Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Оценка 4.9
Мероприятия +1
docx
экология
10 кл—11 кл
15.04.2019
На конференции ребята от имени экспертов рассказывают и объясняют экологическую ситуацию с реками и пресной водой в мире и Молдове. Много внимания уделялось и реке Днестр. Сопровождается стихами. песнями участников международного конкурса "Акварели Днестра", рисунками и плакатами Кроме того , всё сопровождается видео.
Урок-конференци с фото.docx
Экологическое мероприятие
Интегрированный урокконференция в 11а классе,
посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр
(биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература)
(в рамках экологического месячника)
Автор учитель биологии лицей А.Кантемира г.Кишинев
Цели: вспомнить свойства и значение воды; познакомить учащихся с
проблемами Днестра (и не только) и обсудить эти проблемы; высказать своё
мнение и точку зрения по этим вопросам; выступить в качестве учёных
экспертов; узнать мнение экологов РМ; продолжить формировать навыки
поисков нужной информации по теме и анализировать её; уметь работать на
коллектив, а не только на одного; познакомиться с призовыми работами
учащихся и литературой по данной теме.
Учитель биологии и библиотекарь:
Подошел мальчик к Цветку и спросил: “Цветокцветочек, скажи, а что такое
вода? Цветок ответил: “Вода?!! Это маленькая прозрачная капелька, которая
появляется каждое утро перед восходом солнца на моих листиках”.
Задумался мальчик и пошел дальше. Встретился ему Орёл. “Скажи мне
орёл, что такое вода?” – “Это облака, под которыми я летаю, они такие
прекрасные!!”. “Хм...”, подумал мальчик и пошел дальше.
Увидел у речки Человека. “Скажите, что такое вода?”. – “Это речка, в
которой я сейчас купаюсь, а зимой это будет лёд, чтобы кататься на коньках”.
Повернулся мальчик к Нептуну. “ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВОДА?? Цветок сказал,
что это капля на его листике...Орел говорил про облака...А Человек про речку
и лёд!!” “Всё правильно”, улыбнулся Нептун... “а ещё вода это два атома
водорода и один кислорода Н20”.
1 (фото 1)
Ведущий 1: К уникальным свойствам воды следует отнести то, что принимая
различные формы или состояния, вода не уничтожаема в отличии от других
ресурсов Земли. Все свойства воды оказывают колоссальное влияние на
биосферные процессы, живые существа и среду их обитания. Не исключая и
человека.
Ведущий 2 Вода. Удивительна, парадоксальна, загадочная, непостижимая.
Она была и остается музой, источником вдохновения не только поэтов,
художников, композиторов, но и ученых философов, естествоиспытателей,
которые многие годы разгадывают тайны этого великого создания природы.
Ведущий 1: 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день
отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще
требует защиты.
(фото 2)
Учитель: Сегодня мы обсуждаем проблему обеспечения человечества
важнейшим ресурсом (cid:150) пресной водой. Вода основа жизнедеятельности
2 любого организма, в том числе сельскохозяйственных растений и животных.
Человек тоже нуждается в чистой питьевой воде. Без воды не может
работать ни одна отрасль промышленности.
Сегодня мы проводим конференцию «Без воды и ни туды, и ни сюды»,
в ней участвуют: географы, физик, экологи, гидролог, биологи, врач ,
призеры и участники международного конкурса Акварели Днестра, а также
гости….
Ведущий 1: (продолжает) Воды на земле много, давайте послушаем
географа, он нам даст точные ответы. Где сколько воды?
Географ 1:
510млн.км2. и это водная оболочка Земли (cid:150) называется гидросферой.
Вода занимает 70,8% нашей планеты, что представляет
Вместе с тем, общий объем пресной воды составляет всего 2,7% количества
воды на всём земном шаре, его бассейн включает 37,8 млн км2. Но 94%
гидросферы представлена солеными водами океанов и морей; 5,8% это
подземные воды и вода, заключенная в ледниках. И лишь (cid:150) 0,2% это вода
озер, рек, почвы пары воды в атмосфере.
(фото 3)
: Прямо скажем, пресной воды не много. Именно этим объясняется
Ученик
острота проблемы обеспечения человечества пресной водой. Ее не только
мало, она еще легко загрязняется и становится не пригодной для питья и даже
для использования в сельском хозяйстве или промышленности. А каковы
проблемы водопотребления человечества?
Гидролог : Вода является не только биологическим, но и социальным
фактором жизни человечества. Водопотребление в мире постоянно
3 увеличивается. В начале XX века оно составляло около 1000 км³ в год, а в
начале XXI века стало, в 5 раз больше превысило, 5000 км³ в год.
(фото 4)
Ученик : Как же использует человек эти гигантские массы воды?
