ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)
Оценка 4.6

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
искусство +2
Взрослым
08.11.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)
Программа учебного предмета «Предмет по выбору. Общее фортепиано» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по фортепиано для учащихся струнных, духовых, народных отделений. Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО Общему ф-но.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано). Составитель: преподаватель фортепиано, концертмейстер  Бухарова З.Э. Локосово 2017 Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ­Характеристика учебного предмета, его место и роль в  образовательном процессе; ­Срок реализации учебного предмета; ­Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­Цели и задачи учебного предмета; ­Обоснование структуры программы учебного предмета; ­Методы обучения; ­Описание материально­технических условий реализации учебного  предмета; II. Содержание учебного предмета ­Требования по годам обучения III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок ­Аттестация: цели, виды, форма, содержание; ­Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­Методические рекомендации педагогическим работникам; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­Список рекомендуемой нотной литературы; ­Список рекомендуемой методической литературы. 2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа   учебного   предмета   «Предмет   по   выбору.   Общее фортепиано»   разработана   на   основе   «Рекомендаций   по   организации образовательной   и   методической   деятельности   при   реализации общеразвивающих   программ   в   области   искусств»,   направленных   письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191­01­39/06­ ГИ,   а   также   с   учетом   многолетнего   педагогического   опыта   в   области исполнительства   на   фортепиано   в   детских   школах   искусств,   в   том   числе, представленного   в   программах   по   фортепиано   для   учащихся   струнных, духовых, народных отделений. Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано ­ движение пальцев; исполнение на фортепиано   ­   движение   души.   Обычно   мы   слышим   только   первое»   (А. Рубинштейн). Познание  мира  на основе  формирования  собственного опыта деятельности   в   области   музыкального   искусства   позволяет   раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При   этом   освоение   фортепианной   техники   не   требует   от   начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает   музыку   различных   стилей   и   эпох,   в   том   числе,   классическую, популярную, джазовую. 3 Данная   программа   предполагает   достаточную   свободу   в   выборе репертуара   и   направлена,   прежде   всего,   на   развитие   интересов   детей,   не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.   Программа имеет общеразвивающую направленность,  основывается  на принципе   вариативности   для   различных   возрастных   категорий   детей, обеспечивает   развитие   творческих   способностей,   формирует   устойчивый интерес к творческой деятельности. 2. Срок реализации учебного предмета. Базовый период обучения составляет 4 года. Занятия проводятся один час в неделю и составляют 34 часа в год. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию предмета «Фортепиано». «Струнные инструменты»  Срок обучения 4 года Музыкальный инструмент 1 1 1 1 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс (Фортепиано) Количество часов на аудиторные занятия в год 34 4.   Форма   проведения   учебных   аудиторных   занятий:   индивидуальная, продолжительность урока – 40 минут. Индивидуальная   форма   позволяет   преподавателю   лучше   узнать ученика,   его   музыкальные   возможности,   способности,   эмоционально­ психологические особенности. 5. Цели и задачи учебного предмета «Общее фортепиано». Цель: 4 ­   развитие   музыкально­творческих   способностей   обучающегося   на основе   приобретенных   им   базовых   знаний,   умений   и   навыков   в   области фортепианного исполнительства.  