ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ
Оценка 4.9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
искусство +2
Взрослым
08.11.2017
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ
Данная программа разработана на основе примерной программы по учебному предмету ПО.01.УП.02. «Ансамбль», рекомендованной министерством культуры РФ (разработчики: Т.В.Казакова, заместитель директора Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского, преподаватель, заслуженный работник культуры РФ, О.Е. Мечетина, заведующая фортепианным отделом Детской музыкальной школы Академического музыкального колледжа при МГК им. П.И. Чайковского, преподаватель, заслуженный учитель РФ, Москва, 2012 г.) и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Представленная программа предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле с 4 по 7 класс (с учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс). Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного и 2- рояльного исполнения, произведения различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа «Фортепианный ансамбль» составляет единый комплекс с предметом «Аккомпанемент», тесно интегрируя со специальным инструментом «Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического и музыкально-эстетического циклов. Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого решения, умения уступать и прислушиваться друг к другу, совместными усилиями создавать трактовки музыкальных произведений на высоком художественном уровне.
Ансамбль.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» Срок обучения: 8 лет  Возраст обучающихся: с 6,6 лет до 9 лет Предметная область  ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ Срок реализации программы: 4 года Составитель: преподаватель Бухарова З.Э. Структура программы учебного предмета Пояснительная записка I. ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного  учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Цели и задачи учебного предмета; ­ Обоснование структуры программы учебного предмета; ­ Методы обучения;  ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета ­ Требования по годам обучения III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  ­ Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации педагогическим работникам; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­ Список рекомендуемой нотной литературы; ­ Список рекомендуемой методической литературы 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе    «Ансамбль», Данная   программа   разработана   на   основе   примерной   программы   по   рекомендованной учебному   предмету   ПО.01.УП.02. министерством   культуры   РФ  (разработчики:   Т.В.Казакова,   заместитель директора   Академического   музыкального   колледжа   при   МГК   им.   П.И. Чайковского,   преподаватель,   заслуженный   работник   культуры   РФ,   О.Е. Мечетина,   заведующая   фортепианным   отделом   Детской   музыкальной   школы Академического   музыкального   колледжа   при   МГК   им.   П.И.   Чайковского, преподаватель,   заслуженный   учитель   РФ,   Москва,   2012   г.)  и   с   учетом государственных   требований   к   дополнительной федеральных   предпрофессиональной     общеобразовательной   программе   в   области музыкального искусства «Фортепиано».   Представленная   программа   предполагает   знакомство   с   предметом   и освоение   навыков   игры   в   фортепианном   ансамбле   с  4  по  7  класс  (с  учетом первоначального опыта, полученного в классе по специальности с 1 по 3 класс). Фортепианный   ансамбль   использует   и   развивает   базовые   навыки, полученные на занятиях в классе по специальности.  За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.   Знакомство   учеников   с   ансамблевым   репертуаром  происходит   на   базе следующего   репертуара:  дуэты,   различные   переложения   для   4­ручного   и   2­ рояльного   исполнения,   произведения   различных   форм,   стилей   и   жанров отечественных и зарубежных композиторов. Программа   «Фортепианный   ансамбль»   составляет   единый   комплекс   с предметом «Аккомпанемент», тесно интегрируя со специальным инструментом «Фортепиано», а также предметами музыкально­теоретического и музыкально­ эстетического циклов.   