Географ 2: В теплых районах мира (cid:150) в Африке, Азии, Америке, Австралии
главным потребителем воды является сельское хозяйство. Так как в этих
странах распространено пассивное земледелие.
Поверхностные воды РМ сконцентрированы в около 3260 водных потоках, 9
из которых имеют протяженность более 100 км, 247 – более 10 км и также в
накоплениях воды, количество которых, что представляет государственную
собственность, превышает 3500, 126 из них имеют объем более 1 млн м3.
Общий полезный объем воды из накопителей, включая гидрографический
бассейн реки Днестр – 304 млн м3, реки Прут – 514 млн м3, междуречья – 94
млн м3. Ресурсы воды пограничных (транзитных) рек Днестр и Прут
составляют в среднем 90% от всего водного ресурса страны. Для
удовлетворения собственных потребностей в снабжении питьевой водой и
экономического сектора Молдова располагает годовым объёмом около 4,5
км3, остальной объем воды предназначен для поддержания биологического и
экологического разнообразия или подлежит использованию в соседних
странах – Украине и Румынии. Ресурсы воды, сформированные на территории
страны, составляют только около 10% от всех поверхностных вод.
(фото 5
4 Гидролог : Однако, с точки зрения обеспечения водными ресурсами на душу
населения, является самой бедной в Европе и, согласно оценке,
произведенной Организацией Всемирных ресурсов пресной воды, составляет в
среднем только 236 м3. Для сравнения – Австрия 6727 м3, Беларусь – 3745
м3, Финляндия – 20466 м3, Румыния – 1951 м3.
Ученик : Вода самое распространенное неорганическое соединение на
нашей планете. Вода основа всех жизненных процессов, единственный
источник кислорода в главном движущемся процессе на земле фотосинтез.
Это все потому, наверное, что вода имеет уникальные физикохимические
свойства. Уважаемый физик, что вы можете нам рассказать о свойствах воды?
(фото 6)
(фото 7)
Физик: Только вода в нормальных земных условиях находится трех
агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном. Именно это
свойство обеспечивает круговорот воды в природе и ее запасы в ледниках.
5 При переходе из одного агрегатного состояния в другое либо
требуется затрата тепла, либо тепло выделяется. Это свойство регулирует
тепловой режим окружающей среды.
Если просто сказать: летом, когда жарко: днем около водоема прохладно, а
ночью наоборот водоем свое тепло начинает воздуху отдавать.
Плотность льда меньше плотности воды, лед остается, на поверхности
предостерегая, водоем от промерзания. И благодаря этому даже зимой
спокойно живут в наших водоемах огромное количество разных организмов.
(фото 9)
(фото 8)
Ведущий1: Вода распространитель и переносчик всех веществ,
участвующих в жизнедеятельности, и в первую очередь питательных веществ.
Именно благодаря воде в организме происходят сложные химические
реакции. Она обеспечивает выделение из организма продуктов обмена,
защищая его от их вредного накопления. Но об этом, наверное, более
подробно расскажет биолог.
Биолог 1: Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского
писателя Антуана де СентЭкзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни
запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты
такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты (cid:150) сама жизнь. Ты
наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою
возвращаются к нам силы, с которыми ты уже простилась».
«Где вода, там и жизнь» и «Земля умирает, если ушла вода» эти пословицы
известны каждому.
Биолог 2: Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась
жизнь на Земле. Процессы, которые происходят в клетках организмов,
осуществляют при ее участии.
6 Установлено, что состав плазмы крови близок к составу воды морей и
океанов. В крови содержится 83% воды, в мышцах 75%. Даже мозг на 85%
состоит из воды, сердце на 75%, кости на 22%, легкие на 86%, почки на
83%, глаза на 95%.
Мы можем признаться, что любим воду потому, что сами состоим из
воды. Человек умирает, если потеряет всего 12% влаги своего организма. Для
нормальной жизнедеятельности каждому человеку необходимо примерно 2,5
л воды в сутки.
Но это вода должна быть чистой и живой.
(фото 10)
Ведущий 2: А какиенибудь болезни зависят от качества воды?
Врач: От состава питьевой воды напрямую зависит наше здоровье. Многие
болезни связаны с качеством воды.
1. вода с повышенным содержанием хлоридов и сульфидов
отрицательно влияют на функции системы пищеварения, на течение
беременности и родов, на плод и новорожденного.
2. повышенное содержание кальция способствуют камнеобразованию в
почках и мочевом пузыре.
3. Маломинерализованные воды ухудшают вводносолевой обмен,
функции желудка. Плохо утоляют жажду.
4. Дефицит фтора отрицательно влияет на состояние зубов, причем и в
случаях повышенного содержания.
5. Дефицит йода вызывает заболевание зоб.
7 6. Повышенное содержание мышьяка может вызывать отравление.
