Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.
Оценка 4.8

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Оценка 4.8
Лекции
doc
математика
7 кл—9 кл
06.09.2019
Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей – это необходимый элемент современного урока математики. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять пристальное внимание на всех этапах обучения. Каждый предмет школьного курса способен внести свою долю воздействия на творческий облик учащегося. Математика представляет для этого исключительные возможности.
для сборника.doc
Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся. «О, урок ­ ты  солнце!» Ш. Амонашвили.   Развитие   творческих   способностей   –   это   необходимый   элемент   современного   урока математики. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять пристальное внимание на всех   этапах   обучения.   Каждый   предмет   школьного   курса   способен   внести   свою   долю воздействия   на   творческий   облик   учащегося.   Математика   представляет   для   этого исключительные возможности. Способности к математическому творчеству, и конечно творчеству вообще, развиваются в результате:  поиска решения нестандартных задач;  решения задач и упражнений, включающих элементы исследования;  решения задач на доказательство;  решения задач и упражнений в отыскании ошибок;  решения занимательных задач;  в отыскании различных вариантов решения одной задачи и выбора лучшего из них;  при   решении   задач,   в   которых   применяются   сведения   из   всех   математических дисциплин (комбинированных задач);  при решении синтетических задач. Важно   и   то,   что   от   степени   творческой   активности   учащихся   зависит эффективность   учебной   деятельности   по   развитию   мышления.  В   условиях общеобразовательной   школы­интерната   на   уроке   математики   большое   значение   имеет коррекционная работа. Коррекционная работа связана с творческой деятельностью, которая сама по себе обладает исцеляющим потенциалом.  В школе  проводятся   уроки, на которые отведён   один   час   в   неделю.   Посещение   занятий   обязательно.   При   системном   подходе   к планированию данных уроков, достигается заметный результат.  Одним   из   способов   предупреждения   и   преодоления   неуспеваемости   учащихся является  высокое   качество   урока.   Необходимо   планировать   урок   таким   образом,   чтобы ученики выполняли большее количество заданий самостоятельно, при этом учитель должен своевременно оказывать помощь слабым ученикам. Для коррекционных занятий по русскому языку важно  научить думать и действовать самостоятельно  (адаптивная система обучения помогает организовать учебный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся).  Часто педагог задает себе вопрос: “Как сделать урок интересным?”. Осознавая при этом,   что   учебный   труд,   как   и   всякий   другой,   интересен   тогда,   когда   он   разнообразен. Анализируя   психолого­педагогическую   литературу,   опыт   других   учителей,   отраженный   в методических статьях и публикациях в специализированных журналах, выделила для себя технологию   на   основе   системы   эффективных   уроков   (А.   А.   Окунев).   Поскольку   эта технология решает задачи создания и поддержки высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной   умственной   активности   обучающихся,   экономного   и   рационального расходования   времени   урока,   использования   разнообразных   методов   и   средств   обучения, поддержки   высокого   положительного   уровня   межличностных   отношений   преподавателя   и учащегося. По А.А.Окуневу, в каждом уроке должна быть изюминка, интрига, хороший урок –   это   урок   вопросов   и   сомнений,   озарений   и   открытий.  Поэтому   именно   эта   технология наиболее   созвучна   идеи   создания   условий   для   развития   личности   по   индивидуальной траектории   развития,   поскольку   ученик,   на   основе   высокого   познавательного   интереса, простраивает свой путь познания учебной дисциплины. (см. Приложение №1) Особенностью   данной   технологии   является   то,   что     по  уровню   применения   она является   общепедагогической,   а   значит,   может   применяться   при   изучении   различных дисциплин,   более   того   она   типу   управления   созвучна   современному   традиционному обучению,   а,   следовательно,   для   ее   применения   не   приходится   ломать   общепринятую классно­урочную форму применения. Все это позволяет без особых затрат оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения. Относительно   отношений   в   системе   ученик­учитель   данная   технология предусматривает   единственно   возможный   стиль   взаимодействия   –   сотрудничество,   при высокой   познавательной   активности   ученика   и   доминировании   проблемного   изложения учебного материала. Мы должны понимать, что каждый приходящий в школу учащийся – сугубо индивидуальная личность. Каждый приходит в класс со своим жизненным опытом, обуславливающим   его   интерес   к   изучению   предмета   математики.   