"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов
Оценка 4.7

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
экология
Детсад
05.05.2017
"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов
Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.
Консультация для воспитателей -Экологическое воспитание дошкольников.docx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п. Таежный» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание дошкольников» подготовила воспитатель Журавлева Марина Викторовна Таежный, 2017 Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого   человека   должны   воспитываться   с  раннего   детства   в  семье   и   дошкольных учреждениях. Природа   не   только   храм   здоровья   и   эстетического   наслаждения.   Природа   ­ могучий   древний   источник   познания   и   воспитания   человечества.   От   Аристотеля   и Авиценны до наших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой природы. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами должны научиться любить ее. Экологическая   воспитанность   выражается   в  гуманно­ценностном   отношении   к природе, основными проявлениями которого служат:  доброжелательность к живым существам;  эмоциональная отзывчивость на их состояние;  интерес к природным объектам;  стремление   осуществлять   с   ними   позитивное   взаимодействие,   учитывая   их особенности как живых существ;  желание   и   умение   заботиться   о   живом,   создавать   необходимые   для   жизни условия. Главное в детском труде ­ радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться,   заботиться   о   живом   существе,   помогать   ему.   Труд   становится   важным средством   воспитания   осознанного   отношения   к   природе,   при   условии   его самостоятельности   и   активности   со   стороны   детей.   Особенно   ценен   труд   детей (совместно с взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.). Из  высших эмоций  детскому возрасту доступны эстетические  и нравственные («хорошо»   ­   «плохо»,   «добро»   ­   «зло»,   «красиво»   ­   «некрасиво»),   поэтому   в экологическом   воспитании   детей   большое   внимание   необходимо   уделить эстетическому и нравственному аспектам. Детям   необходимо   раскрывать   уникальность   и   неповторимость   культурного богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень. Эффективность   экологического   развития   дошкольников   во   многом обуславливается   тем,   насколько   грамотно   строится   педагогом   взаимодействие   с детьми. Для   того   чтобы   дети   могли   освоить   программу   экологического   образования,   ее содержание   нужно   перевести   в   конкретный   план   действий,   организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков: 1. Занятия, как специально организованная форма обучения. 2. Совместная деятельность педагога и детей. 3. Самостоятельная деятельность детей. В   первом   блоке   функция   обучающего   принадлежит   воспитателю,   второй   блок предполагает равное партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется   возможность   действовать   самостоятельно   и   свободно,   применяя накопленный   опыт   экологически   правильного   взаимодействия   с   природными объектами. 1.Специально организованное обучение, это:  o Экскурсии, занятия. o Наблюдение   за   животными   и   растениями   (распознающее   за   одним   объектом, сравнительное,   с   использованием   раздаточного   материала,   наблюдение   за изменением и развитием). o Изодеятельность экологической тематики. o Ознакомление с трудом взрослых в природе. o Обучение детей труду по уходу за растениями и животными. o Развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях ­ по аналогии,   описательных,   сравнительных, из   опыта;   описательных   загадок; придумывание экологических сказок; этические беседы). o Формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа). o Классификация   представлений   о   природе   (беседы   с   использованием   моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию). 2. Совместная деятельность педагога и детей: o Диагностика экологической воспитанности детей, o Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна. o Целевые прогулки в природу. o Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные). o Рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы. o Беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам. o Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней. o Сбор коллекций семян, камней, осенних листьев. o Опыты, поисковая деятельность. o Труд в уголке природы и на участке. o Просмотр диафильмов, видеофильмов. o Работа с моделями. o Ведение календарей природы, дневников наблюдений. o Различные виды изодеятельности на экологические темы. o Создание книг ­ самоделок. o Экологические досуги и праздники.     3. Самостоятельная деятельность детей: Самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование,   изготовление   моделей,   книжек   ­   самоделок   с   рассказами   о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций, театрализованной деятельности и т.