Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Оценка 4.8

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература +1
5 кл
02.04.2017
Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Данный материал содержит опыт по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в условиях внедрения ФГОС. В нем представлены формы работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности учащихся, традиционные источники нравственности, более подробно раскрыта технология продуктивного чтения.
духовно-нравственное воспитание.docx
Духовно­нравственное развитие обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС. В проекте ФГОС процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу компетенций учащихся, но и   как   процесс   развития   личности,   принятия   духовных,   социальных,   семейных   и   других ценностей.   Духовно­нравственное   развитие,   воспитание   и   социализация   обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом об образовании, статья 9. В 2015 году я взяла три пятых класса, соответственно это были те дети, которые начали учиться по новому стандарту уже с первого класса. Поэтому и мне как учителю необходимо было   продолжить   работу.   Для   начала   я   изучила   требования   к   современному   уроку,   к   его подготовке   и   проведению.   Сказать,   что   мне   было   сложно,   это   ничего   не   сказать.   Новые стандарты требовали усиление мотивации ребенка к познанию русского языка и литературы. И самое главное необходимо было уйти от объяснительно­иллюстративного метода работы к новым педагогическим технологиям:  развития критического мышления;   технология проектного метода;   технология проблемного обучения;   игровые технологии;   технология продуктивного чтения;   информационно­коммуникативные технологии;   здоровьесберегающие технологии   технология формирования УУД. В   настоящее   время   большое   внимание   уделяется   не   только   процессу   обучения,   но   и   Главная   цель   образования   в   школе   –   развитие воспитанию   подростков. высоконравственной,   гармоничной,   физически   развитой   и   духовно   здоровой   личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет мне участвовать в духовном становлении своих учеников Основными задачами духовно­нравственного воспитания учащихся на уроках  ­формирование нравственных качеств личности в процессе ее обучения;  ­воспитание гражданина и патриота; ­формирование   у   обучающихся   представления   о   русском   языке   как   духовной, нравственной и культурной ценности народа, осознание учащимися национального своеобразия русского языка.      Традиционными   источниками   нравственности     (базовыми     национальными ценностями) вы видите на слайде. ∙  патриотизм    ­  любовь   к   России,   к  своему   народу,  к   своей   малой   родине;   служение Отечеству; ∙  социальная   солидарность–   свобода   личная   и   национальная;   доверие   к   людям, институтам   государства   и   гражданского   общества;   справедливость,   милосердие,   честь, достоинство; ∙  гражданственность    ­   служение   Отечеству,   правовое   государство,   гражданское общество, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; ∙ семья  ­ любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к  родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; ∙  труд и творчество  – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; ∙ наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ∙традиционные российские религии –  представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; ∙  искусство   и   литература–   красота,   гармония,   духовный   мир   человека,   нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; ∙  природа   –  эволюция,     жизнь,   родная   земля,   заповедная   природа,   планета   Земля, экологическое сознание; ∙  человечество–   мир   во   всем   мире,   многообразие   и   равноправие   культур   и   народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Русский язык и литература – это предметы, которые позволяют на каждом уроке уделять внимание духовно­нравственному воспитанию личности ребенка. На уроках русского языка как можно больше я беру заданий и текстов на тему духовно нравственного   воспитания.   В   нашем   языке   огромное   количество   пословиц,   поговорок, которые можно использовать на этапе целеполагания. На объяснение их может уйти время, но и пользы от них тоже будет большая. При подборе слов, например прилагательных можно предложить картинки с разными поведениями людей плохого и хорошего. А они стараются   привести   как   можно   больше   слов,   характеризующих   их.   Работая   над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического   развития   личности   необходимо   приобщение   к   сокровищам   духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами   русского   фольклора,   воспитывающими   в   детях   православно­христианские добродетели.                    При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание,   уважение,   забота,   чуткость,   сопереживание,   любовь,   нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести. После   усвоения   новой   лексики   учащимся   предлагаю   выполнить   творческую   работу, написать сочинение­ миниатюру. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».  