Работа в классе ансамбля направлена на выработку у партнеров единого творческого   решения,   умения   уступать   и   прислушиваться   друг   к   другу, 3 совместными   усилиями   создавать   трактовки   музыкальных   произведений   на высоком художественном уровне. 2. Срок реализации учебного предмета Срок   реализации   данной   программы   составляет   четыре   года   (с   4   по   7 класс).  3. Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»: Срок обучения/количество часов Максимальная нагрузка Количество часов на аудиторную нагрузку Количество часов на внеаудиторную  (самостоятельную) работу Недельная аудиторная нагрузка Самостоятельная работа  (часов в неделю) Консультации  (для учащихся 5­7 классов) Таблица 1 4­7 классы Количество часов (общее на 4 года) 330 часов 132 часа 198 часов 1 час 1,5 часа 6 часов (по 2 часа в год) 4. Форма   проведения   учебных   аудиторных   занятий: мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока ­  40 минут.  По учебному предмету "Ансамбль" к занятиям могут привлекаться как обучающиеся   по   данной   образовательной   программе,   так   и   по   другим образовательным программам в области музыкального искусства. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем. 5. Цели и задачи учебного предмета Цель: развитие   музыкально­творческих   способностей   учащегося   на   основе  приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.  Задачи: решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста,  влияющее   на   их   творческое   развитие,  умение   общаться   в  процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга); 4  стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;  формирование   у   обучающихся   комплекса   исполнительских   навыков,     необходимых для ансамблевого музицирования; развитие   чувства   ансамбля   (чувства   партнерства   при   игре   в   ансамбле), артистизма и музыкальности; обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле; приобретение   обучающимися   опыта   творческой   деятельности   и   публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования; расширение   музыкального   кругозора   учащегося   путем   ознакомления   с ансамблевым   репертуаром,   а   также   с   выдающимися   исполнениями   и исполнителями камерной музыки.  формирование   у   наиболее   одаренных   выпускников   профессионального исполнительского комплекса пианиста­солиста камерного ансамбля. 6. Обоснование структуры программы учебного предмета «Ансамбль» Обоснованием   структуры   программы   являются   ФГТ,   отражающие   все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы: сведения   о   затратах   учебного   времени,   предусмотренного   на   освоение ­ учебного предмета; распределение учебного материала по годам обучения; описание дидактических единиц учебного предмета; требования к уровню подготовки обучающихся; ­ ­ ­ ­ формы и методы контроля, система оценок; ­ методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы «Содержание учебного предмета». 7. Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения: ­ словесный   (объяснение,   разбор,   анализ   и   сравнение   музыкального материала обеих партий); ­ наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); 5 ­ практический   (воспроизводящие   и   творческие   упражнения,   деление целого  произведения   на   более   мелкие   части   для   подробной   проработки   и последующая организация целого); ­ прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося; ­ индивидуальный   подход   к   каждому   ученику   с   учетом   возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные   методы   работы   с   фортепианным   ансамблем   в   рамках предпрофессиональной   образовательной   программы   являются   наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано. 8. Описание материально­технических условий реализации учебного предмета Материально­техническая   база   образовательного   учреждения   должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2­х фортепиано.  