Хроническое отравление мышьяком проявляется в виде общей мышечной
слабости, потеря аппетита.
7. Свинец вызывает заболевание нервной и кроветворной системы.
8. Кадмий, хром заболевания почек.
9. Ртуть центральной нервной системы.
10. цинк двигательного аппарата.
11. повышение концентрации нитронов вызывает заболевание крови.
(фото 11)
Ученик : Как это ни странно звучит, но вода играет определенную роль даже
в искусстве: каскады прудов и фонтаны украшают сады и парки. Во многих
странах есть традиция сооружать зимой ледяные скульптуры героев сказок и
легенд.
Эколог 1: Не секрет, что вода становится источником международных
конфликтов. Например, авария на золотом прииске в Румынии (Январь 2000
года, БаяМаре) привела к отравлению притока Дуная реки Тисы, а затем и
реки Дунай. Изза прорыва дамбы сто тонн цианидов уничтожили водную
экосистему притока Дуная — реки Тиса — в пределах Румынии, в сербской
части реки погибло 80% живых организмов. Из Тисы выловили 650 тонн
мертвой рыбы — 62 вида, 20 из которых занесены в Красную книгу. По
оценкам специалистов, эта катастрофа по своим последствиям сравнима с
чернобыльской.
Эколог 2: После аварии концентрация цианидов в Тисе превысила
допустимую в 700 раз, а когда вода достигла Дуная — в 50 раз. Несмотря на
старания тысяч добровольцев, устранявших последствия катастрофы, Тиса
8 была отравлена тяжелыми металлами даже спустя два года, популяция рыбы в
ней была в пять раз ниже, чем до аварии. После катастрофы в БаяМаре
правительство Румынии запретило ловлю рыбы в Дунае и назвало хранение
цианида рядом с рекой безумием. В парламент страны трижды вносили
законопроект о запрете цианирования золота, но все три были отклонены.
Только в 2006 году, перед вступлением в Евросоюз, Румынии всё же пришлось
закрыть шахты цианирования
Учитель: музыкальная пауза) Участники конкурса Акварели Днестра
Кучер Евгений (автор слов) и Вишня Алексей (композитор и
исполнитель) со своей песней «Баллада о Днестре»
(на фоне видеоролика «Полеты над Днестром» (без звука)
(https://www.youtube.com/watch?v=YSxNepu1nvc)
(фото 12) (фото 13) (фото 14)
Ученик 1: Реки – это главные артерии жизни, поэтому установлен и
Международный день рек.
Ведущий 1: Впервые эта дата стала отмечаться в 1998 году. Именно 14 марта
1998 года прошло более 50 акций протеста в более чем 20 странах мира, в том
числе в Бразилии, Индии, Таиланде, Австралии, России, Японии, США.
Небезразличные к судьбе рек люди вышли на демонстрации, а также приняли
участие в субботниках по очистке рек.
В марте 1997 года в бразильском городе Куритиба, состоялась
Эколог 1:
Первая международная конференция против строительства крупных плотин,
которая поддержала предложение американской экологической организации
9 "Международная сеть рек" и постановила "отмечать день борьбы с плотинами
в защиту Рек, Воды и Жизни ежегодно 14 марта".
Один из лозунгов Международного дня рек говорит о необходимости
поддерживать чистоту водоемов, организовывать расчистку рек. В наши дни
регулярные мероприятия, которые проводят представители антиплотинного
движения, собирают каждый раз около 100 тысяч людей по всему миру.
Ведущий 2: Ведь именно строительство дамб и плотин оказывает наиболее
пагубное воздействие на реки. Плотины и дамбы нарушают естественное
течение рек и меняют экосистемы целых регионов. Сегодня из 177 наиболее
крупных мировых рек, длиной более 1 тысячи километров каждая, лишь 1/3
не оборудована дамбами или других сооружений на своих руслах.
Эколог 2: Международный день рек обращает внимание всего человечества
на то, что создание дамб и плотин крайне негативно влияет не только на
развитие самих природных водоемов, важных как источники пресной воды
для миллиардов людей, но и на состояние других природных объектов,
существующих в единой экосистеме с реками. Экологи отмечают, что
нарушение естественного течения реки может стать причиной настоящих
природных катаклизмов, с которыми человек не сможет справиться
(видеоролик «Плотины не возврата») (https://www.youtube.com/watch?
v=Cv0zgvTMUdM)
Учитель: слово предоставляется участнику всех экологических экспедиций
по Днестру, экологу и журналисту, туристу с огромным стажем, патриоту
свой страны – Банару Олегу.
10 (Фото15)
(фото 16)
Гидролог : Что люди делают для охраны рек? К счастью, человечество
осознало, какой ущерб оно наносит окружающей среде.
Траченко Егор: Стойте! Не кидайте мусор в воду!
Днестр же Вам не помойка.
