Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год
Оценка 4.8

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
классное руководство
9 кл
03.08.2018
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год
Образовательная программа «Всполох. Творчество терских казаков» социально-педагогической направленности, направление – изучение истории, культуры казачества. Базо-вый уровень. Актуальность программы в том, что она направлена на освоение учащимися культурно-исторического наследия малой родины, военно-прикладных знаний с использованием воинских традиций казачества, развитие физических способностей, воспитание патриотичес¬ких чувств, высоких духовно-нравственных качеств. Новизна программы в том, что она предполагает новые педагогические технологии в проведении занятий, подборе изучаемого материала на основе материалов казачества станицы Суворовской. Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополни-тельного образования в рамках учебных дисциплин: история, литература, ОБЖ.Образовательная программа «Всполох. Творчество терских казаков» социально-педагогической направленности, направление – изучение истории, культуры казачества. Базо-вый уровень. Актуальность программы в том, что она направлена на освоение учащимися культурно-исторического наследия малой родины, военно-прикладных знаний с использованием воинских традиций казачества, развитие физических способностей, воспитание патриотичес¬ких чувств, высоких духовно-нравственных качеств. Новизна программы в том, что она предполагает новые педагогические технологии в проведении занятий, подборе изучаемого материала на основе материалов казачества станицы Суворовской. Реализация данной программы содействует усилению интеграции общего и дополни-тельного образования в рамках учебных дисциплин: история, литература, ОБЖ.
программа Всполох (2).docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 357350, Ставропольский край, Предгорный район, станица Ессентукская, улица Павлова, 55 Тел/факс 8 (879 61) 5­19­17, e­mail: [email protected]                                                                              УТВЕРЖДАЮ Директор Центра детского творчества О.П. Ефремова Приказ № 139 от 05.09.2017 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год Автор – составитель Терехова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования  Программа принята на педагогическом совете протокол № 1 от 05.09.2017 г. Ессентукская 2017 г. Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В   Ставропольском   крае   воспитание   подрастающего   поколения   неразрывно   связано   с возрождением   казачества,   сыгравшего   особую   историческую   роль   в   освоении   и   охране приграничных   окраин   России.  Как   известно,   в   послереволюционные   годы   казачество подверглось  жестоким репрессиям. Но вот уже более десяти лет идет активный процесс его возрождения по всей России. Возрождение казачества актуализируется принятыми за последние годы   законодательными и нормативными актами. Важной государственной задачей является привлечение   казачества   на   государственную   службу.   В   связи   с   этим   большую   значимость приобретает вопрос воспитания казачьей молодежи в духе культурных традиций казачества, христианской   православной   морали,   а   также   подготовки   юношей   к    прохождению  военной службы в рядах Вооруженных сил РФ. Образовательная   программа   «Всполох.   Творчество   терских   казаков»  социально­ педагогической   направленности,   направление  –   изучение   истории,   культуры   казачества. Базовый уровень.  Актуальность программы в том, что она направлена на освоение учащимися культурно­ исторического наследия малой родины, военно­прикладных знаний с использованием воинских традиций казачества, развитие физических способностей,  воспитание патриотических чувств, высоких духовно­нравственных качеств. Новизна  программы в том, что она предполагает новые педагогические технологии в проведении занятий, подборе изучаемого материала на основе материалов казачества станицы Суворовской. Реализация   данной   программы   содействует   усилению   интеграции   общего   и дополнительного образования в рамках учебных дисциплин: история, литература, ОБЖ. Программа разработана в соответствии с государственными нормативными правовыми актами в области дополнительного образования детей (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273­ФЗ   «Об   образовании   в   РФ»,   Концепция   развития   дополнительного   образования   детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №  1726­р), Постановление Главного государственного   санитарного   врача   РФ   от   04.07.2014   №   41   «Об   утверждении   СанПиН 2.4.4.3172­14   «Санитарно­эпидемиологические   требования   к   устройству,   содержанию   и организации   режима   работы   образовательных   организаций   дополнительного   образования детей», Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам»;   Методические   рекомендации   по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ МО РФ и ФГАУ   ФИРО,   2015);  нормативными     правовыми   документами   Центра   детского   творчества (Устав, Программа развития «Мир вокруг нас», образовательная программа, локальные акты).  Педагогическая   целесообразность  данной   программы   заключается   в   том,   что   она отвечает   потребности   общества   в   формировании   компетентной,   творческой   личности. Освоение детьми основных разделов программы способствует развитию интереса к истории, традициям казачества как к эффективному средству духовного, нравственного воспитания.  Региональный компонент программы заключается в изучении казачества станицы  Суворовской. Цель программы: создание условий для развития личности гражданина и патриота своей 2 Родины на основе культурно­исторических традиций.  