Экологический проект "Люблю берёзку русскую"
Оценка 5

Экологический проект "Люблю берёзку русскую"

Оценка 5
doc
08.06.2023
Экологический проект "Люблю берёзку русскую"
Экологический проект.doc

Экологический проект  «Люблю березку русскую»

 

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: кратко - срочный (с 1.10.2010г. по 30.11.2010г.).

Предмет исследования: берёза.

По количеству участников: групповой (учащиеся 1 класса)

 

Березка белая, березка чистая,

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется,

Весне и лету все улыбается.

                                 Станислав Брандис

 

Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое   образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми   ребенок сталкивается каждый день.

 

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территории нашей  школы, во дворе нашего дома?

 

Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.

 

Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!

 

Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.

Проблема:

1. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека.

2. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.

Цель проекта: содействие формированию экологической культуры школьников через воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: 

1. Сформировать представления у учащихся о жизни берёзы, как живого существа, символ страны.

2. Развивать у учащихся познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.

3. Заложить основы экологической грамотности у учащихся через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.

Реализация проекта:

Начальный этап

1. Сформулированы проблемные вопросы совместно с учениками: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе? Для чего?», «Как посадить березку на участке школы?», «Почему так много берез в России?».

2. Разработаны учебные вопросы для учеников: «Какую роль играет береза в жизни человека?», «Как помочь березовой роще?», «Какие ассоциации вызывает слово береза?», «Почему береза называется березой?»

 

3. Подбор художественной литературы (сказки, стихи, загадки, считалки, пальчиковые игры, потешки), подвижных игр, игр - упражнений, дидактических игр, комплекса утренней гимнастики «Поход в березовую рощу».

Технологический этап

Работа с детьми:

Образовательная область «Познание»:

1. Конструирование «Березовая роща» (оригами, из конуса).

2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»

3. Выбор березки  на территории школы.

4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.

5. Разгадывание кроссвордов.

6. Исследование бересты под лупой.

7. Оформление «Паспорта березы»: имя, возраст, высота, ширина, место нахождения, запах, семена, количество веток, рисунок коры и листьев, условия     окружающей среды…».

Образовательной область   «Чтение художественной литературы»

1. Чтение: К.Паустовского «Подарок»»; Берёзка» Л.И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги на Силач…»  В.А. Злоказова; « Секреты горы Трех Братьев» В.А.Трусов; «Ода берёзе» Н.И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л.М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три  Берёзки под окном» Г.Н. Рахимов и т.д.

2. Разучивание пословиц, поговорок.

3. Заучивание стихов о березе: П.Воронько «Береза», С.Есенин «Белая береза».

Образовательной областью «Физическая культура»

1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».                                                   2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Венок» (из березы), «Кто быстрее соберет березовые почки».

Образовательной областью «Художественное творчество»:

1. Лепка: «Березовый пенек» (из соленого теста).

2. Создание панно «Березка» (из соленого теста).

3. Рисование: «Белая береза» (использование различных   техник).

4. Аппликация «Красавица березка» (квиллинг; использование шерстяных ниток)

4. Оформление уголка «Береза – символ России».

Образовательная область «Коммуникация»

1. Беседа: "Что я знаю о берёзе", "Берёза строить и жить помогает".

2. Проведение совместного праздника «Русская березка».

 Образовательной область «Музыка»

 1. Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.

 2. Пение “Песня о родине” слова Е. Карасёвой, музыка В. Елинек.

3. Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко

4. Пение без сопровождения р. н. м. “Во поле берёзонька стояла”

Образовательной область «Труд»

1. Акция «Посадим березку на своем участке»

Работа с родителями:

2. Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!»

3. Помощь в оформлении: «Паспорта березы», альбома «Люблю русскую красавицу»;

4. Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».

5. Оформление папки – передвижки для родителей «Березовое царство – лучшее лекарство».

6. Выпуск бюллетеня “Береги Зелёного друга”.

Рефлексивный этап

1. Оформление газеты «Люблю березку русскую».

2. Организация конкурса рисунков с изображением березы в любой технике. 

3. Оформление фотоальбома «Люблю русскую красавицу».

4. Конкурс «Читаем стихи о березке».

Выводы:  В результате проведенной работы школьники понимают и осознают насколько ценно дерево береза и почему необходимо.

По итогам работы было отмечено:

1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.

2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.

3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».

4. Укрепление сотрудничества родителей со школой.

Заключение:

Реализация данного проекта научила первоклассников сравнивать, анализировать, делать выводы. Ученики приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом первоклассники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.

 

Обработка материала по данной теме позволила создать «Паспорт дерева». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления первоклассников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.

 

Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.


Экологический проект «Люблю березку русскую»

Экологический проект «Люблю березку русскую»

В старину березу называли «дерево четырех дел»

В старину березу называли «дерево четырех дел»

Сформулированы проблемные вопросы совместно с учениками: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе?

Сформулированы проблемные вопросы совместно с учениками: «Березка живая или нет?», «Кто сажает растения в городе?

Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три

Смирнова; «Песнь берёзе» Л.Н. Сурнина; «Три

Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!» 3

Изготовление буклетов «Сохраним русскую березку!» 3

России - березке, потому что она красива и целебна

России - березке, потому что она красива и целебна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2023