«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»
Оценка 4.8

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
5 кл
13.03.2017
«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»
Одной из проблем современности считается духовный кризис нашего общества. Все заметили, что теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности: патриотизм, милосердие, любовь к ближнему и т.д. Музыкальный диссонанс незаметно травмирует юные души. Вводит их в мир отрицательных ощущений, вот отсюда и проявление агрессии, жестокости, насилия. Но, к счастью, в нашей жизни сохранились некоторые островки подлинной Гармонии. Один из них - духовная музыка.
научно 2.docx
НАУЧНО­ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?» СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение. 2.Обоснование темы, цели и задачи исследования. 3.   Основная часть. а. Музыкальные вкусы школьников. б.Понятие духовной музыки в.История и становление русской духовной музыки. г.Вклад отечественных композиторов, исполнителей в развитие  русской духовной музыки. 4. Заключение. 5.Список используемой литературы, интернет ресурсов. «Как гимнастика укрепляет тело, так музыка выпрямляет душу» В. А. Сухомлинский  1. ВВЕДЕНИЕ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Одной   из   проблем   современности   считается   духовный   кризис   нашего общества.   Все   заметили,   что   теряются   связи   с   вековыми   традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности: патриотизм, милосердие, любовь к ближнему и т.д. Музыкальный диссонанс незаметно травмирует юные души. Вводит их в мир отрицательных ощущений, вот отсюда и проявление агрессии, жестокости, насилия. Но, к счастью,   в   нашей   жизни   сохранились   некоторые   островки   подлинной Гармонии. Один из них ­ духовная музыка. Цель работы: расширить объем знаний о духовной музыке, её роли в развитии культуры русского народа.   Я, поставила такие задачи; как изучение истории возникновения и развития духовной музыки, исследование музыкальных увлечений школьников сегодня, изучение отношения современных музыкантов к духовной музыке. Всем известно, что духовная жизнь ­ это основа человеческой жизни. Самую тяжелую боль человек испытывает в своей душе. Самую сильную высокую радость он тоже ощущает не телом. Но с какой стороны подступиться к этому невидимому миру? Самый надежный, с моей точки зрения путь – это музыка. Она принуждает радоваться и плакать, способна объединять людей, очищает душу от всего несуществующего, поднимает нас к высотам понимания смысла жизни. Музыка способна возродить, излечить душу человека. О духовном возрождении сейчас говорят много. Это сегодня модно. В 21 веке строится много новых храмов,  реставрируются старые, в церквях есть состав певчих ­ людей, которые по зову души пришли в храм. Многие приходя в храм, стоят, молятся, ставят свечи, слушают церковный хор. От души  это или ради моды? А то ведь получается, как в одной из песен А. Макаревича: «… Стал   овечкою,   встал   со   свечкою…».   Так   способна   ли   духовная   музыка сделать человека, проще, чище, милосерднее?  2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. а.   Музыкальные вкусы школьников. Я провела социологический опрос учащихся 5­8 классов «Музыкальные вкусы школьников». И  выявила, 28%  анкетируемых  предпочитают  отечественную эстраду;   71%   ­   зарубежную;   52%­классическую;   38%   ­   народную   музыку; 19%­духовную   (церковную)   музыку;   42%   слушают   авторскую   музыку. Анкетирование учащихся о том, какая музыка ­ зарубежная или отечественная ­ показало: воздействие музыки отечественной сильнее,  тексты песен играют огромную   роль;   слушая   зарубежную   поп­   и   рок­музыку,   подростки концентрируют   внимание   на   мелодии,   ритмических   и   аккустических эффектах,   совершенно   не   задумываясь   о   содержании   музыкального произведения. А ведь есть музыка, которая лечит душу, музыка, способная затронуть   за   живое…  Это  духовная  музыка.  Возникает   вопрос:  «Духовная музыка: мода или необходимость?».  «Духовная музыка ­ это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначена для исполнения во время церковной службы (канты, духовные стихи и песни)». Апостол Павел учил, что человек состоит из тела, души и духа.  