Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
30.01.2017
Программа рассчитана на учащихся 9 классов. По моему мнению, школьный курс русского языка недостаточно освещает такой важный раздел, как культура речи. Это очень важно для детей вне зависимости от их завтрашней профессиональной судьбы, т.к. успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для активного участия в общественной и будущей производственной жизни. Данный курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, творческих возможностей каждого ученикаэлективный курс
Отдел образования администрации Тальменского района Алта (1).doc
Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
МОУ Новоозерская средняя общеобразовательная школа
Экология слова, или
Поговорим о культуре русской
речи
Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Учитель русского языка и литературы
Ермакова Татьяна Александровна Ст.Озерки 2005
9 класс.
Программа курса по выбору
«Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи».
Ермакова Т.А., учитель русского языка и литературы Новоозерской средней
школы Тальменского района Алтайского края.
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи элективного курса «Экология слова, или Поговорим о
культуре русской речи».
3.Учебнотемтический план.
4.Содержание тем и методические рекомендации к проведению занятий.
5.Литература для учителя и учащихся.
6. Приложение:
словарь ключевых слов и понятий;
высказывания о русском языке;
темы итоговых рефератов. Пояснительная записка.
С.И.Ожегов в одной из последних работ писал: «Что такое высокая культура
речи? Высокая культура речи – это умение правильно, точно и выразительно
передавать свои мысли средствами языка. Правильной речью называется та, в
которой соблюдаются нормы современного литературного языка…Но высокая
культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она
заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения
своих мыслей, но и наиболее доходчивое (т.е.наиболее выразительное) и наиболее
уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно,
стилистически оправданное)».
Культура речи – особый раздел науки о языке, главным результатом изучения
которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически
включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной
передаче мысли. Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения
общей культуры человека.
Программа рассчитана на учащихся 9 классов. По моему мнению, школьный курс
русского языка недостаточно освещает такой важный раздел, как культура речи.
Это очень важно для детей вне зависимости от их завтрашней профессиональной
судьбы, т.к. успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении
других предметов, а в дальнейшем – вузовских дисциплин; создает предпосылки для
активного участия в общественной и будущей производственной жизни. Данный
курс направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и
склонностей, творческих возможностей каждого ученика. Теория приближена к
потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать
свою речь, видеть в ней изъяны, которые мешают языку выполнять ему
предназначенную роль, опереться на речевые знания как на систему ориентиров в
процессе речевой деятельности.
В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в 9 классе,
поэтому данный курс может быть предложен как в 1, так и во 2 полугодии 9 класса.
На занятиях предпочтительны формы работы, расширяющие классноурочную
систему: презентация, семинар, соревнование, круглый стол, организационно
деятельная игра и т.п. Предполагаемый контроль результатов: орфоэпические
диктанты, тестирование, публичные выступления учащихся, защита творческих
работ и т.п.
Программа построена с опорой на следующие источники: практикум
справочник для учащихся 89 классов «Культура речи» под редакцией
А.Г.Петряковой; «Игры в слова и со словами» С.А.Шмакова; справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению «Правильно ли мы говорим по
русски?» Л.И.Скворцова.
Цели и задачи курса:
1.Формировать у учащихся представление о культуре речи в целом.
2.Способствовать росту общей языковой культуры.
3.Активизировать внимание учащихся на собственной устной речи.
4.Показать образность и богатство русского языка.
5.Способствовать формированию навыков работы со справочной литературой.
6.Формировать устойчивый интерес к живому русскому слову.
Учебнотематический план . (12 часов)
№
п\п
1.
2.
3.
4.
56
78.
9.
10.
11.
12.
Тема занятия
Количество
часов
«Вначале было слово…»
(или Слово о нашей речи)
Русская разговорная речь.
Созвездия слов.
Секреты хорошей речи.
Занимательная стилистика.
Речь и этикет.
Знаки препинания…зачем
они?
Правильно ли мы говорим
порусски?
Как возникают названия?
«Мы сохраним тебя,
русская речь!»
