Экология - важная наука.
Оценка 5

Экология - важная наука.

Оценка 5
Мероприятия
doc
классное руководство
1 кл
09.04.2017
Экология - важная наука.
2 РАЗДЕЛ Урок №1. Экология - важная наука. Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Сегодня мы с вами поговорим об экологии. Экология- это изучение окружающей природы и человека как часть природы; и её сохранение.Экология - важная наука.
Здоровые дети.doc
2 РАЗДЕЛ  Урок №1. Экология ­ важная наука. Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм­ С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй её святынь. Сегодня мы с вами поговорим об экологии.  Экология­ это изучение окружающей природы и человека  как часть природы; и её сохранение. ­Мы должны учиться сохранять природу и беречь её. птичье царство и только? Ну, дрозды Ну, синички… Где запомнишь все клички Просто птички ­ и только! А цветы разве знаем на лугах? Разве ценим? Всё травой называем, А подкошены ­ сеном. Роща, в общем, и целом… Ель от пихты не можем Отличить грешным делом. Мы безмерно богаты В наших чащах и рощах. Столько всяких пернатых. Просто диву даёшься. Но спросите иного Что он знает о птицах? Пусть ответит толково ­ И, гляди, удивится: Как же, фауна, дескать, Как же, наше богатство. И с деревьями тоже: На полях, в перелесках ­ Так сказать, птичье царство… И, конечно, тревожно, Что порой мы безбожно Не храним, что имеем Не щадим, не жалеем. Ни за что не в ответе. Словно самую малость Нам на этой планете Жить и править осталось. Не хозяева вроде, Так добро своё губим А гордимся природой И отечество любим. (А. Яшин) ­ Может быть, сейчас человек не зависит от природы? От сильной жары и холодов его  защищает одежда, жилища обогреваются. Современный человек использует больше природных  богатств, чем раньше. ­ Посмотрите на человечка. Почему он грустный? ­ Давайте послушаем загадку: через нос проходит в грудь и обратно держит путь он невидимый, но все же без него мы жить не можем. ­ Мы все живём в воздушном океане, который называется атмосфера. Мы привыкли  воздушный океан называть небом. (воздух) Выше леса, выше гор Расстилается ковёр Он всегда, всегда раскинет Над тобой и надо мной То он серый, то он синий То он ярко­ голубой. ­ Всё живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но он не всегда бывает таким.  ­ В воздухе содержаться микробы ­ очень маленькие живые существа. От них можно даже  заболеть, например гриппом. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может  накопиться очень много. Что же нужно сделать, чтобы микробов стало меньше? ­ Кто из вас любит слушать песни и др. музыку? Почти у всех есть любимые песни и их приятно  слушать. Вот в одной песенке такие слова: Непременно каждым утром Я включаю репродуктор И конечно телевизор И ещё магнитофон. ­ Весело? А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна Вы же в доме не одна Почему же целый дом Должен слушать этот гром? ­ Им не нравиться, потому что шумно и неприятно. Шум является загрязнителем окружающей  среды. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому  очень вредно надолго включать магнитофон, тем более громко. Некоторые любят пошутить ­ громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля.  Это очень опасно­ резкий сильный звук может разрушить слуховой аппарат. ­ Что нужно сделать, чтобы в школе и дома был звуковой комфорт?  ­ Ну, вот воздух чистый, спокойные радостные звуки… Не умыться, ни напиться Без воды Листику не распуститься Без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек И поэтому всегда Всем везде нужна вода. ­ Где больше всего воды на земле? (в океане) А ещё где находиться вода? (моря, реки, снег) Для животных и растений не всякая вода нужна. Она должна быть чистой и пресной. Про какую  воду говориться: Водичка, водичка умой моё личико Чтоб щёчки краснели Чтоб глазки блестели Чтоб смеялся роток Чтоб кусался зубок. Нужно экономно расходовать воду, беречь её от загрязнения. Не выбрасывать мусор в  реку, не мыть в ней машину. Следующая страничка жизни ­ зелёная. Она зелёная, потому что основу живой природы  составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам. Жить в зелёном мире этом Хорошо зимой и летом Жизнь