Каждый   учащийся перестраивает на свой лад тот материал, которому его обучают. Он соотносит его с тем, что ему уже известно, он делает свои выводы. Как и в каждой школе, у наших детей имеются разные проблемы. Заниженная   самооценка,   низкая  учебная   мотивация,   повышенная  тревожность,   чрезмерная зависимость от мнения окружающих, не умение самовыражаться, реализовывать свои знания должным   образом,   отсутствие   умения   работать   самостоятельно,   добывать   необходимую информацию, ослабленное  здоровье, семейные  проблемы – это краткий перечень проблем учащихся. Я провела анкетирование (см. приложение №2) Одним из средств поддержания и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления является игра. В настоящее время игру используют при организации начала урока,   при   изучении   нового   материала,   при   организации   контроля,   при   окончании   урока. Часто   проводятся   и   игровые   уроки.   Она   служит   активному   обучению,   нейтрализует перегрузки,   способствует   разрядке   напряженности,   создает   благоприятную   атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных этапах урока: в его начале ­ для концентрации внимания, в середине ­ для не­ большой   разрядки,   в   конце   ­   для   повторения.   Игры   могут   быть   различными   как   по содержанию предлагаемого материала, так и по форме их проведения: игры­соревнования, игры  ­ математические  бои, игры­эстафеты,  лото, кроссворды.  Об играх  на уроке можно прочитать   в   работах   А.А.   Окунева.   Приведу   пример   использования   элементов   игры   при организации контроля по теме «Решение уравнений и координатная плоскость», для которых разработали карточки с индивидуальными заданиями. Например, в каждой карточке для 6­ого класса содержится несколько уравнений и пара чисел, одно из которых – буква. Ученики решают уравнение, находят соответствующую координату и строят соответствующие точки. Последовательно   решая   ряд   уравнений,   выстраивая   точки   и   соединяя   их,   они   получают рисунок. Пример одной из карточек для 6­ого класса. Решите уравнения, и построить по точкам соответствующий рисунок. Рисунок должен получиться следующий: 6х+10=4х+12.                (х;3) 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 7х+25=10х+6.                (х;6) 3у+16=8у­9.                  (5;у) 0,4(6у­7)=0,5(3у+7).     (5;у) 4(3­х)=7(2х­5).               (х;8) 9,6­(2,6+х)=4.                 (х;8) 1,7­0,6а=0,3­0,4а.           (­6;а) 17­4х=5­6х.                    (х;5) 2,8­3,2х=­4,8­5,1х.         (х;6) 0,2(5х­2)=0,3(2х­1)­0,9. (х;3) 5м+27=4м+21.                (м;­4) 4(1­0,5а)=­2(3+2а).        (а;­7) 3у­17=8у+18.                 (4;у) 1­5(1,5+х)=6­7,5х.         (х;­4) 2у­1,5(у­1)=3.                (1;у) Перед изучением темы о сумме внутренних углов треугольника можно предложить такую задачу: «Построить треугольник по трем заданным углам: 1. А=90, В=60, С=45; 2. А=70, В=30, С=50; 3. А=50, В=60, С=70. Учащиеся, вооружившись линейкой и транспортиром, начинают строить треугольники. В первом случае, построив углы А и В и отложив угол в 45  от луча АС (или ВС, кому как нравится), ребята увидят, что вместо треугольника получается четырехугольник. Во втором случае   независимо  от того,  какие  первые   два  угла  школьники  выбирают   для  построения, всегда получается треугольник, третий угол которого либо больше, либо меньше заданного. И только в третьем случае выстраивается треугольник по трем заданным углам. По окончании уже можно выдвинуть предположение о сумме внутренних углов треугольника. Например, по теме “Теорема Пифагора” можно использовать следующий материал: 1.  Задача:  На   охоте   с   2   отвесных   скал   2   охотника   заметили   козла   и   разом   в   него выстрелили,  причем стрелы  достигли  цели одновременно. Охотники  одновременно начали спуск к добыче с одинаковой скоростью. Кому достанется козел, если известно, что высота одной скалы 40 м., второй 20 м, а расстояние между скалами 100 м.? (Газета “ Математика” № 24/1997 стр. 2) 2. Практическая работа. Задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4; 12 и 5 ; 6 и 8; 8 и 15 и заполнить таблицу .  А В С А2 В2 А2 + В2 С2                      При   изучении   темы   «Формулы   сокращенного умножения»   можно   ответить   на   вопрос:   как умножить многочлен на многочлен? Показать это на образе. Учебная задача: найти более простой способ умножения суммы двух чисел на их разность. Работа проводится в парах. Ребята раскрывают скобки знакомым им способом умножения многочлена на многочлен. Результат записывают на доске.  