Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Оценка 5

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
30.01.2017
Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Программа рассчитана на учащихся 9 классов. По моему мнению, школьный курс русского языка недостаточно освещает такой важный раздел, как культура речи. Это очень важно для детей вне зависимости от их завтрашней профессиональной судьбы, т.к. успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного участия в общественной и будущей производственной жизни. Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, творческих возможностей каждого ученикаэлективный курс
Отдел образования администрации Тальменского района Алта (1).doc
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края МОУ Новоозерская средняя общеобразовательная школа Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов                                                                         Учитель русского языка и литературы                                                                   Ермакова Татьяна Александровна Ст.Озерки 2005 9 класс. Программа курса по выбору «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи». Ермакова Т.А., учитель русского языка и литературы Новоозерской средней школы Тальменского района Алтайского края. Содержание. 1.Пояснительная записка. 2.Цели и задачи элективного курса «Экология слова, или Поговорим о  культуре  русской речи». 3.Учебно­темтический план. 4.Содержание тем и методические рекомендации к проведению занятий. 5.Литература для учителя и учащихся. 6. Приложение:    ­словарь ключевых слов и понятий;    ­высказывания о русском языке;    ­темы итоговых рефератов. Пояснительная записка.      С.И.Ожегов в одной из последних работ писал: «Что такое высокая культура  речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно  передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в  которой соблюдаются нормы современного литературного языка…Но высокая  культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она  заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения  своих мыслей, но и наиболее доходчивое (т.е.наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно,  стилистически оправданное)».    Культура речи – особый раздел науки о языке, главным результатом изучения  которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически  включает в себя все элементы, способствующие  точной, ясной и эмоциональной  передаче мысли. Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения  общей культуры человека.      Программа рассчитана на учащихся 9 классов. По моему мнению, школьный курс русского языка недостаточно освещает такой важный раздел, как культура речи.  Это очень важно для детей вне зависимости от их завтрашней профессиональной  судьбы, т.к. успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении  других предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного участия в общественной и будущей производственной жизни. Данный  курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и  склонностей, творческих возможностей каждого ученика. Теория приближена к  потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать  свою речь, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять ему  предназначенную роль, опереться на речевые знания как на систему ориентиров в  процессе речевой деятельности.     В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе,  поэтому данный курс может быть предложен как в 1, так и во 2 полугодии 9 класса. На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классно­урочную  систему: презентация, семинар, соревнование, круглый стол, организационно­ деятельная игра и т.п. Предполагаемый контроль результатов: орфоэпические  диктанты, тестирование, публичные выступления учащихся, защита творческих  работ и т.п.      Программа построена с опорой на следующие источники: практикум­ справочник для учащихся 8­9 классов «Культура речи» под редакцией  А.Г.Петряковой; «Игры в слова и со словами» С.А.Шмакова; справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению «Правильно ли мы говорим по­ русски?» Л.И.Скворцова. Цели и задачи курса: 1.Формировать у учащихся представление о культуре речи в целом.  2.Способствовать росту общей языковой культуры. 3.Активизировать внимание учащихся на собственной устной речи. 4.Показать образность и богатство русского языка. 5.Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой. 6.Формировать устойчивый интерес к живому русскому слову. Учебно­тематический план . (12 часов) № п\п 1. 2. 3. 4. 5­6 7­8. 9. 10. 11. 