"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
Оценка 4.6

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
1 кл
08.05.2017
"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
Программа коррекции разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта начального общего образования детей с ОВЗ. Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Дорожная карта.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №8 __________________ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ 1­ В КЛАССА МБОУ СОШ №8 Ф.И.О. обучающегося срок реализации: 1 год 2016­2017 учебный год Составитель: педагог­психолог Смыкова Елена Сергеевна Пояснительная записка.                     Программа   коррекции   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального Государственного   Стандарта   начального   общего   образования   детей   с   ОВЗ.                     Программа   направлена   на   обеспечение   коррекции   недостатков   в   физическом   и   (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. К числу общих   недостатков   развития,   характерных   для   всех   категорий   детей   с   ограниченными возможностями,  относятся: замедленное и ограниченное восприятие; недостатки развития моторики; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; недостаточная по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатки   в   развитии   личности   (неуверенность   в   себе   и   неоправданная   зависимость   от окружающих,   низкая   коммуникабельность,   эгоизм,   пессимизм   и   неадекватная   самооценка, неумение управлять своим поведением). Поэтому   у   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   при   поступлении   в   школу проявляетсянедостаточный уровень социальной и психолого­педагогической готовности к школе:            нежелание идти в школу, отсутствие учебной мотивации; недостаточная   организованность   и   ответственность   ребенка;   неумение   общаться   и адекватно вести себя; низкая познавательная активность; ограниченный кругозор; низкий уровень развития речи; несформированность   психофизиологических   и   психологических   предпосылок   учебной деятельности; несформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности; недоразвитие произвольного внимания, слабая произвольность деятельности; недостаточное развитие мелкой моторики руки; несформированность пространственной ориентации, координации в системе «рука­глаз»; низкий   уровень   развития   фонематического   слуха   (умение   различать   отдельные   звуки   в речевом потоке, выделять звуки из слогов).            Программа сопровождения обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в  их физическом и психическом развитии;  осуществляет индивидуально ориентированную медико­ психолого ­педагогическую помощь  детям с ОВЗ с учётом особенностей психического развития и индивидуальных возможностей  детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную   программу; обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Базовыми документами для создания программы являются: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (Закон РФ от 10.07.1992 N 3266­1ред. от  27.12.2009); 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; Цель программы: обеспечение оптимального развития обучающихся с ОВЗ и их успешная  интеграция в социум.  Задачи      предупреждение возникновения проблем развития ребенка;  помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации. развитие психолого­педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся,  родителей, педагогов; подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения всеми специалистами для  каждого ребенка с ОВЗ с учетом уровня его психофизического и речевого развития. Планируемые результаты коррекционной работы.        Универсальные компетенции ребенка с ограниченными возможностями здоровья,     формирующиеся в процессе реализации программы коррекционной работы: умение организовывать собственную жизнедеятельность по достижению состояния  индивидуального благополучия (соматического, психологического и социального) с учетом  возможностей своего здоровья; умение активно включаться в совместную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и  взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья как  социокультурного феномена; умение воспринимать и переводить в личностные смыслы информацию по  здоровьесберегающей тематике в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми  людьми. Личностные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья в результате реализации  программы коррекционной работы:    активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и  укрепления личного и общественного здоровья; проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных  ситуациях риска нарушения здоровья в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми; проявление дисциплинированности и упорства в образовательной деятельности для  достижения значимых личных результатов при условии сохранения и укреплении личного  здоровья. Схема индивидуального сопровождения обучающегося Психолог Социальный педагог Педагоги Диагностический этап Познавательное развитие, эмоционально­ волевая сфера, мотивация к учению  Социальный статус обучающегося, семьи Степень потенциальных возможностей ребенка: зрительное восприятие; пространственная ориентировка, осязание и др.; уровень предметных знаний  ПМП консилиум (согласование позиций по сопровождению обучающегося) Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) Реализация ИОМ осуществляется комплексно с привлечением родителей Комплексное сопровождение Обучающегося 1. Создание   организационных обучения. 