Анализ полученного результата и создание образа. Озвучивание полученного результата. Произведение разности двух чисел на их сумму равно разности квадратов двух чисел. Тема   организации,   проведения   мотивационного   этапа   на   уроках   очень   и   очень   обширна. Охватить   все   проблемы   и   вопросы   достаточно   трудно.   Я   попыталась   сделать   акцент   на конкретные примеры для конкретных тем. Также, предлагаю неполный список литературы для подготовки и проведения этапа мотивации на уроках математики. Примеры из этих книг я использовала в статье.  В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить   детей   думать,   открывать,   изобретать,   учитель   должен   очень   много   придумывать, изобретать   и   открывать.   Факелы   зажигаются   только   при   условии   активной   творческой деятельности самого учителя. Приложение №1 Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная.  По концепции усвоения: ассоциативно­рефлекторная.  По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД.  По характеру содержания:  обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно­урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно­иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. Развитие способных детей. Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: ­   создание   и  поддержание   высокого   уровня  познавательного  интереса  и   самостоятельной умственной активности учащихся; ­  экономное и целесообразное расходование времени урока; ­  применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; ­  формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); ­   вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ); ­  высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; ­  объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию): •    Предлагается   задача,   которая   решается   только   на   основе   жизненного   опыта  ребят,   их смекалки, чтобы все были равны. •    Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности,  на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. •   На   доске   записаны   уравнения   и   ответы   к   ним,   среди   которых   есть   как   верные,   так   и неверные. Предлагается проверить их. •   На доске записано решение какого­либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. •   Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. •   На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения. Система уроков (по классификации А.А.Окунева): ­  уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти); ­  урок поиска рациональных решений, ­  урок проверки результатов путем сопоставления с данными; ­  урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают); ­  урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; ­  урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; ­  урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; ­  урок ­«бенефис»; ­  лабораторные работы по геометрическому материалу младших; ­  урок ­ устная контрольная работа; ­  урок­зачет (тематический и итоговый). Основная задача учителя — воспитать веру  ученика в свои силы, научить  радоваться общению  с   педагогом,   товарищами,   воспитать   внимание,   стремление   к  самостоятельной деятельности школьников. •  Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы  выработать у школьников навыки самообразования. •  Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. •  Делать урок эмоционально ярким. •  Использовать все разнообразные современные методы урока. •  Создавать психологический комфорт для класса. •  Делать ставку на самостоятельный труд учащихся. Приложение №2 Анкета 8 класса 2017­2018 1. Я считаю, что учитель А. справедливый Б. придирчивый В. равнодушный  2. Учитель преподает свой предмет А. интересно Б. обычно В. скучно 3. На уроках чувствую себя А. уверенно Б. спокойно В. тревожно Литература 1. Гончарова Т.И. Уроки истории ­ уроки жизни. ­ М., 1986. 2.      Няньковский М.А. Изучаем «Тихий Дон» ­ Ярославль, 1996 3.      Окунев А.А Спасибо за урок, дети: ­ М : Просвещение, 1988. 4.      Окунев А.А. Сменить акцент // Народное образование. ­1991.­№1,3. 5 5.      Окунев А.А. Мы не имеем права уставать // Народное образование. ­ 1988. ­№10. 6.      Селевко Г.К. Текстовый аспектный аначиз урока. ­ М.: РИПКРО, 1996

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.

Эффективные уроки математики на основе применения технологии А.А. Окунева через развитие творческих способностей учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019