"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Оценка 4.6

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
02.05.2017
"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников. Постановка данной цели предполагает решение следующих задач: - обосновать задачи и принципы воспитания школьника; - выявить методы и приемы воспитания школьников; - показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников. Постановка данной цели предполагает решение следующих задач: - обосновать задачи и принципы воспитания школьника; - выявить методы и приемы воспитания школьников; - показать эффективность современной технологии воспитания в общеобразовательной школе.
Биссараб О.Н-1..doc
Биссараб Ольга Николаевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Москаленского муниципального района Омской области «Гимназия имени Горького А.М.» ДУХОВНО­НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Воспитание   является   одним   из   ведущих   понятий   в   педагогике.   В   ходе исторического   развития   общества   и   педагогики   определились   различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего, различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов   и   воспитанников   для   реализации,   целей   образования   в   условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Воспитанию   подрастающего   поколения   придавалось   важное   значение   во все времена, но особенно сегодня,  в современных условиях введения ФГОС. И в связи с актуальностью выбранной мной темы, я перед собой поставила цель Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии   как   средства   воспитания   направленного   на   формирование   и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности школьников. Постановка данной цели предполагает решение следующих задач: ­ обосновать задачи и принципы воспитания школьника; ­ выявить методы и приемы воспитания школьников; ­   показать   эффективность   современной   технологии   воспитания   в общеобразовательной школе. Я   думаю:   если   подойти   к   работе   по   воспитанию   школьников   по современной   технологии   то   процесс   воспитания   можно   сделать   более естественным,   эффективным.   Можно   предположить,   что   если   на   основе базисной   программы   разработать   комплекс   занятий,   направленный   на совершенствование   работы   по   воспитанию   школьников,   то   можно   получить следующие результаты:  ­ повысить уровень развития школьников;  ­обеспечить комплексный подход к гармоническому развитию школьников;  ­ повысить эффективность воспитания у детей познавательного интереса. В своей работе  использую такие методы, как  изучение педагогической и методической литературы, наблюдение за деятельностью школьников,  опросы и анкетирование, проведение диагностик, провожу лектории для родителей по духовно – нравственному воспитанию детей в семье. Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в   системе   нравственного   воспитания   в   условиях   школы,   семьи,   общества. Школьная воспитательная система   включает поставленные обществом цели, материальную   базу,   необходимую   для   их   осуществления,   совокупность процессов,   направленных   на   решение   учебно­воспитательных   задач. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных мероприятий: так в первом классе я проводила часы общения направленные на духовно­нравственное   воспитание   «Кто   такой   настоящий   друг»,   «Наши младшие   друзья»   и   т.д.  Для   выявления   уровня   развития   духовно   – нравственных   качеств   у   младших   школьников     я  проводила   анкетирование диагностирование   «Нравственные   понятия».   С   Результатами   вы   можете ознакомиться  в «Диагностических материалах». Во   втором,   в   третьем     классах   продолжала   работу   по   духовно нравственному   воспитанию   через   часы   общения   «Герой   моей   семьи»,   «Что такое хорошо и что такое плохо», «Будьте добрыми и человечными»  и т.д. Для выявления нравственных представлений уч­ся мной проводилось тестирование «Размышляем   о   жизненном   опыте»   для   младших   школьников   (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В.   Павловой,   Е.Н.   Степановым).,   результаты   в   «Диагностических материалах».   Также   в   прошлом   учебном   году   я   провела   открытое   занятие «Урок толерантности. Мы разные, но мы вместе». Так   же   работая   в   данном   направлении,   я   проводила   лектории   для родителей,   в   которых   были   освещены   следующие   вопросы   «Духовно   — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье», «Духовно­нравственное развитие личности в школе и семье" и т.д. Внимание уделяется  также анализу недостатков, выявленных практикой воспитательной работы в прошлом.  Я формирую банк данных с результатами опроса,   анкетирования   и   диагностики.   После   обработки   поступившей информации   формулирую   цель   любого     воспитательного   мероприятия   по алгоритму:   состояние   коллектива   и   отдельных   личностей   —   возможности педагога и школьников — определение цели и конкретных задач. Для выявления уровня развития духовно­нравственных качеств у младших школьников я  взяли за основу  свой классный коллектив. Я  хотела  выяснить категориальную   структуру   нравственности.   Для   этого     попросила   младших школьников   пояснить,   как   они   понимают   предъявленные   им   слова.   Из опрошенных   было   29   второклассников   11   девочек   и   18   мальчиков.   Опрос проводился индивидуально. Объяснили все понятия  27 человек (10 девочек и 17 мальчиков), отказались это делать 2 человека (1 девочка и 1 мальчик). Первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость». Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга». В толковании «зла» можно выделить  три группы  ответов: первая, наиболее многочисленная,   связана   с   действием   –   «это   когда   бьют»,   «когда   человек делает что­нибудь плохое». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого   человека   («это   злой   человек»)   или   самого   себя   («это   я,   когда плохой»).  Третья   группа   вновь   представляет   только   эмоциональную   оценку явления: «это плохо». «Добро» в представлении отвечающих – «когда делают добрые дела», «всем помогаешь». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано, прежде всего, с помощью,   для   вторых   –   с   отсутствием   внешних   конфликтов.   