проявление положительных эмоций, качеств
личности (сострадание, милосердие, эмпатии и т.д.) побуждаем ребенка к
практическим действиям, приносящим пользу природе.
Данный модуль призван помочь овладеть учащимся основами практико
ориентированных знаний о природе родного края, освоения норм и правил
поведения в природе, способствует экологической грамотности и
15 соответствующих компетенций: умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск
информации в различных источниках.
Содержание данного образовательного модуля способствует актуализации
знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во
взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в
самореализации и самовыражении в общественно значимой деятельности,
реализует принцип сотрудничества, позволяет сочетать коллективную и
индивидуальную формы работы,
а также способствует развитию
эстетического восприятия мира природы.
В процессе занятий намечаются основные направления и ориентиры поиска
решения экологических проблем, создаются условия для творческого
развития учащихся, их гражданского становления.
Особенностью данного модуля является комплексный подход к изучению
природы родного края, неразрывная связь теории и практики, повлияет на
круг интересов младшего школьника.
Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения
младших школьников.
Задачи:
расширение и углубление знаний учащихся о природе
родного края;
организация систематического контакта учащихся с
окружающей средой;
расширение экологического кругозора;
формирование основных представлений о нормах и
правилах поведения в природе и привычек их
соблюдения в своей жизнедеятельности;
создание условий для формирования экологически
ценностных ориентиров в деятельности детей;
создание условий для развития эмоциональной сферы
учащихся и их эстетического вкуса;
создание условий для индивидуального и творческого
развития учащихся;
формирование и развитие умений и навыков
исследовательской деятельности;
формирование у школьников представлений об активном
и здоровом образе жизни;
16 вовлечение учащихся в практическую деятельность по
решению проблем окружающей среды местного
значения.
Планируемые результаты:
В ходе освоения программы учащиеся получат возможность формирования
универсальных учебных действий.
Воспитательные результаты
воспитывать эмоционально ценностное отношение к природе, результатам
своего труда;
воспитывать потребность в общении с природой;
воспитывать патриотизм и гражданскую позицию;
воспитывать в каждом ребенке творческую личность;
воспитывать чувство сопричастности к сохранению и созданию уникальных
природных объектов;
воспитывать умение соотносить поступки и события с принятыми
эстетическими нормами;
Предметные результаты:
В результате освоения модуля учащиеся
Узнают:
основные группы растений и животных Омской области;
основные виды растений и животных различных экосистем;
различные понятия по исследовательской деятельности,
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между
ними;
значение растений и животных в жизни человека, условия их
выращивания и правила ухода;
приспособляемость организмов к условиям жизни;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
животных и растений, занесенных в Красную книгу Омской области;
способы сохранения окружающей природы;
правила составления композиций из природного и других материалов;
экологически сообразные правила поведения в природе;
само ценность любого организма;
Получат опыт:
практической деятельности по сохранению природного окружения;
исследовательской и проектной деятельности;
решения посильных экологических проблем местного значения;
фенологических наблюдений в природе;
работы с различными источниками информации;
выражения своих чувств и эмоций в процессе общения с природой;
17 позитивного межличностного общения с одногруппниками и
взрослыми;
анализа собственной деятельности и деятельности товарищей;
создания сообщений и рефератов;
работы с природным материалом;
Смогут:
с помощью педагога решать учебные задачи;
узнавать животных, птиц, растения родного края по картинкам и по
описанию;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами
и в практической деятельности по сохранению природного окружения и
своего здоровья;
составлять экологические модели и трофические цепи;
улучшать состояние окружающей среды (жилой дом, улица,
ближайшее природное окружение);
заботиться о здоровом образе жизни;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков,
рисунков;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
высказывать свою точку зрения на решение экологических проблем;
проводить мини исследования по экологии;
выполнять правила ПДД и ТБ;
анализировать и планировать свою деятельность;
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию;
самостоятельность и ответственность за свои поступки;
интерес к познанию мира природы;
потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
преобладания мотивации гармонического взаимодействия с природой с
тоски зрения экологической допустимости;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать тему и цель деятельности;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с определенным
материалом:
концентрировать волевые качества при выполнении заданий различной
сложности;
работать по намеченному плану и производить оценку своей работы;
18 составлять план решения учебной проблемы совместно с педагогом;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
классифицировать объекты по заданным педагогом основаниям;
называть существенные признаки предметов;
устанавливать причинноследственные связи;
пользоваться доступными источниками информации;
включаться в творческую деятельность под руководством педагога;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
презентовать полученную информацию;
Коммуникативные УУД:
определять цели, функции участников, способы и взаимодействия;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
обращаться за помощью и формулировать свои затруднения;
учиться формулировать свое мнение и позицию;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
учиться распределять работу между участниками проекта;
19 Учебно – тематическое планирование
модуля № 1( Мир вокруг нас ) дополнительной
образовательной программы
« Юный эколог»
Возраст детей 710 лет
Срок реализации 1 год
Название разделов
Количество часов
Теория
Практика
Всего
Введение в экологию
Мой дом за окном
Творческий проект
«В гостях у Марьи
искусницы»
Я и мое окружение
Неживое в природе
13
13
2
12
5
26
17
32
30
22
39
30
34
42
27
20 6
Живое в природе.
