Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»
Оценка 4.7

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
6 кл—8 кл
29.04.2018
Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»
Представлен длополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков» Цель: знакомство с военными обрядами казачества, традициями венного мира казаков Забайкалья. В структурном отношении она состояла из двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных миров (культур): военного и гражданского.Цель: знакомство с военными обрядами казачества, традициями венного мира казаков Забайкалья.
attachment_632655564.docx
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение              "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"              с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край     Дополнительный материал к факультативу                «Духовная культура казаков»                                  на тему:     «Обряды военного мира казаков»                                                                                            Трушина Светлана Юрьевна                                                                              учитель музыки Цель:  знакомство   с военными   обрядами казачества,   традициями   венного мира   казаков  Забайкалья.  Если   придерживаться   одной   из   классификаций,   употребляющихся   в антропологии, казачья культура относится к культурам «мужского типа». В   структурном   отношении   она   состояла   из   двух   относительно самостоятельных,   но   взаимосвязанных   миров   (культур):   военного   и гражданского. Основополагающим был военный мир. Он обладал своей культурой, своей системой ценностей, которая через официальные (школа), и неофициальные (семья, народная педагогика) структуры помогала формированию особого типа   личности   ­   воина­защитника.   В   18   лет   осуществлялся   переход   из гражданского в войсковой мир, он сопровождался специальными обрядами (инициациями), важное место в которых занимал образ коня. Ярким примером является обряд «Посадки на коня». Вот как описывает его С.  Былков: Зародившийся в древности казачий обряд «посадка на коня» во времена вольного казачества, до конца XVII века, имел значение перехода детей мужского пола от воспитания женщиной (матерью, бабушкой, старшими сестрами) к воспитанию мужчиной (отцом, дедом, старшим братом). Казачонок, самостоятельно проехавший на лошади без седла, переменным аллюром   и   продемонстрировавший   станичникам   свою   смелость,   силу   и ловкость, уже всерьез рассматривался как воин, которому в случае нужды можно доверить   если   и   не   боевую   работу,   то,   по   крайней   мере,   он   мог   быть коноводом, мог нести сторожевую или обозную службу. Кроме того, мальчик, имеющий физические недостатки или неустой­  чивую психику, не мог в столь раннем возрасте пройти этот своеобразный тест. Позднее, с начала XVIII века и до революции на Дону, Яике (Урал), Тереке и Кубани в период государевой службы казачество а, этот обряд для   семьи   казака   получил   еще   и   экономическое   значение.   Казачатам, «посаженным на коней», т.е. прошедшим первое в своей жизни испытание, станичное Правление нарезало земельный пай. С этого времени родители начинали готовить сыновей к службе. Приобретали амуницию, сбрую, коня и   оружие.  Позже,  когда   мальчики   достигали   12­14­летнего   возраста,  их переводили в разряд «малолеток», т.е. допризывников, и уже планомерно обучали нелегкой военной жизни. Обряд   «посадка   на   коня»   в   разных   местах   проводился   по­разному.   В староказачьих войсках это был сложный и торжественный обряд, которому придавали большое значение не только дети, но и взрослые. «Знающие» люди даже гадали по приметам о том, как сложится служба и жизнь казака. В Забайкалье, особенно в местах, где проживали казаки, поверстанные в 1851 г. из заводских крестьян, это происходило в основном формально, т.е. ежегодно, обычно весной, дети мужского пола наделялись землей, с чем их самих   и   родителей   атаман   поздравлял   и   рекомендовал   «не   тянуть   со справой казаку». Весной   до   перераспределения   сельскохозяйственных   угодий,   обычно   на Пасхальной   неделе,   казаки   собирались   на   круг   (сход).   Накануне   им объявлялась   повестка   круга,   куда   обычно   и   включался   обряд   посадки казачат на коней. Обряд проходил на площади у церкви. Казаки становились в круг. Отец, дядя,   старший   брат   или   крестный,   вводил   за   руку   в   круг   семи, восьмилетнего казачонка ­ «именинника». Оба подходили без шапок. В это время   коновод,   обычно   подросток,   подводил   двух   лошадей,  своего   под седлом, а казачонка ­ без седла, и становился поодаль. После общей молитвы представитель рода казачонка (отслуживший казак, член местной общины) представлял казакам сына, внука, брата, крестника и т.п. со словами: ­Господа старики, атаманы, братья­казаки, разрешите слово молвить! Получив разрешение, продолжал: ­В моей семье (в нашем роду) подрос казак, которому пора готовится к службе. Зовут   его   (имя),   отец   его...   (Ф.И.О.),   (потом   обычно   упоминали знаменитых, уважаемых сородичей, предков казачонка по линии отца). После этих слов старший казак надевал шапку и становился в общий круг, а казачонок с поклоном обращался к казакам: Господа старики, атаманы, казаки! Я ... (Ф.