Задачи: –  развитие   общей   музыкальной   грамотности   обучающегося   и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;  –  владение   основными   видами   фортепианной   техники   для создания художественного   образа,   соответствующего   замыслу   автора музыкального произведения; – формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей обучающегося; овладение основными видами штрихов ­ non legato, legato, staccato; –  развитие   музыкальных   способностей:   ритма,   слуха,   памяти, музыкальности, эмоциональности; –  овладение   основами   музыкальной   грамоты,   необходимыми   для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований; –  обучение   навыкам   самостоятельной   работы   с   музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле; –  владение   средствами   музыкальной   выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией; –  приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета. Программа содержит следующие разделы:  сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на освоение учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки учащихся;     формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; 5  методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения. При   работе   с   обучающимися   преподаватель   использует   следующие методы: – словесные (объяснение, беседа, рассказ); –  наглядно­слуховой   метод   (показ   с   демонстрацией пианистических приемов, наблюдение); – эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений); – над упражнениями,  практические   методы   обучения   (работа   на   инструменте   исполнением   музыкальных   чтением   с   листа, произведений). 8. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета. Для   реализации   данной   программы   необходимы   следующие   условия: класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также   доступ   к   нотному   и   методическому   материалу   (наличие   нотной библиотеки). Помещение   для   занятий   должно   быть   со   звукоизоляцией, соответствовать   противопожарным   и   санитарным   нормам.   Музыкальные инструменты должны быть настроены. II. Содержание учебного предмета. Требования по годам обучения. Аудиторная   нагрузка   по   учебному   предмету   «Общее   фортепиано» распределяется   по   годам   обучения   (классам)   в   соответствии   с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом. 1 год обучения. 6 Ознакомление с инструментом, основными приемами игры, знакомство со   штрихами   non   legato,   legato,   staccato.   Подбор   по   слуху   музыкальных попевок,   песенок.   Упражнения   на   постановку   рук,   развитие   пальцевой техники, приемов звуко ­ извлечения, владения основными видами штрихов. Разучивание в течение  года 10­12  разнохарактерных  произведений  из "Школы игры на фортепиано" под ред. Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б.Милич) и других сборников для 1­го года обучения игре на фортепиано. Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста. Знакомство   со   строением   мажорной   и   минорной   гамм,   строение тонического   трезвучия.   Знание   понятий   "квинтовый   круг",   "лад", "тональность". За год учащийся должен выступить два раза на академических вечерах в конце каждого полугодия. Оценки за работу в классе и дома, а также по  результатам публичных выступлений, выставляются педагогом по четвертям. Примерные репертуарные списки Пьесы полифонического склада Бах И.С.  «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору) Хренников Т. Моцарт В. Колыбельная Бурре ми минор; Моцарт В. Корелли А. Моцарт В. Моцарт Л. Менуэт; Сарабанда ре минор; Менуэт фа мажор; Бурре ре минор; Перселл Г. Скарлатти Д. Ария; Ария Этюды: Гнесина Е. "Фортепианная азбука"; 7 "Маленькие этюды для начинающих"; Лешгорн А."Избранные этюды для начинающих" соч.65; Школа игры на фортепиано под общ.ред. А.Николаева: Этюды. Пьесы: Гречанинов А. Соч.98: "В разлуке", "Мазурка"; Гедике А. Глинка М. Танец; Полька; Кабалевский Д. Майкапар А. "Маленькая полька"; Соч.28: "Бирюльки", "В садике", "Пастушок"; "Мотылек"; Хачатурян А. Андантино; Штейбельт Д. Адажио. Примеры переводных программ. Вариант 1 Ансамбль – С. Прокофьев «Болтунья»; Старокадомский М. «Веселые путешественники»; Польская нар. песня «Висла»; Вариант 2 Ансамбль ­ "Здравствуй, гостья зима"; Гнесина Е. Этюд; Майкапар А. «В садике». 2 год обучения. Продолжение   работы   над   совершенствованием   технических   приемов игры   на   фортепиано,   звукоизвлечением.   Работа   над   упражнениями, формирующими   правильные   игровые   навыки.   Чтение   с   листа.   Игра   в ансамбле. Продолжение работы над гаммами. Аттестация   может   проводиться   в   конце   каждой   четверти:   в   1   и   3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 8 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта. За год учащийся должен изучить: 3­4 этюда, 3­4 разнохарактерные пьесы, 2­3 произведения полифонического стиля, 1­2 ансамбля. Примерные репертуарные списки Произведения полифонического склада: «Школа игры на фортепиано» (под общ. ред. А.