Он оазис, он вода.
(фото 17)
(фото 18)
Лучше мусор соберите,
11 И подумайте серьезно,
Без воды ведь жизни нет!
Сколько бедной гибнет рыбы,
Сколько слито нечистот.
Задумайтесь люди, пока не поздно!
Дайте шанс Днестру!
Ученик : Траченко Егор – дважды призер конкурса Акварели Днестра
(фото 19)
(просмотр ролика «Проблемы экологии Днестра попрежнему в центре
внимания»)
(https://www.youtube.com/watch?v=7rwo0RYDObY)
12 (Фото 20)
Гидролог : (продолжает) В настоящее время люди по всему миру
приступили к осуществлению плана по охране водоемов, в частности рек. Он
состоит из нескольких этапов. .
Первый этап заключается в создании разных очистных сооружений.
Осуществляется применение малосернистого топлива, полностью
уничтожается или качественно перерабатывается мусор и прочие отходы. Что
люди делают для охраны рек еще?
Биолог 1: Второй этап основан на разработках и применении принципиально
новых природоохранительных технологий производства. Осуществляется
переход к малоотходным или совсем безотходным процессам. Например,
многим уже известно так называемое прямоточное водоснабжение: река –
предприятие – река. В ближайшем будущем человечество хочет заменить его
оборотным водоснабжением или вообще «сухой» технологией. На первых
порах это позволит обеспечить частичное, а затем и полное прекращение
сброса сточных вод в реки и прочие водоемы. Стоит отметить, что данный
этап можно назвать главным, поскольку при помощи него люди не только
уменьшат загрязнение окружающей среды, но и предупредят его. К
сожалению, это требует больших материальных затрат, непосильных для
многих стран земного шара.
Эколог 1: Третий этап – это хорошо продуманное и наиболее рациональное
размещение «грязных» производств, пагубно влияющих на окружающую
среду. Таковыми являются предприятия, например, нефтехимической,
целлюлознобумажной и металлургической промышленности, а также
изготовление различных стройматериалов и тепловая энергетика.
: О воде можно рассказывать много, ведь с каждым годом, с
Ведущий 1
каждым днем мы узнаем о ней все больше нового и интересного. А пока будем
13 беречь, как самое большое в мире богатство, ту самую «простую» воду, что
течет из водопроводного крана, плещется в реках и озерах, ту, что мы пьем из
чистого, как слеза, родника.
Учитель: слово предоставляется нашему библиотекарю Наталье Валерьевне.
(Наталья Валерьевна познакомила участников конференции с литературой по
теме. Рассказала о наиболее интересных книгах и поделилась своими
воспоминаниями о детстве на Днестре)
(Фото 21, 22)
свое стихотворение читает победитель конкурса Акварели
Ведущий 2
Днестра Беженар Максим
(на фоне видеоролика Полеты над Днестром (без звука) )
В вечерних сполохах зарницы мерцает гладь твоей воды.
Она играет и искрится, как юности моей мечты.
Камыш зеленым частоколом укрыл от взгляда берега
И в восхищении безмолвном неспешно движется река.
Стремясь к ее волшебной влаге, склонились ветви старых ив.
В своем величественном благе Днестр удивительно красив:
Спокоен, величав, неспешен среди степи верша свой путь,
14 Благословенен и безгрешен в нем святость можно зачерпнуть.
Судьба моя – река живая! Душе, дарящая покой.
Ты символ мой родного края о, Днестр! Ты хранитель мой!
В любом краю, вдали от дома я мысленно к тебе стремлюсь.
Туда, где сердцу все знакомо, и где не знал я слова «грусть».
Туда, где бабушкины сказки, веселый смех моих сестер,
Туда, где в хаотичной пляске играет пламенем костер.
На берега реки из детства, текущей сквозь судьбу мою –
Любовь к тебе в своем я сердце о, Днестр, навечно сохраню!
(фото 23, 24)
(Фото 25) призеры конкурса (фото26)
Учитель: и в заключении небольшая презентация работ участников и
призеров конкурса (презентация)
15 (во время презентации участники по одному выходят к стенду и
потом дают интервью о своем участии в конкурсе: почему участвуют
и что дало им это участие)
(все участники конкурса) (фото27) (фото 28) (участники мероприятия)
А эти фото сделаны во время перемены:
(Фото 29) (фото 30)
Внимательные слушатели
(фото 31) (фото 32)
16 (фото 33)
Учитель: спасибо всем участникам за работу.
Музыка к видеоролику написана учеником 8а класса – участником
конкурса – Гринич Вадимом.
17
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Экологическое мероприятие Интегрированный урок-конференция в 11-а классе, посвященный проблемам пресной воды и реки Днестр (биология, экология, география, физика, изо, музыка, литература) (в рамках экологического месячника)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.