Экологический урок "Сделаем вместе"
Оценка 4.6

Экологический урок "Сделаем вместе"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география +1
5 кл—8 кл
04.05.2017
Экологический урок "Сделаем вместе"
Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га1, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора2. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га1, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора2. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву.
конспект экоурока (1).doc
Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического урока «Сделаем вместе!» по теме «Свобода от отходов» в 5-8 классах средних общеобразовательных учреждений РФ в рамках партийного проекта «Экология России» март 2017 АНО Центр управления экологическими проектами © Методический гид по подготовке и проведению Всероссийского экологического урока «Сделаем вместе!» по теме «Свобода от отходов» в 5-8 классах средних общеобразовательных учреждений РФ в рамках партийного проекта «Экология России» Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» реализуется в рамках партийного проекта «Экология России». Предлагаем вашему вниманию методику и сценарий проведения урока для учеников средних классов (5-8 классы). Аннотация: актуальность экологического урока «Свобода от отходов» Проблема отходов – одна из наиболее актуальных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. Рост потребления, особенно в крупных городах, ведёт к увеличению объёмов образования бытовых отходов. По данным Росприроднадзора, основной технологией утилизации отходов в России является их захоронение на полигонах, а также на санкционированных и несанкционированных свалках. Санитарные полигоны для захоронения отходов занимают в России огромные территории – более 4 млн га1, всего же в стране накоплено десятки миллиардов тонн мусора2. Отходы негативно воздействуют на окружающую среду и человека, являясь источником поступления вредных химических и биологических веществ в грунтовые и поверхностные воды, атмосферный воздух и почву. Переработка отходов не только снижает количество отходов на полигонах, но и позволяет получать вторичное сырьё, пригодное для производства новых продуктов. Переработка некоторых видов отходов – например, стеклянной тары и металлических банок – экономически выгодна, не требует значительных затрат и не наносит вреда окружающей среде. Данный способ решения проблемы отходов требует повышения экологической грамотности населения, готовности вовлекать отходы во вторичный оборот. Экологический урок «Свобода от отходов» — значимый шаг на пути воспитания экологически ответственных потребителей среди детей и молодёжи. Цель Всероссийского экоурока «Свобода от отходов» Цель занятия — развить ответственное отношение школьников к отходам и стимулировать их совершать практические шаги по решению проблемы отходов в повседневной жизни. Задачи Всероссийского экоурока «Свобода от отходов» • Донести до учащихся актуальность проблемы отходов в России и в мире, показать её масштаб. 1 Анализ проблем и оценка состояния сферы управления отходами производства и потребления 2Интерфакс. В России мусорные полигоны сдадут на историческую свалку. 22 марта 2016. в Российской Федерации. Счётная палата РФ, 2013. http://seppeb.ru/node/144 http://www.interfax.ru/pressreleases/499754 2 • На примере круговорота веществ и энергии в природе показать • Раскрыть понятие «жизненный цикл вещей» и показать его связь с природными ресурсами. Показать, как человек тратит их на каждом этапе жизненного цикла вещи. разницу между замкнутыми циклами природы и разорванным жизненным циклом большинства вещей, изготовленных человеком. как это работает. школьнику внести свой вклад в решение проблемы отходов. • Раскрыть понятие «вторичная переработка отходов» и рассказать о том, • Рассказать о повседневных практиках, позволяющих каждому • Вовлечь школьников и их родителей в участие в экологических акциях. Подготовка к уроку Урок проводят добровольцы проекта (активисты старших классов) для учащихся 5-8 классов. Ведущий (доброволец) готовится к проведению урока по данному методическому пособию под руководством и при содействии учителя. Оборудование и инвентарь • Проектор и экран, компьютер