Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)
Оценка 5

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Оценка 5
Мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
18.09.2019
Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)
Актуальность данной программы связывается в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских домов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни, а также заключается в необходимости формирования патриотических чувств воспитанников в современных условиях расширяющегося информационного пространства, восстановления ценностных ориентиров, профессионального ориентирования подростков с учетом потребностей родного края. Сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям? Как воспитать человека – гражданина своего Отечества, испытывающего глубокие чувства к своей Родине, ее культуре, традициям, достижениям? Наш современник Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле.
программа по краеведению итог.doc
Министерство образования и науки Архангельской области государственное бюджетное учреждение Архангельской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Рембуевский детский дом»                                                                   УТВЕРЖДАЮ                                                                     Директор ГБУ АО «Рембуевский                                                                         детский дом»_________Кустов С.В.                                                     «____» сентября 2019 г. Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019­2022 учебный год)                                                                                       Авторы программы:                                                           заместитель директора по УВР  ГБУ                                                                        АО «Рембуевский детский дом»                                                                       ­ Лубенченко Людмила  Анатольевна                                                                                                                                                             воспитатель ГБУ АО                                                                                «Рембуевский детский дом»                                                                          ­ Терешенко Светлана Андреевна                                                                      высшая квалификационная категория;                                                                                   воспитатель ГБУ АО                                                                               «Рембуевский детский дом»                                                                                ­ Узкая Марина Ивановна                                                                      высшая квалификационная категория 2019 год. СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение…………………………………………………………………….3 2. Пояснительная записка…………………………………………………….5 3. Актуальность……………………………………………………………….6 4. Новизна……………………………………………………………………..7 5. Направленность…………………………………………………………….8 6. Цель и задачи……………………………………………………………….9 7. Содержание   программы   (условия,   принципы,   источники,   методы работы)…………………………………………………………………….10 8. Блоки программы…………………………………………………………13 9. Форма проведения занятий……………………………………………....15 10 Формы контроля (критерии и показатели результативности)…………16 11 Ожидаемые результаты…………………………………………………..17 12 Методическое обеспечение………………………………………………18 13 Материально­ техническое обеспечение………………………………..20 14 Литература………………………………………………………………...21 15 Приложения……………………………………………………………….23   2 Мой край! Моя Россия, Русь! Мне Родины другой совсем не надо! Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь, Улыбке мамы, солнцу здесь я рада! Россия, ты у каждого своя, То место малой Родиной зовется, А вот Российская Держава есть одна, От этих слов с волненьем сердце бьется! ВВЕДЕНИЕ          Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже для человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре, труду родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь, стремится сделать ее лучше. И чем больше дети будут знать о малой Родине, тем лучше поймут значение   того,   что   происходит   сегодня,   и   тем   яснее   представят   будущее. Человек, любящий родной край, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая, большая единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть ещё «свой, милый сердцу уголок земли», где он увидел 3 свет   солнца,   сделал   первые   шаги,   получил   путёвку   в   жизнь.   Это   место несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша Родина.              Родина без нас обойтись сможет, мы же без неё ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребёнок.       Малая Родина ребенка­это и природа, которая его окружает, дом, школа, это памятные места родной области, её исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории и, конечно, это люди, гордость и слава родной деревни, района, области.              Краеведение ­ благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь   к   родному   к   своей   деревне,   району,   городу,   области,   Отечеству. Программа   «Здесь   Родины   моей   начало…»   поможет   сформировать   у воспитанников детского дома целостное представление о своей малой Родине, сохранению и развитию социально­экономических и культурных достижений и традиций области за счет становления ключевых компетенций.  