летает мотыльком Шустрым бегает зверьком В облачках кружится птицей Скачет по ветвям куницей Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг. ­ Только всегда ли человек относится к природе как друг? (не рвать цветы, не собирать букеты) ­ Рядом с нами живут птицы и животные. Доброе дерево, старые ветви В листьях запутались шумные ветры Сколько птенцов под густою листвою Ты укрывало от стужи и зноя! Старые ветви ночами не спали, Чтобы на землю птенцы не упали Чтобы им с дерева, словно с порога В синее небо открылась дорога. Лето промчится, и перед зимой Дерево птицам помашет листвой Будет потом ему сниться и сниться Маленький птичек весёлые лица. ­ Многие птицы­ санитары. Питаются на свалках ­ способствуют оздоровлению местности. ­ Как можно помочь птицам? ­ Многие животные и птицы охраняются. Они занесены в «Красную книгу». Охраняется «Красною книгою» Столько редких животных и птиц Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц   Чтоб пустыни нагрянуть не смели Чтобы души не стали пусты Охраняются звери Охраняются змеи Охраняются даже цветы. Берегите эту землю Эту воду Даже малую былиночку любя,  Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя. ЗАДАНИЕ: ­ Нарисуйте счастливую планету. ­ Так что же такое экология? ­ Что она изучает и защищает? ­ ОТ чего зависти природа? А человек? Урок №2. «Земля ­ наш дом». ­ Давайте с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? Кто запомнил, что такое  экология? Что она изучает? ­ Попробуйте отгадать загадку: И топчут её, И режут её, Она не серчает, Добром отвечает. Кто в году 4 раза переодевается? Весь мир кормлю, а сама не ем. (земля) ­ Люди в древности представляли себе землю, как большой блин, который лежал на больших  слонах. И уже позднее, древнегреческий учёный Птолемей, выяснил, что Земля­ планета  шарообразной формы. В настоящее время, совершив кругосветное путешествие, можно убедиться в этом.  Космонавты, облетая землю на космических кораблях, наблюдают и видят, что она шарообразной формы. ­Земля­ холодное небесное тело­ планета. ­ Как вы думаете, какая поверхность у земли? Правильно, она неровная, на ней есть равнины, возвышенности, горы. Есть огромные углубления, заполненные водой, образующей моря и океаны. ­Кто живёт на нашей планете? ОПЫТ:1. Подбросьте резинку ­ что произойдёт? 2. На шар положить резинку – что произойдёт? ­Почему все предметы падают на пол? Все тела, находящиеся на поверхности Земли или вблизи неё, притягиваются к центру  Земли с большой силой: притягиваются и люди, и камни, и вода, и летящие самолёты. И поэтому, Земля это наш дом. И нам нужно беречь и охранять эту Землю. Берегите эту Землю Эту воду Даже малую былиночку любя Берегите всех зверей внутри природы Убивайте лишь зверей внутри себя. ­ Кроме того, что мы не летаем с вами, а ходим ногами, ­ какую пользу можно получить из Земли? ­ Но чтобы это всё сохранить, что мы должны делать? Берегите Землю! Берегите  Жаворонка в голубом зените Бабочку на стебле повилики На тропинке солнечные блики На камнях играющего краба Над пустыней тень от баобаба Ястреба, парящего над полем Ясный месяц над речным покоем Ласточку, мелькающую в жите Берегите Землю, берегите. Берегите чудо песен Городов и деревень Мрак глубин и волю поднебесий Откровение земли и неба­ Сладость жизни, молока и хлеба Берегите молодые всходы На зелёном празднике природы Небо в звёздах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу,­ Всех судеб связующие нити Берегите землю! Берегите! СЦЕНКА: Девочка­ ромашка: Много трав растёт полезных На земле страны родной Могут справиться с болезнью Мята, пижма, зверобой. Травяная ведьма: Ромашка: Ромашка: Ведьма: Ромашка: Я хочу тебе, дружок, Дать в букет ещё цветок (даёт пучок дурмана) Разгадала твой обман! Посмотрите, вот дурман­ Ядовитая трава. Разболится голова От подарка твоего Забирай назад его! (ведьма убегает) Ох, уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, То траву несъедобную. (ведьма крадучись, возвращается) Я одумалась, ребята, Лучше вместе в лес пойдём Соберём шалфей и мяту Нежных ландышей нарвём Дома их поставим в воду. Поняла я, братцы, сразу Хитрый замысел её. (загораживает ребят от ведьмы. Она грозит ромашке кулаком и  убегает) Ромашка: Мы растенья эти знаем Бережём и охраняем, От таких лихих, как эта Собирательниц букетов В книгу Красную они Уж давно занесены. Мы их рвём не на потеху Отнесём мы их в аптеку. Из даров лесного царства Люди делают лекарства. ­А кто помнит, что такое Красная книга? ­ Верно, в неё заносят редкие виды растений и животных.  