либо интерактивная доска для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint. • Поощрительные призы (значки, наклейки, ручки, брелки и т. п.) для победившей в дополнительной игре (число значков равно 1/3 от общего количества учеников в классе). • Распечатанный методический гид. награждения команды, Дополнительные материалы Три плаката с ключевыми выводами урока. Плакаты прилагаются в виде файлов в формате .tiff, готовых для печати. Рекомендуется заранее распечатать плакаты и использовать в классе во время урока. Плакаты представлены в Приложении 1 для предварительного просмотра. Рекомендованный формат для печати – А1. 3 Продолжительность урока — 45 минут. План урока Название блока № блок а 1. Вступление 2. Постановка проблемы 3. Понятие «жизненный цикл вещей» 4. 5. Интерактивно е задание «Жизненный цикл вещей» Понятия «раздельный сбор» и «вторичная Описание блока и вывод Учитель даёт учащимся информацию об акции «Сделаем вместе!» и представляет ведущего (старшеклассника), который проведёт для них экоурок «Свобода от отходов». Далее ведущий демонстрирует презентацию «Свобода от отходов» и комментирует каждый слайд, опираясь на сценарий урока, предложенный в данном методическом пособии. Слайды презентации 2-5. Актуализация проблемы отходов, описание её масштаба. Промежуточный вывод: теперь мы знаем, какое огромное количество отходов производят люди. Слайды презентации 6-16. Раскрытие понятий «природные ресурсы», «жизненный цикл вещей», знакомство с каждым из пяти этапов жизненного цикла. Промежуточный вывод: на каждом этапе жизненного цикла вещи тратятся ценные природные ресурсы. Выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и все эти ресурсы. Слайд презентации 17. Интерактивное задание на закрепление нового материала. Слайды презентации 18-24. Рассказ о вторичной переработке как одном из ключевых способов решения проблемы отходов. Промежуточный вывод: отходы можно и нужно Время на блок 4 мин. 2,5 мин. 10 мин. 10 мин. 8 мин. 6. 7. 8. переработка отходов» Дополнительн ая игра «Переработай это!» Повседневные решения проблемы отходов Рефлексия (обратная связь) перерабатывать! Слайд презентации 25. Игра проводится по желанию ведущего, при наличии дополнительных 10 минут рабочего времени (к основным 45 минутам урока). При отсутствии необходимого времени игру проводить не нужно. Слайды презентации 26-27. Рассказ о простых повседневных шагах, которые может сделать каждый школьник уже сегодня, чтобы внести свой вклад в решение проблемы отходов. Промежуточный вывод: каждый школьник может внести свой вклад в решение проблемы отходов. Слайд презентации 28. Подведение итогов урока. Мотивация школьников к участию в экологических акциях. 10 мин. 3,5 мин. 7 мин. 4 Сценарий урока Изображение слайда и информационное сопровождение Номер слайда 1 Время 4 мин. Учитель: Дорогие ребята! Этой весной по всей стране проходит Всероссийская экологическая акция «Сделаем вместе!». Вот уже несколько лет акция объединяет самых активных и неравнодушных к природе школьников нашей страны. Вместе они проводят мероприятия по благоустройству территории, посадке деревьев, уборе мусора и получают почётный статус эколидеров. Наша школа тоже принимает активное участие в акции «Сделаем вместе!». Вслучае присутствия на уроке специально приглашённых гостей учитель представляет их учащимся. Сегодня один из юных эколидеров пришёл к нам в гости, чтобы провести увлекательный экоурок «Свобода от отходов». Знакомьтесь! Ведущий: Здравствуйте, ребята! Меня зовут… Сегодня мы с вами поговорим о проблеме мусора, а если говорить научным языком – о проблеме отходов. Цель нашего урока – взглянуть по-новому на привычные вещи, которые мы выбрасываем, изменить наше отношение к отходам, а главное – понять, что с ними делать, как решить проблему огромного количества отходов, угрожающих всем нам. Скажите, кто-нибудь помнит, сколько континентов на планете Земля? Школьники отвечают: семь (или другие, ошибочные варианты ответа). Назовите эти континенты! Школьники перечисляют: Европа, Азия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия и Антарктида. 5 Но можете ли вы представить себе целый континент из отходов? 