Николаева); Арман Ж. Аглинцова Е. Кригер И. Левидова Д. Бах И.С. Моцарт Л. Гендель Г.Ф. Гедике А. Телеман Г.Ф. Этюды: Гедике А. Гнесина Е. Беркович И. Гурлит М. Майкапар А. Лекуппэ Ф. Черни­Гермер Пьесы: Пьеса ля минор; Русская песня; Менуэт; Пьеса; Полонез соль минор; Бурре; Волынка; Бурре; Менуэт; Менуэт ре минор; Ригодон; Гавот. Соч. 32, 1 ч.40 мелодических этюдов; Фортепианная азбука; Этюд Фа мажор; Этюд ля минор; Этюд ля минор; Этюд До мажор; Этюды №№ 1­15 (1 тетр.). Беркович И. 25 легких пьес: «Сказка», «Осенью в лесу»; 9 Гедике А. Майкапар А. Русская песня, соч. 36; «Пастушок», «В садике», соч. 28; Руббах А. Фрид Г. «Воробей»; «Грустно»; Чайковский П. Шостакович Д. Марш; «Мой Лизочек», «В церкви»; Штейбельт Д. Адажио. Ансамбли в 4 руки: Бизе Ж. Хор мальчиков из оперы «Кармен»; Глинка М. Металлиди Ж. Хор «Славься»; «Дом с колокольчиком»; Шаинский В. Дунаевский И. Колыбельная (из к/ф «Цирк»); «Пусть бегут неуклюже»; Бетховен Л. Шмитц М. Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»; «Оранжевые буги», пер.О.Геталовой; Градески Э.«Мороженое», пер.О.Геталовой. Примеры переводных программ: Вариант 1 Гедике А. Этюд ля минор; Левидова Д. Пьеса; Ансамбль Дунаевский И.  Колыбельная (из к/ф «Цирк») Вариант 2 Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17; Гендель Г.Ф. Менуэт ре минор; Чайковский П. «В церкви» 3 год обучения. 10 В   3   классе   можно   включать   в   репертуар   пьесы,   в   которых   педаль является   неотъемлемым   элементом   выразительного   исполнения (П.Чайковский «Болезнь куклы», А.Гречанинов «Грустная песенка» и др.). Расширение образного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле. Продолжение работы над гаммами. За год учащийся должен освоить: 4 этюда, 3­4 разнохарактерные пьесы, 2 полифонических произведения, 1 часть произведения крупной формы, 1­2 ансамбля. Примерные репертуарные списки. Произведения полифонического склада: Арнэ Т. Бах Ф.Э. Бём Г. Гедике А. Полифонический эскиз; Маленькая фантазия; Менуэт; Фугетты соч. 36: До мажор, Соль мажор; Гендель Г.Ф Пёрселл Г. Ария; Сарабанда; Бурре; Сен­Люк Ж. Павлюченко С. Фугетта. Этюды: Бертини А. Этюд Соль мажор; Гедике А. Гедике А. 40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32; Соч. 58. «Ровность и беглость»; Лешгорн А.Соч. 65, №№ 4­8,11,12,15; Лемуан А. Этюды соч.37 №№ 1,2; Черни­Гермер Пьесы: 1 тетрадь: №№ 7­28; 2 тетрадь: №№ 1,2. Александров Ан. 6 пьес: «Когда я был маленьким»; 11 Тюрк Д.Г. Гедике А. Песенка; Русская песня; Александров А. Новогодняя полька; Гайдн Й. Анданте; Волков В. Гречанинов А. 30 пьес для фортепиано: «По волнам», "Вечер", "Песня"; «На лужайке», Вальс; Григ Э. Дварионас Б. Вальс ми минор; Прелюдия; Лоншан­Друшкевич К. Полька; Моцарт В. 14 пьес: № 8; Майкапар А. Свиридов Г. Избранные пьесы: «Утром», Гавот, Песенка; «Ласковая просьба»; Сигмейстер Э. Чайковский П. Марш деревянных солдатиков; Блюз; Шуман Р. Соч. 68: «Марш», «Смелый наездник». Ансамбли в 4 руки:  Векерлен Ж.Б. Пастораль; Бетховен Л. Афинские развалины; Моцарт В. Шуберт Ф. Менуэт из оперы «Дон­Жуан»; Немецкий танец; Чайковский П. Танец феи Драже; Моцарт В. Ария Папагено.  Примеры переводных программ. Вариант 1 Черни­Гермер Этюд, 1 тетрадь, № 21; Бём Г. Менуэт; Дварионас Б. Прелюдия. Вариант 2 Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11; Перселл Г. Ария; 12 Чайковский П. Детский альбом: Полька. 4 год обучения. Годовые требования: 2­3этюда, 2­3 пьесы, 1­2 полифонических произведения, 1 часть крупной формы, 1­2 ансамбля, продолжение формирования навыков чтения с листа, продолжение работы над гаммами, аккордами и арпеджио. Примерные репертуарные списки. Произведения полифонического склада: Арман Ж. Бах И.С. Фугетта; Нотная тетрадь Анны­Магдалены Бах; Бах Ф.Э. Рамо Ж. Гендель Г. Маленькие прелюдии до минор, ми минор; Анданте; Менуэт в форме рондо; 3 менуэта; Кирнбергер И.Ф. Сарабанда; Сарабанда; Корелли А. Скарлатти Д. Циполи Д. Ария ре минор; Фугетта; Перселл Г. Гедике А. Этюды: Гурлит К. Гедике А. Шитте Л. Геллер С. Ария, Менуэт Соль мажор; Инвенция ре минор.  Этюд Ля мажор; Этюд ми минор; Соч.160. Этюды №№10,14,15,18; Этюды; 13 Гнесина Е. Гозенпуд М. Маленький этюд на трели; «Игра» (Музыкальный альбом для фортепиано, вып.1, сост. Руббах); Лешгорн А.