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Форма проведения
Лекция с элементами
беседы
«Круглый стол»
Лекция с элементами
беседы
Семинар
Работа в группах
Практикум
Лекция с элементами
беседы
«Круглый стол»
Индивидуальные
сообщения
Защита авторских
проектов
Содержание тем и методические рекомендации к проведению занятий. 1. «Вначале было слово…»
Происхождение человеческой речи. Праязык. Место русского языка в семье
славянских языков. Развитие древнерусского языка. Деятельность Кирилла и
Мефодия по созданию славянского алфавита. Игры со словами (шарады, ребусы
и т.п.)
2. Русская разговорная речь.
Исконнорусские слова. Выразительные средства русского языка. Богатство
русской разговорной речи. Обсуждение, высказывания учащихся.
3.Созвездия слов.
Крылатые слова и выражения. Фразеологические обороты речи, их употребление,
происхождение, источники. Спаянность слов. Пословицы и поговорки.
Опора на жизненный опыт учащихся.
4.Секреты хорошей речи.
Речь хорошая и речь правильная. Нормы русского литературного языка
(точность, логичность, ясность, чистота, выразительность и т.д.) Семинарское
занятие.
56. Занимательная стилистика.
Слово в стилистическом окружении. Смешение стилей. Борьба за качество стиля.
Работа в группах над составлением кроссвордов и текстов разных стилей.
78. Речь и этикет.
Речевая культура. Уместность как одна из норм речевой культуры. Просмотр
видеофильма «Понемногу о многом». Выступления учащихся.
Практическая работа.
9. Знаки препинания…зачем они?
Откуда пришли названия знаков препинания. Авторские знаки. Вариативность
знаков. Влияние на стилистику, семантику, интонацию текста. Обсуждение
проблемы постановки знаков препинания с учащимися.
10.Правильно ли мы говорим порусски?
Язык твой – друг твой или язык твой враг твой? Высказывания о русском
языке. Встреча с журналистом местной газеты. Викторина.
11.Как возникают названия?
Рассказ о том, как имена людей, фамилии, географические названия перешли в
название вещей. Путешествия слов. Индивидуальные сообщения учащихся.
Вопросызадания. 12. «Мы сохраним тебя, русская речь!»
Подведение итогов. Защита творческих проектов.
Список литературы для учителя.
1.Будагов Р.А. Как мы говорим и пишем. – М.: Просвещение, 1988.
2.ВведенскаяЛ.А.,Баранов М.Т. Русское слово. –М.: Просвещение, 1994.
3.Головин Е.И. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. – М.:
Высшая школа, 1989.
4.Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М.: Просвещение, 1983.
5.Иванова В.А. Занимательно о русском языке. – М.: Наука, 1995.
6.Львова С.И. Там, где кончается слово…_ М.: Просвещение, 1992.
7.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. О культуре русской речи. – М.:
Знание, 1987.
8.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
9.Сиротина О.Б. Русская разговорная речь. –М.: Просвещение, 1993.
10.Успенский Л.В. Культура речи. –М.: Знание, 1986.
Список литературы для учащихся.
1.Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1998.
2.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. – М.: Просвещение, 1989.
3.Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М.:
Знание, 1992.
4.Миловидова И. Проверяем свою грамотность. –М.: Рольф, 1997.
Словари и справочники.
1.Ашукин Н.С., Ашукина Н.М. Крылатые слова. – М.: Худ. лит., 1988.
2.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение,
грамматические формы. – М.: Русский язык, 1989.
3.Русское литературное произношение и ударение: Словарьсправочник. – М.:
Книга, 1981. 4.Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации. – М.: Книга, 1984.
Фразеологический словарь русского языка \ Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Русский
язык, 1978.
Темы рефератов.
1.Происхождение кириллицы.
2.Новые значения старых слов.
3.Правильно ли мы говорим?
4.Как учили грамоте на Руси?
5. «Ты» или вежливое «Вы»?
6.Поговорим о правилах приличия.
7. «Волшебные слова»
8.Словесные раскопки.
9.Увлекательное около нас.
10.Можно ли сломать язык?
11.В руках умелых слово творит чудеса.
12.Наш язык богат и могуч.
13.Все люди меняются словами.
14.Берегите свой язык!
15.Сила русского слова.
16. «Пульс» в слове.
17.Не ударим в грязь лицом!
18. «Точка, точка, запятая…»
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.