2. Сопровождение специалистами специальных   условий   ребенка 3. При  необходимости разработка:   индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы   1. Согласование   действий сопровождению   по ребенка. 2. Помощь   в   проведение адаптационных   и   иных мероприятий по социализации ребенка.   3. По   желанию   оказание психологической помощи Семьи Педагогов 1. Обучение   приемам индивидуальной работы с учетом   особенностей ребенка. 2. Психологическая помощь Промежуточная  диагностика Рекомендации на 2017­2018 учебный год ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ «РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ И КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА» Используемый УМК № п/п 1. 2. Авторы, пособия Серии «Рабочая тетрадь» (память и внимание; развиваем  графические навыки; прописи в клеточку; логика: найди  отличия.) Издательство М.: «Стрекоза», 2013 Рабочая тетрадь: «Ориентировка в пространстве» ЧП  Бурдина С.В. Весна­Дизайн, 2005 №  п/п Наименование  раздела, темы  занятия Диагностика 2 часа Обследование  когнитивной и  моторной сферы Обследование  когнитивной и  моторной сферы Сенсорное развитие 3 часа Элементы  содержания  занятия Основные виды  коррекционной  работы Планируемые  результаты Примечания/ Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях Дата  Выполнение  учеником заданий в  соответствии с  протоколом  обследования. Выполнение  учеником заданий в  соответствии с  протоколом  обследования. диагностический диагностический Выявление  особенностей  психических процессов  и школьно­значимых  ЗУН. Выявление  особенностей  психических процессов  и школьно­значимых  ЗУН. Развитие сенсорных  эталонов основных  цветов и их оттенков Работа с цветными  полосками. Различие их по цвету. Сенсомоторное  развитие Формирование  представление о  ритмическом зри­ тельном ряде Воспроизведение  различных сочетаний из цветных полосок. Сенсомоторное  развитие Дифференцировать  основные цвета и  оттенки и называть их. Продолжать заданный  ритмический ряд на  основе чередования его  элементов. Развитие  тактильного  восприятия. Определение на  ощупь поверхности  предметов. Сенсомоторное  развитие Определять на ощупь  поверхность предметов,  оречевлять свои  1 2 3 4 5 ощущения. Обводить по пунктиру,  по опорным точкам или  писать линии по образцу Сенсомоторное  развитие Сенсомоторное  развитие Обводить, штриховать и раскрашивать фигуру в  трафарете. Развитие графо­моторных навыков 2 часа Совершенствование  графических  навыков. Совершенствование  графо­моторных  навыков Обводка  линий  (дорожек,  заборчиков) разной  конфигурации по  показу/по опорным  точкам с  использованием  образца. Рисование,  штриховка  (различная) и  обводка по  трафарету  (внутреннему или  внешнему). Развитие зрительно­моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений) 1 час Совершенствование  зрительно­моторной  координации рук. Воспроизведение  ритмического  рисунка (цветового  ритма,  геометрического  ритма) на мозаики,  тетради и т.д Сенсомоторное  развитие Продолжать заданный  ритмический ряд на  основе чередования его  элементов. Формирование пространственных представлений 2 часа 6 7 8 Формирование  пространственных  отношений,  выраженными с  помощью предлога  «на» Формирование  пространственных  отношений,  выраженными с  помощью предлога  «под» Моделирование   пространственных  отношений в  пространстве, на  плоскости по  плоскостному и  объемному образцам  и по словесной  инструкции Моделирование   пространственных  отношений в  пространстве, на  плоскости по  плоскостному и  объемному образцам  и по словесной  инструкции Понимать значение  предлога «на»,  использовать его в своей речи по образцу Пространственные представления Понимать значение  предлога «под»,  использовать его в своей речи по образцу Пространственные представления Развитие зрительно­моторной координации и мелкой моторики (совершенствование движений) 2 часа Развитие зрительно­ моторной  координации. Разложение целого  на составные части.  Составление целого  из отдельных частей. Сенсомоторное  развитие Развитие зрительно­ моторной  координации рук. Конструирование из  цветных палочек,  геометрических  Сенсомоторное  развитие Понимать что предмет  может состоять из  отдельных частей.  Видеть и раскладывать  на отдельные части  предмет, составлять из  частей целое. Осознание возможности  творить.  Конструировать  9 10 11 12 Сенсорное развитие 1 час Развитие зрительного восприятия. фигур и полосок  бумаги. Поиск фигур в  наложенных  контурах, их  обводка и  раскрашивание Сенсомоторное  развитие некоторые объекты из  предложенных  материалов. Тренировка визуальной  концентрации, развитие  зрительного восприятия, устойчивости  произвольного  внимания. Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 4 часа Развитие слухового  внимания и памяти Развитие  непосредственной  вербальной памяти. Развитие умения  анализировать и  сравнивать образец. Различение  различных звуков без зрительной опоры,  игры на слуховую  память. Поиграем в  «индейцев»; Угадай, кто говорит; У кого ряд длиннее? Найди одинаковые Где ошибся  Буратино? Одинаковые ли  бусы? Коррекция  психических  процессов Коррекция  психических  процессов Коррекция  психических  процессов Тренировка слухового  внимания, памяти,  устойчивости внимания  и самоконтроля. Тренировка слуховой  памяти, устойчивости  внимания и  самоконтроля. Анализировать и  сравнивать образец по  заданию учителя,  находить или искать  сходства и различия. 