В   образовательном   учреждении   должны   быть   созданы   условия   для   своевременного   обслуживания   и   ремонта   музыкальных содержания, инструментов. II. Содержание учебного предмета 1. Требования по годам обучения В ансамблевой игре так же, как и в сольном исполнительстве, необходимо сформировать определенные музыкально­технические знания, умения владения инструментом, навыки совместной игры, такие, как:  сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества  ­ ансамблевого исполнительства, позволяющий  демонстрировать  в ансамблевой   игре   единство   исполнительских   намерений   и   реализацию исполнительского замысла;  знание ансамблевого репертуара (музыкальных произведений, созданных для фортепианного дуэта, переложений симфонических, циклических (сонаты, сюиты),   ансамблевых,   органных   и   других   произведений,   а   также   камерно­ инструментального репертуара) отечественных и зарубежных композиторов; 6  эпох;  знание основных направлений камерно­ансамблевой музыки различных навыки   по   решению   музыкально­исполнительских   задач   ансамблевого   обусловленных   художественным   содержанием   и исполнительства, особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения. Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность   и   индивидуальный   подход   к   каждому   ученику.   Содержание учебного   предмета   направлено   на   обеспечение   художественно­эстетического развития личности и приобретения ею художественно­исполнительских знаний, умений и навыков. 4 класс (1 год обучения) На   первом   году   обучения   учебному   предмету   «Ансамбль»   в   основе репертуара   должны   быть   несложные   произведения,   доступные   для   успешной реализации   начального   этапа   обучения.   Партнеры   подбираются   по   близкому уровню подготовки. "Марш" из музыки к пьесе "Афинские развалины" "Хор мальчиков " из оперы "Кармен" Полька в 4 руки Ор.39 Два вальса для 2­х ф­но (авторская редакция) Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф­но в 4 руки За   год   ученики   должны   пройти   2­3   ансамбля.   В   конце   учебного   года обучающиеся   сдают   зачет   из   1­2   произведений.   Зачетом   может   считаться выступление на классном вечере, концерте или академическом вечере. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Бетховен Л. Бизе Ж. Бородин А. Брамс И. Вебер К. Гаврилин В."Часики" из цикла "Зарисовки" Гайдн Й. Гладков Г. Глинка М. Глиэр Р. Градески Э. Гречанинов А. Грибоедов А. ДиабеллиA. Зив М. Куперен Ф. Мак ­Доуэлл Э. Мендельсон Ф. Металлиди Ж. Моцарт В. Прокофьев С. "Учитель и ученик" "Песенка львенка и черепахи"  Полька, " Марш Черномора" из оперы " Руслан и Людмила" Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2­ х ф­но в 4 руки "По дороге домой из школы" "Весенним утром", пьеса соч.99 № 2 "Вальс" Сонатина Фа мажор в 4 руки "Предчувствие", "Раздумье", "Догонялка" "Кукушка" "К дикой розе" "Песня без слов" "Забытая кукла", "Обезьяны грустят по Африке" "Весенняя песня" "Петя и волк" (для ф­но в 4 руки, перелож. В.Блока) 7 "Моя матушка­гусыня", 5 детских пьес в 4 руки "Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане” Вальс из балета " Спящая красавица" "Снегурочка" из балета "Сон Дремович" в 4 руки "Танец девушек" "Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" из сюиты к к/ф  Равель М. Рахманинов С. Р.­Корсаков Н Чайковский П. Чемберджи Н. Хачатурян А. Шостакович Д. "Овод" (переложение для 2­ х ф­но Богомолова) Фрид Г. Шитте Л. Шуман Р.  «Для маленьких и больших детей" Чешская полька Фа мажор Чардаш Ля мажор Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из цикла  5 класс (2 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевого музицирования:  умением слушать мелодическую линию, выразительно ее фразировать;  умением грамотно и чутко аккомпанировать партнеру;  совместно работать над динамикой произведения;  анализировать содержание и стиль музыкального произведения. В течение учебного года следует пройти 2­3 ансамбля (с разной степенью готовности). В конце года ­ зачет из 1­2 произведений. Публичное выступление учащихся может приравниваться к зачету. Примерный рекомендуемый репертуарный список: Аренский А. Беркович И. Бизе Ж. Глазунов А. Глинка М. Глиэр Р. Григ Э. "Полонез" "Марш" "Деревянные лошадки" из цикла " Детские игры" "Романеска" "Марш Черномора" из оперы "Руслан и Людмила" "Грустный вальс" Ор.35 № 2 "Норвежский танец" Ор.65 №6 "Свадебный день в Трольхаугене" в 4 руки Сонатина №2, Фа мажор, 1­ я часть "Цветы полевые", "Машенькина сказка" "Маленький марш" из цикла "Марионетки" "Ария Фигаро" "Гопак" из оперы "Сорочинская ярмарка" Сцены и танцы из балета " Ромео и Джульетта" (облегченное  Гурлит К. Зив М. Казелла А. Моцарт В. Мусоргский М. Прокофьев С. переложение в 4 руки Автомьян А.; ред. Натансона В.) Раков Н. Рахманинов С. "Радостный порыв" Ор.11 № 3 "Русская песня" в 4 руки, Ор.11 № 5 "Романс" в 4 руки 8 Рубин В. В.