Экологический урок Природа в опасности
Оценка 4.9

Экологический урок Природа в опасности

Оценка 4.9
Видеоуроки
doc
окружающий мир
1 кл
07.04.2017
Экологический урок Природа в опасности
: познакомить детей с задачами экологии, ее значениями; рассмотреть причины загрязнения водоемов, воздуха; познакомить с мерами охраны водоемов, воздуха и почвы от загрязнения; учить бережному отношению к природе. . Сегодня на нашем заседании мы будем говорить об очень важной теме. Прочитайте ее на доске: «Природа в опасности»
ЭКОУРОК для МГ.doc
Экологический урок ­ проект «Природа в опасности!» Заседание 1. Цель проекта:   познакомить детей с задачами экологии, ее значениями; рассмотреть причины загрязнения водоемов, воздуха; познакомить с мерами охраны водоемов, воздуха и   почвы от загрязнения; учить бережному отношению к природе. Оборудование: глобус ( покрытый черными пятнами), загадки, тесты, звуки воды. На доске: « Природа – в опасности ! » « Спаси себя, человече, Сыне, родимый, спаси! Чтоб реки текли, а не речи По нашей великой Руси.» ( Звучит журчание ручейка, шум морского прибоя, грохот водопада). Учитель. Сегодня на нашем заседании мы будем говорить об очень важной теме.  Прочитайте ее на доске: «Природа в опасности» ­­­Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том,  как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. На Земле живут разные существа. Это люди, животные, птицы, рыбы и многие другие. А также огромное количество растений. А еще человека окружает вода, воздух и почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает на Земле, и использует и воду, и  воздух, и почву, и животных, и растений для своей пользы. Человек должен знать, как,  пользуясь всем, чем богата Земля, не навредить ей. Помочь человеку в этом должна  наука экология. В переводе с греческого языка слово «экология» означает «изучение  дома». Как вы думаете, какой дом изучает эта наука? Дети. Наука экология изучает общий для всех людей дом – это наша Земля! Учитель. Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб,  сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим   человек рубит леса, перегораживает реки, строит дымящие заводы. С каждым годом на  Земле становится меньше лесов. Реки мелеют. Воздух загрязняется. А все они  необходимы для жизни человека и животных. Природе нужна помощь. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать. Это все важные  для жизни человека элементы окружающей среды. Как вы думаете? Дети. Воздух, воду, почву. Учитель. На повестке нашего заседания один вопрос, но три экологические проблемы,  которые мы будем решать постепенно. О чем мы будем говорить сегодня? Отгадайте загадку и сразу все поймете. « Если руки наши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг, Снимет грязь с лица и рук? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели, Чтобы не было беды – Жить нельзя нам без …..» Дети. …Воды! Учитель.  Правильно, ребята. Сегодня мы поднимаем проблему загрязнения водоемов. Давайте послушаем доклад  учеников 1 группы. Ученик 1.  Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни  человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с  момента его появления на свет до последнего дня. Установлено, что тело взрослого  человека на 70 % состоит из воды. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а  без воды – не более 5­6 дней. Человек как­нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без  воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у  которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой,  источником плодородия. Ученик 2. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй  воли хозяина, а долг. За воду спасибо не говорят. « Плевать в колодец – все равно что в  лицо матери», ­ говорили на Руси. Ученик 3. «Если в семье родился сын или случилось другое радостное событие, вырой  колодец или найди родник, сделай так, чтобы они были заметны издали, и усталые  путники могли утолить из них жажду и становились счастливыми, как и ты,» ­ говорят  старики молдаване. Ученик 1. «Кружку холодной воды» – первое, что попросит уставший путник,  переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему  предложат глоток воды. Ученик 2. У туркмен существует обычай здороваться с водой : «Здравствуй, уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой. Дай кружку воды для гостя». Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Потому  сто большая часть земного шара занята водой. И поэтому планету Земля можно было  бы назвать планетой Океан. Но человеку нужна пресная вода. А пресной воды в  природе не так уж много. На каждые 100 л воды приходится 2 л пресной. Ученик 1. А теперь представьте себе земной шар, а рядом – маленькую бочку, в  которой умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы  черпаете из  этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Почему, например, сто лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить  об угрозе водного голода, о жажде? Ведь воду никто не уничтожает. И сколько было ее  на земле миллионы лет назад, столько и сейчас осталось. Правда , с ростом населения,  строительством новых городов мы берем воды все больше. Но тем не менее она никуда  не исчезает с нашей планеты: сколько воды берут, столько и отдают. Только мы берем  воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и  канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Ученик 2. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает  столько вредных веществ, что ими можно  было бы заполнить 10  тысяч товарных  поездов. Даже в чистых водоемах Арктики нашли следы стирального порошка. Река  Волга настолько загрязнена, что на ней впору заняться добычей полезных ископаемых. Ученик 3. В сибирских реках из­за затонувшего леса появились микроорганизмы, очень  вредные для здоровья человека и животных. Байкал теряет способность  самоочищаться. В реке Амур столько минеральных удобрений, что после купания дети  покрываются сыпью. Ученик 1. Как ни грустно, но за последние 15 лет качество воды а России ухудшилось в полтора раза. Из­за этого жизнь россиян в некоторых регионах сократилась на 10 лет.  Много железа в воде – жди аллергию, много алюминия – истощается нервная система,  не хватает фтора – кариес. Ученик 2. Послушайте! Речушка вдоль околицы текла Негромкая… Но мы любили, дети, Ее – она ведь первою была Для нас и, значит Лучшею на свете. Сейчас в ней всякий хлам, И ржавь, и слизь Зеленая, и хвощ болотный вылез… Как будто люди целью задались Убить ее И своего добились. ( С. Викулов). Ученик 3. В Бразилии тысячи семей покупают минеральную воду в бутылках, чтобы  приготовить пищу или умыться, так как вода в водопроводе загрязнена отходами  промышленных предприятий. Как бы такое не случилось у нас ! Тогда известная сказка Пушкина будет выглядеть так. ( Р а з ы г р ы в а е т с я      с ц е н к а  ) Старуха.  Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонися Рыбке. Попроси у не чистой  воды – наша­то совсем загрязнилась ( подает старику кувшин). Ведущий. Пришел старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку. Приплыла к  нему Рыбка, спросила: Рыбка. « Чего тебе надобно, старче?»  Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает: Старик. «Смилуйся, государыня рыбка. Пуще прежнего старуха вздурилась, не дает  старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша­то совсем загрязнилась. ( Рыбка берет у старика кувшин, наливает чистой воды). Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу. Старуха. Как мне приятно выпить чаю – Совсем не так, как в те года! Спасибо, Рыбка золотая, Что воду чистую дала. Рыбка. ( обращаясь к залу и указывая на старуху). Если лишь плясать и петь И в мечтах всего хотеть, Не поможет чудо вам, Будет только горе там Где спускают все отходы В наши реки, в наши воды. Берегите воду сами, Соревнуясь с чудесами! Учитель. О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить? Воду попусту не лей, Дорожить водой умей. Закрывай покрепче кран, Чтоб не вытек океан. Ученик 1. Если бы океан умел мыслить, говорить, то сказал бы современному  человеку : « Как ты неопрятен, какой же ты неряха! Ты даже меня умудрился  загрязнить. Теперь тебе придется меня чистить. Не знаю, как ты это сделаешь, но  сделать обязан, иначе поплатишься сам : будет худо тебе и твоим потомкам». Учитель. Ведь не зря так сказал бы океан: он замусорен. В него сваливают что попало. В северной части Тихого океана плавает около 5 млн. старых резиновых сандалий,  приблизительно 35 млн. пустых пластмассовых бутылок и около 70 млн. стеклянных  поплавков. Все эти предметы не разлагаются. Если их не выловить они будут плавать  сотни лет. Давайте же вместе подумаем, что мы можем сделать для того, чтобы  не  произошло на земле экологической катастрофы и выработаем заповеди для защиты  нашей матери Земли. Прочитаем эти заповеди: 1.  Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. 2.  Если найдешь в лесу родник, сохрани его. Может быть это начало большой полноводной реки. 3. Вслушайся в журчание реки. Может быть, она просит помощи от тебя и ей нужны твои заботливые руки. Исполняется песня на мотив « Мы желаем счастья Вам». « В мире, где кружится снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Паутиной Интернета Опутан шар земной. Песнь хвалебную поем воде, Без нее нет жизни на земле, Так давайте дружно все Защищать ее! Будет пусть всегда вода, Пусть приносит радость всем она, Но как без нее прожить Нам долгие года? Пусть цветет планета вся, И задача наша, друзья, ­ Ее любить, хранить. Пусть будет всегда вода! Учитель. Вы поняли ребята, что воду нужно охранять? Давайте все вместе подведем  итоги нашего заседания, поработаем с тестами и сформулируем правила охраны воды и  водоемов. 1. Загрязнение водоемов опасно для всего живого. 2. Чтобы уберечь водоемы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм  пропускают через очистные сооружения. 3. Строить такие предприятия, на которых вообще не будет сточных вод. 4. Каждый человек должен беречь воду! Заседание 2. Учитель. Сегодня мы  продолжим работу  над следующей экологической проблемой. А вот о чем пойдет речь, вы узнаете, отгадав загадку. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. Дети. Это воздух. Учитель.   Вы правы. Поговорим о воздухе. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом ­ воздухом. Воздух есть везде ­ на улице, в комнате, в земле, в  воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Он прозрачный невидимка. Ученик 1. Легкий и бесцветный газ Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу ­ густой, душистый, Как целительный настой, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает теплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла Мы его не замечаем, Мы о нем не говорим. Просто мы его вдыхаем — Ведь он необходим. Учитель. Какое значение имеет воздух в жизни человека, животных, растений. Дети.   Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем  нужен чистый воздух. Учитель.   Как еще люди используют воздух. Дети.     В   авиации,   в   освоении   космоса,   в  изучении  морей,   в производстве и т. д. Учитель.   Человеку и другим существам нужен чистый воздух для дыхания. Но в  больших городах он загрязнен. Ежедневно выбрасывают заводы и фабрики из своих  труб тысячи тонн сажи, золы, вредных газов. Загрязняют воздух ядовитыми газами и  автомашины. Воздух весь пропитан ядом, Предприятия дымят, Все живое дышит смрадом – Противогаз надеть велят. Как же сберечь чистоту воздуха? Дети  . Воздух нужно охранять от загрязнения. Учитель. Давайте послушаем докладчика второй группы. Ученик . Чтобы очистить воздух нужно как можно больше сажать деревьев,  кустарников. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. 1) На многих предприятиях работают установки, которые улавливают 2) Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут пыль и сажу, ядовитые газы. загрязнять воздух. Учитель.   Спасибо! Вы теперь знаете. Что для существования жизни нужны  определенные условия. Мы говорили о таких условиях, как воздух, вода. Теперь рассмотрим еще одно условие — это состояние почвы. Что такое почва? Дети. Почва ­ это плодородный верхний слой Земли. Учитель  . Правильно. Послушаем доклад ребят из третьей группы. Ученик 1. Есть на Земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а  осенью, смотришь ­ вместо одного мешка в кладовой ­двадцать. Ведро картошки в  чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой  грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Эта чудесная кладовая и есть Земля.  А у слова «земля» несколько значений. Одно из них ­ «почва». Ученик 2. Главная часть почвы ­ перегной. Из него под действием микробов  образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда  растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием  микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли.  Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Если  представить себе, что почвы вдруг не станет, то исчезнут растения и животные. А  значит, не смогут жить на Земле и люди. Вот почему замечательный русский ученый  В.В. Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы ­ нет. Ученик 3. Один сантиметр почвы образуется в природе за 25—300 лет, двадцать  сантиметров — за 5­6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения,  уничтожения почвы. А вот разрушаться по вине людей она может очень быстро. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает сильный ветер. Человек   загрязняет   почву   мусором,   который   не   разлагается.   Часто  вспахивает почву, нарушая жизнь микроорганизмов, живущих в почве. Осушает  большие территории земли. Пичкает почву ядохимикатами. Если всего этого не  допускать, то на долгие­долгие годы почва будет радовать людей своим  плодородием и способностью давать высокие урожаи культур. Учитель. Хорошо!  Давайте подведем итоги наших заседаний и заполним схемы «Вода», «Воздух» и  «Почва». (Заполняются схемы). Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрешь ли, Человек. Тур Хейердал. Человек живет на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома,  машины, теплоходы и самолеты, гидроэлектростанции и водопроводы. Вместе с тем  человек рубит леса, копает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые  выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящие заводы. Всем этим  человек вредит природе. Земля делается беднее. Реки и моря мелеют. Воздух загрязняется. Климат  меняется. Значит, природа в опасности. Человек ­ частичка окружающего мира. Зная это, человек должен понимать, что с  природой надо обращаться бережно. А какие вы сделали для себя выводы? Дети.   ­ Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета — наш общий дом! ­ На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве. ­ Нужно сохранить эти богатства в чистоте, бережно относясь к воздуху, воде и почве. ­ Человек должен сохранить Землю для своих д ­ Учитель. Молодцы! Мне кажется, что мы с вами смогли решить экологические  проблемы и очистили нашу Землю от черных пятен. А в заключение нашего заседания предлагаю послушать стихотворение «Береги  природу». Я не хочу такого мира, Где все так серо и уныло... Опомнись, вздрогни, человек. Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой? Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, дубрав...

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности

Экологический урок Природа в опасности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017