Эко связи живой и
неживой природы
Мониторинг
29
9
35
9
21 Календарно – тематическое планирование
модуля № 1( Мир вокруг нас ) дополнительной
образовательной программы
« Юный эколог»
Возраст детей 710 лет
Срок реализации 1 год
Наименование
разделов и тем
Колво часов
всего
теор.
Формы и
методы
прак.
Сентябрь
1.1 Вводное занятие.
Знакомство с работой
объединения. Правила
по ТБ
1.2 Что такое
экология?
1.3 Праздник «
3
3
3
1
2
2
1
Беседа.
Практическая
работа.
Беседа, диалог
самостоятельная
работа.
Подготовка и
Образовательный
продукт
Памятка –
инструктаж по ТБ.
План работы на год.
Результаты
тестирования.
Минисочинение «Что
такое экология».
22 2
3
3
1
2
проведение
праздника.
Беседа.
Наблюдение.
Схема «Дерева
изменений».
Подготовка к
празднику.
Практическая
работа.
Кодекс эколога.
Создание гербария
для работы.
Диалог.
Практическая
работа.
Беседа. Ролевая
игра « Земля наш
родной дом».
Рисунок « Мы
жители планеты
Земля».
Создание модели из
пластилина «
Солнечная система».
Октябрь
2
Разбор
экологических
ситуаций.
Беседа, диалог,
игра на школьном
дворе.
Беседа.
Наблюдение.
Игра «Кто на
планете первый»
Создание модели
«Экология и я» из
природных
материалов.
Дневник наблюдений.
Рисунок «
Окружающая среда и
живой организм».
Составление модели «
человек в природе»
Осенний листопад»
1.4 Экскурсия в
осенний парк. Что у
нас над головой и что
под ногами?
1.5 Посвящение в юные
экологи
1.6 Сбор осенних
листьев, закладка их
под пресс и в
осушители.
1.7Мы жители планеты
Земля
1.8 Планета Земля в
Солнечной системе
1.9 Экология и мы
1.10 Что такое
окружающая среда и
окружающая природа?
1.11 Организм и
окружающая среда
1.12 Место человека в
мире природы
1.13 Первые уроки
экологической этики
2.1 Мой дом
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
2.2 Дом, где мы живем 3
2.3 Деревья нашего
двора. Распознавание
деревьев своей
местности
2.4 Сказка об
одиноком дубе
3
3
1
2
1
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
2
Экскурсия
Сборник добрых дел.
Рассказ. Диалог.
Игра.
Рисунок «Мой дом»
Рассказ « Я живу в
городе»
Рассказ. Беседа. Плакат « Какие
бывают дома»
Рисунки листьев.
Беседа. Загадки.
Кроссворд
«Листья». Игра
«Узнай листок».
Ноябрь
2
Рассказ.
Наблюдение.
Работа в группах.
Мини исследование.
Рисунок дуб и его
друзья.
23
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Играя, учим английский» студии раннего развития «Муравьишка» (возраст 5-6 лет, срок реализации 1 год)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.