Это способствует развитию:  гражданской   позиции   по   отношению   к   окружающему   миру   и общественным явлениям;  изучению жизни области через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг писателей. экскурсий;  выбору   профессии,   важной   и   нужной   родному   краю,   а,   следовательно, профессиональному ориентированию подростков  формированию толерантности и толерантного поведения;  общей работы воспитателей и воспитанников в деле охраны природы;  способности   самостоятельно   оценивать   уровень   безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;  познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; 4  стремления знать как можно больше о родном крае;  интереса   воспитанников   к   краеведению   через   тематические   акции, конкурсы;  способности   и   готовности   к   использованию   краеведческих   знаний   и умений в повседневной жизни.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              “Концепция   модернизации   российского   образования”   одним   из приоритетных   направлений   образовательной   политики   определяет личностную ориентацию содержания образования, усиление воспитательного потенциала   и   социально­гуманитарной   направленности   содержания образования,   способствующего   утверждению   ценностей   гражданского общества, становлению личности ученика.            В настоящее  время  возрастает  интерес  к  вопросам  поиска  наиболее эффективной   формы   программы   патриотического   воспитания   детей.   Это связано,   прежде   всего,   с   тем,   что   выпускники   школ   должны   иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к Родине.       Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился, провел свое детство. Любимый край и есть исток, начало, откуда   человек   делает   шаг   в   большой   мир.   С   родного   уголка   земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он,   повзрослев,   осознает   себя.   Но   мало   воспевать   свой   край.   Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи   огромное   значение   имеет   ознакомление   воспитанников   с   историей, культурой,   экономикой,   бытом   родного   края,   его   потребностями   и перспективами.  5 Для современного человека стало актуальным восстановление культурно­ исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка.             Очень  важно с  юных лет  прививать   навыки  бережного отношения  к природе   родного   края,   к   культурно­историческому   наследию   предков. Воспитание   патриотических   чувств   проводится   через   осознание   ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной   жизненной   позиции,   через   осознание   своей   значимости, неповторимости.       Краеведческая деятельность воспитанников детского дома является одним из   эффективных   средств   комплексного   воздействия   на   формирование   их личности. В ней при правильном педагогическом построении интегрируются на   личность   все   основные   стороны   воспитания:   идейно­политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие. Краеведение способствует   успешной   социализации   воспитанников   в   окружающей действительности.          Некоторые элементы этой деятельности дети получают на прогулках и экскурсиях   на   природу,   на   занятиях   и   уголках   природы.   Закрепить   и продолжить эту деятельность необходимо, так как иначе потеряется и навык, и   интерес   к   этой   деятельности,   менее   эффективным   будет   воздействие природной   и   социальной   среды   на   развитие   личности   воспитанника.   А специфичность   краеведческой   деятельности   как   раз   и   заключается   в непосредственном   "столкновении"   ребенка   с   окружающей   его   социальной средой, с действительностью, с жизнью.  АКТУАЛЬНОСТЬ 6 Актуальность данной программы связывается в первую очередь с тем, что в   настоящее   время   общественное   развитие   страны   требует   от   педагогов детских домов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей,   адаптированных   к   условиям   современной   жизни,   а   также заключается   в   необходимости   формирования   патриотических   чувств воспитанников в современных условиях расширяющегося информационного пространства,   восстановления   ценностных   ориентиров,   профессионального ориентирования подростков с учетом потребностей родного края.       Сегодня большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но   что   это   такое   по   отношению   к   детям?   Как   воспитать   человека   – гражданина   своего   Отечества,   испытывающего   глубокие   чувства   к   своей Родине,   ее   культуре,   традициям,   достижениям?   Наш   современник   Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле. НОВИЗНА         Типовые программы по краеведению, в основном, нацелены на изучение истории   края,   то   есть   его   прошлого.   Программа   же   дополнительного образования по краеведению «Здесь Родины моей начало…» отличается не только   объемом,   способами   преподнесения   воспитанникам   краеведческой информации   (практическая,   исследовательская   и   конкурсная   деятельность, участие в экскурсиях, познавательные игры, праздники, творческие задания), но   и   тем,   что   основой   станет   познание   дня   сегодняшнего   нашей   деревни, района, области, их проблем и перспектив.    