Пороцкого) Хачатурян К. Чайковский П. Щедрин Р. Шмитц М. Штраус И. Вальс из оперы " Три толстяка" (переложение для 2­ х ф­но  Галоп из балета "Чиполлино" "Танец Феи Драже" из балета "Щелкунчик" "Царь Горох" "Заводные буги" Полька "Трик­трак", "Анна­полька" 6 класс (3 год обучения) Продолжение   работы   над   навыками   ансамблевой   игры.   Усложнение репертуара. Работа над звуковым балансом ­ правильным распределением звука между   партиями   и   руками.   Воспитание   внимания   к   точному   прочитыванию авторского текста. Продолжение развития музыкального мышления ученика.  В течение учебного года следует пройти 2­4 произведения (разного жанра, стиля и характера). В конце 2­го полугодия ­ зачет со свободной программой. "Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки "Учитель и ученик" ­ вариации для ф­но в 4 руки "Колыбельная Клары" из оперы "Порги и бес" "Фениксы" из балета " Красный цветок" для 2­ х ф­но в 4  Примерный рекомендуемый репертуарный список: Брамс И. Вебер К. Гайдн Й. Гершвин Дж. Глиэр Р. руки Григ Э. Дмитриев Г. Дунаевский И. Зив М. Казенин В. жизни" Коровицын В. Маевский Ю. Металлиди Ж. Новиков А. Прокофьев С. Прокофьев С. Свиридов Г. А.Пушкина "Метель" Слонимский С. Рахманинов С. Роджерс Р. Фрид Г. Хачатурян А. Сюита "Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору) "Дразнилка" Полька из к/ф "Кубанские казаки" "Веретено" "Наталья Николаевна" из сюиты "А.С.Пушкин. Страницы  "Куклы сеньора Карабаса" "Веселая румба" "Танец кукол" из сюиты "Золотой ключик" "Дороги" Марш из оперы "Любовь к трем апельсинам" в 4 руки "Монтекки и Капулетти" из балета " Ромео и Джульетта"  "Военный марш" из музыкальных иллюстраций к повести  "Деревенский вальс" Вальс в 6 рук для одного фортепиано "До­ре­ми" "Весёлая прогулка" Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад" в 4 руки "Танец девушек" из балета "Гаянэ" 9 Щедрин Р. В.Пороцкого для 2­ х фортепиано в 4 руки) Кадриль из оперы "Не только любовь" (обработка  7 класс (4 год обучения) Продолжение работы над навыками ансамблевой игры, усложнение задач. Применение навыков, полученных на уроках учебного предмета «Специальность и чтение с листа»; развитие музыкального мышления и средств выразительности; работа над агогикой и педализацией; воспитание артистизма и чувства ансамбля в   условиях   концертного   выступления.   Происходит   приобщение   учащихся   к различным   видам   искусства   что   позволяет   формировать   у   них   социально­ значимые   ценности.   Ребёнок   активно   включается   в   творческий   процесс посредством участия в различных концертах и конкурсах. За   год  необходимо  пройти   2­4   произведения.   В   конце   учебного   года проходит зачет, на котором исполняется 1­2 произведения. "Хабанера" фрагмент из оперы "Кармен" "Венгерский танец №2", "Венгерский танец №5" "Приглашение к танцу" "Вальс­фантазия" Концерт для голоса с оркестром, 1­я часть "Маленькая сюита", "Марш", "Шесть античных эпиграфов" "Славянские танцы" для ф­но в 4 руки "Рэгтайм" "Маленький марш" из цикла " Марионетки", "Полька­галоп" "Мелодия дождей"  "Обручение" (обработка для 2­х ф­но А. Глазунова) "Скарамуш" (пьесы по выбору) "Прекрасная Лапландия" Примерный рекомендуемый репертуарный список: Бизе Ж. Брамс И. Вебер К. Глинка М. Глиэр Р. Дебюсси К. Дворжак А. Джоплин С. Казелла А. Коровицын В. Лист Ф. Мийо Д. Маевский Ю. Мошковский М. Испанский танец №2, op. 12 Мусоргский М. Парцхаладзе М. Вальс Примак В. Прокофьев С. Прокофьев С. Рахманинов С. Римский­Корсаков Н. (переложение П.Ламма для ф­но в 4 руки, ред. А.