Задачи: личностные: 1) воспитание   российской   гражданской  идентичности:   патриотизма,  любви  и   уважения   к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; знание культуры и исторического наследия казачества,   свой   станицы,   края;   усвоение   гуманистических,   традиционных   ценностей многонационального российского общества; 2) содействовать гармоничному развитию личности, совершенствованию ее духовно­ нравственных качеств; 3) формирование у юных казаков активной жизненной позиции;   4) формирование   прочных   межличностных   отношений   в   коллективе:   воспитание   чувства коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки; 5) формирование ответственного отношения к познавательной деятельности, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 6) формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения,   ответственного   и осознанного отношения к собственным поступкам; 7) развитие сознания через освоение познавательной деятельности. метапредметные: 1) развитие мотивации к познавательной деятельности;  повышение уровня  познавательных потребностей; 2) развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности; 3) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя   новые   задачи   в   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности; 4) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно  выбирать  наиболее   эффективные  способы  решения  учебных  и   познавательных задач; 5) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 6) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе. образовательные: 1) расширение и углубление знаний по истории родного края, Вооруженных сил РФ, ОБЖ,  физической подготовке;  2) обучение основам военно­прикладной подготовки;  3) формирование   основ   казачьей   культуры   учащихся   как   неотъемлемой   части   их   общей духовной   культуры;   потребности   в   общении   для   дальнейшего   духовно­нравственного развития,   социализации,   самообразования,   организации   содержательного   культурного досуга;  4) формирование   мотивационной   направленности   на   продуктивную   познавательную деятельность;  5) формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры; 6) ознакомление с историей и современной жизнью своей станицы. Отличительная особенность определяет основной концептуальный замысел программы, позволяющий развивать у учащихся не только прикладные умения, по и способности к выбору нравственной   позиции,   к   социально   ориентированной   деятельности,   самореализации   и жизненному самоопределению. Образовательный процесс отличает и его открытый характер, 3 так как  он предлагает  связь  с учреждениями  культуры и  спорта, военным комиссариатом, воинскими   частями,   общеобразовательными   школами,   средствами   массовой   информации, общественными организациями  и объединениями. Содержательная часть программы представлена тремя тематическими разделами: 1. «Путешествие   к   истокам»  (история,   быт,   культура   казачества).   Направление предполагает   изучение   прошлого   своей   малой   родины,   истории   становления     казачества, знакомство   с   культурой,   традициями,   обычаями,   семейным   укладом   терских   казаков. Деятельность     проводится   в   тесной   связи   с   Предгорным  культурным  казачьим   центром, казачеством   станицы   Суворовской     и   предполагает   проведение   экскурсий,   встреч, познавательно ­ игровых программ, посещение выставок. 2. «Защитники   Отечества».  Данное  направление   предполагает   участие   в   акциях, проведение   военизированных   соревнований,   несение   Почетного   караула   у   Обелиска   Славы станицы.   3. «Школа   выживания»  (обеспечение   безопасности   жизни   и   действия   в   экстремальных условиях). Предполагается изучение способов выживания в экстремальных условиях, само­ и взаимопомощь  в   чрезвычайных   ситуациях,   основ   оказания   первой   медицинской   помощи, совершенствование физической, морально­психологической подготовки к службе в армии. Программа   адресована   детям   младшего,   среднего   школьного   возраста,   ученикам общеобразовательных школ. Условия набора в коллектив: принимаются все желающие. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей учащихся в очной форме. Наполняемость в группе – до 15 человек. Общий срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 144 часа в год, по 2 часа 2 раза в неделю. Срок освоения программы обоснован ее целью, задачами, возрастными и личностными особенностями   детей;   определяется   содержанием   программы   и   обеспечивает   возможность достижения планируемых результатов. Значимость   данной   программы   для   учащихся  (практическая,   предметно­практическая, социальная)  в  саморазвитии, самообразовании и самореализации. Имеют возможность выбора формы изучения программы на основе собственных интересов и увлечений. Мотивированы к участию в реализации программы творческой деятельности. Значимость данной программы для семьи (просветительская, социальная) проявляется в том,   что  родители   рассматривают   участие   своих   детей   в   реализации   программы   как необходимое условие их полноценного развития, социализации. Они имеют доступ к полной объективной информации о ЦДТ и данной программе. Имеют возможность для совместных семейных (дети и родители) занятий и практик.  II. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН №  п/п Наименование темы I. Введение в программу II. История казачества России III. Обряды и традиции IV. Фольклорные игры V. Школа выживания VI. Акции VII. Соревнования Общее  кол­во  часов Теория Практика Форма  аттестации (контроля) 2 40 24 12 30 8 12 0,5 10 6 3 1,5 30 18 9 7,5 22,5 ­ ­ 8 12 карточки с  заданиями карточки с  заданиями карточки с  заданиями карточки с  заданиями ­ ­ 4 VIII. Мероприятия воспитательного и познаватель­ ного характера IX. Итоговые занятия X. Экскурсии Итого: 6 4 6 144 ­ 1 ­ 28 6 3 6 116 ­ карточки с заданиями ­                Учебно ­ тематическое планирование Наименование темы Обще Теория Практик №  п/п I. Введение в программу II. История казачества России 1. Древнерусское население на Северном Кавказе 2. Ранняя история казачества 3. Роль казаков в складывании Российского государства 4. Вольные казаки на службе России. 