Представителей природы, занесённых в эту книгу,  нужно охранять особенно бережно. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если мы сорвём цветы­ Опустеют все поляны И не будет красоты! ­ Спасём планету ­ наш добрый дом, пока не поздно, пока не поздно!  Д/ф. «Охрана животных и птиц» С целым миром спорить я готов Я готов поклясться головою В том, что есть глаза у всех цветов И они глядят на нас с тобою. В час раздумий наших и тревог В горький час беды и неудачи Видел я: цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок. Песня: «Ты да я, да мы с тобой» Урок№3. Человек­ часть природы. ­ Что изучает «Экология»? ­ Как человек зависит от природы? Гамзатов. Поля золотые, высокие горы И моря простор голубой­ Все это родная земля дорогая Где выросли мы с тобой Идут люди по трудным дорогам  Ведут по морям корабли  И каждый работает честно и много  Для счастья своей земли.  И если мечтаешь ты вместе со всеми  Полезным для Родины быть  Ты должен беречь эту славную землю  И крепко ее любить.  Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал:  «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.  Рыбе – вода, птице ­ воздух, зверю ­ лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу ­  значит охранять Родину». В нашей стране много сделано по охране природы: посажены новые леса, организованны  заповедники,  сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес? ­ Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? ЛЕС­­­­­­­­­­­­это наше богатство ­ это зелёный наряд нашей Земли. Там где лес, всегда чистый воздух. ­ это дом для зверей и птиц ­ это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. ­ это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. Родился ландыш в майский день И лес его хранит. Мне кажется, его задень­ Он тихо зазвенит, И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы вокруг. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли  вы, что…? Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может  съесть в год один кг зерна, то, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба. У кукушки необыкновенный аппетит: за час она съедает 100 гусениц. Если в лесу  появляется большое количество насекомых­ вредителей, она расправляется  с ними в течение  нескольких дней. Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают  местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть  160­ 170 комаров. Птицы ­ это лесные доктора. ­ Отгадайте обитателей леса: с ним тягаться трудно в беге, коль такого довелось встретить, знайте, это…(лось) он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады, отважный…(ёж) В сосне дупло, В дупле тепло. А кто в дупле Живёт в тепле? (белка) Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь) возле дуба острым рылом деловито землю рыл он. видно, жёлуди искал. Я пугать его не стал. не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был …(кабан) Меньше тигра, но немножко больше крупной рыжей кошки. На суку она обычно, Притаившись, ждёт добычу. не робей, но берегись: В том лесу, где бродит…(рысь) зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! и вдруг вспорхнули яблоки, ведь это…(снегири) ­ Когда вы идёте в лес, какие привила надо помнить? ­ Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и всё закопать. ­ Не ломать ветки, не качаться на них. ­ Не разоряйте муравейники и птичьи гнёзда. ­ Не рвать растения, тем более занесённые в «Красную книгу». ­ Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Помните: из одного дерева можно сделать 1 млн. спичек, а одной спичкой сжечь млн.  деревьев. Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса. Бесценна российского леса краса, Зелёное золото ­ наши леса. Богатство лесов охраняй, карауль Внимательный, зоркий «Зелёный патруль» Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. ­ А мы с вами говорили, о том, что человек это часть природы. Когда­ то, очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей,  ферм, заводов. Не было техники и современных жилищ. Не было привычной нам обуви и одежды. Жизнь людей зависела от «капризов» окружающей их природы. Например, неудачи на  охоте заставляли подолгу голодать. Сильные морозы или засуха грозили гибелью. Наши предки  преклонялись перед силой природы, чувствовали её зависимость от неё. Но постепенно многое изменилось. У людей появились уютные дома, заводы, техника и  многое другое.  И тогда людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они  сильнее её. Более того, человек стал стремиться «покорить» природу, сделаться её господином  вооружённый могучей техникой  он вообразил себя великаном, которому все на планете подвластно. Но прошло немного времени, и люди увидели, что это не так. «Покорение» природы  привело к загрязнению воздуха и воды, разрушению почв, гибели лесов, исчезновению многих  видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не «господствуют» над природой, а  попросту губят её. И ещё люди поняли: они тысячами, миллионами нитей связаны с окружающей их природой и по­ прежнему зависят от неё, как листья дерева от его корней. Что, погубив окружающую  природу, они и сами не выживут, что человек­ сын природы, а не её «покоритель». ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: придумай и нарисуй плакат «Правила по охране природы» Урок № 4. Признаки грозной беды. В 1969 году знаменитый учёный, путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в  плаванье на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они  увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из  нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут… До самого  горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с горошину, даже с картофелину» Со времени этого путешествия прошло более 20 лет, но загрязнение океана не  уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в  океане. Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде  полиэтиленовые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от  загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к  снижению уловов. В жарких странах исчезают замечательные леса­ джунгли. Эти леса ­ одно из чудес  природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле.  Густая, пышная растительность джунглей выделяет в воздух особенно много кислорода. Именно  эти леса чаще всего называют «лёгкими нашей планеты». И вот люди уничтожают их ­ ради  древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных  посевов. Каждый день в джунглях под пилой падает… пять миллионов деревьев! Исчезающие виды живых существ. Это ещё одна болевая точка планеты. Под угрозой  исчезновения оказались сейчас около 1000 видов животных и около 25 тысяч видов растений!  Многие из них включены в Международную Красную книгу. ­ Попробуйте объяснить, почему животные из этой книги, изображённые на картинах,  оказались под угрозой исчезновения? ­Что нужно для их спасения? Большую тревогу в разных странах вызывает и такой вопрос: куда деть мусор? В любой  семье ежегодно что­ то выбрасывают. А в год на каждого жителя крупного города приходиться  целая тонна мусора! В одной из стран подсчитали: если весь мусор, который образуется в стране  ежегодно, ссыпать в одну «гору», то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору  вывезти. Часть мусора сжигают, часть ­ закапывают. И то, и другое ­ не лучший выход из  положения. При сжигании мусора нередко образуются вредные вещества, загрязняющие воздух.  А при закапывании может произойти отравление почвы и подземных вод. Сейчас часть мусора  перерабатывают: оказывается, из него ещё можно получить немало полезного. Ведь нельзя  допустить, чтобы повсюду на земле выросли целые горы отходов. SOS­ международный радиосигнал. его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший  его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где­ то гибнут люди, они  молят о спасении, Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в  природе «SOS. SOS!” ­ Остановись, одумайся!­ шепчут человеку леса.