Соч. 65; Лемуан А. Черни­Гермер Крупная форма: Соч. 37: №№ 10­13, 20; 1 тетрадь: №№ 20­29, 30­35. Андрэ А. Бенда Я. Вебер К. Сонатина Соль мажор; Сонатина ля минор; Сонатина До мажор; Кулау А. Клементи М. Сонатина № 4; Сонатины До мажор, Фа мажор; Моцарт В. Мюллер А. Плейель Р. Моцарт В. Кикта В. Пьесы: ЙСонатина Ля мажор, Си­бемоль мажор; Сонатина, 1 ч.; Сонатина; Легкие вариации; "Вариации на старинную украинскую песню". Алябьев А. Мясковский Н. Пьеса соль минор; «Беззаботная песенка»; Дварионас Б. Гедике А. Прелюдия; Скерцо; Гречанинов А. Лядов А. Соч. 98, № 1; Колыбельная; Кюи Ц. Кабалевский Д. Токкатина; «Испанские марионетки»; Майкапар А. Моцарт В. Николаева Т. Роули А. «Мимолетное видение», «Пастушок», «Мотылек»; Аллегретто Си­бемоль мажор; Детский альбом: Сказочка; «Акробаты»; 14 Чайковский П. Детский альбом: «Болезнь куклы», Итальянская Полька; Шуман Р. «Первая утрата», «Смелый наездник»; Хачатурян А. Ансамбли в 4 руки: Андантино. Бетховен Л. Беркович И. Немецкие танцы (в 4 руки); Соч. 90: фортепианные ансамбли; Металлиди Ж. Цикл пьес в 4 руки; Чайковский П. 50 русских народных песен в 4 руки: №№ 1,2,6; Шмитц М. «Веселый разговор». Примеры экзаменационных программ. Вариант 1 Лемуан А. Этюд соч. 37, № 10; Моцарт В. Аллегретто; Алябьев А. Пьеса соль минор. Вариант 2 Черни­Гермер 1 тетрадь: № 29; Бах И.С. Маленькая прелюдия ля минор №12; Моцарт В. Сонатина Си­бемоль. Вариант 3 Бём Г. Менуэт; Дварионас Б. Прелюдия; Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже». Вариант 4 Пёрселл Г. Ария; Чайковский П. Полька из «Детского альбома»; Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон­Жуан». III. Требования к уровню подготовки обучающихся. 15 Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент   (фортепиано)»   является   приобретение   учащимися   следующих знаний, умений и навыков:  навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);  умений   использовать   выразительные   средства   для   создания художественного образа;  умений   самостоятельно   разучивать   музыкальные   произведения различных жанров и стилей;  знаний основ музыкальной грамоты;  знаний   основных   средств   выразительности,   используемых   в музыкальном искусстве;  знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;  навыков публичных выступлений;  навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально­ просветительской деятельности образовательной организации. IV. Формы и методы контроля, система оценок. 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание. Контроль   знаний,   умений   и   навыков   учащихся   обеспечивает оперативное   управление   учебным   процессом   и   выполняет   обучающую, проверочную,   воспитательную   и   корректирующую   функции.   Разнообразные формы   контроля   успеваемости   учащихся   позволяют   объективно   оценить успешность и качество образовательного процесса. Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:  текущий контроль успеваемости учащихся,  промежуточная аттестация,  итоговая аттестация. 16 Текущая аттестация  проводится   с  целью   контроля   за   качеством освоения какого­либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную   организацию   домашних   занятий   и   может   носить стимулирующий характер. Текущий   контроль   осуществляется   регулярно   преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:  отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;  качество выполнения домашних заданий;  инициативность и проявление самостоятельности ­ как на уроке, так и во время домашней работы;  темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.  Промежуточная   аттестация  определяет   успешность   развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее   распространенными   формами   промежуточной   аттестации являются   зачеты,  академические   концерты,  контрольные   уроки,  а  также концерты,   тематические   вечера   и   прослушивания   к   ним.   Участие   в концертах   приравнивается   к   выступлению   на   академическом   концерте. Отметка,   полученная   за   концертное   исполнение,   влияет   на   четвертную, годовую и итоговую оценки. Итоговая аттестация При   прохождении   итоговой   аттестации   учащийся   должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. Форма   и   содержание   итоговой   аттестации   по   учебному   предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена. 17 2. Критерии оценок.  Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения. По   итогам   исполнения   программы   на   зачете,   академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале Оценка Критерии оценивания выступления 5 («отлично»)   исполнение   4 («хорошо») 3 («удовлетворительно»)     техническими программы, предусматривает соответствующей   году   обучения,   наизусть, выразительно;   отличное   знание   текста,   владение необходимыми приемами, штрихами;   хорошее   звукоизвлечение,   понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих   создавать   художественный   образ, соответствующий авторскому замыслу программа   соответствует   году   обучения, грамотное   исполнение   с   наличием   мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа,   недостаточно   убедительное   донесение образа исполняемого произведения программа   не   соответствует   году   обучения,   при исполнении   обнаружено   плохое   знание   нотного текста,   характер технические произведения не выявлен незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую   посещаемость   занятий   и   слабую самостоятельную работу отражает   достаточный   уровень   подготовки   и исполнения на данном этапе обучения. V. Методическое обеспечение учебного процесса.   ошибки,   2  («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Методические рекомендации преподавателям. Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных   уроков   являются   примерными,   предполагают   дополнение, 18 варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками,   а   также   с   возможностями   и   способностями   конкретного ученика. В   зависимости   от   желания   педагога   и   способностей   учащегося репертуар может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В   течение   учебного   года   успешно   занимающиеся   учащиеся   имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1­2 за учебный год). В   работе   с   учащимися   используется   основная   форма   учебной   и воспитательной   работы   –   индивидуальный   урок   с   преподавателем.   Он включает   совместную   работу   педагога   и   ученика   над   музыкальным материалом,   проверку   домашнего   задания,   рекомендации   по   проведению дальнейшей   самостоятельной   работы   с   целью   достижения   учащимся наилучших   результатов   в   освоении   учебного   предмета.   Содержание   урока зависит   от   конкретных   творческих   задач,   от   индивидуальности   ученика   и преподавателя. Работа   в   классе   должна   сочетать   словесное   объяснение   материала   с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель   должен   вести   постоянную   работу   над   качеством   звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности. Работа с учащимся включает: ● решение технических учебных задач ­ координация рук, пальцев, наработка   аппликатурных   и   позиционных   навыков,   освоение   приемов педализации; ●  работа над приемами звукоизвлечения; 19 ●   тренировка   художественно­исполнительских   навыков:   работа   над фразировкой, динамикой, нюансировкой; ●   формирование   теоретических   знаний:   знакомство   с   тональностью, гармонией, интервалами и др.; ●   разъяснение   учащемуся   принципов   оптимально   продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением. В   работе   с   учащимися   преподавателю   необходимо   придерживаться   постепенности, основных   принципов   обучения:   последовательности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим   фактором,   способствующим   правильной   организации учебного   процесса,   повышению   эффективности   воспитательной   работы   и успешному   развитию   музыкально­исполнительских   данных   учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная   форма   планирования     составление   преподавателем ­ индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме   и   содержанию   произведения   русской   и   зарубежной   классической   и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета фортепиано для учащихся оркестровых отделений. В работе педагогу  необходимо использовать  произведения  различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких 20 произведений,   доступных   для   быстрого   разучивания,   закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том,   что   освоение   полифонии   позволяет   учащимся   слышать   и   вести одновременно или поочередно самостоятельные линии голосов. Работа   над   крупной   формой   учит   способности   мыслить   крупными построениями, сочетать контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме музыкального произведения. В   работе   над   разнохарактерными   пьесами   педагогу   необходимо пробуждать   фантазию   ученика,   рисовать   яркие   образы,   развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В   работе   над   этюдами   необходимо   приучать   учащегося   к рациональному,   осмысленному   и   точному   использованию   аппликатуры, создающей   удобство   на   клавиатуре,   чему   должно   способствовать планомерное   и   систематическое   изучение   гамм,   арпеджио   и   аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие   и   прочные   результаты.   