5. Казаки в Смутное время 6. Участие казаков в первой крестьянской войне. 7. Казачество в VII в 8. Причины Разинского восстания. 9. Российская империя и казачество Северного Кавказа в XVIII в 10.Казаки и горцы. 11.Казачество во второй четверти XVIII века 12.Общественное устройство 13.Казачин круг. 14.Казачьи символы и знаки. 15.Городок, станица, хутор 16.Терская станица в конце XIX в. 17.Образование и просвещение 18.Музыка, поэзия, художественное искусство. 19.Хозяйство и земледелие 20.Животноводство и коневодство, охота. III. Обряды и традиции Праздники и обычаи казачества Воинские  традиции казачества Христианство в степи. Казачьи храмы. Строительство церквей из дерева. Православные захоронения. Церковные традиции. Мировоззрение. Христианские праздники и обряды в казачестве. Христианские праздники и обряды в казачестве. Казачья семья. е  кол­во часов 2 40 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 24 2 2 2 2 2 2 2 2 2 0,5 10 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 а 1,5 30 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 18 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 5 Старинные семейные традиции казаков. Станичные ремесла Изготовление кухонной утвари из дерева. IV. Фольклорные игры Хороводные игры.  Хороводные игры. Игры­импровизации. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. V. Школа выживания История выживания с древнейших времен и до дня сегодняш­ него Экстремальные ситуации Факторы риска Аварии Факторы выживания Навыки выживания Общая схема действий в первые минуты аварии Укрытия Эвакуация Основные правила потерпевших бедствие Как правильно подать сигнал бедствия Радиотехнические средства сигнализации Звуковые и электрические средства сигнализации Аварийное ориентирование Ориентирование VI. Акции: «Память» ( благоустройство захоронение старейшего  терского казака Старицкого);         «Сохраним озеро Байкал»; «Посади дерево»; «Их надо беречь»; «Поздравь старейшего»; «Весеннее обновление»; «Георгиевская ленточка»; «Бессмертный полк». VII. Соревнования:   «Веселые состязания»; «Спасатель»; 2 2 2 12 2 2 2 2 2 2 30 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 0,5 0,5 0,5 3 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 ­ 1,5 1,5 1,5 9 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 22,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 8 12 ­ 12 6 «Внимание, всем»; «Кто быстрее» (разборка и сборка автомата); «А ну­ка, мальчики!»; «А ну­ка, девочки!»; «Ориентирование»; «Внимание, всем»;   Час знатоков «Экстремальная ситуация»;       Час знатоков «История Терского казачества»;   Состязание «Кто быстрее». «День здоровья»; VIII. Мероприятия воспитательного и познавательного  характера:  Круглый стол «Казачество в истории России»;  Праздник «День матери казачки»;  Праздник «Новый год с казачьей семье»;  Литературная гостиная «Свеча»;  Устный журнал «Казачество в годы Великой  Отечественной войны»;  Праздник «Веселые потешки» IX. Итоговые занятия:  Промежуточная аттестация;  Итоговая аттестация. X. Экскурсии 6 ­ 6 4 6 144 1 ­ 28 3 6 116 Итого: III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Раздел. Введение в программу. Тема. Введение в историю казачества. Теория. Кто такие казаки? Знакомство с программой объединения. Инструктаж Практика. Выявление знаний детей о развитии  терского казачества. Знакомство  фольклорными произведениями терских казаков. II. Раздел. История казачества России. Тема 1. Древнерусское население на Северном Кавказе Теория. Исторические предшественники казачества (скифы, аланы, анты, готы, гунны, тюрки,  булгары, хазары, черкасы, печенеги, половцы).  Бродники, половцы, мещеряки, татары, Золотая  орда и первые казаки. Практика. Создать подборку легенды терского народа, презентации. Тема 2. Ранняя история казачества Теория. Письменные источники о начальной истории казачества. Практика. Поисковая работа «Казаки потомки скифов и приазовских славян» Тема 3. Роль казаков в складывании Российского государства Теория. Казачество в развитии Российского государства. Практика. Поисковая работа «Ставрополье в составе Золотой орды Тема 4. Вольные казаки на службе России. 7 Теория. Вольные казаки. Практика.  Творческая работа «Роль казаков в освоении Сибири» Тема 5. Казаки в Смутное время Теория. Причины смуты. Практика. Составление презентации «Великие уроки Булавиновского сражения» Тема 6. Участие казаков в первой крестьянской войне. Теория. Роль казачества в крестьянской войне. Практика. Творческая работа «Казачество в первой крестьянской войне» Тема 7. Казачество в VII в Теория. Новое в развитии казачества VII в Практика. Составление презентации « Развитие казачество в VII в» Тема 8. Причины Разинского восстания. Теория. Раскол в войске Донском, поход С.Разина по Волге. Практика. История разинского восстания­ подбор материала к презентации Тема 9. Российская империя и казачество Северного Кавказа в XVIII в. Теория. Червлённые казаки.  Практика. Устный журнал «Казаки станицы Червлённой и г. Кизляра» Тема 10. Казаки и горцы. Теория. Взаимоотношения казаков и горских народов. Практика. Куначество и аталычество в быту терских казаков  Тема 11. Казачество во второй четверти XVIII века Теория. Развитие казачества во второй половине XVIIIв. Практика. Укрепление границ России. Создание новых казачьих войск. Тема 12. Общественное устройство Теория. Возникновение и развитие правового статуса казаков. Практика. Знакомство с нормативными документами.  