ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Татьяна Моисеева Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "
Просмотр файла:

экскурсия.docx


Все файлы публикации > экскурсия.docx
Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Барнаульская городская станция юных натуралистов»
Экскурсия в зооуголок
«Кто не знает белку?»
Автор­составитель: Моисеева Татьяна Анатольевна,
педагог дополнительного образования

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

Барнаул, 2017
Тема: «Кто не знает белку?»
Место проведения: Зооуголок
Возраст: 7­ 8 лет
Цель: Создание у учащихся эмоционально­положительного отношения к
зверьку.
Задачи:
­ показать существенные признаки его внешнего вида;
­ вести наблюдение за повадками животного;
­ учить эмоционально воспринимать содержание сказок, представлять
сказочный образ белки;
­ уточнить и расширить знания учащихся о белке, живущей в зооуголке за счет
чтения сказок о белках;
­ продолжать воспитывать интерес и любовь к животным, желание узнавать
новое о животных, наблюдать и ухаживать за ними.
Предварительная работа:
Чтение сказок, рассказов, стихотворений,
потешек, песенок о белках (отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о Царе
Салтане», индийская сказка «Старуха и белка», В. Чаплина «Пуська», В.
Бианки «Бешеный бельчонок», М. Пришвин «Беличья память»,
М.
Пляцковский «Песенка белочки», Е. Трутнева «Белкина кладовка» и др.)
Рассматривание картины А. Комарова «Белки». Проведение различных игр,
связанных с животными («Кто, чем питается?», «Кто, как говорит?»,
«Взрослые и дети», «В мире звуков природы» и др.)
Ход экскурсии
1. Ребята, вы знаете много животных.
Чтобы догадаться к кому мы пришли в гости,
1. Отгадайте загадку:
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.

Ну, конечно, это белка! Белка — красивый, легкий, пушистый и обаятельный
зверек. Животное ­ грызун. Удивительно грациозный, дикий зверек. Давайте
им полюбуемся.

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

белка

ест


Учащиеся

наблюдают,
2. Наблюдение, беседа.
­ Внешний вид (Белка ­ мелкий и ловкий зверек с вытянутым телом и очень
пушистым хвостом. Зверька украшают темные кисточки на ушах и блестящие
черные живые глазки. Летом у нее шубка рыжая, а зимой – серая и более
теплая).
­ Где живут белки? (Всю свою жизнь белка проводит в лесу на деревьях. На
землю спускается лишь для того, чтобы сорвать гриб или подобрать упавшую
шишку.)
­ Где устраивает гнездо? (В дупле старого дерева или просто между ветками –
такие своеобразные шары из мха, лишайников и сухих прутиков. Обычно у
белки не один домик, а несколько – для сна, для зимовки, для выведения
бельчат.)
­ Что и как зверек ест в зооуголке и в лесу.
как
корм.
Любимое беличье кушанье орехи, семена ели и сосны, почки деревьев, грибы,
ягоды, любит желуди. На лету схватит она бабочку, а полакомившись ею,
может сразиться хоть с ужом, хоть с гадюкой, и, как правило, выйдет из
схватки победителем... За день белка съедает 100 – 150 шишек.
­ Белка ­ заботливая хозяйка, делает на зиму запасы.
­Как белка запасает корм? (Осенью белки делают запасы лесных орехов,
желудей, грибов. Орехи и желуди они натаскивают в гнездо и во все
свободные дупла. Грибы насаживают на ветки, вталкивают в развилки сучьев.
В голодное зимнее время белки рыскают по веткам, шелушат шишки,
отыскивают и поедают запасы.)
­ Как передвигается? Понаблюдать.
­ Что помогает белке так ловко лазать по деревьям? (На лапках у зверька
острые загнутые коготки, которыми он цепляется за кору деревьев, что
позволяет быстро лазать по стволу и веткам во всех направлениях).
­ А что помогает ей совершать прыжки с ветки на ветку и с дерева на
дерево? (лапки).
­ Скажите, чем отличаются ее задние лапы от передних. (Задние лапки у
туловища очень толстые, они толще и длиннее передних, поэтому и сильнее.
Ими она отталкивается и делает большой прыжок.
­ Еще ей помогает хвост. Может, кто­нибудь знает как? Он большой и очень
пушистый. Когда белка прыгает, она его поднимает над собой, распушает, и
он, как парашют, помогает ей приземлиться плавно.)
­ Есть ли враги у белки? Белка — маленький зверек, и все хищники, живущие
в лесу, могут за ней охотиться. Когда белка спускается на землю, кого она
должна бояться? (Лисы, волка, крылатых хищников — совы, филина.) Но
самые опасные враги — это те, которые, как и она, могут лазать по деревьям.
Это соболь, куница.
­ Как же белка спасается от врагов? (От наземных хищников она спасается на
деревьях. А от соболя может спрятаться, затаившись в дупле, или же убежать,