­ Не оголяй землю. Не превращай её в  пустыню… ­ Пощади!­ вторит земля.­ Ты вырубаешь деревья.…Это лишает меня влаги. Я иссыхаю… Скоро я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка…Я знаю, ты научился летать к звездам. Это  прекрасно! НО я нужна тебе и в полёте. Я всегда буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего  хлеба, без моих цветов… Это были строки из «Жалобной книги природы». Написала её писательница Белла  Дижур. Это грустная книга о взаимоотношениях человека с природой. Что ж, если мы хотим вылечить природу, нужно знать правду о её болезни. Какой бы  страшной эта правда ни была. Но писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта  победят. Человек может и должен быть её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома. ЗАДАНИЕ: придумать и нарисовать плакат «Планета заболела». Урок №5. Охрана птиц. ­ Экология­ это… ­ почему нужно беречь землю? ­ как вы понимаете, слова о том, что люди множеством нитей связаны с окружающей их  природой? ­ удалось ли человеку покорить природу? ­ почему и как люди должны  бороться с мусором? ­ какие совместные меры для спасения природы предпринимают люди разных стран? Отгадайте загадку: Рук нет, а строить умеет. (Птица) Люди повсюду меняют облик Земли. Где раньше были леса, болота, теперь поля и луга, города и  сёла. Там, где, извиваясь, прежде бежали реки­ сегодня протянулись прямые, как стрелы­  канавы и каналы. Где ещё совсем недавно на полях и лугах пестрело много трав, теперь зеленеет пшеница или кормовые травы. Разрушение природного ландшафта, отравление воды, воздуха и почвы лишили многих  птиц необходимых для жизни условий. И поэтому наша задача ­ защищать птиц. ­Как же помочь птицам? (Полезны скворечники, кормушки. Но вешать их надо с таким расчетом, чтобы птицам хватало  корма для себя и своего потомства. На одно дерево нужно вешать только 1 скворечник.) птиц, которые зимуют с нами, обычно не нужно подкармливать. Делать это можно только  при холодах и снегопадах, и корм должен быть хорошего качества, а кормушки чистыми. Покормите птиц! А. Яшин. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их не счесть Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! Многие птицы в другое время года помогают людям и поэтому мы тоже должны им  помогать, чем можем. СЦЕНКА: Воробей: Я маленький воробей Я гибну, дети, спасите… Я летом всегда подавал сигнал Чтоб сторож ворон с огорода прогнал Пожалуйста, помогите. Дети: сюда, воробей, сюда вот тебе, друг, еда благодарим за работу! Дятел: я дятел, пёстрый такой Я гибну дети, спасите Всё лето я клювом стволы долбил Тонну букашек вредных истребил Пожалуйста, помогите! Иволга: я иволга, иволга я Я гибну, дети, спасите Ведь это я в прошлом году Чуть сумерки­ Пела в вашем саду, Пожалуйста, помогите! Дети: сюда, певунья, сюда Вот и тебе еда Благодарим за работу! ­Какую же помощь оказывали нам птицы летом и осенью? ­А что с птицами происходит весной? (выращивают потомство) А какая птица выращивает потомство зимой? СЦЕНКА:  Ребёнок и снегирёк. Ребёнок: Снегирёк, как же так? Не пойму я никак! Целый день ты лежал И совсем не устал. Расскажи, как живёшь, Что ты ешь, что ты пьёшь, Где твой мир, где твой дом… Расскажи обо всём. Снегирь: Я живу на лугах, И в садах, и в лесах, Я летаю весь день В голубых небесах Солнца ласковый свет Озаряет мой кров Будь же добрым со мной И не трогай меня! ­почему нельзя ловить птиц и брать их в руки? Уход за птенцами, выпавшими из гнезда, только в редких случаях может сохранить  птичку. Их шанс выжить чрезвычайно мал. Ведь они ещё не научились самостоятельно добывать  себе корм и правильно вести себя в случае опасности. Послушайте разговор двух ребят:  Как­ то Петя Борю встретил. Стал хвалиться Боря Пете: ­ Ух, я знаю много гнёзд! Знаю, где щегол, где дрозд, Знаю, где живут сычи!... ­ Если знаешь – помолчи! Не болтай!­ Заметил Петя.