Руббаха) Слонимский С. Хачатурян А. Хачатурян К. Чайковский П. "Танец кота в сапогах" "Танец девушек", "Колыбельная", "Вальс" из балета "Гаянэ" "Марш Чиполлино", "Погоня", "Помидор", "Галоп"  Скерцо из цикла "Воспоминание о Гапсале" "Колокольные звоны" из оперы "Борис Годунов" Скерцо­ шутка До мажор Танец Феи из балета "Золушка" (обр. Кондратьева) Вальс из балета "Золушка" Ор.11 "Слава" из цикла "6 пьес для ф­но в 4 руки" "Три   чуда"   из   оперы   "Сказка   о   царе   Салтане 10 Шостакович Д. Концертино для 2­ х фортепиано в 4 руки III. Требования к уровню подготовки обучающихся Уровень   подготовки   обучающихся   является   результатом   освоения   который   предполагает программы   учебного   предмета   «Ансамбль», формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:  наличие   у   обучающегося   интереса   к   музыкальному   искусству, совместному   музыкальному исполнительству, самостоятельному музицированию в ансамбле с партнерами;      сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов   для   достижения   наиболее   убедительной   интерпретации авторского   текста,   самостоятельно   накапливать   ансамблевый   репертуар   из музыкальных   произведений   различных   эпох,   стилей,   направлений,   жанров   и форм;    знание ансамблевого репертуара (4­ручный, 2­рояльный); знание художественно­исполнительских возможностей фортепиано; знание   других   инструментов   (если   ансамбль   состоит   из   разных инструментов  –  струнных,   духовых,   народных),   их   особенностей   и возможностей;     знание профессиональной терминологии; наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки; навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма; навыки   по   воспитанию   слухового   контроля   при   ансамблевом музицировании;   навыки использования фортепианной педали в 4­ручном сочинении; наличие   творческой   инициативы,   сформированных   представлений   о методике   разучивания   музыкальных   произведений   и   приемах   работы   над исполнительскими трудностями; IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание 1. Оценка   качества   реализации   учебного   предмета   "Ансамбль"   включает   в себя   текущий   контроль   успеваемости   и   промежуточную   аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 4 по 7 класс.  В качестве средств текущего контроля успеваемости могут использоваться академические зачеты, прослушивания, концерты и классные вечера.  11 Текущий   контроль   успеваемости   обучающихся   проводится   в   счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Формой   аттестации   может   быть   контрольный   урок,   зачёт,   а   также   ­ прослушивание,   выступление   в   концерте   или   участие   в   каких­либо   других творческих мероприятиях. По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация   в   конце   7   класса,   выставляется   оценка,   которая   заносится   в свидетельство об окончании образовательного учреждения.  2. Критерии оценок Для   аттестации   обучающихся   создаются   фонды   оценочных   средств, которые   включают   в   себя   методы   контроля,   позволяющие   оценить приобретенные знания, умения и навыки. Критерии оценки качества исполнения По   итогам   исполнения   программы   на   зачете,   академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале: Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Таблица 3 Критерии оценивания выступления технически   качественное   и   художественно осмысленное   исполнение,   отвечающее   всем требованиям на данном этапе обучения оценка   отражает   грамотное   исполнение   с небольшими   недочетами   (как   в   техническом плане, так и в художественном смысле) исполнение с большим количеством недочетов, а  именно: недоученный текст, слабая техническая  подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.  2 («неудовлетворительно») комплекс   серьезных   недостатков,   невыученный текст,   отсутствие   домашней   работы,   а   также плохая посещаемость аудиторных занятий отражает достаточный уровень подготовки и  исполнения на данном этапе обучения «зачет» (без отметки) Согласно   федеральным   государственным   требованиям,   данная   система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций   того   или   иного   учебного   заведения   и   с   учетом   целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно и точно оценить выступление учащегося. 