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

у


лучше,

чем
намного
прыгая с ветки на ветку, с дерева на дерево. У белки это получается очень
ловко,
соболя.)
Белочку спасает от врагов не только ее умение ловко лазать и прыгать, но и
окраска ее шерсти. Как вы думаете, хорошо ли для белочки, что летом она
рыжевато­коричневая, а зимой — серебристо­серая?
Конечно, такая окраска шерсти помогает ей оставаться незамеченной для
врагов: летом на фоне коричневой коры и ветвей, а зимой среди заснеженных
деревьев.
­ Интересно и поведение зверька,
его постоянная активность,
любознательность, доверчивость, мгновенные переходы от одних действий к
другим.
Что происходит весной в жизни белки?
­ Весной у белки рождается 4—6 бельчат. Они голые, слепые, беспомощные,
мать их кормит своим молоком, охраняет от хищников. Бельчата появляются
у белки 2 раза в год ­ весной в апреле и летом в июне.
­ Сколько живет белка? (В неволе – 10­12 лет, а на свободе – 3­3,5 года.)
3. В каких произведениях говорится о белке?
­ Вспомним белку из «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина. (Провести
сравнение белки, живущей в природе, с белкой А.С.Пушкина).
Отрывок из "Сказки о Царе Салтане"
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
"Ой вы, гости­господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?"
Корабельщики в ответ:
"Мы объехали весь свет;
За морем житьё не худо.
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нём князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон".
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: "Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу".
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
"Уж диковинка, ну право, ­
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит: ­
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра ­ чистый изумруд;
Вот что чудом­то зовут
­ Чем отличается белка из сказки А.С. Пушкина от той, что живет в лесу?
­ Где живет? (Под елью в хрустальном доме)
­ Чем питается? (Грызет золотые орехи с изумрудными ядрами)
­ А главное ­ может петь песни! (Затейница)
Белка – сказочная, волшебная.
4. Вспомним индийскую сказку «Старуха и белка»
­ Кто главные герои этой сказки?
­ Какая белка в этой сказке? (хитрая, умная). Почему?
­ Какие хитрости она придумывала, чтобы обмануть старуху?
­ Что общего у белки из сказки с белкой, живущей в лесу, с белкой уголка
природы?
­ В чем отличие?
5. Послушайте, какая однажды история произошла в лесу с белкой. Чтение
сказки Льва Толстого “Белка и Волк” (или предложить детям прослушать
аудиозапись сказки, или показ настольного театра).