­ Будь полезен им хоть этим! Иногда птиц отстреливают. Но отстрел якобы вредных сорок­ воровок не спасёт другие  виды птиц, находящиеся под угрозой исчезновения. Сороки и прочие «разбойники» исполняют лишь своё предназначение, данное им  природой миллионы лет назад. И это не вредило другим птицам, пока условия их жизни не  ухудшились в результате деятельности людей. Тот факт, что сорок расплодилось очень много, объясняется тем, что они легче многих  других видов приспосабливаются к любым условиям. Иногда браконьеры стреляют птиц. Сергей Михалков написал очень грустное  стихотворение. Смерть птички. Взял умиравшую птицу я в руки Видел я трепет последний крыла Было в глазах выражение муки Свесив головку, она умерла. Наземь сложив ещё тёплое тело Долго и молча смотрел я в тоске… Небо сквозь ветви берёз голубело Облак недвижно застыл вдалеке. Ветер над мёртвою пел свои ласки Пух её перьев слегка подымал И бесконечные милые сказки Старые сказки лесные шептал Листьями пахло гнилыми. В древесной Выси ходил несмолкаемый свист Ярко желтел в лазури небесной  Падал, кружился, сорвавшийся лист. Пока люди повсеместно обедняют, отравляют и преобразуют природу, все хлопоты  бесполезно. Дело не в том, чтобы спасти какую­ то отдельную птичку. Надо позаботиться о том,  чтобы у всех птиц было жизненное пространство, в котором и им, и их потомству гарантированно  выживание. Просьба. Раненная птица в руки не давалась, Раненная птица птицей оставалась. Этот сон давнишний до сих пор мне снится­  На траве кровавой вздрагивала птица. Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте, люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц ­ не небо! А море без рыб – не море! А земля без зверей – не земля! Люди – исполины, люди – великаны, Есть у вас винтовки, сила и капканы. Есть у вас бестрашье, сила есть навечно, И должно быть сердце. Сердце человечье! Люди – человеки, страны и народы. Мы теперь навечно должники природы. Надо с этим долгом как – то расплатиться. Пусть расправит крылья раненая птица. Н. А. Заболоцкий Конечно, каждый из нас по отдельности может многое сделать, если хотя бы оставит в  своём саду для птиц «запущенный уголок». Не кричите, и не шумите в лесу, не рвите цветы, не ломайте ветви. И тогда лес откроет  вам все свои тайны – чудеса. Но мы ведь живём с вами в городе, и у нас тоже много птиц. ­Каких вы видели птиц? Послушайте рассказ В. А. Сухомлинского «Почему синичка плачет?» ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и  девочка Оля. Мише было десять лет, а Оле – девять. Около дома рос высокий ветвистый тополь. ­ сделаем на тополе качели, ­ сказал Миша. ­ Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля. Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, поёт. Миша говорит: ­ Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся. Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле – гнёздышко, а в гнёздышке  птички маленькие. ­ Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля. ­ А почему же она плачет? – удивился Миша. ­ Подумай, почему, ­ ответила Оля. Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и думает: почему же она  плачет? ЗАДАНИЕ: жизни. Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка? Какой вывод вы сделали? Составьте правила поведения в природе, которые помогут вам больше узнать о её  Не разоряйте птичьего гнезда, Так счастлива в своём жилище птица. Она в гнезде спокойна и тогда,  Когда над рощей буря злится! Храните дерево от топора: Оно высокое и вековое. Даёт нам тень, когда стоит жара, Оно чарует всё живое. ­ Сейчас почти во всех странах сплачиваются защитники природы и возникают организации,  занимающиеся охраной природы и птиц. ­ Но и каждый из вас должен заботиться и помогать птицам. Владимир Орлов Доброе дерево, старые ветви. В листьях запутались шумные ветры. Скольких птенцов под густою листвою Ты укрывало от стужи и зноя! Старые ветви ночами не спали, Чтобы на землю птенцы не упали, Чтобы им с дерева, словно с порога, В синее небо открылась дорога. Лето промчится, и перед зимою Дерево птицам помашет листвою. Будет потом ему сниться и сниться, Как по весне возвращаются птицы. Их не пугают опасные кручи, Белые молнии, чёрные тучи. Птицы на родину мчатся уверенно, Зная, что помнит их доброе дерево. ИГРА: Летает – не летает. Страусы              сорока          сыч Пингвины           чайка             сова Дрофа               журавль          козодой                          Стриж              филин Ястреб                неясыпь