Такая   работа   приводит   к   успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом   тексте,   развивает   слуховые,   координационные,   ритмические способности   ученика.   В  конечном   итоге,  эта   практика   способствует   более свободному   владению   инструментом,   умению   ученика   быстро   и   грамотно изучить новый материал.  Часто необходим показ ­ игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик   играет   партию   одной   руки,   педагог   ­   другой.   В   дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2­х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту. 21 VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы. 1. Список рекомендуемой нотной литературы. 1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1  классов /сост. Т.Директоренко, О.Мечетина. М., Композитор, 2003. 2. Альбом легких переложений для ф­но в 4 руки. Вып. 2/сост. Э.Денисов,  1962. 3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1­3  кл./ред.­сост. И. Беркович. Киев,1964. 4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.:  Российское музыкальное издательство, 1996. 5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012. 6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф­но. Под ред. И.А.Браудо. –      СПб.: Композитор, 1997. 7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005. 8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88). 9. Бертини А. Избранные этюды. М.: Музыка, 1992. 10.Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф­но. М.: Музыка, 2011. 11.Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ.  Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991. 12.Ветлугина Н. Музыкальный букварь. ­ М., Музыка, 1987. 13.Веселые нотки. Сборник пьес для ф­но, 3­4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно­ метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 14.Гайдн Й. Избранные пьесы для ф­но. 1­4 кл. Ред. Ю.Камальков.­ М.,1993. 15.Гедике А. 40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32. 16.Гаммы и арпеджио в 2­х ч. Сост. Ширинская Н.­ М., Музыка, 2006. 17.Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф­но, Вып.1, 2. ­ М.: Музыка  2011. 18.Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно­метод.  пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. 22 19.Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4. V­VI кл. ДМШ:  Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.:  Государственное музыкальное издательство, 1962. 20.Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I­II кл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А.Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960. 21.Казановский Е. Дюжина джазовых крохотулечек: Учеб. пособие – СПб:  Союз художников, 2008. 22.Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, М.:  Музыка, 2010. 23.Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17. 24.И.Лещинская Малыш за роялем. ­ М.: Кифара, 1994. 25.Лешгорн А. Избранные этюды. Соч.65, соч.66 26.Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994. 27.«Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999. 28.Фортепианные циклы для ДМШ. Изд. «Композитор», СПб, 1997. 29.Милич Б. Фортепиано 1,2,3 кл. Кифара, 2006. 30.Милич Б. Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001. 31.Милич Б. Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002. 32.Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост.  Барахтин Ю.В. – Н: Окарина, 2008. 33.Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост.  К.С.Сорокина – М.: Современный композитор, 1986. 34.Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1. Составитель А. Руббах –  М., 1972. 35.Музыкальный альбом для ф­но, вып.2/ сост. А.Руббах и В.Малинникова  –М.: Советский композитор, 1973. 23 36.Музыкальная коллекция, 2­3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф­но./  Учебно­метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов  н/Д: Феникс, 2008. 37.Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно­метод. пособие.  Сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 38.Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф­но:  Сб./ сост. К.Сорокин. – М.: Музыка, 1976. 39.Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В.Бахлацкая: М.:  Советский композитор, 1990. 40.Парцхаладзе М. Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая  редакция А.Батаговой и Н.Лукьяновой. М.: Советский композитор,  1963. 41.Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для  фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. – М.,  1973. 