И.О.) казачьего рода. Хочу стать казаком, дозвольте мне сесть на коня. Бегло осмотрев парня и коня, казаки отвечали: «Любо, садись!» Но при этом предупреждали, что если кто упадет с коня или будет ехать только шагом, то в этом году его не примут. Осенив себя крестным знамением, со словами «Господи, благослови раба твоего грешного... (имя)» ­ казачонок надевал шапку, подходил к коню и садился верхом (при помощи своего представителя). Молодые казачата в сопровождении   подростков   ­   старших   друзей,   после   команды   атамана «Вперед, ребята, с Богом!» выезжали шагом на маршрут. Маршрут выбирался удобный для движения на лошадях, обычно вокруг поселка, станицы, по ходу солнца, обязательно мимо кладбищенских ворот, где казачата спешивались, творили поминальную молитву о предках, прося их благословения. В виду круга казачата пускали коней в галоп, но подъезжали уже шагом. Сопровождающий урядник из старших казаков с коня докладывал кругу ­ сколько выехало и сколько приехало казачат. Атаман командовал: ­Слезай!   Казачата,   ко   мне!   Казачата   спешивались,   отдавали   коней товарищам, сняв шапки, подходили к атаману, священнику и старикам, от которых   получали   наказы.   Первым   наказ   давал   почетный   старик,   он старался   кратко,   но   доступно,   используя   примеры   из   жизни,   предания, рассказать о казачьих обычаях, Законах казачьего Братства, о том, как они должны соблюдаться в быту и на войне. Вторым говорил атаман, который в своей речи растолковывал, чему служат казаки, их права и обязанности. В   заключение   напутствовал   священник,   который   призывал   спасать   свою душу, т.е. жить по православию, всегда, везде и во всем хранить и защищать веру. Затем, встав лицом к востоку, казачата давали торжественное обещание быть   достойными   Славы   предков,   соблюдать   Закон   казачьего   Братства, жить по православной вере, защищать Отечество. (Текст обещания читал старший,   а   казачата   повторяли   за   ним).   После   обещания   казачата подходили   по   очереди   под   благословение   к   священнику,   где   целовали крест   или   икону,  к   почетному   старику,   к   атаману.   Атаман   трижды:   по плечам и по спине, стегал каждого нагайкой с приговором: ­Помните это крестное целование. Теперь вы ходите не только под богом, но и под атаманом. Ваше горе ­ наше горе! Ваша слава ­ наша слава! Отныне в добром деле казаки вам помогут, а за худое спросят, дорожите своим словом, в нем ваша честь. Аминь. Затем атаман командовал: ­На молитву, шапки долой. Читали молитву Господню «Отче наш». Вновь команда: ­Принятым казакам пройти к писарю для записи в станичную книгу. Казачата подходили к писарю ­ представлялись: ­Господин писарь, казак (Ф.И.О.) прибыл для записи в станичную книгу. После записи казачата принимали поздравления, подарки и впервые на правах взрослых мужчин приглашали товарищей к себе в гости праздновать событие. Женщины семьи казачонка принимали товарищей сына, накрывали стол,   памятуя   о   том,  что   ребятам   наверняка   придется   вместе   служить, делить не только хлеб­соль, но и опасности, может статься, кто­то из них в будущих боях спасет жизнь их сына, внука, брата. С того дня казачонок принимал участие в мужских делах и забавах: учился военному ремеслу, работал в поле с отцом, ездил на охоту, рыбалку. На масленицу, во время кулачного   боя,   мог   становиться   в   «стенку»   своей   улицы,   чего «непосаженому» делать не разрешалось. Побратимство - особая древняя обрядность, которая делала друзей, чаще  всего однополчан, «братьями в духе». У казаков побратим приравнивался, а зачастую и почитался ближе родных братьев. Чаще всего побратимом становились люди, долгое время знающие друг друга, пережившие вместе какие­то крупные невзгоды, или когда один спас другого. Обычай предоставлял побратимам огромные духовные права, но накладывал тяжелые обязанности. Так, в древности побратим, если он был не женат, обязан был после смерти друга жениться на его вдове. Обязанность побратима приходить на помощь всеми силами и средствами даже  без  зова, собственно, и  делает  побратимство  важнейшим   обычаем. После   смерти   одного   из   побратимов   другой   обязан   заботиться   о   его родителях и детях как о своих. В   качестве   закрепления   побратимства   казаки   обмениваются   нательными крестами, читают молитву Символ Веры, положа друг другу руки на плечи. Затем   троекратно   целуются   и   далее   идут   в   церковь   к   исповеди   и причастию. Никаких клятв не произносят. И часто никому о побратимстве не говорят. Источники: 1.Вопросы традиционной культуры.  2009.  Вып. 2. Казачество: духовная  культура / Сост.: Карпова М.М., Филатченко И.А. ­ Чита: УМЦКиНТ,  2009. ­ с. 2.     «История казачества Александрово ­Заводского района»: Буклет. – 2006 3. Константинова Н.Н.  Из истории Забайкальского казачества.­ Чита, 1995.

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу «Духовная культура казаков» на тему: «Обряды военного мира казаков»

Дополнительный материал к факультативу    «Духовная культура казаков»    на тему:     «Обряды военного мира казаков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018