7 Важное   место   отводится   практической   деятельности   воспитанников. В результате   освоения   программы   они   смогут применять приобретенные знания и умения для: самостоятельного знакомства с историко­культурными объектами   Холмогорского   района,   города   Архангельска,   Архангельской области, Северо – Западного округа; оценки их исторической, эстетической, культурной,   стратегической   ценности;   профессионального   ориентирования; поиска нужной информации о родном крае, людях – внесших вклад в развитие малой   Родины,   определение   собственного   возможного   вклада   в   развитие своего края. Место программы в общем плане воспитательной работы учреждения Программа   «Здесь   Родины   моей   начало…»   является   интегрированной частью   программы   социализации   воспитанников   Рембуевского   детского дома «Дорога в успешную жизнь».     Основополагающими документами в разработке программы являлись:  Конституция Российской Федерации.  Закон   Российской   Федерации   от   29   декабря   2012   г.   №273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 26.07.2019 года.  Федеральные   государственные   стандарты   основного,   среднего   общего образования.  Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996­р.  Государственная   программа   «Патриотическое   воспитание   граждан Российской   Федерации   на   2016   –   2020   годы»,   утвержденная 8 постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 № 1493.  Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403­р.  Государственная   программа   Архангельской   области   «Патриотическое воспитание, развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Архангельской области (2014­2024   годы)»   утвержденная   постановлением   Правительства Архангельской области от 19 июля 2013 года № 330­пп (с изменениями на 31 октября 2018 года).   развитие туристско­краеведческая. интеллектуальных   способностей   и   творческого   потенциала   ребенка   через   направлена НАПРАВЛЕННОСТЬ   Программа   на приобщение   к   истории   родного   края   посредством   формирования   навыков поисковой,   экскурсионной   работы,   формирования   коммуникативных   и организаторских навыков.                                         ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ             Цель  ­ формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родной деревни, района, области, страны.       Задачи: Образовательные: 1. Изучать природу, историю, современное состояние своего родного края  9 2. Мотивировать воспитанников к сбору краеведческого материала. 3. Включать подростков в практическую исследовательскую деятельность. Развивающие: 1. Развивать   деловые   качества   воспитанников,   таких   как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.   Формировать   творческий   подход   к   учебно   –   практической 2. деятельности. Воспитательные: 1. Создавать у несовершеннолетних потребность в саморазвитии. 2. Формировать активную жизненную позицию. 3. Развивать культуру общения.  4. Воспитывать любовь к родному слову, своей малой Родине; СОДЕРЖАНИЕ    В содержании отражены следующие аспекты: ­ изложение содержания с территориально­хронологических позиций; ­ понимание краеведения как курса, позволяющего  воспитанникам  увидеть родной регион как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный, единый мир. Следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в   хозяйственно­ себя   географические, экономические,   социально­политические,   правовые,   конфессиональные,   биологические,   экологические,   культурологические этнографические, компоненты.   Однако,   опираясь   на   содержание   традиционных   школьных   лингвистические,   исторические, предметов (на их национально­региональные компоненты), краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов; ­   несводимость краеведения   к   содержанию   ни   одного   другого   школьного предмета (география, история и т.п.): имея свой объект изучения, выступая 10 средством рассмотрения малой Родины как целостной системы, оно выходит на   вопросы,   которые   не   рассматривает   ни   один   из   других   школьных предметов; ­   принципиальное   различение   содержания   национально­регионального   и краеведческого компонента для каждого конкретного населенного пункта; ­ пристальное внимание к субрегиональному материалу, к изучению истории и сегодняшней жизни своего села, района, города, области, округа. ­   опора   на   принцип   рассмотрения   краеведческих   вопросов   через единство России и региона; ­ обращение к реалиям повседневной жизни Архангельской области, решение воспитательных   и   образовательных   задач   курса   с   помощью   содержания, актуального для воспитанников, осуществление личностно­ориентированного подхода. В организации: ­ реализация важнейшей особенности краеведения как интегративного курса воспитания: возможность показать детям реальные объекты изучения: реки, озера, леса, хозяйственные и культурные объекты, исторические памятники и т.п.;  ­ придание особой роли наглядности , интенсивное использование аудио­ и визуальных материалов, средств масс­медиа, мультимедийных технологий; ­  вовлечение  в практическую   деятельность  по  изучению  края (населенного пункта)   через   обучение   детей   работе   с   источниками   и   справочной   экспедиции литературой   и   ученические   исследования   (НОУ),   этнографические, (археологические, фольклорные и археографические и т.