Тема 13. Казачин круг. Теория. Казачий круг и его значение.  Практика. Правила проведения казачьего круга.  Тема 14. Казачьи символы и знаки. Теория. Символы казачества. Структура терского казачьего войска. Практика. Изготовление символов терского казачества. Тема 15. Городок, станица, хутор Теория. Знакомство с историей образования города, станицы, хутора. Практика. Проект «Моя станица» Тема 16. Терская станица в конце XIX в. Теория. Устройство казачьей хаты. Красный угол. Быт казачьей семьи. Практика.  Макет казачьей хаты. 8 Тема 17. Образование и просвещение Теория. Школы во второй половине XIX ­ начале XX вв Практика. Заочное знакомство с деятелями науки и культуры. Тема 18. Музыка, поэзия, художественное искусство. Теория. Поэзия и музыка в жизни терских казаков. Практика. Литературная гостиная «Казачество в поэзии». Тема 19. Хозяйство и земледелие Теория. Хозяйственный уклад казаков. Практика. Подбор материала к презентации «Хозяйственный уклад казаков.» Тема 20. Животноводство и коневодство, охота. Теория. Конь­ верный спутник казака. Практика. Подбор материала к презентации «Животноводство. Коневодство.» III. Раздел. Обряды и традиции. Тема 1. Праздники и обычаи казачества Теория. Казачьи порядки и обычаи. Практика. Разучивание свадебных песен, причитаний. Тема 2. Воинские традиции казачества Теория. Знакомство  с воинскими традициями казачества Практика. «Ай­да мы, казаки»­ традиции казачества. Тема 3. Христианство в степи. Казачьи храмы. Теория. Храмы Практика. Устройство храмов. Тема 4. Строительство церквей из дерева. Теория. Церковь для казака. Практика. Устройство церквей. Тема 5. Православные захоронения. Теория. Обряд захоронения у казаков. Практика. Обряд захоронения у казаков. Тема 6. Церковные традиции. Мировоззрение. Теория. Казачьи церковные традиции. Практика. Проектная деятельность «Церковные традиции в станице.» Тема 7. Христианские праздники и обряды в казачестве. Теория. Основные религиозные праздники.  Практика. Проект «Обряды и христианские праздники в станице.» Тема 8. Христианские праздники и обряды в казачестве. Теория. Войсковые  религиозные праздники.  Практика. Проект «Войсковые религиозные праздники.» 9 Тема 9. Старинные семейные традиции казаков. Теория. Традиции и обычаи казаков по православному календарю. Практика.  Праздник Рождество, Пасха. Изготовление подарков. Тема 10. Казачья семья. Теория. Уклад жизни в казачьей семье. Практика. Проектная деятельность «Обряд рождения.» Тема 11. Станичные ремесла Теория. Ремесло терских казаков. Практика. Альбом «Ремесло терских казаков» Тема 12. Изготовление кухонной утвари из дерева. Теория. Кухонная утварь. Практика. Изготовление кухонной утвари ( папье – маше) IV. Раздел. Фольклорные игры. Тема 1. Хороводные игры. Теория. Народные казачьи игры и забавы как элемент физического воспитания. Практика. Разучивание казачьих игр. Тема 2.Хороводы и хороводные песни Теория. Хороводные песни терских казаков.  Практика. Разучивание хороводных казачьих песен. Тема 3. Игры­импровизации. Теория. Импровизированная игра в жизни казака. Практика. Разучивание игр. Тема 4. Негативное влияние СМИ на формальные ролевые игры. Теория. Ролевые игры и средства СМИ. Практика. Работа с печатными материалами.  Тема 5. Формальные ролевые игры с игровыми припевами. Теория. Припевки, как элемент игры. Практика. Разучивание припевок. Тема 6. Народные игры. Теория. Игра в жизни казака. Практика. Разучивание казачьих игр. V. Раздел. Школа выживания. Тема 1. История выживания с древнейших времен и до дня сегодняшнего. Теория. Экскурс в  прошлое.  Практика. История выживания с древнейших времен и до дня сегодняшнего. Тема 2. Экстремальные ситуации. Теория. Виды экстремальных ситуаций. Практика.  10 Тема 3. Факторы риска. Теория. Факторы риска ЧС социального происхождения. Практика. Правила поведения. Тема 4. Аварии. Теория. Понятие аварии,  катастрофы,  ЧС техногенного характера и их классификация. Практика. Презентация. «Аварии и их последствия» Тема 5. Факторы выживания. Теория. Факторы выживания в условиях автономного существования. Практика. Выработка правил поведения в условиях автономного существования. Тема 6. Навыки выживания. Теория. Навыки выживания в экстремальных условиях. Практика. Выработка навыков  выживания в экстремальных условиях. Тема 7. Общая схема действий впервые  минуты аварии. Теория. Как избежать мгновенной смерти, или общая схема действий впервые минуты аварии. Практика. Эвакуация.  Тема 8. Укрытий Теория. Виды простейших укрытий и их особенности Практика. Изготовление макета простейшего укрытия. Тема 9. Эвакуация. Теория. Эвакуация. Виды и назначение путей эвакуации Практика. План эвакуации из здания школы. Проектная работа. Тема 10. Основные правила потерпевших бедствие. Теория. Первоочередные действия потерпевших бедствие. Практика. Составление Памятки «Правила для потерпевших бедствие» Тема 11. Как правильно подать сигнал бедствия Теория. Сигналы бедствия. Практика. Выработка правил подачи сигнала бедствия Тема 12. Радиотехнические средства аварийной сигнализации. Теория. Аварийные сигнализации. Практика. Правила подачи аварийной сигнализации при помощи радиотехнических средств. Тема 13. Звуковые и электрические средства сигнализации. Теория. Аварийные сигнализации. Практика. Правила подачи аварийной сигнализации при помощи звуковых и электрических   средств. Тема 14. Аварийное ориентирование Теория.  Ориентирование. Практика. Виды ориентирований при ЧС.  Тема 15. Ориентирование 11 Теория. Виды ориентирования. Практика. Ориентирование на местности. VI. Раздел. Акции.  «Память» ( благоустройство захоронение старейшего терского казака  Старицкого);  «Сохраним озеро Байкал»;  «Посади дерево»;  «Их надо беречь»;  «Поздравь старейшего»;  «Весеннее обновление»;  «Георгиевская ленточка»;  «Бессмертный полк». VII. Раздел. Соревнования. «Веселые состязания»; «Спасатель»; «Внимание, всем»;     Час знатоков «Экстремальная ситуация»;       Час знатоков «История Терского казачества»;  «Кто быстрее» (разборка и сборка автомата); «А ну­ка, мальчики!»; «А ну­ка, девочки!»; «Ориентирование»; «Внимание, всем»; «День здоровья»; Состязание «Кто быстрее». VIII. Раздел. Мероприятия воспитательного и познавательного характера.  Круглый стол «Казачество в истории России»;  Праздник «День матери казачки»;  Праздник «Новый год с казачьей семье»;  Литературная гостиная «Свеча»;  Устный журнал «Казачество в годы Великой Отечественной войны»;  Праздник «Веселые потешки» IX. Раздел. Итоговые занятия.  Промежуточная;  итоговая аттестация . X. Раздел. Экскурсии.   Экскурсия в Свято­Георгиевский женский монастырь;    «Тамлыкский курень»;  «Святые источники ст.Суворовской»; п. Теберда, полевой выход ПРКО. Планируемые результаты К концу года обучения  учащиеся должны знать: 1)  различные фольклорные формы терского казачества; 2) особенности проведения обрядовых праздников терских  казаков; 3) историю своей казачьей семьи и историю семьи своих одноклассников; 4) уклад   жизни,   особенности   численного   состава   и   распределения   обязанностей традиционной казачьей семьи; 12 5) основные   ремёсла,   виды   ДПИ   терского   казачества,   основные   технологические особенности изготовления отдельных изделий; 6) основные памятные сооружения, связанные с историей и культурой терского казачества; 7) памятные события и даты, связанные с историческими событиями терского казачества; 8) основы духовной жизни терских казаков; 9) структуру и направления деятельности Терского казачьего войска. 10) как себя вести в экстремальных ситуациях. учащиеся должны уметь: 1) исполнять, демонстрировать различные фольклорные формы терского казачества; 2) реконструировать основные праздничные обряды; 3) рассказать о своём казачьем роде; 4) выполнять домашние обязанности в соответствии со своим возрастом; 5) выполнить   некоторые   изделия,   поделки   в   соответствии   с   технологическими особенностями, присущими традиционным видам ДПИ терского казачества; 6) выполнить   исследовательский   проект   на   тему   «История   и   культура  терского казачества». 7) находить выход из сложившейся чрезвычайной ситуации.  Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты  у детей в результате занятий по программе: личностные: 1) уважение к Отечеству,  гордость за свою Родину, прошлое и настоящее казаков станицы Суворовской, края; 2) устойчивость гражданских позиций,  культура   общения   и   поведения   в   социуме,   навыки здорового образа жизни; 3) прочные   межличностные   отношения   в   коллективе:   чувство   коллективизма, взаимовыручки и товарищеской поддержки. 4) ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 5) ответственное и осознанное отношение к собственным поступкам; 6) уважительное   и   доброжелательное   отношение   к   другому   человеку,   его   мнению, мировоззрению, культуре; метапредметные: 1) мотивация к художественной деятельности; познавательная потребность, способность  к анализу и синтезу,  и наглядно – образному мышлению; 2) саморазвитие, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.п.; 3) самостоятельность   в   действиях  при     определении   цели   обучения,   в   постановке     и формулировании для себя новых задач в познавательной деятельности;  4) способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и нести за это ответственность; 5) самостоятельность в  планировании путей достижения цели, в том числе альтернативных, осознанный   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   учебных   и   познавательных задач; 6) соотнесение   своих   действий   с   планируемыми   результатами,   осуществление   контроля своей деятельности в процессе достижения результата,  7) оценивание     правильности   выполнения   учебной   задачи,   собственных   возможностей   ее решения; 13 8) сотрудничество   и   совместная   деятельность   с   педагогом     и   сверстниками;   работа индивидуально и в группе: нахождение общего решения и разрешение конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов;  образовательные: 1) знания по истории родного края, Вооруженных сил РФ, ОБЖ, физической подготовке;  2)  знания основ военно­прикладной подготовки;  3) основы   казачьей   культуры   учащихся   как   неотъемлемой   части   их   общей   духовной культуры;   потребность   в   общении   для   дальнейшего   духовно­нравственного   развития, социализации, самообразования, организация содержательного культурного досуга;  4) мотивационная направленность на продуктивную познавательную  деятельность;  5) ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. 6) хорошая физическая форма. Раздел 2. Комплекс организационно педагогических условий I. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1. Продолжительность учебного года Начало учебного года:  1 сентября Окончание учебного года: 31 мая Регламентирование образовательного  процесса на учебный год: 36 недель Режим работы Режим работы объединения: (по расписанию) Продолжительность занятий определяется  образовательной программой: 45 минут   Продолжительность перемены: 15 минут Сменность занятий: 1 смена 2. Режим работы в период школьных каникул:  В   период   школьных   каникул   проводятся   занятия   в   разной   форме:   учебные   занятия, концертные поездки, походы, экскурсии, путешествия, соревнования,  другие формы работы.  В период с 01.06. по 31.08. – летние каникулы 3. Организация промежуточной и итоговой аттестации: вид аттестации сроки проведения начальная промежуточная итоговая сентябрь  декабрь апрель­май Календарный учебный график (с указанием тем занятий, их количество) уточняется ежегодно,  является приложением к программе. 1.