12 V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации педагогическим работникам 1. Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" ­   подбор учеников­партнеров.   Они   должны   обладать   схожим   уровнем   подготовки   в классе специальности. В   работе   с   учащимися   преподаватель   должен   следовать  принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала.  Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному,   опирается   на   индивидуальные   особенности   ученика   ­ интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки. Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано   в   4   руки)   является   формирование   правильной   посадки   за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет ученик, исполняющий 2 партию). Необходимо   привлекать   внимание   учащихся   к   прослушиванию   лучших примеров исполнения камерной музыки. Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий,  одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее. Необходимо совместно с учениками анализировать  форму произведения, чтобы   отметить   крупные   и   мелкие   разделы,   которые   прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью   общего   представления   о   произведении,   его   смыслового   и художественного образа. Техническая   сторона   исполнения   у   партнеров   должна   быть   на   одном уровне.   Отставание   одного   из   них   будет   очень   сильно   влиять   на   общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа. Важной задачей преподавателя в классе ансамбля должно быть обучение учеников   самостоятельной   работе:   умению   отрабатывать   проблемные фрагменты,   уточнять   штрихи,   фразировку   и   динамику   произведения. Самостоятельная   работа   должна   быть   регулярной   и   продуктивной.   Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием   успешной   игры   становятся   совместные   регулярные   репетиции   с преподавателем и без него. В   начале   каждого   полугодия   преподаватель   составляет   индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать 13 индивидуально­личностные   особенности   и   степень   подготовки   учеников.   В репертуар   необходимо   включать   произведения,   доступные   по   степени технической   и   образной   сложности,   высокохудожественные   по   содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами   в   ансамбле,   чередовать   исполнение   1   и   2   партии   между   разными учащимися. Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов. Помимо   ансамблей   для   фортепиано   в 4  руки  (с  которых   удобнее   всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук). 2. Рекомендации по организации самостоятельной  работы обучающихся С   учетом   того,   что   образовательная   программа   «Фортепиано»  содержит одновременно   три   предмета,  связанные  с  исполнительством   на  фортепиано ­ «Специальность и чтение с листа», «Ансамбль» и «Концертмейстерский класс» ­ учащийся   должен   разумно   распределять   время   своих   домашних   занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить  к  репетициям  с партнером по  ансамблю. После каждого урока   с   преподавателем   ансамбль   необходимо   вновь   репетировать,   чтобы исправить   указанные   преподавателем   недостатки   в   игре.   Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие   намерения,   согласовывая   их   друг   с   другом.   Следует   отмечать   в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания,   а   также   звукового   баланса   между   исполнителями.   Работать   над точностью   педализации,   над   общими   штрихами   и   динамикой   (там,   где   это предусмотрено) VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список рекомендуемых нотных сборников Альбом   для   фортепиано.   Лёгкие   переложения   в   4   руки   для   младших Альбом нетрудных переложений для фортепиано в четыре руки. Вып.2/ 1. классов / Сост. Э.Денисова. ­ М., Музыка,1999 2. Редакция С.Мовчан. ­ М., Музыка,1994 3. классов ДМШ. / Сост. Ю.В.Доля. ­ Ростов н/Д., Феникс, 2005 Альбом   пьес   и   ансамблей   для   фортепиано.   