Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»
Оценка 4.6

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
09.03.2017
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»
Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Занятия по рукоделию имеют большое воспитательное значение. В процессе работы у детей формируются качества, необходимые для их дальнейшей трудовой деятельности: усидчивость, точность в работе, самостоятельность, аккуратность, чувство ответственности, воспитывается художественный вкус. Вязание крючком развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость.
программа вязание крючком.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» ПРИНЯТО Педагогическим Советом МКУ ДО ЦДТ Протокол №___ от __.___. 2016г. Рассмотрено на методическом Совете Протокол № ___ от _____ 2016г. УТВЕРЖДАЮ Директор  МКУ ДО ЦДТ ______________ (И.В.Гулиян) ___.___. 2016г. Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»  Возраст детей: 8 ­13 лет, срок обучения: 2 года                                                            Автор­составитель:           Белякова О.В.,                                                  педагог дополнительного образования                                                             методист Федоренко Т.А. с. Александровское Пояснительная записка. Модифицированная образовательная программа «Волшебный клубочек» разработана на основе Программы общеобразовательных учебных заведений по художественному вязанию. ­ М.: Просвещение, 1994. Вязание   крючком   издавна   пользовалось   большой   любовью   у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства.   Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению.   Появившись   как   способ   изготовления   предметов   одежды   и отделки   к   ней,   оно   постепенно   взяло   на   себя   и   задачи   по   оформлению интерьера.   Клубок   ниток   и   небольшой   инструмент   крючок   таят   в   себе неорганичные   возможности   для   творческого   труда.   Подбор   ниток,   выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни. Вязание крючком ­ такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус. Занятия в кружке выявляют склонность детей к прикладным видам деятельности,   развивают   креативные   способности,   включают   в   атмосферу творчества,   формируют   привычку   к   труду.  Выбор   образца   для   вязания, составление, создание узора, подбор цветов ниток, выбор отделки изделия, формы   и   так   далее   –   всё   это   воспитывает   чувство   гармонии,   красок, творческое   отношение   к   труду.   Занятия   по   рукоделию   имеют   большое воспитательное значение. В процессе работы у детей формируются качества, необходимые   для   их   дальнейшей   трудовой   деятельности:   усидчивость, точность   в   работе,   чувство ответственности,   воспитывается   художественный   вкус.   Вязание   крючком развивает   сенсомоторику,   оказывает   влияние   на   умственное   развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремлённость.   самостоятельность,   аккуратность, Актуальность  данной   программы   заключается   в   том,   В   отличие   от типовой,   что   она   предлагает   детям   не   только   знакомство   с   методикой выполнения основных петель при вязании крючком, но и освоение различных узоров   в   процессе   вязания,   приёмов   вывязывания   различных   простейших изделий   на   себя   и   на   куклу,   вязаных   аксессуаров,   игрушек,   а   также затрагивает   проблему   бережного   отношения   к   оборудованию,   экономии пряжи. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при вязании изделий. Педагогическая целесообразность  данной программы заключается в том, что она отвечает потребности общества в формировании компетентной,   способствует   развитию   таких творческой   личности.   Вязание   крючком   качеств,   формированию   хорошего   как   настойчивость,   терпение; эстетического   вкуса,   обогащению   собственного   досуга   старинным   и   таким молодым и современным рукоделием, каким является вязание крючком. При   составлении   программы   учитывались   правила   дидактики: логичность,   доступность,   научность,   наглядность,   простота   в   изложении, переход от  простого  к сложному.  Цель программы: формирование и развитие творческих способностей воспитанников посредством приобретения ими специальных знаний и умений по вязанию крючком.   Задачи программы: Обучающие  –   приобретение   умения   вязать   крючком,   обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем. Развивающие  –   развитие   таких   качеств,   как   самостоятельность, усидчивость,   аккуратность.   Развитие   творческих   способностей.   Развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного. Воспитывающие – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме. Программа   «Волшебный   клубочек»   по   целевой   направленности является прикладной. По содержательной направленности  ­ художественно­ эстетической. Тип программы – образовательная. Программа кружка рассчитана на 2 года обучения: 1­й год обучения ­ 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа в год; 2­й год ­3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов в год.  Набор детей ­ свободный, без предъявления особых требованиям  к знаниям   и   умениям   детей   в   области   вязания   крючком.   Группы   могут формироваться по возрастному признаку. Дети   могут   приниматься   на   второй   год   обучения   на   основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания крючком. Программа рассчитана на детей 8­13 лет. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и   посильность   работы,   возможность   формирования   у   детей   специальных знаний, умений, навыков. На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания   крючком,   знакомятся   с   их   условными   обозначениями.   Знание   и понимание условных обозначений помогает обучающимся зарисовывать схемы узоров   вязки   и   свободно   пользоваться   схемами,   которые   печатаются   в журналах   по   вязанию.   Происходит   усложнение   выполняемых   изделий.   На втором   году   обучения   обучающиеся   вправе   выбирать,   какое   изделие   они хотят   выполнить,   при   этом   они   сами   учитывают   свои   возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком. В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:  занятие­объяснение;   занятие обобщения и систематизации знаний;   контрольно­проверочное занятие;   комбинированное занятие;  практическое занятие;   итоговое, контрольное занятие;   тестирование, защита творческих проектов;   выставка творческих работ  При   проведении   занятий   учитываются     уровень   знаний,   умений   и навыков   обучающихся;     самостоятельность;     активность;     индивидуальные особенности;     особенности   памяти,   мышления   и   познавательные   интересы. Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся. Для реализации данной программы используются следующие методы  обучения:  иллюстративно­рецептивный (беседы, ознакомление детей с литературой  по декоративно­прикладному искусству, изделиями народных  художественных промыслов, небольшие лекции по отдельным темам);  репродуктивный (копирование элементов традиционного орнамента,  выполнение отдельных элементов изделия по образцу (образцы вязки); групповой (разработка творческих коллективных работ – одного изделия  или коллекции изделий по заданной теме);   исследовательский (подготовка и разработка индивидуальных проектов с  последующей защитой) Мониторинг образовательных результатов Для   успешной   реализации   программы   предполагается   непрерывное   и систематическое отслеживание результатов деятельности обучающихся 2 раза в год (начальный, промежуточный или итоговый). В первые дни обучения, в сентябре,   методом   наблюдения   определяется   начальный   уровень   знаний, умений, навыков с целью определения направления и форм индивидуальной работы,   т.е.   получения   необходимой   информации   для   анализа   и совершенствования образовательной программы. В течение года проводится текущий   контроль,   который   должен   определить   степень   усвоения   детьми учебного   материала   и   уровень   их   подготовленности   к   занятиям,   повысить ответственность   и  заинтересованность   обучающихся  в  усвоении  материала, своевременно выявлять отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения. По завершении каждого   раздела   программы   проводится   тематический   контроль   в   разной форме: тестирование, практические задания, выставки работ. В конце первого полугодия и учебного года по мере прохождения курса программы с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшую самостоятельную работу, получения сведений для совершенствования педагогом программ и методик обучения проводится   промежуточный   или   итоговый   контроль.   Обучающимися выполняются   практические   задания   по   выполнению   контрольного   образца основных приемов вязания крючком, проводится защита творческих проектов (работ), оформляется выставка лучших работ, выполненных в течение года. Контроль усвоения программы основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку. При этом учитывается динамика развития ученика в период обучения по данной образовательной программе. Формы проведения контроля могут   быть   разнообразными,   но   должны   быть   психологически   щадящими, способствовать   формированию   у   детей   потребности   в   познании,   развивать целеустремленность, любознательность, творческое воображение.  Формы   определения   результативности   усвоения   программы обучающимися: 1.Тестовые,   контрольные,   срезовые   задания   (больше   практического характера).  2.   Создание   проблемных,   затруднительных   заданий   (шаблоны­ головоломки и т.п.).  3. Демонстрационные: организация выставок, конкурсов, соревнований.  4. Алгоритмизация действий обучающихся: наблюдение за соблюдением правил и логики действий при выполнении определенного задания.  5. Анкетирование.  6. Педагогическая диагностика развития ребенка.  7. Передача обучающемуся роли педагога.  8. День творчества в объединениях.  9. Самооценка.  10. Комбинированная: анкетирование, наблюдение, решение проблемы. 11. Индивидуальные карточки.  12. Групповая оценка работ.  13. Тематические кроссворды.  14. Собеседование.  15. Творческий отчет (выставка и т.п.).  16. Защита рефератов.  17. Карта индивидуальных достижений.  Результат мониторинга может фиксироваться на 4­х уровнях:  ­минимальный, ­базовый,  ­повышенный,  ­творческий.  Характеристика уровней:  минимальный  – обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную   учебным   планом   сумму   знаний,   умений   и   навыков;   не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом;  базовый  –   обучающийся   стабильно   занимается,   выполняет   учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале;  повышенный  –   обучающийся   проявляет   устойчивый   интерес   к изучаемому   предмету;   не   только   выполняет   программу,   но   и   стремится   к дополнительным   занятиям,   принимает   участие   в   конкурсах,   выставках городского уровня и выше;  творческий  —   обучающийся   выполняет   программу,   дополнительно самостоятельно   занимается,   проявляет   ярко   выраженные   способности   к изучаемой   дисциплине,   стабильно   участвует   в   конкурсах,   выставках, фестивалях, занимает призовые места.  