п.), экскурсии и туристические походы.   экологические,   геологические,   Возраст воспитанников нашего учреждения от 7 до 18 лет.   11 Время реализации программы – 3 года.                             Условия для реализации программы          Программа будет успешно реализована, если:  будет изучен весь предусмотренный программой теоретический  материал и проведены все практические занятия;  будут учитываться возрастные и личностные особенности детей;  будет использоваться разнообразный дидактический материал.         Важными условиями для успешной реализации программы служат  следующие принципы: ­ принцип развивающего и воспитывающего обучения; ­ принцип от опыта к обобщениям; ­ принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения; ­ принцип смены видов деятельности; ­ принцип социокультурного соответствия; ­ принцип наглядности; ­ принцип систематичности и последовательности; ­ принцип сознательности и активности и учета возрастных особенностей; ­ принцип добровольности; ­ принцип психологической комфортности в коллективе. Основные источники краеведческой информации: 1) периодическая печать (газеты, журналы, статьи, очерки); 2) художественная литература; 3) архивные фонды; 12 4) фонды музеев; 5) материалы статистики; 6) устные свидетельства старожилов. Методы работы по краеведению: ­ Интервью, рассказы, воспоминания, консультации. ­ Работа с документальными источниками краеведческой информации ­ Работа с архивными материалами, фотографиями, правила оформления   документов, посещение музеев.  ­Работа с живыми источниками краеведческой информации:  ­ Общение с местными жителями (старожилы, известные люди, ветераны  войны и труда), специалистами­краеведами, научными сотрудниками архивов  музеев.  ­ Обобщение материала  ­ Оформление альбомов, написание рефератов, исследовательских работ,  выступление с беседами. Формы занятий: монтаж, оформление  фотоматериалов, написание рефератов, оформление альбомов, отчёт о  проделанной работе, выступление на научно­практической конференции. В  конце учебного года проводится обобщающее занятие в форме теста,  викторины, кроссворда. БЛОКИ ПРОГРАММЫ      1.«Здесь я родился, здесь я живу» Цель – формирование знания об истории поселений, о  достопримечательностях и заслуженных людях района, природе родного края  посредством краеведческой деятельности. Задачи: 13 1. Развивать   познавательный   интерес   и   стремление   знакомиться   с родным краем; 2. Расширить   представление   о родном   районе,   его   истории, достопримечательностях и заслуженных людях; 3. Познакомить детей с обычаями и традициями народов, проживающих на территории района; 4. Воспитывать бережное отношение к памятным местам, развивать чувство гордости за свою малую Родину. 2. «Мой край родной, частица Родины большой» Цель –  формирование у воспитанников чувства патриотизма через знания и  любовь к родному краю и Отечеству, идеалов духовности, уважения к  историческим традициям, что является необходимым условием развития  социально­активной и нравственной личности. Задачи:      1.Приобщать воспитанников к истокам и основам родной культуры через активную экскурсионную деятельность;   2.Способствовать формированию исторической памяти;   3.Выявлять и развивать навыки учебно­познавательной и поисковой  деятельности, способностей и интересов учащихся. 3.  «Север литературный – проза и поэзия вчера и сегодня» Цель –  развитие интереса воспитанников  к культурному и поэтическому  наследию Северного края. Задачи: 14 1.Познакомить воспитанников с творчеством северных поэтов и писателей, а  также проводимыми в Архангельской области литературными фестивалями;   2. Способствовать развитию любознательности, интереса к творчеству  местных поэтов и писателей;  3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, к родной природе, умение  видеть прекрасное в окружающем нас мире, воспитывать доброе отношение к  окружающим. 4.  «След известных людей» Цель­ пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю через знакомство с творчеством выдающихся людей.     Задачи: 1.Формировать у воспитанников представления о личностях, оставивших  заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в  историческое и культурное наследие города, края, страны; 2.  Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал,  оформлять его;  3.  Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить  работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и  самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;   15 5. «История Севера» Цель – приобщение к богатой истории Русского Севера через воспитание  любви к родному краю и его традициям. Задачи: 1.Формировать у воспитанников представления об историческом прошлом и  настоящем нашей области; 2.  Прививать воспитанникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал,  оформлять его;  3.  Развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить  работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и  самоанализу, расширять исторический и экологический кругозор учащихся;  Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, для  реализации программы используются различные формы проведения  занятий. Занятия по курсу краеведения являются комплексными, на них  используются различные виды деятельности как теоретического, так и  практического характера: ­ интервью,  ­ индивидуальная работа,  ­   Работа   с   документами;   СМИ:   сбор   устной   информации,   сбор   видео   и фотоматериалов,  ­ Работа с диктофоном. ­ Экскурсии (в природу, по деревне, району, городу, области); ­ Виртуальные экскурсии; ­ Викторины;  16 ­ Конференции, лекции; ­ Конкурсы;  ­ Проекты, доклады, сообщения, исследовательская деятельность.  ­   Важная   составляющая   краеведения   –   элементарная   поисково­ исследовательская деятельность воспитанников по заданию или инструкции воспитателя. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ промежуточных результатов реализации программы          Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и  конечных результатов:  тестирование;  творческие задания;  викторины;  конкурсы;  интеллектуальные игры;  выставки творческих работ учащихся. Возможные критерии результативности 1. Активность воспитанников во внеурочное время. 2. Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования. 3. Положительная тенденция роста участников  выставок, викторин,  конкурсов и т.п. 4. Уровень удовлетворенности педагогов  и воспитанников   жизнедеятельностью детского дома.   17 Показатели результативности 1. Активное участие детей в заданных условиях используя творческий подход. 2. Активное участие воспитанников в играх и конкурсах. 3. Рост числа воспитанников, занимающихся в группе по курсу краеведения. 4. Высокий уровень удовлетворенности детей собственной работой. 5. Высокий уровень сплоченности детского коллектива. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ          «Родная земля и в горсти мила» ­ гласит народная пословица. Программа по   краеведению   «Здесь   Родины   моей   начало…»   дает   возможность воспитанникам   полнее   использовать   социально­культурную   среду   для изучения природы и культуры своего города, края; педагогам воспитывать в детях   детского   дома   любовь   к   родному   краю,   родным   местам;   развивать способность   понимать   и   любить   окружающий   мир   и   бережно   относится   к нему; профессионально ориентировать подростков в интересах родного края.           В ходе работы воспитанники узнают о своей деревне, районе, области,  округе, истории и культуре народов; самостоятельно станут писать сценарии  экскурсий и проводить их, подбирать материал к составлению проектов и  исследовательских работ. Деятельность программы создаст такие условия в  детском разновозрастном коллективе, которые будут способствовать  возникновению дружбы, сохранению и передачи опыта, традиций из  поколения в поколение. Программа также нацелена на формирование и развитие социально­ коммуникативной, научно­исследовательской, профессионально­деловой  компетенций: 1) публичное выступление с познавательной информацией; 18 2) умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую  информацию; 3) организовать тот или иной вид деятельности. В   процессе   реализации   программы   «Здесь   Родины   моей   начало…» воспитанники должны Знать: ­ основные этапы истории деревни, района, города, области, округа: возраст, происхождение  названий, географическое положение, историю символики; ­   природные   особенности   своего   края,   особенности   животного   и растительного мира;  ­ название улиц названых в честь жителей Архангельской области; ­ правила поведения в общественных местах; ­ архитектурные, скульптурные памятники, природные заповедные места; ­ имена и достижения знаменитых земляков; ­ героев­земляков в годы Великой Отечественной войны; ­ участников военных событий в Афганистане; ­ крупные промышленные предприятия города; ­ особенности труда людей, востребованных в области профессий; ­  учебные заведения своего района, города, области, округа Уметь:  находить и использовать дополнительную информацию о родном крае; ­работать в семейных архивах; ­ работать с историческими документами; ­   самостоятельно   или   в   группе   собирать   краеведческий   материал   для творческой работы; ­ оформлять материалы, создавать экспозиции; 19 ­проводить   поисково­исследовательскую   деятельность   под   руководством воспитателя; ­посещать музеи и другие культурные учреждения; Сформируются общие умения и личностные качества: ­ развитая зрительная, слуховая и моторная память; ­ устойчивость внимания, наблюдательность; любознательность; ­ умение работать в группе; ­ умение радоваться своим успехам и успехам товарищей; ­ умение слушать и слышать друг друга; ­ дружелюбие.    МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В качестве дидактического материала используются:  наглядные пособия,   альбомы,   карты­схемы,   книги,   газеты.   раздаточный материал;  наглядные пособия;  краеведческая литература для чтения;  сведения   из   интернета   (краеведческих   сайтов   по   Архангельской области)  книги, брошюры, газетные материалы;  картографические пособия по родному краю;  разработанные тексты экскурсий; 20  фотографии;  тесты, кроссворды по темам;  видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях    и музейных праздниках;  компьютерные презентации по темам;  аудиозаписи. МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Групповые помещения детского дома и актовый зал, оборудованные в соответствии   с   санитарными   нормами:   столы,   стулья,   аудиотехника   и телевизионное оборудование, шкафы для хранения учебной и методической литературы,   наглядных   пособий.   