13 14 15 16 Найди образец Развитие зрительной  памяти. Нарисуй по памяти; Выполни правильно; Коррекция  психических  процессов Формирование пространственных представлений 2 часа 17 18 19 Формирование  пространственных  отношений,  выраженными с  помощью предлога  «в» Формирование  пространственных  отношений,  выраженными с  помощью слов  «вверх», «вниз» Моделирование   пространственных  отношений в  пространстве, на  плоскости по  плоскостному и  объемному образцам  и по словесной  инструкции Моделирование   пространственных  отношений в  пространстве, на  плоскости по  плоскостному и  объемному образцам  и по словесной  инструкции Сенсорное развитие 3 часа Тренировка зрительной  памяти, устойчивости  внимания и  самоконтроля. Понимать значение  предлога «в»,  использовать его в своей речи по образцу Пространственные представления Понимать значение слов «вверх/вниз»,  использовать их в своей  речи по образцу Пространственные представления 20 21 22 23 Дифференциация  представлений о  круге и квадрате. Дифференциация  представлений о  треугольнике, круге,  квадрате. Формирование  представлений о  геометрической  фигуре:  прямоугольник. Обследование круга  и квадрата с  помощью зрительной и осязательной  систем. Сравнение.  Обводка,  раскрашивание. Обследование  треугольника, круга  и квадрата с  помощью зрительной и осязательной  систем. Сравнение.  Рисование по  опорным точкам. Обследование  прямоугольника с  помощью зрительной и осязательной  систем. Рисование по клеточкам,  раскрашивание. Сенсомоторное  развитие Узнавать и называть  фигуру круг, квадрат.  Знать отличия. Сенсомоторное  развитие Узнавать и называть  фигуру треугольник,  круг, квадрат. Знать  отличия. Сенсомоторное  развитие Узнавать и называть  фигуру прямоугольник.  Рисовать по опорным  точкам. Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 3 часа Развитие  понятийного  мышления Называние  предметов одним  обобщающим  словом, нахождение  лишнего понятия  Коррекция  психических  процессов Расширение пассивного  и активного словаря;  умения подбирать  обобщающее слово 24 25 26 27 Развитие мышления Развитие мышления,  навыка группировки среди других. Раскладывание серии картинок в  правильной  последовательности,  составление по ним  рассказа Группировка  предметов по  основным признакам  (цвету, форме,  величине и др.) Развитие графо­моторных навыков 2 часа Развитие  произвольного  управления  графическими  движениями Развитие  графического  навыка, рисование  объектов с натуры. Обводка с помощью  трафарета по показу  предметов из  «геометрических  фигур»: елки, дома,  солнца, мяча  и  т.д.), а  их  раскраска без  трафарета Рисование «дорожки, заборчиков»,  геометрических  фигур  предварительно  построенных  ребенком из палочек, Коррекция  психических  процессов Устанавливать или  понимать простейшие  причинно­следственные  связи Коррекция  психических  процессов Группировать предметы  по основным признакам  (цвету, форме, величине и др.) Сенсомоторное  развитие Использовать трафарет  для рисования  предметов, состоящих  из геометрических  фигур в трафарете Сенсомоторное  развитие Развитие зрительно­ пространственного  опыта ребенка,  совершенствование  графического навыка.  Умение  срисовывать/переносить кирпичиков разного  цвета по образцу объемные предметы на  плоскость листа. Коррекция психической деятельности (памяти, внимания, мышления) 2 часа Развитие мышления:  процессов анализа Найди отличия Дорисуй  недостающие детали Коррекция  психических  процессов Развитие мышления:  процессов анализа и  синтеза Разложение  предмета на  составные части и  составление его из  отдельных частей. Коррекция  психических  процессов Формирование пространственных представлений 2 часа Находить отличия.  Актуализация  мыслительной  деятельности ребенка,  развитие произвольного  внимания. Собирать и  раскладывать на части  целые предметы.  Вычленять детали. Пространственные представления Ориентироваться на  листе бумаги (вверху,  внизу, центр, справа,  слева, др) Ориентировка на  листе бумаги Моделирование   пространственных  отношений на  плоскости по  плоскостному и  объемному образцам  и по словесной  инструкции (вверху,  внизу, центр, справа,  слева, др) 28 29 30 31 32 33 Ориентировка листе диагональная линия   на бумаги:   Пространственные представления   Графический диктант с использованием   всех направлений диагональных линий. Ориентироваться   на листе   бумаги   (вверх, вниз,   вправо­влево,   по диагональным сторонам) Диагностика 2 часа Обследование когнитивной   моторной сферы  Обследование когнитивной   моторной сферы  и и Выполнение учеником   заданий   в соответствии с протоколом обследования.   Выполнение учеником   заданий   в соответствии с протоколом обследования.   диагностический диагностический Выявление   динамики развития   психических процессов   и   школьно­ значимых ЗУН. Выявление   динамики развития   психических процессов   и   школьно­ значимых ЗУН.

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)

"Дорожная карта" психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2017