Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Оценка 4.7

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
5 кл—7 кл
04.03.2017
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека– нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека. Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.
Духовно.docx
1. Духовно­нравственное воспитание на уроках русского языка Русский язык – один из самых развитых и богатых языков мира, но в современном   обществе   культура   пользования   языком   засорена   средствами массовой информации, политической и экономической жизнью. В связи с этим особое   внимание   следует   уделять   предметам   гуманитарного   цикла,   в частности, урокам русского языка и литературы. Именно учителя­словесники могут   «проникнуть»   в   душу   ребенка   и   добраться   до   самого   потаенного уголка. Русский   язык   и   литература   –   это   предметы,   которые   позволяют   на каждом   уроке   уделять   внимание   духовно­нравственному   воспитанию личности ребенка. Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному языку.   «Могучий   и   великий»   русский   язык   –   это   учитель,   наставник.   Он «учит» нас ещё в колыбели через колыбельные, потешки, загадки.  До   возникновения   письменности   существовало   устное   народное творчество,   в   котором   отражалось   мировоззрение   русского   человека,   его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и по сей день. На уроках русского   языка   и   литературы   я   привожу   примеры   пословиц,   поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас  и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на   уроках   русского   языка   при   изучении   тем:   «Синонимы»,   «Антонимы», «Омонимы».   Совместная   работа   с   учениками   может   строиться   двумя способами: ­ я даю задание составить как   можно больше слов близких данному (   например,   сострадание,   забота,   милосердие   и   т.д.),   поделиться   своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов); ­совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание. Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но   и   пользоваться   изученным   на   практике.     Этому   помогают   образцы употребления слов ­  готовые словосочетания и предложения,  которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Большую роль в духовно­нравственном воспитании личности играют и творческие работы учащихся (сочинения, изложения, сочинения­миниатюры). Можно   предложить   учащимся   темы,   развивающие   личностное   отношение ребенка к окружающему миру, ценности. Например: «Что такое доброта?», «О милосердии», «Что значит честный человек?» и т.п. Также   при   подготовке   к   урокам   стараюсь   подбирать   тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся.  Например,  «Что   такое   нравственность?   Это   система   правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других  людей пользуется  этой системой правил.  В  основу  этой системы   входят   ценности,   которые   данный   человек   считает   важными   и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека– нравственными или   безнравственными.   Поэтому   нравственность   –   это   всегда   выбор, самостоятельный выбор человека. Что   может   помочь   сделать   правильный   выбор   и   обеспечить нравственное   поведение   человека?   Только   совесть.   Совесть,   которая проявляется   в   чувстве   вины   за   безнравственный   поступок.   Это   та единственная   сила,   которая   может   обеспечить   нравственное   поведение человека». По А.Никонову.  Сначала этот текст читаю, затем провожу беседу: 1. Определите тему текста, главную мысль. 2. Озаглавьте текст. 3. Как вы понимаете нравственность? 4. Что такое совесть? Как она влияет на личность человека? 5. Что помогает человеку сделать правильный выбор? При   повторении   умений   постановки   знаков   препинания   в   сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое   высказывание   Д.С.Лихачева:   «Воспитание   любви   к   родному   краю,   к родной   культуре,   к   родному   селу   или   городу,   к   родной   речи   –   задача первостепенной   важности,   и   нет   необходимости   это   доказывать.   Но   как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему   жилищу,   к   своей   школе.   Постепенно   расширяясь,   эта   любовь   к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.    Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на   чувства   учащихся,   формируя   любовь   к   Родине,   к   человеку,   чувство милосердия, совести и т.д.

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2017