30 сек. Перед вами нечто невероятное… Это место нередко называют «восьмым континентом», который не нанесён на карту. Его официальное название — Большое Тихоокеанское мусорное пятно. Точную площадь пятна никто не знает, но по минимальным оценкам, оно в 280 раз больше города Москва. На его территории в воде сконцентрировано огромное количество разных отходов, преимущественно пластиковых. 30 сек. 2 3 По оценкам учёных, к 2050 году пластика в океане может стать больше, чем рыбы3. Как вы думаете, сколько килограммов мусора, в среднем, человек выбрасывает за год? Дети высказывают предположения. 3 World Economic Forum, Ellen MacArthur Foundation and McKinsey & Company, The New Plastics Economy: Rethinking the future of plastics. — 2017. 6 30 сек. Подсчитано, что каждый житель нашей страны за год выбрасывает около 500 кг отходов4. Как вы думаете, куда же деваются все эти отходы? Дети высказывают предположения. К сожалению, в настоящее время в России большая часть отходов отправляется на свалку. Или, выражаясь научным языком, на санитарный полигон. 1 мин. 4 5 Площадь свалок в России — более 4 млн га5: это площадь 16 таких городов, как Москва, и 28 таких городов, как Санкт-Петербург. За год мы производим порядка 280 млн м3 твердых бытовых отходов, а это почти 4 млн вагонов отходов6! Это поезд такой длины, что он мог бы обогнуть Землю 4 Российская газета. Ищут пути к отходам. 23 марта 2016. https://rg.ru/2016/03/23/v-rf-budut- 5 Вести. Россия заросла мусором: Путин поручил разгрести свалки. 25 ноября 2016 г. stimulirovat-sozdanie-zavodov-delaiushchih-energiiu-iz-musora.html http://www.vesti.ru/doc.html?id=2825974 6 Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской федерации в 2015 году». http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad- eco-2015/waste.html#tbo07 7 по экватору. Представьте себе, сколько вещей лежит на полигонах и больше не служит человеку. Промежуточный вывод Итак, мы увидели, какое огромное количество отходов мы производим. А сейчас вы узнаете, что же скрывается за теми вещами, которые мы выбрасываем. Мы поговорим о том, о чём совершенно не задумывается большинство людей, выбрасывая вещи. Дело в том, что для производства любой вещи необходимы природные ресурсы. Какие природные ресурсы вы знаете? Дети высказывают предположения. 6 7 1 мин. 30 сек. Природные ресурсы – это компоненты природы, используемые человеком для его нужд. Например, каждое утро мы умываемся (используем природный ресурс – воду), греем воду (используем газ или электроэнергию), пьём чай (а чтобы его вырастить, нужно топливо для сельскохозяйственной техники). Нефть, уголь, другие полезные ископаемые, лес – всё это тоже природные ресурсы, которые мы используем. 8 1 мин. Конечно, на производство любой вещи нужны природные ресурсы. Причём их требуется гораздо больше, чем нам может показаться! Чтобы увидеть картину в целом, познакомимся с таким понятием, как жизненный цикл. пользоваться. купим. У каждой вещи есть жизненный цикл, состоящий из пяти этапов: 1.Добыча и производство сырья, то есть того, из чего делают вещь. 2.Производство самой вещи, то есть того, чем мы с вами будет 3.Транспортировка, то есть доставка вещи до магазина, где мы ее 4.Использование. 5.И утилизация. И абсолютно на каждом этапе мы тратим ценные природные ресурсы. Давайте посмотрим, как это происходит. 3 мин. 8 9 Первый этап жизненного цикла – производство сырья. Как вы думаете, какой природный ресурс является основным при производстве джинсов? (Ученики отвечают, ведущий комментирует правильные варианты ответов, если они прозвучат): • Хлопок. Да, для производства одной пары джинсов для взрослого человека нужен примерно 1 кг хлопка. Но этот ресурс не единственный. Как вы думаете, какой ещё природный ресурс нужен? Дети высказывают предположения. 9 (cid:149) Еще один необходимый ресурс – это вода. На одни джинсы уходит до 20 000 литров воды7! Это примерно 125 бочек воды. Кто-нибудь может объяснить, почему для производства джинсов нужно так много воды? Дети отвечают. Сырьё для производства джинсов – это хлопок. А растениям хлопчатника для роста нужно очень много воды. Кроме того, не будем забывать, что на этапе получения сырья для джинсов требуется не только вода, но и электроэнергия для полива, минеральные удобрения, химикаты для борьбы с вредителями и сорняками, топливо для сельскохозяйственной техники и так далее. На всё это тоже уходят природные ресурсы. 