Материально­техническое обеспечение  II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  помещение:  учебный кабинет, столы и стулья для педагога и учащихся, интерактивная доска, шкафы для хранения учебной литературы и наглядных пособий.  дидактическое   обеспечение   программы  (журналы,   книги,   альбомы   и   ксерокопии, подборки рисунков и фотографий по казачьей культуре).  перечень технических средств обучения (компьютер, мультимедийный проектор,  фотоаппарат).  Перечень  оборудования, необходимого  для  реализации  программы (в расчете на 15 учащихся) 14 №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 8. 9. Наименование шкафы для дидактического материала доска классная интерактивная стол стул компьютер мультимедийный проектор фотоаппарат диски 1 1 12 21 1 1 1 по тематике 2. Кадровое обеспечение Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования, имеющий   соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладающие   знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей. 3. Финансовое обеспечение Финансирование осуществляется на бюджетной основе. Методика  отслеживания  результатов Исходя из поставленных целей и задач, спрогнозированных результатов обучения, разработаны следующие формы отслеживания результативности данной образовательной программы:    педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов анкетирования, конкурсов внутри коллектива, опросов детей   и   родителей,   выполнения   диагностических   заданий,   участия   в   мероприятиях (открытых занятиях, открытых краткосрочных программах, конкурсах, викторинах, игровых программах), презентаций (подготовленных детьми или с помощью родителей), мероприятий с участием родителей, активности учащихся на занятиях и т.п.;  мониторинг:  педагогический  мониторинг (контрольные задания, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета);   мониторинг  образовательной   деятельности  детей   (самооценка   учащегося,   оформление фотоотчётов). Время  проведения сентябрь В течение  всего учебного  года По окончании  изучения темы  или раздела, в  конце  Виды контроля Цель проведения Формы контроля Начальный контроль  Определение   уровня   развития   детей, творческих  способностей   их Беседа,   тестирование, анкетирование опрос, Текущий контроль Определение степени усвоения учебного  материала. Определение готовности детей к  восприятию нового материала. Повышение  ответственности и заинтересованности в  обучении. Выявление детей, отстающих и  опережающих обучение. Подбор наиболее  эффективных методов и средств обучения. Промежуточный контроль Определение степени усвоения учащимися  учебного материала. Определение результатов  обучения. Педагогическое наблюдение,   итоговое самостоятельная работа опрос, занятие,     конкурс, творческая работа,   опрос,   итоговое занятие, открытое занятие, самостоятельная 15 полугодия В конце  учебного года  Итоговый контроль работа, презентация,    Определение изменения уровня развития детей, их   творческих   способностей.   Определение результатов   Ориентирование учащихся   на   дальнейшее   (в   том   числе, самостоятельное) обучение. Получение сведений для   совершенствования   образовательной программы и методов обучения. обучения.   творческая конкурс, презентация, работа, занятие,   итоговое   занятие, открытое коллективная рефлексия, отзыв, самоанализ, анкетирование      Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов: Спектр способов и форм выявления результатов   опрос, беседа,   наблюдение, открытые   и   итоговые   занятия, диагностика,   анализ   выполнения программ, анкетирование, анализ результатов   участия   детей   в мероприятиях,   в   социально­ значимой   деятельности,   анализ приобретенных навыков общения, самооценка учащихся   Спектр способов и форм  фиксации результатов грамоты,   дипломы,   журнал, анкеты,   тестирование,   фото, отзывы   (детей   и   родителей), отчеты, методические разработки   Спектр способов и форм предъявления результатов отчеты, конкурсы, занятия, итоговые открытые занятия, аналитические справки,        Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся. Формы   подведения   итогов   реализации   образовательной   программы:  игра­ испытание,   коллективная   рефлексия,   конкурс,   отзыв,   открытое   занятие   для   родителей, презентация, самоанализ. После   изучения   каждой   темы   и   в   конце   полугодий   проводится   промежуточная   или итоговая аттестация учащихся с использованием критериев оценки знаний, умений, навыков. Критерии  оценки  знаний, умений, навыков учащихся Высокий уровень Знает историю казачества, ее  традиции и обряды; наиболее  значимые народные праздники;  причины возникновения ЧС. Умеет рассказывать  чистоговорки, частушки, поба­ сенки; исполнять простые  казачьи песни; оказывать   помощь товарищу, попавшему в  ЧС; выйти из ЧС Средний уровень Знает не в полном объеме  историю казачества,  не  ориентируется на местности  по компасу. Умеет рассказывать  считалки, прибаутки,  потешки, пестушки,  чистоговорки, частушки,  побасенки; с затруднением  найти выход из ЧС. Ниже среднего  Знает не в полном объеме  историю казачества, ее  традиции и обряды, не  ориентируется на  местности.  Не всегда получается   исполнять  частушки, поба­ сенки; простые казачьи  песни; не может оказать  первую помощь  пострадавщему. Бланки   (страницы   в   журнале)   оценки   результатов   освоения   программы,   портфолио учащихся   и   т.д.   ­   документальные   формы,   в   которых   отражены   достижения   каждого учащегося. (перечень  материалов к  промежуточной  и  итоговой  аттестации) 1 год  обучения Оценочные  материалы 16 Перечень материалов № раздела Раздел 2. История казачества России Теория. Карточка № 1 Практика. Карточка № 2 Раздел 3. Обряды и традиции Теория. Карточка № 3 Практика. Карточка № 4 Раздел 4. Фольклорные игры Теория. Карточка № 5 Практика. Карточка № 6 Раздел 5. Школа выживания Теория. Карточка № 7 Практика. Карточка № 8 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основные принципы построения программы 1) целостности ­ соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и  системность, с другой; 2) гуманизации ­  признания личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в качестве  самоцели, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; 3) деятельностного подхода ­ любые знания приобретаются детьми во время активной  деятельности; 4) наглядности – на занятиях используется много демонстрационного материала; 5) возрастного и индивидуального подходов ­ выбор форм, методов, приемов работы в  соответствии с субъективным опытом и возрастом детей. 1.Методическое сопровождение  1) учебной работы педагога: методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика   диагностики   (стимулирования)   творческой   активности   обучающихся;   наличие специальной   методической   литературы   по   духовно­нравственному   воспитанию;   методики проведения занятия  по конкретной теме; методы  обновления  содержания образовательного процесса; 2) воспитательной работы педагога: методика формирования детского коллектива; наличие специальной методической литературы по педагогике; методика организации воспитательной работы;  3) работы   педагога   по   организации   учебного   процесса:   методика   анализа   результатов деятельности;  4) массовой работы: методика организации и проведения массового мероприятия (конкурса, праздника, игровой программы); план и методика проведения родительского собрания и др. Виды методической продукции: 1) методическое пособие, методическая разработка, методическая инструкция; 2) реферат,   доклад,   материалы   образовательного   процесса   (слайд   –   фильмы   (презентации), подготовленные педагогом и учащимися) и др. Виды дидактических материалов: Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов: 17 1) картинный  (иконы,   иллюстрации,   слайды,   фотоматериалы;  презентации,   диски   по   теме духовно­нравственного воспитания учащихся, музеев России и мира и др.); 2) звуковой (аудиозаписи); 3) смешанный (видеозаписи, музыкальные, аудио­ и видеоматериалы, т.д.); 4) дидактические пособия  (карточки, раздаточный материал, вопросы и задания для опроса, тесты, практические задания, упражнения, игры, кроссворды, анкеты); 5) учебные пособия, журналы, книги;  специальная методическая литература по основам этики, православной и казачьей культуры, педагогике, психологии;  6) тематические подборки материалов, сценариев, песен, стихов, игр. Дидактический   материал   подбирается   и   систематизируется   в   соответствии   с   учебно­ тематическим   планом   (по   каждой   теме),   возрастными   и   психологическими   особенностями детей, уровнем их развития и способностями.   сотрудничества, Использование   в   воспитательно­образовательном   процессе   современных   технологий (гуманно­личностные,   игровые, здоровьесберегающие,   коллективной   творческой   деятельности,   организации   и   проведения группового   воспитательного   дела),   широкое   использование   технических   средств   обучения способствует реализации задач программы, повышению качества образовательного процесса, что дает положительный эффект роста удовлетворенности качеством образования.   создания   ситуации   успеха, В   работе   используются   различные  объяснительно­иллюстративный, репродуктивный, частично­поисковый, проблемный, исследовательский, практический, методы стимулирования и поощрения, логический.   методы: По каждому разделу планируются как теоретические занятия (беседы, информационные сообщения, решение этических задач, видеозанятия), игры (сюжетные, ролевые, познавательно­ творческие),   конкурсы,   викторины,   экскурсии,   так   и   массовые   мероприятия   духовно­ нравственной, фольклорной тематики. Как правило, каждый раздел программы завершается массовым мероприятием, которое разрабатывается совместно с детьми. Наиболее   востребованы   в   программе   игровые   технологии,   позволяющие   создавать   в детском коллективе «ситуацию успеха». Наряду с ними используются культуровоспитывающие и групповые технологии с проблемно­поисковым методом решения задач (особенно на третьем четвертом этапе). Необходимым   условием   реализации   программы   является   наличие   видеоматериалов   и видеоаппаратуры, компьютера, интернета, книг, методической и специальной литературы по казачеству,   сценарных   материалов,   включая   и   собственные   методические   и   сценарные разработки.  Система   диагностики   представлена   анкетами,   опросниками,   позволяющими   вести наблюдение   за   нравственным   развитием   ребенка   и   способствующими   определению результативности данной программы на основе субъективных оценок.   В работе объединения используются три уровня занятий:  массовые,  групповые формы, индивидуальная   личностно­ориентированная  работа   (индивидуальное   консультирование обучающихся   по   вопросам  организации   учебно­познавательной   деятельности;   разработка индивидуальных   творческих   работ   и   др.).   В   организации   образовательного   процесса предусматриваются   различные  формы   проведения   занятий,   которые   помогают   сделать учебно­воспитательную   деятельность   более   интенсивной,   дифференцированной   и   гибкой. Успешно реализуются такие формы занятий, как объяснение, беседа, рассказ; игры, викторины, конкурсы; театрализованные праздники и представления; концертные выступления; посещение церкви. Для педагога: 1. Аникин В., Круглова Ю. Русское народное творчество. Л., 1983; 2. Аурзиати В. Народные игры и развлечения осетин. Оржоникидзе,1987. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18 3. Афанасьев С. Праздники в школе: 1000 советов. ­ М.: «ACT­ПРЕСС КНИГА», 2003. 4. Ахмедов М. Дагестанские национальные игры. Махачкала, 1970. 5. Белова О.Ю. История искусств. ­ М.: Издательство «Аквариум», 1998. 6. Белянская Л. Б. Энциклопедия праздника в школе и дома ­ Донецк: «Сталкер», 2000. 7. Былеева Л.В. Русские народные игры. ­ М.: «Советская Россия», 1988. 8. Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн. 1. Иркутск, 1930. 9. Ворошилова  О.Л.Русские   фольклорные   традиции.   Волгоград,   Издательство «Учитель»,2006. 10. Воспитание и развитие личности в социуме (комплексно­целевая программа). ­ Нижний Новгород: Издательство «Арабеск», 2000. 11. Григорьев В. Народные игры и традиции в России. М, 1991. 12. Ее Величество Игра! (фестиваль игровых программ). ­ Нижний Новгород, 2002. 13. Женило М.Ю. Театрализованные праздники для выпускных классов. ­ «Феникс», 2004. 14. Журналы:«Библиотечка   для   педагогов,   родителей   и   детей»   (приложение   к   журналу «Внешкольник»);   «Бюллетень»;   «Классный   руководитель»;   «Театр»;«Детский   досуг»; «Последний звонок»; «Педсовет»; «Читаем, учимся, играем». 15. Игровые программы: аттракционы, шуточные забавы, сюжетно­ролевые игры. ­ М., 2003. 16. Игры: обучение, тренинг, досуг. ­ М: Издательство «Новая школа», 1994. 17. Константинова М. Школьный год ­ без хлопот! (сценарии школьных праздников). ­ Рос­тов­ на­Дону: Издательство «Феникс», 1999. 18. Кувватов С.А. Активный отдых на свежем воздухе. ­ Ростов­на­Дону: «Феникс», 2005. 19. ЛитвиноваМ.Ф. Русские народные подвижные игры. ­ М.: «Просвещение», 1986. 20. Макаренко И. Практическое руководство по использованию игр в воспитательной работе. ­Ставрополь, 1993. 21. Марков О. И. Сценарная культура режиссеров досуговой деятельности как художественно­ педагогическое явление. ­ С­Пб., 1998. 22. Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образова­ ния. ­ М: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. 23. Меркин Г.С. Путь к сотворчеству. ­ М.: «Просвещение», 1991. 24. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар. ­ М, 1995. 25. Праздники народов России (энциклопедия). ­ М.: «РОСМЭН», 2002. 26. Примерные программы дополнительного образования. ­ Ставрополь, 1997. 27. Программы для учреждений дополнительного образования детей. ­ М., 2001. 28. Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей (номинация художественная). ­ М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 29. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия. Сбор. М. Забылин. М, 1990 30. Сборник авторских программ дополнительного образования детей. ­ М.: «Народное обра­ зование», 2002. 31. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». ­ М.: «Просвещение», 1995. 32. Суртаев В. Социология молодежного досуга. ­ С­Пб.: Издательство «Гефест», 1998. 33. Сценарии праздников, конкурсов, игр для воспитателей и педагогов­организаторов. ­ Рос­ тов­на­Дону: «Феникс», 2001. 34. Чичеров В. Русское народное творчество. М., 1959. 35. Шмаков СЛ.Досуг школьника.­Липецк, 1993. 36. Шмаков СЛ.Игры­шутки, игры­минутки. ­ М.: Издательство «Новая школа», 1993. 37. Энциклопедия зимних праздников. ­ С­Пб.: «РЕСПЕКС», 1995. Для учащихся и родителей: 1. Белянская Л.Б. Энциклопедия праздника в школе и дома. ­ Донецк: «Сталкер», 2010. 2. Булатов М. Тридцать три пирога. Игры, загадки. М.,2008.считалки.сговорки, скороговор­ ки, дроговорки, докучные сказки. 3. Былеева Л.В. Русские народные игры. ­ М.: «Советская Россия», 1988. 19 4. Ворошилова «Учитель»,2006.  О.Я.Русские   фольклорные   традиции.   Волгоград,   Издательство 5. Ее Величество Игра! (фестиваль игровых программ). ­ Нижний Новгород, 2002. 6. Игровые программы: аттракционы, шуточные забавы, сюжетно­ролевые игры. ­ М., 2003. 7. Константинова М. Школьный год ­ без хлопот! ­ Ростов­на­Дону: «Феникс», 1999. 8. КувватовС.Л.Активный отдых на свежем воздухе. ­ Ростов­на­Дону: «Феникс», 2005. 9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. ­ М.: «Просвещение», 2006. 10. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. ­ М: «Новая школа», 2010. 11. Праздники народов России (энциклопедия). ­ М.: «РОСМЭН», 2002. 12. ТурковА. Школьный театр: классные шоу­программы. ­ Ростов­на­Дону: «Феникс», 2005. 13. ФиляковаА. Школьные праздники (сценарии). ­ М.: «Издательство АСТ», 2003. 14. Шмаков С. Л.Игры­шутки, игры­минутки. ­ М.: Издательство «Новая школа», 1993. 15. Энциклопедия зимних праздников. ­ С­Пб.: «РЕСПЕКС», 2005. IV. ЭЛЕКТРОННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  РЕСУРСЫ (для реализации программы) Раздел Адрес  1001 викторина BebyMinus – детские минусовки Nachalka.com  детские электронные презентации и клипы viki.rdf.ru Единая коллекция цифровых  образовательных ресурсов Информационные технологии в работе  учителя www.e­teaching.ru  1001viktorina.ru http://www.bebyminus.narod.ru nachalka.com http://school­collection.edu.ru/ Книги по искусству  конкурсы, гранты,премии,фестивали  Новости портала «Продлёнка» Образовательные ресурсы сети Интернет Педсовет Педсовет портфолио. 1 сентября презентации для детей российский фонд культуры  Русская музыка. Композиторы. Народные  инструменты.  сеть творческих учителей     3 школы    Фестиваль педагогических идей  «Открытый урок» художественная энциклопедия ступени. Клуб учителей начальной Энциклопедия Кирилла и Мефодия http://leschev­ art.narod.ru/metodika.htmlhttp:// konkursgrant.ru www.prodlenka.org http://katalog.iot.ru http://pedsovet.su http://vk.com/pedsovet portfolio.1september.ru/work.php http://prezentacya.my1.ru/ culture.ru http://rm.hoha.ru/ www.it­n.ru 4stupeni.ru/category/konspekt http://festival.1september.ru/ http://artorbita.ru/index.html   loveprogram.ru›…enciklopediya­kirilla­i­ mefodiya 20

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Всполох. Творчество терских казаков» возраст учащихся: 10 – 15 лет срок реализации: 1 год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2018