Опыт небольших творческих работ нужен детям,  в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.   У   детей   очень   мал   словарный   запас,   поэтому   больше   детей,   больше   слов,   которые остаются у них в памяти. Тексты   для   работы   я   беру   Лихачева,   Пришвина,   Паустовского,   Бунина.   Мы   их анализируем, выполняем задания по тексту, приближенные к итоговым тестам. Дети сами сочиняют тексты на тему Родина, книги, природа, друг, забота, доброта и другие. Их они пишут дома, потом мы читаем, обсуждаем, некоторые из них я беру, дополняю и составляю к   ним   задания   по   тексту   по   разным   разделам   «Морфология»,   «Синтаксис»,   опять   же приближенных к ОГЭ. Большую роль на уроке отвожу работе со словарями Даля, Ожегова, фразеологическими,   они   помогают   пополнять   словарный   запас.   Пример   контрольных работ, это только некоторые из работ, можно часто использовать, тренируют детей к сдаче экзаменов.   Итак,   дидактический   материал   разного   типа   позволяет   воздействовать   на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д. Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно­нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан  с новой, ученикам пока неизвестной  темой  занятия.  Например,  на уроке  изучения   правописания  ­тся  и  ­ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. Велика роль и литературы. Она всегда носила нравственно – православный идеал.  Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому   что   для   нашей   национальной   психологии   характерно   повышенное   внимание   к   душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Бездуховность   народа   –   бедствие   в   современном   обществе.   Именно   литература создает   ценности,   необходимые   душе,   поэтому   предмет   литература   очень   благодатен   для воспитания  духовных ценностей. Уроки литературы я начинаю с одного слова доброта, любовь, сострадание, помощь  и т.д. Сначала дети рассуждают над ними, а потом мы подходим к теме урока.  Здесь я часто использую технологию продуктивного чтения. Данная технология предполагает три этапа работы с текстом. I  этап.   Работа   с   текстом   до   чтения.   Это   может   иллюстрация   из   произведения, которую дети описывают и преполагают события.  II этап. Работа с текстом во время чтения. Чтение, работа с эпизодами. III этап. Работа с текстом после чтения 1. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся   к   готовым   иллюстрациям.   Соотнесение   видения   художника   с   читательским представлением. 2. Творческие   задания,   опирающиеся   на   какую­либо   сферу   читательской деятельности   учащихся   (эмоции,   воображение,   осмысление   содержания,   художественной формы). Часто   детей   делю   на   группы   «Читатели»,   «Комментаторы»,   «Литературоведы», «Текстологи». Одни читают, другие работают с текстом. Состав групп меняется. На уроках мы играем,   рассуждаем,   оставляем   кроссворды.   Мы   составляли   календари   добрых   дел   героев литературы. Также дети  защищали проект «На кого я хотел бы быть похожим и почему?».  Слайд  Еще   хочется   сказать   о   внеурочной   деятельности.   В   прошлом   году   я   вела   кружок основанный   на   духовно­нравственном   воспитании   «Любимые   страницы».   В   программу   были включены   следующие   разделы:   «УНТ»,   «Моя   малая   Родина»,   «Братья   наши   меньшие!»,   «Я помню!   я   горжусь»,     «Прекрасное   вечно»,   «Что   такое   страдание»,   «Уроки   жизни   ­   Уроки доброты».  В  течение   года   мы   познакомились   с  русскими   народными   сказками,   с  произведениями сахалинских   поэтов,   подробно   разбирали   сказки   В.   Санги,   произведениями   Троепольского «Белый Бим, черное ухо», Астафьева, Григорович «Гуттаперчевый мальчик». Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на елке», Оскар Уайльд «Мальчик – звезда». Сказка о жабе и розе. Гаршин. Мы   читали   эти   произведения,   смотрели   фильмы,   учили,   выступали   на   конкурсах, инсценировали, посетили заочно места боевой славы Сахалина, итогом нашей работы явились проекты «По страницам прочитанных произведений». Мы выступали на конкурсе «Живое слово» с произведением Астафьева «Зачем я убил коростеля», на конкурсе чтецов с произведением Приставкина   «Живой   коридор»,   по   русским   народным   сказкам   мы   заняли   первое   место   на школьной конференции, были участниками разных акций. Это только начало нашей работы в этом году я оставила разделы с прошлого года, просто дополнила их другими произведениями, но помимо изучения и беседы по ним, я планирую больше проектов, исследовательских работ с последующим выступлением. Также мы хотим посещать начальную школу с инсценировками. Я включила   христианские   мотивы,   это   праздник   Рождества,   день   славянской   письменности, масленица,  пасха, Троица, день любви, семьи и  верности.     В планах  два больших  проекта: «Народные   календарные     праздники   в   разных   религиях   и   их   отражение   в   литературе», «Православные праздники и их отражение в литературе».  Если чаще вести с детьми разговоры на духовно­нравственную тематику, то они станут добрее, заботливее, эрудированнее. А главная цель ФГОС будет выполнена.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017