Некоторые первоклассники   говорили,   что     «добро   –   это   когда   нет   зла».   Ответов, связанных   только   с   эмоциональной   оценкой   предъявленной   категории,   не наблюдалось. Несмотря на то, что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладающее   большинство   учащихся,   их   понимание   далеко   от действительного. В связи с данными исследования я   пришла   к выводу, что необходимо   создать   программу,   направленную   на   воспитание   духовно­ нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка в начальном звене.  Программа   разработана   в   виде   классных   часов   (часов   общения),   цель которых – развитие у младших школьников духовно­нравственных качеств. Темы часов общения указаны в воспитательном плане.   Так   же   это   посещение   музея,   библиотеки.     После   целенаправленной проведенной работы по духовно­нравственному воспитанию, я провела такой же опрос третьеклассников.   Объяснили все понятия 29 человек. Учащихся, которые совсем отказались выполнять задание, не было. Третьеклассники     в отличии   от   второклассников,   теперь   уже   без   труда   объясняют   не   только понятия «дружба», «зло», «добро», «свобода», но и «милосердие», «мудрость». По­прежнему   трудными   для   истолкования   оказались   «умеренность»   и «милосердие». «Счастье» связывается школьниками с праздником, с радостью, везением.   Появляются   ответы   достаточно   высокой   для   данного   возраста степени абстрагированности: «на душе хорошо, ничего плохого, и так каждый день». «Мудрость» для третьеклассников  олицетворяется в человеке, который «все   знает,   умный»,     «умеющий   принять   правильное   решение».   Некоторые отвечающие охарактеризовали «мудрость» как «хвастовство». Существуют   ли   различия   в   объяснениях   второклассников     и третьеклассников  понятий «дружба», «зло», «добро», «свобода»? В отношении дружбы в ответах начинают дифференцироваться конкретные признаки: «это когда доверяешь другому», «когда общаешься часто с кем­то и веришь ему». «Зло» толкуется с точки зрения причинения вреда: «делают плохое», «обижают маленьких»,   т.е.   сохраняется   связь   с   конкретным   действием.   Сохраняется связь и с плохим (злым) человеком, и исчезают ответы, связанные только с эмоциональной   оценкой   данной   категории.   В   понимании   «добра» существовавшая   между   девочками   и   мальчиками   разница   нивелируется. Третьеклассники     связывают   данную   категорию,   прежде   всего   с   помощью другому   человеку.   Появляются   ответы   типа:   «это   когда   человек   умеет воспринимать чужую боль».   Как и второклассники , ученики 3 класса  опять же   затруднились   в   объяснении   категорий   «умеренность»   и   «милосердие». Динамика содержания этих представлений заключается в том, что в начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений, а в конце данного возрастного периода дружба выступает как взаимоприятное и   бесконфликтное   взаимодействие   в   совместной   деятельности. Прослеживается переход от внешних описаний проявления дружбы («это когда два человека ходят вместе») к внутреннему содержанию отношений («когда делятся впечатлениями», «это когда люди доверяют друг другу», «когда есть общие интересы»). Всё это я учитываю при проектировании воспитательной работы с классом. «Счастье»   все   реже   связывается   с   подарками   и   праздниками   и   чаще   – только с радостным, веселым настроением: «когда у человека все хорошо», «жизненная   радость»,   «когда   все   удается».   «Милосердие»   большинство ответивших связали с «добрым сердцем» и «желанием делать добрые дела», с «человеком, который всех жалеет». Приступая к анализу категориальной структуры  этического сознания младших   школьников,   я,   конечно,   же,   учитывала   данные   исследований педагогической   психологии   о   закономерностях   формирования   понятий   у детей. По итогам проведенной работы можно сделать ряд выводов. Первый  –   в   процессе   жизнедеятельности   ребенка   обязательно формируется категориальная структура духовно­нравственного сознания. Второй – в целом, в процессе систематического школьного обучения и под его влиянием, существует тенденция к «выравниванию» этой структуры. Третий – существует закономерность в развитии нравственного сознания, которая может быть обозначена как гетерохронность, т.е. разновременность формирования основных понятий. Педагогический   смысл   работы   по   нравственному   становлению   личности младшего   школьника   состоит   в   том,   чтобы   помогать   ему,   продвигаться   от элементарных   навыков   поведения   к   более   высокому   уровню,  где   требуется самостоятельность   принятия   решения   и   нравственный   выбор.   Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит  от  грамотности   педагога,  разнообразии  применяемых   им  методов   и эмоциональном отклике детей. Работу по данному направлению я планирую продолжать в этом учебном году,   но   уже   анализируя   достижения   планируемых   результатов   с   целью выявления эффективности моей работы и подведения определенных итогов.  Я   считаю,   что   моя   работа   способствует   формированию   и   развитию личности,   дает   положительную   динамику   сформированности   нравственных категорий  и  гражданственности  учащихся,  а  это  тот  фундамент,  на котором дальше   будет   воспитываться,   взрослеть   будущее   поколение   творческих, активных граждан нашей страны. Список использованной литературы Бечиева, Х. Э. Будьте добрыми и человечными : Классный час  Власова, Т. И. Духовно ­ нравственное развитие современных школьников как процесс овладения смыслом жизни  Григорьев, Д. Социальное и духовное в воспитании человека  Григорьев // Воспитательная работа в школе. ­ 2009. –  Духовно­нравственное   воспитание   школьников:   методический   материал   // Начальная школа. ­ 2006. ­ N 11.  Закирова, И. Г. Программа классных часов по культуре общения  Кондаков, А. М.  Духовно ­ нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования Логинова, Н. В. Реализация программы духовно – нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников  Использованные интернет­ресурсы: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

"ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2017