б. Понятие духовной музыки Когда и где появилась духовная музыка? В книге Бытия говорится, что Иувал был   первым   изобретателем   гуслей   и   свирели.   Музыка   выражает   чувства радости, печали.       Христианская духовная музыка появилась в начале нашей эры (в 1 веке), в Палестине этот вид музыки стал стремительно развиваться.    Мелодическое   унисонное   пение   без   сопровождения   (  acapella)   появилось вскоре   после   Рождества   Христова.   Своим   возникновением   оно   всецело обязано Господу нашему Иисусу Христу, который и освятил его не только своим   присутствием   ,   но   и   участием   в   пении   псалмов.   Особым   этапом   в развитии христианской гимнографии   и песнетворчества стал  IV  век, когда христианская   церковь   была   признана   Римским   государством.   По   всей империи стали строиться храмы, в которых отныне открыто   совершались богослужения   .   Святой   Ефрем   Сирин   воспевал   подвиги   христианских мучеников   в   своих   гимнах   ,   Святитель   Иоанн   Златоуст,   архиепископ Константинополя, создал систему осмогласия (пение на 8 гласов). Святители Василий Великий и Амвросий Медиоланский , святой Роман Сладкопевец и многие  другие трудились над церковными гимнами. Основными музыкально­ поэтическими   формами   византийского   пения   являлись   тропарь,   кондак, канон.   Наиболее   известный   гимнограф   этого   времени­   святой   Роман Сладкопевец  . Он  жил    в  V­VI  веках.  Из  жития  узнаем,  что  он    получил откровение во сне от Пресвятой Богородицы  и, восстав ото сна , стал слагать непревзойденные   по   совершенству   православные   гимны   .   Святой   Роман Сладкопевец является автором более 1000 кондаков. в.  История возникновения и становления русской духовной музыки. В   988   году   в   греческом   городе   Корсуни(   Херсонесе,   близ   Севастополя) Киевский князь   Владимир принял крещение и, вернувшись в Киев, крестил свой народ. Вместе с князем в Киев  из  Византии приехал епископ Михаил и множество священников, которые, в своем большинстве , по происхождению были славянами , воспринявшими греческую культуру. Именно они строили на Руси первые храмы, писали первые иконы, открывали первые школы, в том числе певческие г.  Вклад отечественных композиторов, исполнителей в развитие русской духовной музыки. В   18­19   веках   было   огромное   влияние   немецкой,   итальянской   церкви, протестантского,   Русские   композиторы   Д.С. Бортнянский,   М.   И.   Глинка,   П.   И.   Чайковский   и   другие   сделали   все   для сохранения национальных основ русской духовной музыки.    католического   стиля. О   церковной   музыке   Чайковский   сказал,   что   это   «огромное   и   еще   едва тронутое поле деятельности». Он написал цикл: «Литургии святого Иоанна Златоуста»   (1878)   ,   «Всенощному   бдению»   (1882).   Без   подлинного религиозного чувства композитор не мог бы создать духовной музыки.  С 1917 года развитие русской духовной музыки существенно замедлилось, но и   в   это   время   находились   композиторы,   не   поддавшиеся   атеистическому напору   и   создавали   духовную   музыку.   Пример:   С.   В.   Рахманинов.   В   его музыке   есть   и   символизм,   и   русская   задушевность,   и   элементы   джаза,   и христианские мотивы. Музыку Рахманинова отличают духовные свойства ­ исповедальность.   «   Я   люблю   церковное   пение…ведь   оно,   как   и   народные песни,   служат   первоисточником,   от   которого   пошла   вся   наша   русская музыка»,­   сказал   С.   В.   Рахманинов.   Присутствие   колокольности   в   музыке Рахманинова наводит на мысль о его близости к православной христианской вере. В поэме «Колокола», в «Симфонических танцах» просматривается идея о том, что путь к Богу   ­ путь непростой, но он светел и свят. «Всенощное бдение»   Рахманинова   ­   произведение   сложное,   но   искреннее,   стройное, гармоничное.   