42.Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. – М., 1972.  43.Педагогический репертуар ДМШ для ф­но. Легкие пьесы зарубежных  композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993. 44.Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф­но 5 кл./ Ред.  В.Дельновой ­ М.,1974. 45.Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4­5 кл./  М.,1974. 46.Пьесы композиторов 20 века для ф­но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю.  Холопова. ­ М.,1996. 47.Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С.  Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962. 48.Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973. 49.Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н.Голубовской, сост.  Ф.Розенблюм ­ М.: Музыка, 1978. 24 50.Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.:  Учеб. пособие/ Сост. и редактор А.Юровский. – М.: Государственное  музыкальное издательство, 1962. 51.Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11.  "Музыка", 1993. 52.Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф­но 1 ч./ сост. С. Ляховицкая ­  М., 1961. 53.Таривердиев М. «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд.  «Классика XXI век» ­ М., 2002. 54.Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб. пособие/ сост. ­ редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1973. 55.Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб. пособие/ сост. ­ редактор Милич  Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972. 56.Фортепианная игра, 1, 2 кл. ДМШ: Учеб. пособие/ сост. В.Натансон, 57.Л.Рощина. – М.: Музыка, 1988. 58.Хрестоматия для ф­но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник./ Сост.  М.Копчевский. – М.: Музыка, 1978. 59.Хрестоматия для ф­но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А.Любомудров,  К.С.Сорокин, А.А.Туманян, редактор С.Диденко. – М.: Музыка, 1983. 60.Хрестоматия для ф­но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,  К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. 61.Хрестоматия для ф­но, 2 кл ДМШ: Учебник /сост. А.Бакулов,  К.Сорокин. – М.: Музыка, 1989. 62.Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд.  «Северный олень», СПб, 1994. 63.Чайковский П. Детский альбом: Соч.39. – М.: Музыка 2006. 64.Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1,2. Ред.­ сост.  А.Бакулов, 1992. 65.Черни К.­Гермер Т. Этюды 1, 2 тетр. 66.Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160. 25 67.Шуман Р. Альбом для юношества: /М.: Музыка, 2011. 68.Школа игры на ф­но: Учебник/ сост. А.Николаев, В.Натансон. – М.:  Музыка, 2011. 69.Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3­5 кл. ДМШ, вып. II.:  Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А. Натансона – М.:  Советский композитор, 1967. 70.Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6­7 кл. ДМШ, вып.II.:  Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И.Ройзмана и В.А.Натансона – М.:  Советский композитор, 1973. 71.Юному музыканту­пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч­ся ДМШ:  Учебно­метод. пособие / сост. Г.Цыганова, И.Королькова, Изд. 3­е. –  Ростов­ н/Д: Феникс, 2008. 2. Список рекомендуемой методической литературы. 1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф­но. 3­е изд. Москва, 1978. 2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.  М.­Л., 1965. 3. Баренбойм Л. "Путь к музицированию". 2­ е изд. Ленинград, 1979. 4. Корто А. "О фортепианном искусстве". Москва, 1965 5. "Выдающиеся  пианисты­педагоги о фортепианном исполнительстве", Москва, 1966. 6. Гофман И. "Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре".  Москва, 1961. 7. Коган Г. "Работа пианиста". Москва, 1953. 8. Маккинон Л. "Игра наизусть", Ленинград, 1967. 9. Метнер Н. "Повседневная работа пианиста и композитора", Москва, 1963. 10. Нейгауз Г. "Об искусстве фортепианной игры", 5 изд. Москва, 1987. 11. Петрушин В. "Музыкальная психология". Москва, 1997. 12. Смирнова Т. " Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом".  Москва, 1997. 13. Цыпин Г. "Обучение игре на фортепиано". Москва, 1974. 14. Шуман Р. "О музыке и о музыкантах". Москва, 1973. 26 15. Шуман Р. "Жизненные правила для музыканта", Москва, 1959. (Данные списки нотной литературы являются примерными и могут  изменяться на усмотрение педагога.). 27

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» ПРОГРАММА по учебному предмету МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (Фортепиано)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017