12. Тема занятия Количество часов «Вначале было слово…» (или Слово о нашей речи) Русская разговорная речь. Созвездия слов. Секреты хорошей речи. Занимательная стилистика. Речь и этикет. Знаки препинания…зачем они? Правильно ли мы говорим по­русски? Как возникают названия? «Мы сохраним тебя, русская речь!» 1 1 1 1 2 2 1 1 1 1 Форма проведения Лекция с элементами беседы «Круглый стол» Лекция с элементами беседы Семинар Работа в группах Практикум Лекция с элементами беседы «Круглый стол» Индивидуальные сообщения Защита авторских проектов Содержание тем и методические рекомендации к проведению занятий. 1. «Вначале было слово…» Происхождение человеческой речи. Праязык. Место русского языка в семье  славянских языков. Развитие древнерусского языка. Деятельность Кирилла и  Мефодия по созданию славянского алфавита. Игры со словами (шарады, ребусы  и т.п.) 2. Русская разговорная речь. Исконно­русские слова. Выразительные средства русского языка. Богатство  русской разговорной речи. Обсуждение, высказывания учащихся. 3.Созвездия слов.    Крылатые слова и выражения. Фразеологические обороты речи, их употребление,      происхождение, источники. Спаянность слов. Пословицы и поговорки.    Опора на жизненный опыт учащихся. 4.Секреты хорошей речи.    Речь хорошая и речь правильная. Нормы русского литературного языка      (точность, логичность, ясность, чистота, выразительность и т.д.) Семинарское       занятие. 5­6. Занимательная стилистика.    Слово в стилистическом окружении. Смешение стилей. Борьба за качество стиля.     Работа в группах над составлением  кроссвордов и текстов разных стилей. 7­8. Речь и этикет.         Речевая культура. Уместность как одна из норм речевой культуры. Просмотр         видеофильма «Понемногу о многом». Выступления учащихся.       Практическая работа. 9. Знаки препинания…зачем они?     Откуда пришли названия знаков препинания. Авторские знаки. Вариативность         знаков. Влияние на стилистику, семантику, интонацию текста. Обсуждение       проблемы постановки знаков препинания с учащимися. 10.Правильно ли мы говорим по­русски?     Язык твой – друг твой или язык твой ­ враг твой? Высказывания о русском      языке. Встреча с журналистом местной газеты. Викторина. 11.Как возникают названия?     Рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в        название вещей. Путешествия слов. Индивидуальные сообщения учащихся.        Вопросы­задания. 12. «Мы сохраним тебя, русская речь!»      Подведение итогов. Защита творческих проектов. Список литературы для учителя. 1.Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. – М.: Просвещение, 1988. 2.ВведенскаяЛ.А.,Баранов М.Т. Русское слово. –М.: Просвещение, 1994. 3.Головин Е.И. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М.:      Высшая школа, 1989. 4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1983. 5.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – М.: Наука, 1995. 6.Львова С.И. Там, где кончается слово…_ М.: Просвещение, 1992. 7.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. – М.:  Знание, 1987. 8.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988. 9.Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. –М.: Просвещение, 1993. 10.Успенский Л.В. Культура речи. –М.: Знание, 1986. Список литературы для учащихся. 1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1998. 2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1989. 3.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.:  Знание, 1992. 4.Миловидова И. Проверяем свою грамотность. –М.: Рольф, 1997. Словари и справочники. 1.Ашукин Н.С., Ашукина Н.М. Крылатые слова. – М.: Худ. лит., 1988. 2.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,  грамматические формы. – М.: Русский язык, 1989. 3.Русское литературное произношение и ударение: Словарь­справочник. – М.:  Книга, 1981. 4.Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.: Книга, 1984. Фразеологический словарь русского языка \ Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Русский язык, 1978. Темы рефератов. 1.Происхождение кириллицы. 2.Новые значения старых слов. 3.Правильно ли мы говорим? 4.Как учили грамоте на Руси? 5. «Ты» или вежливое «Вы»? 6.Поговорим о правилах приличия. 7. «Волшебные слова» 8.Словесные раскопки. 9.Увлекательное около нас. 10.Можно ли сломать язык? 11.В руках умелых слово творит чудеса. 12.Наш язык богат и могуч. 13.Все люди меняются словами. 14.Берегите свой язык! 15.Сила русского слова. 16. «Пульс» в слове. 17.Не ударим в грязь лицом! 18. «Точка, точка, запятая…»

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов

Экология слова, или  Поговорим о культуре русской речи  Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017