На   занятиях   возможно   использование интернет­технологий   и   мультимедийного   оборудования   при   проведении занятий. Транспорт для экскурсий.                                                                                  ЛИТЕРАТУРА 1.  500 мест Русского Севера, которые нужно увидеть. ­ М.: Мартин, 2013.   21 2. Гемп К.П. “Сказ о Беломорье”, Словарь поморских изречений М.,  Наука; Архангельск; Поморский университет, 2004. 3. География Архангельской области: Учебное пособие для учащихся  общеобразовательной школы / Под ред. Н.М. Бызовой, Я.К.  Премининой. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. 4. География Архангельской области. / Под. ред. В.Ф. Изотова. – Северо­ западное книжное издательство, 1977 5. Голицына Ирина. Поморье. Сокровищница русского Севера.: Белый  город – 2009 г.  6. Демин. В. Н. Загадки русского Севера / В.Н. Демин. ­ М.: Вече, 2012. 7. Кодола О.Е. История Архангельской области: книга для детей и их  родителей.:2006 г. 8. Краеведение: учебно – методическая разработка / М.В. Воронцова. –  Архангельск: Поморский университет, 2004.  9. Методика историко­краеведческой работы в школе. Изд. Просвещение,  М. 1982г. 10.Музей и дети. Изд. Академия, М. 2000 год. 11.Музей воспитывает юных, изд. Просвещение, 1988 год. 12.Писахов, Шергин: Волшебные поморские сказки. Рипол­Классик, 2016. 13.Поморская азбука/авт.­сост.: Т.Зайцева. – Архангельск: Анзер, 2010 г. 14.Работа со школьниками в краеведческом музее. Изд. Владос, 2001 год. 15.Словарь – справочник географических названий и топонимов  Архангельской области / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский  университет, 2004. 16.Современный урок географии. Архангельская область: учебное  пособие / М.В. Воронцова. – Архангельск: Поморский университет,  2005. 22 17.Формы экологического образования в школе: учебно – методическое  пособие / Под. ред. В.А. Сковородкина, И.З. Сковородкиной. –  Архангельск: Изд­во Поморского педуниверситета, 1994. 18.Хрестоматия по географии Архангельской области. М.В. Воронцова. –  Издательство Поморского государственного университета имени М.В.  Ломоносова, 2002. 19.  Шорыгина, Т. А. Беседы о русском Севере. Методические  рекомендации / Т.А. Шорыгина. ­ М.: Сфера, 2015.  23 Приложение № 1. План мероприятий на 2019­2020 уч.год Мероприятие Формы Количество часов      Дата    проведения № 1 2 Здесь я родился, здесь я живу Здесь я родился, здесь я  живу. Здесь Родины моей  начало.  «Горжусь тобой, моя малая  родина!» Познавательное мероприятие   фотоконкурс 1 1 «Мой край родной ­частица Родины большой» 3 С малой родины моей  Беседа  начинается Россия  «Тропой любви к родному  краю» 4 Счастлив тот, кто счастлив  дома, на своей родной  земле. «Зимние народные игры  Русского Севера»? Игра­квест Игровая программа Подвижные игры 1 1 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»  5 6 «Как поп работницу  нанимал» «Крещенский вечерок»  Сказочно­волшебное  путешествие по  Архангельской области Театрализованное представление Игровой час Игровая программа 7 Калейдоскоп интересных  фактов­многоликий край Виртуальная экскурсия «След известных людей» 8 Архангельск – вчера,  Устный журнал сегодня, завтра 9 Листая страницы истории 10 Путешествие на теплоходе  «Н.В.Гоголь» «История Севера» Краеведческий калейдоскоп Путешествие­ экскурсия 1 1 1 1 1 1 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь 24 По плану работы детского дома 11  Праздник урожая."Сегодня  осень в дверь мне  позвонила..."    12 Новый год. «В снежном  царстве, морозном  государстве» 13 «Чудеса накануне  Рождества» 14 «Масленица идет – блин да  мед несет!»  15 Пасха. "Светлое Христово  Воскресение" 16 Троица. «Зеленые святки»                                    ИТОГО  Игровая программа Праздничная программа Встречи при свечах Игровая программа Познавательное мероприятие Народный праздник 1 1 1 1 1 1 16 Сентябрь Январь Январь Март Апрель Июнь  После реализации плана на 2019­2020 учебный год проводится итоговый тест  по истории родного края, подведение итогов работы, формулируются выводы. 25 Приложение №2 Итоговый тест по истории родного края за период 2019­2020 учебный год 1. Когда началось строительство Новодвинской крепости? а) 1694 г; б) 1700 г; в) 1703 г. 2. Как называлась канцелярии, ведавшая постройкой крепости? а) контора; б) коллегия; в) «изба». 3. Когда было закончено строительство Новодвинской крепости? а) 1698 г. ; б) 1705 г. ; в) 1721 г. 4. Как называлась просека, прорубленная в годы Северной войны от деревни  Нюхча на Белом море до города Повенец на Онежском озере? а) Петровская дорога ; б) Северная дорога; в) «Государева дорога». 5. Кого назвали «беспахотным бобыльком», захваченного шведами в плен в  горле Белого моря? а) Семена Дежнёва; б) Ивана Рябова; в) Василия Безручко. 6. Ещё до XVIII в. в этом северном городе было развито сканное ремесло а) Каргополь; б) Сольвычегодск; в) Холмогоры. 7. Как называлась медная монета стоимостью в 3 копейки в XVI – XVII в.? а)гривна; б) полтина; 3) алтын. 26 8. Аршин­ это мера длины в конце (XV – XVIII в.в.), равная: а) 100 см; б) 72 см; в) 85 см. 9.Одна из крупных ярмарок, возникшая в XVI в.на Севере, получила название: а) Маргаритинская; б) Ивановская; в) Семёновская. 