Критерии определения уровня подготовки обучающихся Минимальный Базовый Ниже требований программы все   Знает термины, предусмотренн ые программой 3 Повышенный Творческий Стремится узнать   сверх программы   4 4­5   Признаки Знание 1. спецтерминов и теории     Кол­во 2. изделий, изготовленны х за год 3.   Сложность и объем выполненных работ 4. Качество и аккуратность работ 5.Активность и усидчивость 1­2 изделий Простые, малый объем с   Простые усложнением, средний объем Сложные, выше среднего Низкое Среднее Высокое Пассивен, работает   по предложению педагога Работает ровно, систематическ и Сам выбирает тему,   просит помочь решить Более сложные, большой объем Повышенное Выбирает тему, стремится найти способ решения Сам  придумал,  6.Творческие  способности  Выполнит  работу по  Внес в работу  свои  Сам  придумал, образцу  7.Достижения обучющегося в   Участие выставках творческого объединения творческие  элементы  в   Участие выставках творческого объединения, ЦДТ выполнил при помощи  педагога  Выставки  в в ЦДТ, районные, краевые сам сделал Краевые, Всероссийск ие С   целью   проверки   теоретических   знаний   можно   использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.   О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное   и   аккуратное   выполнение   всех   элементов   вязания,   творческий подход   к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.  Критерием   оценки   умений   может   также   считаться   выполнение индивидуальных альбомов с образцами вязания, а также участие в конкурсах и выставках на уровне Центра детского творчества, района и края. Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ. Огромное воспитательное значение имеют выставки детских работ. Они демонстрируют   достигнутые   успехи,   являются   стимулом   к   дальнейшей работе. На выставке показываются все работы, как хорошие, так и слабые. Это одна из форм отчёта обучающихся перед родителями. Знакомя родителей со своими успехами, они помогают педагогу поддерживать постоянную связь с родителями, чья помощь необходима в работе. Ожидаемые результаты обучения:  1 год обучения. Должны знать: ­ названия предметов и материалов, используемых в работе; ­ названия видов столбиков при вязании крючком и названия петель при  вязании двумя спицами. ­ правила поведения, ТБ. ­ историю возникновения вязания; ­ сведения о нитках, крючках, спицах; - основные элементы вязания;  ­знать технологию вязания по кругу, квадрату, овалу,  ­знать последовательность изготовления творческого изделия. ­ цветовую композицию при выборе ниток. Должны уметь: ­ готовить свое рабочее место и содержать его в порядке; готовить материал к работе; ­уметь   пользоваться   основными   инструментами   для   вязания,   соблюдая технику безопасности; ­уметь выбирать крючок для вязания  ­уметь определять качество нити ­ вязать ровную цепочку; ­ выполнять без ошибок столбик без накида; ­ выполнять под руководством педагога прибавление петель в круге,  соединение их полустолбиком; ­ правильно начинать и заканчивать ряд; ­ вязать квадрат с ровными краями;  ­работать по инструкционной карте (описанию) ­ уметь различать и считать в вязаном изделии ряды, столбики без накида,  столбики с накидом, воздушные петли. ­ вязать на двух спицах; ­ подбирать нитки по цвету. 2 год обучения Должны знать: ­ способы вязания мелких деталей; ­  разные способы вязания салфеток; ­  технологию выполнения цветов и цветочных композиций; ­  порядок и расчёт петель в вязании изделий Должны уметь: ­сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к  выполнению работ;  ­вязать по схемам и пользоваться журналами и книгами по вязанию; ­  создавать своими руками красивые и полезные вещи приобрести навыки:   ­умения изготавливать подарочные изделия; ­ умения вязать изделия на куклу и для себя; ­ умения коллективно работать и создавать коллективные работы Учебно­тематический план  первый год обучения №  п/п 1 2 3 Темы  Количество часов теория всего Введение в программу Инструменты и материалы для вязания. Основные приемы вязания крючком.  2 2 112 1 1 21 практи ка 1 1 91 Вывязывание простейших изделий и  украшений Творческая лаборатория Выставка работ. Подведение итогов ИТОГО: (часов) 4 5 26 2 144 2 1 26 24 1 118 Содержание программы Первый год обучения 1. Введение в программу (2 часа) Теоретическая часть: Знакомство детей с объединением, друг с другом. Правила безопасного труда при   вязании   крючком.   Правила   пожарной   безопасности.   Ознакомление   с программой   обучения,   с   инструментами   и   материалами.   История   вязания крючком.  Практическая часть: Разучивание упражнений для снятия усталости (гимнастика для рук и глаз). Просмотр иллюстраций журналов и книг по вязанию. 2. Инструменты и материалы для вязания. (2 часа) Теоретическая часть: Пряжа, её качество, волокнистый состав. Подбор крючков в зависимости от толщины   пряжи.   Правильное   соотношение —   толщина   крючка   и   нити. Фактура полотна. Практическая часть: Организация   рабочего   места.   Определение   волокнистого   состава   пряжи органолептическим   способом   (внешний   осмотр).   Подбор   крючков   под толщину пряжи. 3.   Основные   приемы   вязания   крючком.  Вывязывание   простейших изделий и украшений (112 часов) Теоретическая часть: Виды   вязания:   ажурное,   рельефное,   многоцветное,   плоское,   ворсовое… Правильное положение рук при вязании крючком. Знакомство с основными элементами вязания крючком: воздушная петля (цепочка воздушных петель), соединительный   столбик,   полустолбик,   столбик   без   накида   и   столбик   с накидом, ­ и их обозначение на схемах. Цифры, обозначающие ряды вязания. Стрелки,   показывающие   направление   работы   Методика   расчёта   петель начального ряда. Способы введения крючка в воздушную петлю. Наиболее распространённые   способы   вывязывания   полотна:   плоское,   круглое, треугольное, четырёхугольное, овальное. Прибавление и убавление столбиков внутри полотна, в начале и конце ряда. Сочетание ниток разных цветов при выполнении изделия. Простейшие графические символы. Практическая   часть:  Выполнение   первой   петли.   Вязание   цепочки   из воздушных   петель.   Выкладывание   несложного   рисунка   из   цепочек. Выполнение   соединительного   столбика,   столбика   без   накида.   Изучение условных обозначений и чтение схем. Вязание образцов – введение крючка в петлю за переднюю стенку, за заднюю стенку, за обе стенки одновременно. Прибавление и убавление столбиков внутри полотна, в начале и конце ряда. Выполнение   полустолбика   с   накидом.   Выполнение   петель   для   подъёма   в соответствии с заданием (столбик без накида – 2 петли, столбик с накидом – 3 петли). Выполнение столбиков с накидами. Вязание образцов. Применяемые условные обозначения и схемы. Вывязывание изделий и украшений. Цветок ромашка.   Игольница.   Украшение   изделия   кистями   или   помпонами. Вывязывание мягких игрушек и других мелких изделий и сувениров. 4. Творческая лаборатория ( 26 часов). Теоретическая часть:  Выбор изделия для вязания: игрушка – сувенир, или любая другая поделка. Выполнение образца и расчет изделия. Применение наполнителя   для   объемных   изделий.   Оказание   учителем   индивидуальной помощи, как в выборе изделия, так и в его выполнении. Практическая часть:  Выполнение изделий. Начало вязания. Консультации. Окончание   работы.   Коллективный   анализ   качества   выполненных   работ   и образцов. 5. Итоговое занятие. Выставка.(2 часа) Подведение итогов работы за год, итоговая аттестация учащихся. Подготовка выставки   работ   обучающихся.   Подведение   итогов.   Обсуждение   планов   на будущий год. № Название темы 1 Вводное занятие 2 Рельефное и ажурное   вязание 3 Вывязывание  простейших видов  Тематический план 2 год обучения Количество часов Теория  Практика 1 2 17 2 13 139 Всего 3 15 156 одежды для куклы и  себя. 4 Основы проектной  деятельности 5 Итоговое занятие.  Выставка работ Итого: 39 3 216 6 1 27 33 2 189 Содержание программы 2 год обучения 1. «Вводное занятие». (3 ч.) Теоретическая   часть:  Знакомство   с   планом     работы   кружка,   техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания крючком» Практическая часть:  Просмотр образцов изделий в подборке журналов и книг по вязанию. Просмотр видеофильма «Мастера вязания». 2. Рельефное и ажурное  вязание (15 часов) Теоретическая   часть:  Виды   кружев.   Возможности   использования продольных   и   поперечных   кружев   в   оформлении   одежды   и   интерьера. Правила   выполнения   продольных   и  поперечных   кружев.   Вязание   основных элементов техники кружева. Чтение схем узоров. Практическая   часть:  Вязание   продольных   и   поперечных   кружев. Обвязывание кружевом носового платка. Вязание закладки в книгу. налобных повязок. Работа по схеме ажурного узора. 3. Вывязывание простейших видов одежды для куклы и себя. (156 часов) Теоретическая часть:  Особенности изделий, состоящих из разных деталей: расчёт петель начального ряда, сшивание разных деталей между собой или другие   способы   их   соединения.   Использование   для   вязания   ниток   разного цвета. Особенности вывязывания парных предметов одежды и обуви. Работа по   схеме   ажурного   узора.   Моделирование   изделия,   его   украшение.   Виды соединений. Оформление края изделия. Практическая часть:. Вывязывание тёплых сапожек на куклу, вывязывания шапочки,   берета,   платья,   кофты,   сумочки.   Знакомство   с   процессом вывязывания платья одной деталью сверху вниз. Работа по схеме ажурного узора. Моделирование изделия, его украшение. 4. Основы проектной деятельности (39 часов) Теоретическая часть: последовательность выполнения проекта. Практическая часть:  Определение конкретной задачи и ее формулировка Разработка идей и вариантов. Составление последовательности выполнения изделия.   Схема   и   описание   вязки.Расчет   себестоимости   изделия;   реклама проекта, конечное письменное оформление проекта. Вывязывания изделия. 5. Итоговое занятие. Выставка работ (3 часа) Теоретическая часть: Подведение итогов работы за год­беседа. Практическая часть:  Подготовка и оформление выставки работ учащихся. Итоговая аттестация обучающихся. Методическое обеспечение Помещение для занятий. Помещение для занятий должно быть просторным, удобным,   с   естественным   доступом   воздуха   и   хорошей   вентиляцией,   с хорошим естественным и искусственным освещением. Свет должен падать с левой   стороны   на   руки,   не   освещая   глаз.  Тепловой   режим   должен соответствовать   нормам   СанПиНа.  Учащиеся   должны   иметь   определённые места. Столы могут быть и на два человека или на несколько, но их надо разместить   так,   чтобы   педагог   мог   свободно   подходить   к   каждому обучающемуся. Желательно, чтобы имелись коробки: их удобно использовать во время работы для клубков. Для сидения лучше использовать стулья со спинками, чтобы на них можно было опереться во время работы. Необходим также стол для педагога, шкафы для хранения пряжи, наглядных пособий, доска для черчения и гладильная доска с утюгом. Желательно также иметь весы для взвешивания шерсти и изделий.  Материал   и   инструмент.  Каждый   учащийся   самостоятельно   приобретает инструмент   и   материал   для   выполнения   работ.   Руководитель   объединения должен иметь полный набор рабочего инструмента как наглядный материал, а также   дополнительный   инструмент,   которым   при   необходимости   могут пользоваться дети. Для вязания крючком необходимы нитки и крючок. Нитки для   вязания   крючком   употребляются   разнообразные:   шерстяные, полушерстяные,   шёлковые,   хлопчатобумажные.   Очень   часто   употребляют нитки   в   сочетании   двух   сортов   и   видов,   например:   шерсть   с   блестящим шёлком,   хлопчатобумажные   нитки   с   блестящим   шёлком   или   шёлковой тесьмой.   Вязальные   крючки   бывают   металлические,   пластмассовые, деревянные, костяные; короткие и длинные; различной толщины. Для работы их выбирают по толщине пряжи. Для вязания изделий из шерстяной пряжи, как   правило,   употребляют   толстые   крючки   –   металлические,   костяные, пластмассовые,   деревянные.   Тонкий   металлический   крючок   выбирают   для вязания ажурных изделий. Часто для получения ажурного поля используют и тонкие нитки. Нитки для кружевных изделий подбирают в зависимости от вида предмета, его назначения. Кружевные салфетки и украшения должны хорошо стираться, кипятиться, поэтому их вяжут из катушечных или других прочных   хлопчатобумажных   ниток.   Синтетические,   шёлковые   нитки употребляют для вязания воротничков, блуз, чулок, перчаток и т.д. Качество вязаных   изделий   зависит   от   качества   пряжи.   Изделия   из   сильно   кручёных ниток будут жёсткими и неэластичными, хуже сохраняют тепло. Поэтому для вязания   лучше   использовать   слабо   кручённые   нитки.   По   толщине   нитки подбирают   в   соответствии   с   видом   изделия,   которое   будет   из   них изготавливаться, например, для спортивных вещей: свитеров, носков, шапочек и шарфов – используют более толстую пряжу, для детских вещей – более тонкую, для ажурных  изделий –  тонкие  нитки.  К шерстяной  нитке можно добавить   слабо   кручённую   шёлковую   или   капроновую   нитку.   Изделия, связанные   в   сочетании   шерсти   с   шёлком,   очень   красивы.   Лучше   всего использовать   шерстяные   нитки.   Вещи,   связанные   из   шерстяной   пряжи, эластичны, пористы, хорошо сохраняют тепло, удобны в носке. Изделия из хлопчатобумажных ниток растягиваются и не сохраняют тепло. На занятиях по   вязанию   часто   используют   старые   нитки,   так   как   не   всегда   есть возможность   приобрести   новые;   кроме   того,   у   каждого   в   доме   имеются старые или надоевшие вязаные вещи, которые можно распустить. Изделия из старых ниток получаются не хуже, чем из новых. Кроме того, учащиеся имеют возможность     придумывать   различные   новые   варианты   орнаментов, комбинируя   нитки   разных   цветов.   Вылинявшие   нитки,   а   также   нитки неподходящего   цвета   можно   перекрасить.   Использование   старых   ниток приучает   к   бережливости,   экономии,   даёт   практические   возможности постоянного обновления своего гардероба в соответствии с модой. Педагог должен иметь набор различных ниток, ознакомить воспитанников со всеми видами ниток, которые могут быть использованы в работе. Первоначальные приёмы вязания крючком лучше изучать, используя нитки средней толщины и толстый крючок, так как делать первые упражнения из тонких ниток и тонким крючком очень трудно и не видно образования петель. От качества пряжи и инструмента   зависит   успех   работы   учащихся.   Нельзя   допускать,   чтобы использовался   непригодный   инструмент   (ржавый,   кривой   и   т.д.),   а   также непригодная пряжа (гнилая, с многочисленными узлами и т.д.).  Учебно –  методические  пособия.  Учебно­методические   наглядные  пособия играют большую роль в учебной работе объединения. На основе наглядного методического   материала   обучающиеся   прежде   всего   знакомятся   с программой   обучения,   чему   они   могут   научиться,   занимаясь   в   ТО. Методические пособия педагог широко использует на занятиях, особенно при объяснении   нового   материала.   К   наглядным   пособиям   относятся   образцы узоров вязки, готовые изделия. Наглядно­методические пособия образцов и вязаных изделий должны быть выполнены правильно, аккуратно, из светлых и ярких ниток. В этом случае они хорошо воспринимаются детьми. Вязаные изделия в соответствии с программой должны быть выполнены в натуральную величину. Желательно иметь и дополнительные изделия, особенно с яркими орнаментами.   Комплекты   пособий   должны   постоянно   пополняться   новым материалом.  К  их  изготовлению  надо  привлекать   учащихся.  Руководителю объединения рекомендуется иметь четыре альбома: с основными чертежами изделий,   с   образцами   узоров,   с   деталями   изделий,   с   фотографиями   и рисунками   различных   моделей.   В   помощь   можно   использовать   различные книги и журналы по вязанию. Для   того,   чтобы   учащиеся   успешно   усваивали   полученные   знания, умения, навыки, используется сочетание наглядного показа приемов работы с демонстрацией изделий. Выполнив упражнения после знакомства с новыми приемами   вязания,   учащиеся   вяжут   не   многочисленные   образцы   узоров,   а конкретные изделия с использованием новых приемов вязания. Такой метод обучения вселяет уверенность и пробуждает интерес к занятиям. В процессе работы   учащиеся   знакомятся   с   основами   цветоведения,   что   положительно влияет на воспитание хорошего вкуса.   показ, При работе с учащимися используются традиционные методы обучения:   практическое   закрепление   полученных   знаний, объяснение, использование схем, рисунков, готовых изделий. На всех этапах происходит совместное   обсуждение   при   выборе   изделий,   цветовой   гаммы, последовательности   выполнения   работы.   Осуществляется   систематический показ   наиболее   удачных   работ.   Используемый   дидактический   материал   – схемы узоров, связанные образцы узоров, готовые изделия. В течение года организуется промежуточная выставка ­ смотр работ, а в конце   каждого   года   обучения   проводится   районная   выставка   творческих работ «Мир руками детей». Надо иметь в виду, что каждый учащийся имеет разный, отличный от других   темп  обучения,  который   зависит   от   таких   факторов,   как:   имел   ли учащийся хоть какие­то навыки в вязании или первый раз взял крючок в руки, какова активность восприятия нового материала, скорость ею усвоения; каков тип   нервной   системы   учащегося,   обладает   ли   он   усидчивостью.   Различная начальная подготовленность учащихся требует четкого дифференцированного подхода   к   итогам   их   работы.   Поэтому   первые   успехи   начинающих,   их немногочисленные   изделия   требуют   не   меньшего   одобрения,   чем   широкий перечень освоенных изделий и более сложные изделия опытных вязальщиков. В связи с этим промежуточные результаты у каждого учащегося будут свои. Итогом каждого года обучения служит выставка творческих работ, которая дает возможность оценить уровень техники вязания, качество выполненного изделия,   самостоятельность   при   его   изготовлении,   самостоятельность   в решении творческих задач. Оборудование Для занятий учащимся понадобятся:       вязальные крючки, нитки, целлофановый пакет для хранения ниток, изготавливаемого изделия, ножницы, линейка, цветная бумага и картон (для оформления изделий), тетрадка,   в   которую   обучающиеся   будут   вносить   необходимую информацию (условные обозначения, схемы узоров).    Список литературы, используемой педагогом. 1.   Граф   К.,   Кэсмайр   Х.   Вязаные   скатерти.   Стильные   декоративные   идеи, филейное кружево, связанное крючком. – Арт­Родник, 2010 2. ДиФидио Д.К., Беллини В.С. Цветы. Вяжем крючком. – Контэнт, 2006 3. Жукова Т.Н. Магия крючка. – Феникс, 2006 4. Кейм С., Веркер К.П. Полная энциклопедия. Вязание крючком. – АСТ, Астрель, 2008 5. Клаверен Л.В. Обувь для самых маленьких: Волшебные узоры. – Контэнт, 2012 6. Кожина Л.Н. Вязание крючком. 100 лучших идей. – Астрель, 2011 7. Мхитарян Л. Кружевные аксессуары. – АСТ, Сталкер, 2007 8.   Найт   Э.   Вязание.   Энциклопедия   узоров   и   орнаментов.   200   узоров.   Все техники, цветные схемы и образцы. – АСТ, 2009 9. Офицерова С.В. Вязаные игрушки – АСТ­Пресс Книга, 2011 10. Семенова Л. Вязаные картины – Феникс, 2008 11. Смирнова Л. Вязание крючком. – АСТ, Харвест, 2007 12. Стэнфилд Л. 100 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. – Арт­Родник, 2011 13. Устинович О., Беленькая Т., Чиченкова Т. Кружева из сундука. – АСТ, Харвест, Хэлтон, 2001 14. Францароли И. Вяжем цветы крючком: 20 оригинальных идей. – Контэнт, 2009 15. Хамбах Е. Вязаные цветы своими руками. – Мой мир, 2008 16. Чачула Р. Вязаные покрывала, пледы, одеяла. Уютные детали для вашего дома. – Харьков. Клуб семейного досуга, 2014 17. Шиделко С. Вязаные цветы и плоды. – Арт­Родник, 2007 18. Штрайнерт Г. Вязаные салфетки. Основы вязания, техники, модели. – Арт­ Родник, 2010 Список литературы для учащихся. 1. Балашова м. Вязание крючком. 255 лучших образцов и узоров. – Харвест, 2010 2. ВайссР, Лайнхаузер Д. 100 проектов вязания крючком. – Мир книги, 2009 3.   Граблевская   Т.,   КайсароваЛ.   Большая   книга.   Вязание   крючком.   –   Арт­ Родник, 2011 4. Диченскова А.М. Забавные вязаные игрушки. – Феникс, 2007 5. Ли Р. Вязаные шарфики и боа. – Ниола­Пресс, 2006 6. Мессент Д. Вяжем сказку. Спицы и крючок. – Ниола­Пресс, 2010 7.   Михайлова   Т.В.   Вязание   крючком.   Самый   понятный   пошаговый самоучитель.­ Астрель, 2012 8. Онипко Ж.П. Узоры вяжем крючком. – Сталкер, АСТ, 2007 9.   Паланова   М.Г.   Крючком   и   спицами   для   кухни   и   толовой:   Прихватки, салфетки, грелки для чайников. – Феникс, 2006 10. Стенфилд Л. Первые уроки вязания. Крючок. – Ниола­Пресс, 2006 11. Тернер П. Как вязать крючком. – Ниола 21 век, 2005 12. Хуг В. Шапочки и аксессуары: Вяжем крючком. – Контент, 2013 13. Экман Э. Вязание крючком. Базовый источник. – Эксмо, 2008 14. Экснер Е. Цветы и фрукты круглый год. Вязание крючком. – Арт­Родник, 2005 Интернет­ресурсы 1. http://klubka.net/ 2. http://kru4ok.ru/ 3. http://www.livemaster.ru/ 4. http://mirrukodeliy.blogspot.ru/ 5. http://pautinka.3dn.ru/ 6. http://uroki­vyazaniya.ru/ 7. http://www.vyazanki.ru/ 8. http://prjaga.ru/ Приложения к программе. Методические рекомендации. На первом занятии руководитель знакомит обучающихся с правилами гигиены и техники безопасности, следит за правильностью позы: дети должны сидеть прямо, свободно, плотно прижав корпус тела к спинке стула, ноги ставить прямо. Работу необходимо держать перед собой на расстоянии 25 – 30 см от глаз. Свет должен падать слева. Если руководитель заметит, что работа   утомляет   ребят,   то   занятие   прерывается   и   в   течение   трёх   минут проводится   физкультминутка.   Работа   по   вязанию   способствует   развитию пальцев  рук.  Но  на  первых   порах   начинающим   овладевать  техникой   вязки бывает   очень   трудно,   руки   их   не   слушаются.   Поэтому   полезно   в   начале занятий, пока пальцы не привыкнут, делать различные упражнения: например, в течение 1 ­2 минут попеременно постукивать пальцами о стол (подобно игре на рояле) и совершать круговые движения кистями по 10 раз в одну и другую сторону. Изучение   теоретических   вопросов   по   каждой   теме   предшествует выполнению   практических   работ.   Так   как   детей   больше   интересует практическая работа, то теоретические вопросы рекомендуется освещать в краткой доступной форме, учитывая возраст ребят, не следует загружать их записями и выполнением сложных чертежей.  Рекомендуется следующее построение занятий:  1. Организационный момент. 10 минут  2. Проверка выполнения работ. 10 минут  3. Изучение нового материала: теоретические занятия 10 – 15 минут практические занятия (физкультминутки) 55 – 50 минут  4. Подведение итогов, уборка помещения. 10 минут  Объяснение нового материала на занятии занимает 10 – 15 минут.  Основная часть занятия – практическая работа. Практические задания рассчитываются на возможность проведения работы фронтально. Объяснение нового   материала   всегда   сопровождается   показом   приёмов   выполнения операций,   образцов   изделий,   демонстрацией   таблиц   и   т.д.   В   процессе выполнения   практической   работы   широко   применяется   индивидуальный инструктаж   обучающихся.   Педагог   должен   контролировать   выполнение работы   детьми.   Типичные   ошибки,   обнаруженные   в   процессе   проверки заданий, разбираются со всей группой. Это способствует закреплению знаний ребят.   Основные   приёмы   рукоделия   изучаются   на   образцах,   а   затем полученные   знания   закрепляются   в   процессе   изготовления   изделия.   Не рекомендуется давать обучающимся сразу много образцов вязки, так как это утомляет   и   расхолаживает   детей,   ибо   они   обычно   стремятся   как   можно быстрее   выполнить   изделие   своими   руками.   На   занятиях   учащиеся   ведут записи изучаемых приёмов, рекомендаций, зарисовывают  схемы. Для  этого используется общая тетрадь, которая служит им справочным пособием.   Рекомендуется   завести   накопительную   папку,   в   которой   собирать ксерокопии   изделий   и   схемы   узоров,   советы   для   начинающих   вязальщиц, фотографии   выполненных   изделий.   В   работе   педагоги   руководствуются принципом   от   простого   к   сложному,   от   лёгкого   к   трудному.   Решение изготовить   данную   вещь   должно   быть   оправдано   целесообразностью   её практического применения. Выбор практических работ зависит и от степени подготовленности учащихся. Работы выбираются с учётом желания детей, т.е. они должны быть им посильны, соответствовали возрасту и развитию.  Ребята будут активно работать в объединении, творчески, аккуратно выполнять задания, хорошо посещать занятия только в том случае, если дело, которым   они   занимаются,   их   увлекает,   вызывает   живой   интерес.   Поэтому педагогу   с   первых   же   дней   необходимо   наладить   контакт   с   детьми, заинтересовать их. Обучающиеся должны воспринимать занятия в кружке не как   дополнительную   нагрузку,   а   считать   их   творческим   отдыхом.   Надо учитывать индивидуальные способности детей. К тем, кто быстрее и лучше выполняет   задания,   можно   предъявить   повышенные   требования.   Если   у учащегося не ладится работа, то нельзя постоянно подчёркивать недостатки, иначе   можно  отбить  желание  к  работе. Такому  ученику   надо  помочь,  при удобном   случае   похвалить   его   –   это   поднимает   настроение, трудоспособность,   вселяет   уверенность.   Ребята   должны   сами   уметь придумывать  узор, фасон, а руководитель  ­ направлять  их советами. Если учащийся способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, то педагог должен помочь ему в проработке этого изделия. В этом случае оно вяжется   дома,   как   довязываются   и   всё   то,   что   не   успели   провязать   на занятиях.   Для   создания   эмоционального   фона   при   проведении   занятий уместно   прослушивание   музыкальных   произведений   по   желанию   детей.   На занятиях   большое   место   отводится   воспитательной   работе.   Дети   должны выполнять  правила  поведения, систематически  посещать занятия, помогать отстающим   товарищам,  выполнять   общественные   нагрузки  –  участвовать   в оформлении   выставок,   изготовлении   наглядных   пособий   и   т.д.   Из   числа наиболее   активных   обучающихся,   тех,   кто   проявляет   особый   интерес   к работе,   выбирают   помощников­консультантов,   которые   будут   помогать педагогу   проводить   занятия,   а   также   оказывать   индивидуальную   помощь своим друзьям. Рекомендуется наладить связь с родителями, приглашать их на отчётные выставки детей, праздники, проводить с ними беседы на разные воспитательные темы, прежде всего по организации здорового образа жизни их детей.  Основные правила техники безопасности. С   первых   же   дней   занятий   педагог   должен   ознакомить   детей   с правилами   техники   безопасности   при   выполнении   работ.   Для   вязания крючком необходимо продвигаться справа налево. Крючок следует держать в руке как карандаш или ручку. Обе руки при вязании находятся в движении: левая рука поворачивается направо при подаче нитки на крючок, а правая делает лёгкое движение налево крючком, прихватывая нитку крючком снизу. С крючком надо обращаться осторожно, не подносить к лицу, не размахивать руками, хранить инструменты в коробочках или пеналах. Крючок не должен быть острым, иначе можно поранить палец. Острые крючки можно затупить с помощью   абразивного   бруска   или   напильника.   В   работе   приходится пользоваться утюгом. Для проведения влажно­тепловой обработки изделий необходимо   отвести   определённое   место.   Утюг   надо   поставить   на специальную подставку, следить за исправностью его шнура, за тем, чтобы подошва   утюга   не   касалась   шнура.   По   окончании   работы   не   забывать выключать   утюг.   Хранить   его   надо   в   вертикальном   положении.   При вывязывании сложных изделий может понадобиться сшить детали иголкой с ниткой, поэтому следует напомнить правила обращения с иголкой. Хранить иголки следует тоже в коробочках или специальных пеналах. Правила безопасности труда. 1.До начала работы обучающийся должен хранить рукоделие в специальной сумочке или шкатулке. 2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы. Крючки не должны быть очень длинными,   чтобы   не   мешать   работе.   Концы   спиц   должны   быть   защищены колпачками. Крючки не должны быть тупыми или слишком острыми, чтобы не поранить пальцы и не порвать нить. 3.Во время работы обучающийся должен бережно относиться к своей работе и инструментам   для   работы;   не   брать   булавки,   иголки,   крючки   в   рот,   не вкалывать их в одежду. 4.Во время перерыва в работе вкалывать иголки в игольницу, крючок в клубок ниток или в работу, ножницы класть на стол с сомкнутыми лезвиями. 5. Передавать ножницы друг другу только с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед. 6. Следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями. 7.Нельзя   делать   резких   движений   рукой   с   крючком   —   можно   поранить сидящего рядом товарища. 8.   Не   перекусывать   нитку   зубами   и   не   отрывать   ее   руками,   а   отрезать ножницами. 9. Перед тем как пользоваться утюгом, нужно прочитать инструкцию, чтобы не   испортить   изделие.   Нельзя   включать   утюг   мокрыми   руками.   Перед включением   нужно   проверить   исправность   шнура   и   вилки   утюга.   Нельзя пользоваться   неисправными   электроприборами.   При   неисправности немедленно сообщите педагогу и отключите прибор от сети. Влажно­тепловую   обработку   изделий   проводить   в   отведенном   месте,   утюг ставить на специальную подставку. 10. Следить за исправностью утюга, за тем, чтобы шнур его не попадал под подошву утюга, не перекручивался. После работы утюг сразу же выключать из электросети.   Шнур   наматывать   на   утюг   после   того,   как   он   полностью охладится. Хранить утюг в вертикальном положении. 11.   По   окончании   работы   обучающийся   должен   проверить   количество булавок, крючков в шкатулке, их должно быть столько же, сколько в начале работы.   Убрать   ножницы,   крючки   в   специально   отведенное   место.   Убрать свою работу в сумочку или шкатулку для работы. Из история вязания. А теперь давайте обратимся к истории вязания, этого прекрасного и необычного вида декоративного искусства. Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще за долго до начала нашей эры люди уже владели техникой   вязания   и   вязали   сначала   без   каких­либо   специальных приспособлений, а просто на пальцах. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.   Пока   самая   древняя   вязаная   вещь   –   декоративный   вязаный   пояс   с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу III в. н.э. сложность рисунка,   тонкость   исполнения   и   расцветки   свидетельствуют   о   высокой технике вязания. О вязании рассказывает одна из легенд Древней Греции: Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Все девушки Древней Греции, без исключения, почитали Афину за то, что она учила их мастерству рукоделия. Среди мастериц, ткавших прозрачные как воздух ткани, славилась Арахна. Она гордилась своим искусством и однажды решила вызвать на состязание саму   богиню   Афину.   Под   видом   седой,   страшной,   сгорбленной   старухи предстала перед Арахной богиня Афина и предостерегла гордячку ­ нельзя быть выше богов. Но Арахна не послушалась старуху. Соткала она полотно, чтобы представить его на суд всех богов. Но они не признали ее     победы. Несчастье Арахны не знало предела, и она не смогла вынести такого позора. Она   покончила   с   собой.   Афина,   будучи   мудрой   и   милосердной,   спасла девушку. Но  не оставила ее жить в человеческом обличии, а превратила ее в паука. И с тех пор паук­Арахна вечно занят паутиной. Он денно и нощно ткет свою паутину. Но не только в мифах и легендах, но и в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Так, в древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Интересно,   что   вязание   было   вначале   исключительно   мужским ремеслом,   а   женщины   выполняли   лишь   подсобные   работы.   И   крючок выглядел, как ровная палочка. После крестовых походов на восток, где­то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу. В России вязание крючком получило распространение гораздо позже, и заниматься им стали женщины. В наши дни это искусство продолжает развиваться, обогащаясь новыми мотивами, композиционными приемами, современными материалами. Ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели. Вязаные изделия   удобны   и   прочны,   практичны   и   элегантны,   в   них   тепло   и   уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «ВОЛШЕБНЫЙ КЛУБОЧЕК»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2017