Послушайте ф/х»Голоса птиц» и отгадайте загадки: Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В тёплый край я не летаю, нам в хозяйстве помогает И охотно заселяет деревянный свой дворец Здесь, под крышей, обитаю. Чик­ чирик! Не робей! Я бывалый (воробей) Темно – бронзовый (скворец) Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели Голосистее, нежней, Кто же это? (соловей) ­ От каких животных произошли птицы? Произошли в ходе эволюции от рептилий. Птица археоптерикс (древнее крыло), которая  жила приблизительно 120 миллионов лет назад, была похожа на ящера величиной с голубя и  бегала на задних лапах. У неё были птичьи перья, клюв с зубами, и длинный хвост из 20  позвонков. С помощью пальцев с когтями на ногах, птица могла карабкаться по скалам и деревьям –  т. к. плохо летала. ­ Зачем птице перья? Верно, они защищают от перегрева, сырости и ветра, не выпускают  тепло, делают поверхность птицы гладкой. Благодаря перьям создаётся подъёмная сила и тяга.  С помощью перьев птица регулирует направление полёта. ЗАДАНИЕ:  1. произнеси скороговорки: Уточка – вострохвосточка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла. Пара птиц порхала,  порхала – да и выпорхнула.  2. отгадай загадку: бела как снег черна, как жук, зелена, как лук, вертится, как бес, и повёртка в лес.(сорока) ходит по двору будильник, разгребает лапкой сор, расправляет с шумом крылья и садится на забор. (петух) Урок № 6. Охрана животных. Отгадайте загадки и узнаете, о ком сегодня мы поговорим. В дом чужого не пущу Без хозяина грущу. (Собака) четыре грязных копытца залезли прямо в корытце. (Поросёнок) Не прядёт, не ткёт, А людей одевает. (Овца) гонит осень в небе тучки пляшут листья во дворе Гриб, надетый на колючки Тащит он к своей норе. (Еж) ­ Чем помогают эти животные людям? ­ Послушайте страницу из «Жалобной книги природы» (Белла Дижур): ­ Помогите! Спасите! Нас убивают, ранят, калечат!  ­ Одумайтесь!­ шепчут людям животные. Скоро мы не сможем ни одеть вас, ни накормить. Ведь мы нужны тебе всегда! И если нас не будет с тобой – ты тоже не выживешь,  человек! ­ О чём говорится в этом рассказе? Я – природа. Я великий мастер, Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебя за соучастье наградить –  В моей всё это власти! Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час Восхода и захода, иву над рекой… Только ты мой дар, моё ученье Не прими за дань: я не раба. Не забудь: ты сам – моё творенье И у нас с тобой одна судьба! Да, ты вырос, ты простился с детством. Шире – что ни год ­ твои шаги… Но не занимайся самоедством И былинку даже, что в наследство Я тебе вручила, береги!  Даже волка ­ вдруг да он последний… Уничтожить (зверь не карандаш)­  С помощью сложнейших вычислений И машин новейших не создашь. Мы с тобой дорогою одною Катимся ­ ни часу врозь, ни дня… И не можешь быть ты надо мною, Как не можешь быть и вне меня. Мы говорили, что человек зависит от природы, и природа зависит от человека. 250 лет назад, один путешественник обнаружил в море, у самого  берега, невиданных животных.  Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные растения. Назвали этих животных  «морскими коровами». Мясо морских коров оказалось очень вкусным. И вскоре люди стали на них охотиться.  Неуклюжие животные не боялись людей, доверчиво подплывали к их лодкам. И люди  безжалостно убивали зверей.… Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше.  Прошло ещё несколько лет, и они исчезли. Исчезли навсегда. Никто никогда уже не увидит этих  удивительных животных, уничтоженных человеком… Исчез дикий бык­ тур. Он был могучим, красивым зверем. А исчез он потому, что люди  охотились на него и вырубали леса, где жили дикие быки. К счастью, люди стараются делать всё, чтобы другие животные не исчезли, чтобы  продолжали жить рядом с человеком на Земле. Когда – то зубр не был редким животным. Но люди вырубали леса, в которых жили эти  звери, а на самих зверей постоянно охотились. И вот зубры стали редкими, а потом.