10 30 сек. В Центральной Азии активное производство хлопка привело к почти полному исчезновению Аральского моря8. Когда-то Аральское море было четвёртым по площади озером мира: из-за таких огромных размеров его и назвали «морем». За последние 60 лет площадь Арала сократилась более чем в 8 раз. Можно сказать, что целое море превратилось в джинсы, рубашки и футболки! 7 WWF. Cotton: a water wasting crop. 8 http://waterfootprint.org/en/resources/interactive-tools/product-gallery/ http://wwf.panda.org/about_our_earth/about_freshwater/freshwater_problems/thirsty_crops/cotton/ 10 30 сек. 1 мин. 11 12 Другой пример — смартфон. Сырьё для производства смартфона — это нефть, медь, золото, палладий, кремний, свинец, кадмий, ртуть и многое другое. Чтобы добыть все эти природные ресурсы, человек бурит скважины, роет шахты в разных странах мира, использует сложную технику, воду, энергию и другие ресурсы. Второй этап жизненного цикла — производство самой вещи Вода, энергия и многие другие ресурсы уходят и на сам процесс производства. Например, наши джинсы шьют на фабрике. А значит, нужно, как минимум, сырьё для производства швейного оборудования и электроэнергия для его работы. Другой пример. Чтобы произвести один лист бумаги формата А4, нужно 10 литров воды и более 650 разных химикатов9. Только представьте, всего на один лист! Рекомендация Для наглядной демонстрации второго этапа жизненного цикла рекомендуется использовать дополнительное оборудование: 10 литров воды (например, 2 бутылки по 5 литров, либо 5 бутылок по 2 литра) и лист бумаги фотмата А4. 9 The Environmental Sustainability of Paper. Richard Smith, University of Pennsylvania, 2011. 11 Ведущий демонстрирует их, рассказывая о ресурсах, которые уходят на производство бумаги. 30 сек. Третий этап жизненного цикла — транспортировка в магазины. Готовый продукт зачастую преодолевает страны и целые континенты, чтобы попасть на прилавки. Продукты летят на самолетах или плывут на кораблях, доставляются грузовиками или поездами на сортировочные пункты, где распределяются и развозятся по магазинам. На транспортировку всегда уходит много топлива, которое получается из природных ресурсов – в основном, это нефть. 30 сек. 13 14 Четвёртый этап жизненного цикла — использование. Наши продукты прошли огромный путь именно ради этого этапа. Хорошие джинсы мы будем носить полгода-год, а может быть, даже дольше. Но некоторые вещи — например, бутылку из-под воды — мы выбросим в среднем уже через 10 минут после покупки. 12 30 сек. 1 мин. 15 16 Пятый этап жизненного цикла — утилизация. Рано или поздно жизненный цикл вещи заканчивается этапом утилизации. Существуют разные способы утилизации, но в настоящее время в России большинство товаров отправляются на свалки. Их официальное название – санитарные полигоны. Захоронение на полигоне — пятый этап жизненного цикла большинства вещей. Как правило, там оказываются и наши джинсы, и смартфон, и пластиковая бутылка – то есть все вещи, о которых мы говорили. Промежуточный вывод Итак, на каждом из этапов жизненного цикла тратятся ценные невозобновляемые природные ресурсы. А значит, выбрасывая вещь на свалку, мы теряем и их! Если мы прибавим к выброшенным вещам все ресурсы, затраченные на добычу сырья, производство, доставку, то мы получим настоящий мусорный айсберг — ведь как известно, айсберг на 90% находится под водой, и мы видим только вершину. Так и мы видим вещь, но не видим, какие ресурсы были потрачены на предыдущих этапах её жизненного цикла. 