д.). На   занятиях   дети   осваивают   не   только   экологические   представления,   но   и овладевают   различными   способами   познавательной   деятельности,   учатся   проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно   переходил   от   освоения   фактов   к   установлению   связей   между   ними   и обобщению первоначальных представлений. В систему экологического развития детей включаются   занятия   не   только   познавательного   цикла   ­   наблюдения,   экскурсии, формирование   обобщенных   представлений,  систематизация   знаний, ­   но   и   такие   их виды,   в   которых   представлена   отражательная   деятельность   ребенка:   по изодеятельности, музыкальные, трудовые. Один   из   видов   занятий   по   экологическому   воспитанию   детей   ­   освоение представлений   о   человеке,   на   которых   дошкольники   знакомятся   с   человеком,   как живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и усложняются   как   по   содержанию   знаний,   так   и   по   способам   познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное   решение   задач   экологического   образования   во   многом   определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей. В   педагогическом   процессе   экологического   образования   наибольшее   место отводится   совместной   деятельности   воспитателя   и   детей.   Это   обусловлено возможностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия   с   природой   в   соответствии   со   своими   интересами,   склонностями, уровнем   познавательного   развития.   Для   этого   взаимодействие   педагога   и   детей строится   с   учетом   дифференцированного   перехода   и   включает   разные   формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность,   моделирование.   Широко   используются   чтение   детских   книг, рассматривание   иллюстраций,   рисование   на   экологические   темы,   а   также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Важнейшим   компонентом   системы   работы   является   самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами. Работу   с   младшими   дошкольниками   следует   ориентировать   на   воспитание   у детей   эмоционально   ­   положительного   отношения   к   природе,   формирование конкретных, ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное   овладение   умениями   помогать   живому.   Это   позволяет   сделать наблюдения. В   среднем   дошкольном   возрасте,   наряду   с   дальнейшим   накоплением эмоционально ­ позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и дифференциация   знаний   о   живом,   о   разнообразии   природных   объектов,   связях   в природе.   Наблюдения   остаются   ведущим   методом   работы,   но   их   содержание усложняется.   В   ходе   наблюдений   дети   осваивают   новые   познавательные   умения   ­ сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах, первоначальное обобщение. Дошкольник 4­5 лет стремится действовать, ему необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном возрасте используются занятия,   направленные   на   овладение   детьми   опыта   ухода   за   живыми   существами, составление рассказов о природе. В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но и систематизация   знаний   о   природе,   о   способах   экологически   правильного взаимодействия   с   ней,   поддержание   и   развитие   познавательного   интереса дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся наблюдения,   составление   творческих   рассказов,   сказок   и   загадок   о   природе, экологические   и   обобщающие   беседы   и   другие   занятия.   Анализ   практики   работы показывает,  что педагоги  часто испытывают  трудности в проведении наблюдений  и обобщающих   бесед   со   старшими   детьми.   В   основном   это   проявляется   при   отборе содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей.  Занятия   проводятся   с   игровыми   персонажами   ­   куклами.   Их   использование позволяет педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них форме, а детям ­ легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении. Все   это   делает   процесс   обучения   увлекательным   для   детей,   настраивает   их   на свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом, что дети   должны   помогать   Незнайке,   Мишке,   Емеле   и   др.   героям,   учить,   разрешая возникшие   у   них   проблемные   ситуации:   спорить,   доказывая   свою   точку   зрения,   и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними. Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе,   по   средствам   игровой   и   опытнической   деятельности,   мы   формируем экологическую   культуру.   Воспитываем   у   детей   такие   нравственные   качества   как любовь   к   родной   природе,   желание   сохранить   и   приумножить   ее   для   потомков. Литература: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. С.Н. Николаева «Юный эколог» В.И. Ашиков, С,Г. Ашикова «Семицветик» Л.И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников и мл. школьников» Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми». В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».  Большая энциклопедия дошкольника. – М.: РосМэн, 2000 Кюизель М. Тайная жизнь животных. – Минск: Попурри, 1999. Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно.­ М.: Линка­пресс, 2004. Малышевская А.Ф. Естествознание. Вода, воздух, огонь, земля. – М: Дрофа, 1996.

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов

"Экологическое воспитание дошкольников" консультация для педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2017