Древние мыслители о мире человека
Оценка 4.9

Древние мыслители о мире человека

Оценка 4.9
Карточки-задания +3
docx
обществознание
10 кл—11 кл +1
29.01.2017
Древние мыслители о мире человека
Публикация является частью публикации:
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.docx
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА       Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение,  некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас  также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках  истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в  нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит  никакой логики. Подробнее об отличии мифа от сказки и предания вы сможете узнать,  прочитав отрывок из источника, помещенный в конце параграфа.       Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как  часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа  не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками.  Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них  проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем  назвали мифологическим сознанием.       Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как  воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и  закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который,  перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и  понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между  нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным,  стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили  явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на  внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на  ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и  впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значительными.  Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном  месте, надеясь на откровение во сне.       Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и  как это происходит? Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос:  кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие. Прошел  благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — кто­то пожелал  ему смерти.       Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени. Сама идея времени не  абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни:  рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.       Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены  борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась  ритуальная сторона жизни древнего человека.       Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии  коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день  нового года праздновалось открытие нового храма.       Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия,  религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического  мышления сохраняются в массовом сознании по сей день.

Древние мыслители о мире человека

Древние мыслители о мире человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017