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

­ О ком говорится в сказке?
­ Кто вызвал симпатию?
­ Почему Волк отпустил Белку?
­ Кто оказался хитрее?
­ В чем заключается мораль басни?
­ Белка в сказке, какая? ( Веселая, добрая, хитрая, умная)
­ А волк? (Скучный, злой.)
­ Как белка говорит о хорошем человеке и плохом человеке? (Добрый ­
никому зла не желает; злость сердце жжёт)
­ Какая сказка вам понравилась больше? Почему?
6. Есть такое крылатое выражение: «Крутиться (вертеться) как белка в
колесе».
­ Как вы это понимаете?
Это значит пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея множество
разных дел. То есть крутиться как белка в колесе ­ значит быть очень занятым.
Это выражение идет от басни И. А. Крылова “Белка”, в которой бег белки в
колесе означает деятельность человека, который “хлопочет, мечется... из
кожи рвётся, да только всё вперёд не подаётся, как белка в колесе”. Белка
олицетворяет проворство, верткость, неутомимость ­ крутиться как белка.
7. Ребята разных стран узнали белку из мультфильма «Ледниковый период».
Мультфильм про забавного персонажа ­ невезучую саблезубую белку.
Можно обсудить мультфильм. Какая там белка?
8. Пословицы, поговорки
­ ВОЛКА БОЯТЬСЯ — ОТ БЕЛКИ БЕЖАТЬ.
­ Как вы это понимаете?
9. Интересные факты
­ Раньше на Руси в ходу было другое беличье имя ­ векша.
­ Белки присутствуют на деньгах и на гербах. Так, например, на гербе
Зеленоградского административного округа города Москвы, две белки
рыжего окраса сидят на перекрещенных дубовой и еловой ветвях и держат в
лапках щит, на котором нанесена символика города. (Показать иллюстрацию
герба)
10. Отношение к белкам у разных народов.
считалась
плодородия.
У северных народов в их календаре присутствовал месяц белки, который
начинался с конца января и продолжался по конец февраля. Это время было
связано
зверьков.
Славяне называли белку хитрой за присущую ей ловкость и сходство рыжей
шубки и пушистого хвоста с лисицей. У них скачущая по деревьям белка
ассоциировалась со сверкающей молнией, то есть со стихией грозы. Они
считали, что она является вместилищем бога­громовника, становясь в один
ряд с орлом – символом войны, и являясь предвестницей битв и мора.
символом
началом
У
японцев белка

у

с

этих



гона

Экскурсия в зооуголок "Кто не знает белку? "

Белорусы верили, что в образе белки к человеку приходят домовой, водяной
или русалка, они, согласно поверьям, могли перемещаться с молниеносной
скоростью.
Но не только негативное отношение было к этому зверьку. Ее изображали на
талисманах или использовали в качестве оберега ее когти, полагая, что это
улучшит благосостояние. Встреча же с ней сулила приход гостьи.
В христианстве
белка символизировала жадность и алчность. («Сказка о Царе Салтане»
А.С. Пушкина)
Итог занятия
Вот и заканчивается наше с вами путешествие.
­ О ком мы сегодня говорили?
­ Что вы узнали нового?
­ Что понравилось?
Среди веток, точно стрелка,
Носится прыгунья­белка:
То орешник ворошит,
То вдруг шишку потрошит,
То в прыжке качает елки:
Словно дождь летят иголки.
Шустрый маленький зверек
Пищу запасает впрок.
Можно долго и с восхищением смотреть на белку. Это очень мужественный
зверек. Встретите белочку, наградите ее за это орешком!
Литература
1. Блинников, В. И. Зоология с основами экологии / В. И. Блинников.­М.:
Академия, 2002. — 68 с.
2. Жизнь животных. В 6 т. Т. 6 / А.Б. Банников, П.П. Второв. ­ М. 2003.
3. Константинов, В. М. Зоология позвоночных / В. М. Константинов.­М.:
Академия, 2002. — 67 с.
4. Миркин Б.Н., Наумова Л.Г. Экология России. – М: Устойчивый мир 2000 –
272с.
5. Харченко Н.А. Биология зверей и птиц. – М: изд. центр «АКАДЕМИЯ»
2003 – 384с.
6. Ошмарин П. Г., Ликунов Д. Г. Следы в природе. М.: Наука, 1990.­ 296 с.
7. Долейш К. Следы зверей и птиц./Пер. с чеш. Г. Ф. Карасева. Под ред. Н. Н.
Руковского. ­ М.: Агропромиздат, 1987. ­ 224 с: ил.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл