ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
экология +1
Взрослым
11.01.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс
Цели программы: • Организация занятости школьников во внеурочное время. • Всестороннее развитие личности учащегося: o Развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности; o формирование экологической культуры учащихся; o углубление знаний, умений и навыков учащихся в области экологии растений и животных; o формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью, навыков ЗОЖ, культуры здоровья; o развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.
программа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа» Программа рассмотрена на МО  Естественно­математического цикла  МКОУ «Новосидоровская средняя  общеобразовательная школа», Протокол № _____ от «__» __________ 2014 г. «Утверждаю» Директор МКОУ «Новосидоровская средняя  общеобразовательная школа», __________________________ С.В.Шигуров ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 ­ 8 класс с. Новая Сидоровка 2014 год Составитель программы:  Безносова Светлана Николаевна, руководитель кружка по экологии. Рецензент: Пучкова   Татьяна   Сергеевна,   заместитель   директора   МКОУ   «Новосидоровская   средняя общеобразовательная школа» по воспитательной работе, учитель географии 1 категории. Пояснительная записка Жизнь  в  обществе  меняется  очень  быстро,  изменяется  политический  и   общественный уклад,   нравственные   ориентиры   и   жизненные   ценности.   Как   помочь   ребенку   правильно сориентироваться   в   бурном   круговороте   жизни?     Главная   цель   учителя   помочь   ученику   и подготовить его, завтрашнего гражданина,  к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни   предъявляют   повышенные   требования   к   человеку.     Сейчас   преуспевают   люди образованные,   нравственные,   предприимчивые,   которые   могут   самостоятельно   принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.    Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно   осуществлять   исследовательскую,   опытно   ­   экспериментальную   и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в   раннем   подростковом   возрасте,   очевидно,   что   навыки   исследовательской   деятельности необходимо   прививать   еще   в   школе.   Однако   узкие   временные   рамки   урока   не   позволяют   в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. В этой   связи   большое   значение   имеет   форма   работы   с   детьми   в   системе   дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся. Занятия кружка помогут ребятам  повысить интерес к науке экологического направления, расширить знания учащихся в этой сфере,   сформировать понятие исключительной ценности здоровья, привить навыки здорового образа жизни, способствуют  профессиональной ориентации и выбору будущей профессии. Цели программы:  Организация занятости школьников во внеурочное время.  Всестороннее развитие личности учащегося: o Развитие   практических   умений   и   навыков   учащихся   в   области исследовательской деятельности; o формирование экологической культуры учащихся; o углубление   знаний,   умений   и   навыков   учащихся   в   области   экологии растений и животных; o формирование   у   учащихся   ценностного   отношения   к   здоровью,   навыков ЗОЖ, культуры здоровья; o развитие индивидуальности творческого потенциала ученика. Задачи программы:  Формирование знаний об экосистемной организации природы нашей планеты.  Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и   улучшению   состояния   окружающей   среды   своей   местности   и   здоровья населения.  Воспитание потребности поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды.  Развитие способности к анализу экологических ситуаций.  Развитие эстетической сферы учащихся.  Привитие   убеждений   в   возможности   решения   экологических   проблем   и стремление   к   распространению   экологических   знаний   и   личному   участию   в практических делах по защите окружающей среды. Программа рассчитана на   учащихся 5 – 8 классов,   на 1 год, по 1 ч. в неделю, в 1 полугодие – 16 часов; во 2 полугодие – 18 часов. Методы обучения: 1. Познавательный   (восприятие,   осмысление     и   запоминание   учащимися   нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров); 2. Метод   проектов   (при   усвоении   и   творческом   применении   навыков   и   умений   в процессе изучения экологических проблем); 3. Систематизирующий (беседа по темам); 4. Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений) 5. Групповая работа (используется при  проведении практических работ, творческих проектов, экскурсий, экологических десантов); 6. Коллективная   (беседы,   просмотры   кинофильмов,   участие   в   олимпиадах,   выставки   работ, общешкольные акции,); 7. Индивидуальная   (научные   исследования   по   темам   курса,   подготовка   к   олимпиадам, исследовательская работа в природе, творческие проекты). Формы организации учебных занятий Среди форм организации учебных занятий  в данном курсе выделяются:       урок – ролевая игра; выставка, фотоотчет; практикум; олимпиада; экскурсия; урок проверки и коррекции знаний. Отличительной   особенностью  данной   программы   является   то,   что   занятия предполагают   не только изучение теоретического материала, они   также ориентированы на развитие   практических   умений   и  навыков   самостоятельной   экспериментальной   и исследовательской   деятельности  учащихся.     Ребята   научатся   оценивать   состояние   своего здоровья,   иммунитета,   основных   закономерностей   функционирования   организма,     качество окружающей среды по общепринятым методикам На занятиях кружка ребята получают знания по отдельным темам, и также привлекаются к пропаганде навыков ЗОЖ и охраны окружающей среды среди учеников школы.  Новизна и отличительная особенность программы кружка состоит в том, что данный курс предполагает     примерный   объем   знаний,   умений   и   навыков,   которым   должны   овладеть школьники.   Задача   курса   состоит   в   том,   чтобы   научить   ученика   добывать   знания самостоятельно. Обучение направлено на активную учебную деятельность. Учебно – тематический план № п/п Наименование темы Общее количество часов В том числе теоретических практических 1 2 3 Экология растений и животных Друзья ЗОЖ Экологический мониторинг Итого: 13 15 6 34 6 3 2 11 7 12 4 23 Содержание учебного курса Экология растений и животных (12 часов) Экология. Предмет экологии, разделы экологии. (3 часа) Основные теоретические сведения Экология.  Предмет экологии, разделы экологии.  Методы исследования. Что изучает экология растений   и   животных.   Среды   обитания,   условия   существования,   экологические   факторы. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей  средой. Практическая работа Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.  Экскурсия по селу Н. – Сидоровка. Свет в жизни живых организмов (1 час) Основные теоретические сведения Свет в жизни растений. Фотосинтез. Влияние света на рост и развитие растений. Экологические группы растений по отношению к свету.  Свет в жизни животных.  Влияние изменения условий освещения на растения и животных.  Практическая работа Знакомство   с   растениями   и   животными   (по   фотографиям)   представителями   разных экологических групп. Знакомство со справочной литературой. Просмотр видеофрагментов.  Темы творческих работ  Свет в жизни растений и животных.  Дневные (ночные) хищники  Светолюбивые растения Температура в жизни живых организмов (1 час) Основные теоретические сведения Температура в жизни растений и животных. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Влияние тепла на рост и развитие растений. Зависимость температуры тела растений от температуры окружающей среды. Группы растений по отношению к температуре окружающей среды. Группы животных по отношению к температуре окружающей среды.  Практическая работа  «Изучение температурного режима школьных помещений» Темы творческих  работ  Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле  Теплокровные и холоднокровные животные  Растения (животные) разных природных зон Вода в жизни организмов (1 час) Основные теоретические сведения Вода в жизни живых организмов. Способы добычи воды, ее расходования и экономии. Группы растений по отношению к воде. Вода – как среда обитания животных и растений. Особенности водной среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в воде. Практическая работа Рисунки на тему «Вода – жизнь!». Воздух в жизни организмов (1 час) Основные теоретические сведения Воздух в жизни растений и животных. Газовый состав воздуха. Особенности наземно­воздушной среды обитания. Ветер в жизни растений. Органы дыхания животных Темы творческих работ  Строение и состав атмосферы  Приспособление растений к опылению ветром  Ветер и форма растений Почва в жизни организмов (1 час) Основные теоретические сведения  Почва в жизни растений и животных. Особенности почвенной среды обитания. Животные почвы. Почва в жизни растений. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Темы творческих работ  Плодородие. Из чего оно складывается?  Типы почв России.  Эрозия почв. Как с ней бороться? Питание живых организмов (1 час) Основные теоретические сведения  Типы питания живых организмов: автотрофы, гетеротрофы, эвтрофы. Питание растений. Виды питания. Пища в жизни животных. Способы добывания пищи. Отношения организмов между собой. Практическая работа Составление пищевых цепей. Сезонные изменения (1 час) Основные теоретические сведения  Фенология. Сезонные изменения в жизни растений и животных: миграции, перелеты, спячка, оцепенение,   листопад,   покой.   Причины   сезонных   изменений,   приспособления   к   сезонным изменениям Практическая работа Экскурсия «Осень в жизни животных». Человек и природа (2 часа) Основные теоретические сведения  Красная книга. Охрана растений и животных, охраняемые территории. Охраняемые растения и животные Курганской области.  Практическая работа Работа с фотографиями, определителями растений и животных. Создание презентации «Они должны жить!» Темы творческих работ  По страницам Красной книги  Исчезающие виды животных и растений Подведение итогов (1 час) Защита творческих работ.  Друзья ЗОЖ Иммунитет на страже здоровья (4 часа) Основные теоретические сведения  Иммунитет, виды иммунитета, значение и механизм иммунитета, онкологические заболевания, профилактика онкологических заболеваний, аллергия, аллергены, вирусы, ОРЗ, ОРВИ, грипп, причины и профилактика заболеваний. Практическая работа  Оформление стенда «Осторожно – грипп!», сбор и обработка информации по теме. Мониторинг заболеваемости учащихся школы вирусной инфекцией. Создание презентации и буклета «Грипп» Темы творческих работ  Влияние времени года на заболеваемость вирусными болезнями  Прививка: «за» и «против» (опрос учащихся школы)  Профилактика вирусных болезней  Лекарственные растения на страже иммунитета Вредные привычки (4 часа) Основные теоретические сведения  Вредные   привычки   человека,   пагубные   пристрастия,   эйфория,   наркогенные   вещества. Табакокурение, алкоголизм, наркомания. Влияние вредных веществ на организм подростка.  Практическая работа  Оформление стенда «Я выбираю здоровье!», создание презентаций по данной теме, проведение анкетирования   учащихся   школы   «Я   и   вредные   привычки»,   соцопрос   «Почему   я   начинал курить?». Темы творческих работ  История табакокурения  Влияние никотина (алкоголя, наркотиков) на организм  Как бросить курить? До приезда скорой помощи (4 часа) Основные теоретические сведения  Травмы. Вывих, растяжение, перелом, шина. Кровотечение, жгут, закрутка, давящая повязка. Грипп,   туберкулез,   рак,   отек,   электротравма,   обморок,   реанимация.   Ожог,   обморожение. Терморегуляция,   тепловой   и   солнечный   удар.   Первая   помощь   при   травмах,   ожогах, обморожениях, тепловых и солнечных ударах, отравлении, кровотечении.  Практическая работа  Оформление   стенда  в   кабинете   экологии   «Уголок   безопасности».   Игра   «До   приезда   скорой помощи».   Экскурсия   в   больницу   –   знакомство   с   профессией   врача   и   медицинской   сестры. Анкетирование учащихся школы «Умею ли я оказать первую помощь». Темы творческих работ  Профессия – врач.  МЧС на службе человека. Береги зрение с молоду (2 часа) Основные теоретические сведения  Значение зрения. Строение органа зрения, зрительный анализатор. Слепое пятно, желтое пятно. Близорукость, дальнозоркость, конъюктивит, проникающее ранение глаза, катаракта, глаукома. Первая помощь при повреждении глаз. Фотоэпилепсия. Профилактика болезней органа зрения Практическая работа  Оформление стенда «Береги зрение с молоду». Исследование «Уровень зрения учащихся нашей школы».  Темы творческих работ Гигиена органов зрения   Режим работы на компьютере.  Гимнастика для глаз на каждый день.  Подведение итогов (1 час) Защита творческих  работ.  Экологический мониторинг  (6 часов)  Основы исследовательской деятельности (1 час) Основные теоретические сведения  Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка   проблемы.   Особенности   и   этапы   исследования.   Анализ   и   обработка исследовательской   работы.   Работа   с   литературой.   Выводы   исследовательской   работы. Оформление исследовательской работы.  Практическая работа  Знакомство   с   исследовательскими   работами.   Анализ   и   обработка   исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере   исследовательских   работ).   Оформление   стенда   «Боль   природы»,   сбор   и   обработка информации по теме, создание презентаций.  Темы исследовательских работ  Экологический мониторинг. Методы исследования  Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека  Антропогенное воздействие на биосферу (1 час) Основные теоретические сведения  Экстремальные   воздействия   на   биосферу:   антропогенные   (военные   действия,   аварии, катастрофы),   природные   (стихийные   бедствия).     Последствия   техногенных   экологических катастроф   на   биосферу.   Особые   виды   антропогенного   воздействия   на   биосферу:   шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.  Практическая работа  Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора». Темы творческих работ  Радиоактивное загрязнение. Что это такое?  Беда всегда рядом. Антропогенное влияние на атмосферу (1 час) Основные теоретические сведения  Состав   воздуха,   его   значение   для   жизни   организмов.   Основные   загрязнители   атмосферного воздуха. Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам, по агрегатному состоянию, радиоактивное,   тепловое.   Источники   загрязнения   атмосферы.   Экологические   последствия загрязнения атмосферы. Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.  Темы творческих работ   Влияние пыли на организм человека.  Роль зеленых насаждений в защите от пыли. Антропогенное влияние на гидросферу (1 час) Основные теоретические сведения  Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение. Понятие о качестве питьевой воды.  Практическая работа  Оформление стенда «Вода – это жизнь!». Темы творческих работ   Роль воды в жизни человека.  Вода живая и мертвая Антропогенное влияние на литосферу (1 час) Основные теоретические сведения  Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв.   Эрозия   почв:   ветровая,   водная.   Загрязнители   почв.   Экологические   последствия загрязнения литосферы. Практическая работа  Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Оформление  фотовыставки «Боль природы» Темы творческих работ   Почвы Курганской области  Написание и распространение листовки «Нет мусору!» Подведение итогов (1 час) Защита исследовательских и творческих работ. Требования к подготовке учащихся Учащиеся должны знать/ понимать   Основные понятия курса.  Экологические факторы, условия существования, среды жизни живых организмов.  Приспособление живых организмов к различным экологическим факторам.  Экологические группы живых организмов по отношению к различным факторам среды.  Основные   вопросы   гигиены,   касающиеся   профилактики   вирусных   заболеваний, передающихся воздушно­капельным путем.  Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка.  Правила оказания первой помощи, их физиологическое обоснование.  Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.  Способы сохранения зрения, их физиологическое обоснование.  Способы сохранения своего здоровья.  Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города.  Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума.  Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов.  Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.  Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы.  Основные методики проведения опытов. уметь:  Объяснять значение различных экологических факторов в жизни живых организмов.  Применять   знания   об   экологических   факторах   для   повышения   выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.  Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения.  Принимать  разумные  решения по поводу иммунитета, вредных привычек, питания;  Находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;  Применять коммуникативные и презентационные навыки;  Проводить анкетирования, социологические опросы.  Работать с различными источниками информации.  Оказывать   первую   медицинскую   помощь   при   кровотечении,   удушении,   утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;  Принимать   разумные   решения   по   поводу   личного   здоровья,   а   также   сохранения   и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;  Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;  Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;  Проводить   элементарные   исследования   в   природе;   анализировать   результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования. Формы и средства контроля В качестве домашнего задания предлагаются задания для учащихся по выбранной теме:  ­ Выяснение экологической проблемы.  ­ Определение путей решения экологической проблемы. Контроль осуществляется в следующих формах:  ­  презентация работ по выбранным темам;  ­ выставки рисунков и фотоотчетов;  ­ сообщения, рефераты;  ­ беседы;  ­ викторины;  ­ участие в школьных, районных, областных экологических конкурсах. Литература 1. Ашихмина Т.Я.Экологический мониторинг.­ М.: Академический проект, 2005. 2. Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО "РОСМЭН­ПРЕСС", 2007. 3. Бобылева Л.Д, Бобылева О.В. Экологическое воспитание школьников во внеурочной  работе: проблемы, теории и технологии.­ Мичуринск, 2001. 4. Величковский В.Т.  Здоровье человека и окружающая среда. ­ М: «Новая школа», 2009. 5. Гурова Т. Ф., Основы экологии и рационального природопользования.  ­ М.: Издательство Оникс, 2005.  6. Кривошеева М.А, Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе. –М.­Ростов­на­ Дону: Издательский центр «Март», 2005. 7. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. Нравственно­экологическое  воспитание школьников:  основные аспекты, сценарии мероприятий. 5­9 классы. ­ М.: 5 за знания, 2008.  8. Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность  жизнедеятельности. ­ М.: Высшая шк., 2005. 9. Травникова В.В Биологические экскурсии: учебно­методическое пособие.­СПб.:  «Паритет», 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ЭКОЛОГИИ 5 - 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017