10. Эту историческую работу «Начертание истории города Холмогор»  написал северный историк XVIII в: а) М. Е. Головин; б) М. В. Ломоносов; в) В. В. Крестинин. 11. Выходец из бедной крестьянской семьи (село Евда Архангельской  губернии) известен как искусный каменотес, прославившийся при сооружении Александровской колонны на Дворцовой площади г.Санкт – Петербурга а) Ф. И. Шубин; б) А.И. Фомин; в) С.К.Суханов. 12. Крупнейшей судостроительной мануфактурой на Севере (XVIII в.) стала а) Соломбальская; б) Важская; в) Двинская. 13. Кто был первым архангелогородским губернатором в начале XVIII в.? а) П. П. Бредаль; б) П. А. Голицын; в) А.П.Мельгунов. 14. Он был инициатором освоения Северного морского пути, для  исследования которого наметил маршрут и сконструировал новые научные  приборы : а) П. И.Челищев; б) М. В. Ломоносов; в) М. Е. Головин . 15. Когда был установлен памятник М.В.Ломоносову в Архангельске,  созданный известным скульптором И.П. Мартюсом? 27 а)1905 г.; б) 1822 г.; 3) 1832 г. 16.Этот полк показал пример самопожертвования, героизма и мужества в  ходе Бородинского сражения: а) Каргопольский; б) Соловецкий; в) Архангелогородский. 28 Приложение № 3. План мероприятий на 2020­2021 уч.год № Мероприятие Формы Количество часов      Дата    проведения Здесь я родился, здесь я живу Вот она какая, сторона  родная Где эта улица, где этот дом? ­   тайный шепот тихих улиц Познавательное мероприятие Игра­викторина 1 1 «Мой край родной ­ частица Родины большой» Таких чудес мне найти в  краю ином Всему начало здесь, в краю  моем родном… Познавательное мероприятие 1 1 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»  «Иван­да­Марья» (рассказы  и стихи на тему «Отчий  дом» Деревенские посиделки Литературный конкурс Игровая программа                                  «След известных людей» Край удивительной судьбы Беседа. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Информационный стенд Встреча за круглым столом «История Севера» Экскурсия   Кинопонорама  Что помнит старый альбом Каргополье­край  спрятанного времени 10 История – свидетельница  веков, факел истины, душа  памяти, наставница жизни­  «Край наш поморский»                                           По плану работы детского дома 1 1 1 1 1 1 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь 29 11 Осенний праздник  Праздник­концерт 12 13 14 15 16 «Господин Урожай» «Новый год отметим вместе – танцем, юмором и  песней!» «Пришла коляда, отворяй  ворота»  «Масленица, раскрасавица  душа» «Пасха:история и  традиции» Троица. «Березкины  именины»                                    ИТОГО Праздничная программа Рождественские игры Игровая программа Познавательное мероприятие Фольклорный праздник 1 1 1 1 1 1 16 Сентябрь Январь Январь Март Апрель Июнь После реализации плана на 2020 ­2021 учебный год проводится  итоговая  викторина «Знаете ли вы свой край?», подведение итогов работы,  формулируются выводы.  30 Приложение № 4 Итоговая викторина «Знаете ли вы свой край?» за период 2020­2021 учебный год. Ответьте на вопросы . (1 балл за правильный ответ) Назовите год основания Архангельска? (1584) С именем, какого царя связано основание Архангельска? (Иван  Грозный) На купюре какого номинала изображён Архангельск? (500 рублей) Какой император посетил наш город трижды? (Петр 1) Что такое «морянка» ? (северный ветер) Что такое «сполохи» (северное сияние) Кто придумал Сеню Малину? (Степан Писахов) Какая река протекает в Архангельске? (Северная Двина) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 31 9. Назовите три моря, которые омывают побережье Архангельской  области. (за каждое название 1 балл) (Белое, Баренцево, Карское) 10. Какие три страны, не считая Россию, входят в страны Баренц­региона?  (за каждое название 1 балл) (Швеция, Норвегия, Финляндия) 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Что такое «шаркунок»? (погремушка) Как называется северный пряник? (козуля) Где растёт клюква? (на болоте) Как цвета используются в Мезенской росписи? (чёрный и красный) Из чего делают северную птицу ­ счастья? (щепа, дерево) Каким промыслом занимаются поморы? (ловят рыбу) Это целый архитектурный ансамбль памятников деревянного зодчества  под открытым небом в 24 километрах от Архангельска, любимое место  отдыха взрослых и детей. (Музей деревянного зодчества «Малые Карелы») 18.   Он был не только прекрасным писателем, но и талантливым  художником. (Борис Шергин) 19. 20. Его книга так и называется «Детство в Соломбале» (Е.Коковин) Что построил Петр 1 в Архангельске? (первый флот в России) 32 21. Что изображено на гербе области? (Архангел Михаил, поражающий  Дьявола) 22.  В городе Каргополе это ремесло передаётся из поколения в поколение.  (Изготовление глиняной игрушки). Приложение № 5 План мероприятий на 2021­2022 уч.