13 17 10 мин. Задание «Жизненный цикл вещей» Ведущий делит класс на 3 группы по рядам. Задача каждой группы — своими словами кратко описать жизненный цикл одной вещи по этапам: получение сырья, производство вещи, транспортировка, использование (без этапа утилизации). Цель задания – закрепить идею того, что на производство вещей тратится большое количество природных ресурсов, которых мы не видим. Чтобы прояснить задачу, ведущий зачитывает пример жизненного цикла стакана из чешского стекла: • Первый этап – производство сырья: на месторождениях • Второй этап – производство. Песок транспортируют на добывают песок. завод в Чехии, где получают стекло и изготавливают стакан. расстояния в другие страны. продолжительный. Стакан служит долго и даже может передаваться от поколения к поколению. • Третий этап: готовый продукт везут на большие • Четвертый этап использования, как правило, очень Школьникам предлагается своими словами описать жизненный цикл для следующих продуктов. Картонная коробка Пример правильного ответа. Сначала люди рубят лес, добывают древесину и везут на целлюлозно-бумажный комбинат. Из древесного сырья на комбинате производят картон, а из него делают коробку. Коробку транспортируют в магазин, где она послужит упаковкой для других купленных продуктов. Её используют для того, чтобы донести купленный продукт до дома, а после этого чаще всего выбрасывают. Кастрюля с пластиковыми ручками Пример правильного ответа. Люди добывают в горах руду и на заводе получают из неё металл. Пластик делается из нефти, которую качают из нефтяной скважины. Кастрюлю производят на заводе и везут в магазин – чаще всего, 14 довольно далеко от места производства. Кастрюля, как правило, служит много лет, после чего её выбрасывают. Ананас Пример правильного ответа. Ананас растёт на плантации в тропической стране. Чтобы он вырос, нужна подготовленная почва и вода. Транспортировка – на другие континенты, очень далеко. Хранение в холодильнике по дороге и в магазине. Люди съедают ананас и выбрасывают очистки. 30 сек. А теперь давайте посмотрим, что происходит с разными видами отходов в конце жизненного цикла. В естественных условиях все они имеют разные сроки разложения. Пищевые отходы – от 2 до 5 недель, шерстяной носок – 1 год, бумага – от 2 до 10 лет, жестяная банка – 100 лет, пластиковая бутылка – 500 лет, стекло – более 1000 лет. Что же делать, чтобы не тратить так много ресурсов безвозвратно? За ответом давайте обратимся к природе. 1 мин. 18 19 Действительно, человечество создаёт много отходов. А есть ли отходы в природе? В природе существует непрерывный круговорот веществ и энергии, в котором 15 нет отходов. Используя энергию Солнца, воду, полезные вещества, содержащиеся в почве, растения производят питательные вещества, а животные их потребляют. Грибы и бактерии разрушают останки умерших животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, и образуются минеральные соли, необходимые растениям. И вновь все идет по кругу – цикл замыкается. Тысячелетиями люди создавали вещи из природных материалов – глина, шерсть, хлопок, бумага. В окружающей среде эти вещи легко перерабатывались бактериями, грибами и другими организмами. Но примерно 150 лет назад человек начал производить новые материалы, вещи и вместе с ними отходы, чуждые природе. Наша цивилизация нарушила баланс, устоявшийся за миллионы лет. Мы производим всё больше и больше твёрдых бытовых отходов. Возрастает загрязнение окружающей среды: почвы, воздуха, воды. Растёт потребление конечных, невозобновляемых природных ресурсов. 20 1 мин. А теперь давайте снова посмотрим на жизненный цикл вещи. Его главное отличие от круговорота веществ в природе – в том, что он, как мы видим, не замкнут. Конец и начало цикла не соединены, отходы не становятся сырьём для производства новых вещей. Вот почему возникают такие серьёзные проблемы. Как вы думаете, что с этим можно сделать? Выслушиваются ответы детей. 16 1 мин. 30 сек. 21 22 Мы подошли к ключевой мысли нашего урока. Отходы можно использовать! Если их повторно переработать, то большая часть отходов станет сырьём для производства новых вещей. Например, можно переработать пластиковые бутылки и получить множество новых вещей: другие бутылки, пластиковую упаковку, детали одежду, автомобилей, строительные материалы. мебель, Из использованных стеклянных бутылок изготавливают новые бутылки, из алюминиевых банок — новые банки, а из макулатуры — новую бумагу. Вместо этапа свалки возникает переработка. Жизненный цикл замыкается, и жизненный цикл продукта становится подобен природному круговороту! Что же для этого нужно? Давайте посмотрим, какие виды отходов образуются в наших домах. • Пищевые отходы. • Бумага и картон. • Стекло. • Металл.

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"

Экологический урок "Сделаем вместе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017