Для   младших   и   средних 14 Вместе   весело   играть.   Фортепианные   ансамбли   и   ансамблики.   Сост. За клавиатурой вдвоем. Альбом пьес для ф­но в 4 руки. Сост. А. Бахчиев, Золотая библиотека педагогического репертуара. Нотная папка пианиста.   Играем с удовольствием. Сборник ф­ных ансамблей в 4 руки/ изд. СПб Ансамбли. Средние классы. Вып.6 / изд. Советский композитор, М.,1973 Бизе Ж. "Детские игры". Сюита для ф­но в 4 руки / М., Музыка, 2011 Барсукова С. " Вместе весело шагать" / изд. Феникс, 2012  Брат   и   сестра.   По   страницам   балетов   П.И.Чайковского.   Вып.4.   Сост. 4. Альбом   ученика­пианиста.   Концерты   и   ансамбли   для   фортепиано. Младшие   и   средние   классы   ДМШ.   Учебно­методическое   пособие   /   Сост. Г.Г.Цыганова. И.С.Королькова. ­ Изд.2. ­Ростов н/Д, Феникс,2010 5. 6. 7. 8. И.Штейнберг / СПб., Северный олень, 1995 9. Е.Алёшина, Е.Никитина, О.Житнухина / СПб., Союз художников, 2011 10. Гудова Е. Хрестоматия по фортепианному ансамблю. Выпуск 3.  11. Классика­  XXI  21 век. Современные мелодии и ритмы. Фортепиано в 4 руки, 2 фортепиано. 12. Е. Сорокина / М., Музыка, 2008 13. 3а   роялем   всей   семьёй.   Популярные   произведения   в   переложении   для фортепиано   в   четыре   руки.   Сост.   Н.В.Андреева,   Л.Н.Индейцева   /   СПб., Композитор, 2002 14. Ансамбли. Старшие классы. Изд. Дека, М., 2002 15. Композитор, 2005  16. 17. 18. руки. / Минск: издательско­творческая лаборатория, 1994 19.   Музыкальная   мозаика   для   фортепиано:   2­3   класс.   Вып.5.   Для   ДМШ. Учебно­методическое пособие / Сост. С.А.Барсукова. Изд. 2­е. Ростов н /Д., Феникс,2007 20. двух ф­но М. Готлиба / М., Музыка, 2007 21. М., Композитор, 2011 22. Сен­   Санс   К.   Карнавал   животных.   Большая   зоологическая   фантазия. Переложение для двух ф­но / М., Музыка, 2006 23. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки / изд. Феникс, 2006 24.   Учитель и ученик. Хрестоматия фортепианного ансамбля/ сост. Лепина Е. Композитор. СПб, 2012 25. Хрестоматия  для  фортепиано  в 4 руки. Младшие  классы  ДМШ.  Сост. Н.Бабасян. М., Музыка, 2011 26. Хрестоматия для фортепиано в 4 руки. Средние классы ДМШ. Сост. Н. Бабасян. М., Музыка, 2011 27.  Играем вместе. Альбом легких переложений в 4 руки / М., Музыка, 2001   Концертные обработки для ф­но в 4 руки /М., Музыка, 2010   Музицируем   вдвоём.   Альбом   переложений   для   фортепиано   в   четыре Рахманинов С. Два танца из оперы "Алеко". Концертная обработка для Репертуар московских фортепианных дуэтов. Сборник. Сост. Л. Осипова.  Хрестоматия фортепианного ансамбля. Вып. 1, СПб, Композитор, 2006 15 Хрестоматия   фортепианного   ансамбля.   Старшие   классы.   Детская 28. музыкальная школа / Вып.1. СПб, Композитор, 2006 29. Чайковский   П.     Времена   года.   Переложение   для   ф­но   в   4   руки   /   М., Музыка, 2011 30. Чайковский П. Детский альбом в 4 руки / Феникс, 2012 31. Школа фортепианного ансамбля. Сонатины, рондо и вариации. Младшие и средние классы ДМШ. Сост. Ж. Пересветова / СПб, Композитор, 2012 2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Благой Д. Камерный ансамбль и различные формы коллективного  музицирования / Камерный ансамбль, вып.2, М.,1996 2. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально­педагогический  процесс. М.,1979 3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле / Музыкальное  исполнительство. Выпуск 8. М.,1973 4. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.,1971 5. Катонова Н. Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра:  диссертация кандидата искусствоведения / Москва, 2002 6. Лукьянова Н. Фортепианный ансамбль: композиция, исполнительство,  педагогика // Фортепиано. М., 2001 7. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М.,1988 8. Ступель А. В мире камерной музыки. Изд.2­е, Музыка,1970 9. Тайманов И. Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра /  ежеквартальный журнал "Пиано форум" № 2, 2011, ред. Задерацкий В. 10.Цуккерман В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М., 1964. 16

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО»  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПО.01.УП.02. АНСАМБЛЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017