год № Мероприятие Формы Количество часов      Дата    проведения 1 2 3 4 5 6 Здесь я родился, здесь я живу Уголок России –говоры  родного края «Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц» Музыкальная завалинка Интерактивная краеведческая игра 1 1 «Мой край родной ­частица Родины большой» Семь чудес Архангельской  области Своя игра «Родом из  Поморья» Квест­игра Игра по телеверсии «Своя игра» 1 1 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь «Север литературный: проза и поэзия вчера и сегодня»   Архангельский край в  легендах, рассказах и  сказках По мотивам поморских  сказок «Крутим, вьем,  чудеса  создаем» (козули,  куклы­закрутки) Литературная гостиная Мастер­класс Творческие мастерские  «След известных людей» 1 1 Январь февраль 33 7 8 9 Умели наши предки и мы не  отстаем Выставка рукоделия Ты мира не узнаешь, не зная  края своего Презентация­ просмотр видеороликов «История Севера» Аукцион знаний Из истории Архангельского  Севера (славные поморы,  северная роспись, памятные  места) 10 Колесо истории  Интеллектуальное казино                                           По плану работы детского дома 11 Игровая программа  Праздничная программа Рождественские гуляния Игровая программа Познавательное мероприятие Народные гуляния  «Осень, осень в гости  просим…» «К нам приходит новый год  и подарки нам несет» «Под Рождественской  звездой» 12 13 14 Масленица. «Солнышко  красно, гори, гори ясно» «Пасху радостно  встречаем..»  «Троицы праздник Святой» 15 16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Март Апрель Май Июнь Сентябрь Январь Январь Март Апрель Июнь                                      ИТОГО После реализации плана на 2021 ­2022 учебный год проводится  итоговый  кроссворд «Архангельская область» , подведение итогов работы,  формулируются выводы.  16 Итого по программе за 2019­2022 год 48 часов.                                  34 35 Приложение № 6     Итоговый кроссворд  «Архангельская  область» за период  2021­2022 учебный год   3 3 3 5 5 1 1 7 7 6 5 4 8 10 8 12 16 1 1 6 18 2 9 13 14 2 7 4 11 15 17 По вертикали. 1. Дайте название проспекта, расположенного в центре города с брусчатыми мостовыми, скамейками, фонарями и клумбами, отреставрированному в 2005 году. Чумбарова ­ …. 2. Как называют жителя города Архангельска?  3. 4. Великий русский ученый родом из Архангельской губернии.  О каком государственном символе идет речь. «В золотом поле щита изображен летящий архангел – Святой Михаил ­ в синем одеянии с огненным мечом и щитом, побеждающий черного дьявола».  5. Дайте   название   церкви,   построенной   в   16   в.,   храм   которой   служил   также   и   маяком   для   прибывающих кораблей.  6. Назовите фамилию известной архангельской купчихи, дом­усадьба которой является одним из ценнейших памятников архитектуры Архангельской области конца 18 ­ начало 20 вв. 7. Какой Архангельский театр по традиции носит имя знаменитого земляка М.В.Ломоносова?  8. Международный аэропорт города Архангельска.  37 По горизонтали. 1. Какому императору установили памятник в городе Архангельске в 1914 году?  2. С 1978 года данный курорт начал свою деятельность. Он расположен в 40 км   от города Архангельска на автомагистрали Архангельск­Вологда в большом хвойном лесу с живописными озерами. О каком санатории идет речь?  3. Какому животному установлен памятник 6 мая 2010 года в городе Архангельске? Данное животное спасло от голодной смерти тысячи людей не только в городе Архангельске, но и в блокадном Ленинграде. Мясо и жир этого животного доставляли по «дороге жизни» через замерзшее Ладожское озеро. 4. 5. До 1613 года город называли «Новые Холмогоры». О каком городе идет речь?  Назовите фамилию известного поморского художника и писателя, который повествование своих сказок вел от лица вымышленного рассказчика Сени Малинина из деревни Уйма. 6. В бывшей «Немецкой слободе» расположен органный зал Поморской филармонии. О каком здании идет речь? 7. 8. Как называется мыс, откуда начал свою историю город Архангельск в 1584 году? Пур ­ … Дайте название хоккейного клуба, основателем которого был Евгений Александрович Дулетов в 1925 году?  Какое животное находится рядом с помором на скульптурной композиции знаменитого обелиска Севера, 9. открытого в ноябре 1930 года.  10. 11. Аэропорт местного значения.  Как называются дворы, построенные в 1683 году, как торговый центр для русских и иностранных купцов?  38 12. Какого  известного  советского   писателя  носит  имя  улица  города  Архангельска, Архангельская   областная детская библиотека и городской штаб школьников?  Коренные жители Архангельской губернии.  13. Назовите фамилию выдающегося русского художника­пейзажиста 1866­1934 гг. жизни, открывшего новую 14. тему в живописи, основоположника художественного освоения Арктики и мастера северодвинских зимних пейзажей.  15. 16. Музей деревянного зодчества в Архангельске. Малые …  Туристический  комплекс находится в 188 км. от города Архангельска на красивом берегу р. Пинега, среди бескрайних хвойно­лиственных лесов, извилистых рек, рядом с Пинежским заповедником и карстовыми пещерами. Как называется данный комплекс?  17. 18. В какое море впадает Северная Двина?  Этот хитрый зверек охотится на белок, зайцев и птиц, также не против полакомиться насекомыми, грызунами и ягодами. Его мех очень ценится. О каком животном идет речь.  39 2Б Е Л 1Л У Ч И Н С 6К О Г О И Р 9О 13П О 14Б 18К У Н 3Л О М О М О А Н О С В О В Х Ь Т И Р Ы И Р В С О Е Л Ы Н С Л Х 4А 2А Р Х А 7Н А Г Е Л 11Г О Г М О О Р 15К О Д Е Ц 17Б И Л А 5У С 1П Е Н С К А Я Д С Е Ь Х Н Ь 12Г Л Ь И 8В 10В Е С С О А Р Г Е Ь 3Т Ю Е Л 5П Л О К 4Г Н Ы Е Р Б Т В 7Д Р А М 6П Ы Л О Т Н И К О В А К О В О 8Т Й Д А Л А Г Р О Е 16Г О Л У Б И Н О 40 41

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...» (реализация в 2019-2022 учебный год)

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению «Здесь Родины моей начало...»                                            (реализация в 2019-2022 учебный год)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.09.2019