Это   произведение   светского   человека   по   праву   считается духовным. Духовная музыка­это величайшее художественное наследие нашего народа. Особый внутренний  строй, чистота, открытость, ясно очерченная мелодия, строгий, спокойный ритм, благозвучные аккорды, в которых сливаются все голоса   хора   ­   характерные   черты   духовной   музыки.     В   начале   21   века духовная   музыка   вновь  зазвучала   в  концертных  залах,  по   радио   и  ТВ,  мы услышали   церковные   хоры,   в   храмах   зазвучали   колокола,   которые   были запрещены с 1918 года. В 1992 году в Саратове была создана первая школа звонарей, у нас в Сибири наиболее известна школа звонарей в Новосибирске.  Так   в   чем   же   предназначение   духовной   музыки?   Что   это:   дань   моде   или необходимость? Изучив историю развития духовной музыки, обращение к ней великих композиторов, я пришла к выводу, что для русского человека это необходимость.   Приобщение   к   духовной   музыке   дает   знание   истории   и культуры   своей   страны,   помогает   сберечь   взаимосвязь   поколений, способствует   воспитанию   в   молодежи   любви,   сострадания, добропорядочности, развивает чувство красоты и гармонии. Духовная музыка никогда   не   подтолкнет   ни   к   алкоголизму,   ни   к   наркомании,   ни   к   другим грехам и порокам, ведь она согрета любовью к людям, направлена к душе человека и одновременно соединяет его с Богом.  Духовная   музыка   бессмертна,   а   значит   востребована   и   необходима   во   все времена. Сердце русского человека всегда тянулось к красоте православных песнопений. Сегодня, к счастью, духовная музыка возвращается из небытия. Каждый   человек   волен   выбирать,   что   ему   ближе.   Хорошо,   что   в   наше неспокойное  время  у многих  эстрадных  звезд  появились   песни, в  которых присутствует   глубокое   уважение   к   христианской   вере,   например   песня   О. Газманова «Мой Храм», у группы «Белый орел» песня «Храмы России», у Байкова «Пресвятая Богородица». Молитва это общение человека с Богом, общение двух любящих, это слова Митрополита Лонгина (2011г.). Примером того, как человек может прийти к Богу не ради модных тенденций, пиара и прочего, а по велению сердца. Песня Н. Носкова «Не осуждай меня, Господь» не дань моде, а настоящий крик души человека, узнавшего истинные ценности жизни.   Для   него,   как   и   многих   из   нас,   это   Родина,   Бог,   близкие   люди, милосердие, покаяние, добро. 4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. А как сейчас воспринимает духовную музыку мое поколение? С ней мы знакомимся   на   уроках   музыки.   Я   провела   небольшое   исследование   в   5­8 классов. Не смотря на увлечение рок, поп­музыкой, в пятерку предпочтений вошла  духовная музыка, школьники отмечают, что «она помогает в тяжелую минуту,  способствует   успокоению   души», «учит  добрым   поступкам», «она необходима   людям».  Но   есть   несколько   подростков,   которые   относятся   к духовной   музыке   «нейтрально»,   или   «не   понимают   ее».   Каждый   человек должен работать над собой в духовно­нравственном направлении. Тексты на библейские   сюжеты,   стройный   хор,   красота   и   гармония   обогащают   людей духовным теплом. В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить,   это   способна   сделать   духовная   музыка.   Это   музыка   до   того искренняя, что с ней можно говорить как с невидимым собеседником о самом сокровенном. Так может это быть модой? Это безусловно необходимость. Мой дедушка,                               и бабушка                          Служат богу  и привили мне любовь. Дедушка – звонарь. 5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ. 1. Мартынов   В.   И.   История   богослужебного   пения.   М.,   РИО Федеральных архивов, Русские огни, 1994.­240 с. 2. Рапацкая Л. А. История русской музыки: От Древней Руси до  « Серебряного века», М., гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г.­384 с. 3. Википедия.   Свободная   энциклопедия.   Электронный   ресурс   . Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/ 4. http:www.muzico.ru 5. Библейская энциклопедия. Издание Свято – Троице – Сергиевой Лавры 1990 г.

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»

«ДУХОВНАЯ МУЗЫКА. МОДА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017