…Потом они  могли бы навсегда исчезнуть, как исчезли дикие быки морские коровы. Но люди сумели спасти  их. Много лет учёные нашей страны и других стран разводили зубров. Это было очень трудно. Но  труд не пропал даром. Сейчас зубров, этих красивейших животных, нередко можно увидеть в  заповедниках и зоопарках… До революции в нашей стране почти не осталось бобров. Их густой, прочный мех  называли «коричневым золотом». Ради этого меха на бобров безжалостно охотились. Но в  первые годы Советской власти охота на этих зверей была полностью запрещена. Бобров стали  разводить в заповедниках и расселять по стране. Сейчас эта работа продолжается. Люди могут  быть спокойны за судьбу замечательного зверя. Многие звери могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная  опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти! Как интересно жить на Земле, когда знаешь, что где­ то есть такие замечательные живые существа! Как горько будет, если они исчезнут. А это может случиться. Поэтому они внесены в  Красную книгу. Грустно будет, если в лесу мы больше никогда не встретим животных. Простят ли себя люди, если на Земле не останется ни одного белого медведя, ни одного  тигра, ни одного моржа? Можно ли допустить, чтобы исчезли звери? И мы с вами тоже должны заботиться о них. Конечно, мы ещё маленькие, и не можем ходить в лес – подкармливать животных. Но среди нас тоже живут животные. Какие? Собаки ­ верные друзья и помощники человека с давних времён. Она первой пришла к  нему из чащи и приняла его покровительство. Первобытный человек постоянно боялся за свою жизнь. Он прислушивался к каждому  шороху, к каждому не знакомому звуку: не подкрадывается ли враг? А собака слышит то, чего не  слышит человек, чувствует запахи, которые недоступны человеческому обонянию. Особенно она  чутка ночью: ведь в прошлом собака была ночным хищником. Понадобились тысячелетия, прежде чем хищник забыл привычки и стал настоящим другом человека. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом – пещеру, заблаговременно  подавать лаем сигнал тревоги. Собака стала помогать человеку на охоте: отыскивала дичь,  приносила её хозяину, помогала защищаться. А когда человек занялся скотоводством, собака  стала охранять скот. Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Мой щенок. В нашем доме знают взрослые и дети То, что я теперь счастливей всех на свете: У меня на зависть всем собаководам Есть собака удивительной породы. Мой щенок похож немного На бульдога и на дога На собаку – водолаза И на всех овчарок сразу. Во дворе мы с ним всегда играем в мячик,  А  когда сажусь я дома за задачи, Мой щенок без дела тоже не скучает – Туфли мамины по комнате гоняет. Мы ходили с ним на выставку собачью, Но обратно возвращались чуть не плача, Потому что нам в комиссии сказали, Что дворняжкам не положены медали. Не дают щенку медали – и не надо! Я куплю ему медаль из шоколада, Я для друга ничего не пожалею, Лишь бы хвостик завертелся побыстрее. Но иногда люди поступают бесчеловечно даже к своим любимцам. П. Синявский Хозяин погладил рукою Лохматую, рыжую спину, ­ Прощай, брат! Хоть жаль мне не скрою, но всё же тебя я покину… швырнул под скамейку ошейник и скрылся за гулким навесом где пёстрый, людской муравейник вливался в вагоны экспресса. Собака не взвыла ни разу И лишь за знакомой спиною, Следили два карие глаза С почти человечьей тоскою… Старик, у вокзального входа сказал: ­ Что? Оставлен бедняга? Эх, будь ты хорошей породы, А то ведь простая дворняга! Огонь над трубой заметался Взревел паровоз, что есть мочи, На месте как бык потоптался И ринулся в непогодь ночи. В вагонах, забыв передряги Курили, смеялись, дремали… Тут, видно, о рыжей дворняге Не думали, не вспоминали… Не ведал хозяин, что где  то По шпалам из сил выбиваясь За красным мелькающим светом Собака бежит, задыхаясь… Споткнувшись, кидается снова, В кровь лапы о камни разбиты, Что выпрыгнуть сердце готово Наружу из пасти открытой. Не ведал хозяин, что силы Вдруг разом оставили тело И, стукнувшись лбом о перила Собака под мост полетела… Труп волны снесли под коряги… Старик! Ты не знаешь природы Ведь может быть тело дворняги, А сердце – чистейшей породы. ­ Ребята, чему учит это стихотворение? ИТОГ. [Вернуться в начало]

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.

Экология - важная наука.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017