Пояснительная записка
Основанием для разработки данной программы послужили следующие причины:
1. В современном мире контакты специалистов из разных стран все более расширяются, при этом возникает необходимость в большей или меньшей степени пользоваться языком в стране пребывания. При использовании языка важно иметь в виду и правила речевого поведения, которые связаны с установившимися в каждом обществе неписаными законами ситуативного применения языковых единиц. Правила речевого поведения связываются с речевым этикетом - национально специфичными и социально закрепленными стереотипами общения, позволяющими выбрать «ты» или «Вы», формы общения, уместные в данной ситуации приветствия и прощания, извинения и благодарности, поздравления и пожелания, разного рода проявления вежливого, доброжелательного отношения к собеседнику. Это те знания в иностранном языке, которые в первую очередь стремится приобрести каждый, кому предстоит общаться с зарубежными коллегами.
2. Программы общеобразовательных школ не рассчитаны на изучение языка речевого этикета, столь необходимого в настоящее время, в связи с ограниченным количеством учебных часов, с большой наполняемостью групп, огромным количеством информации по предмету в других областях, недостаточным уровнем технического обеспечения учебного процесса. И даже те учащиеся, которые углубленно изучают английский язык, испытывают недостаток запаса тех фраз речевого этикета, которые они изучают в школе. Очень часто наши учащиеся, отправляясь в поездку за границу, испытывают затруднения в общении.
Данная программа поможет им восполнить те знания, которых им недостаточно, чтобы они свободнее и комфортнее чувствовали себя во время поездки за границу. Она дает ориентир учащимся в выборе наиболее уместной формулы речевого этикета при общении с иноязычным партнером. Данный курс поможет формированию функциональной грамотности учащихся, культуре общения, а также их профессиональной ориентации, поможет углубить и расширить знания по английскому языку, будет способствовать выработке самостоятельной работы учащихся.
Программа будет способствовать развитию у учащихся мотивов образовательной деятельности, учащиеся смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни британцев. Они должны будут уметь поговорить о манерах поведения англичан, упомянуть о существующих стереотипах в восприятии той или иной нации.
Цели программы:
· обучение основам речевого этикета в устной и письменной формах на базе наиболее употребительных фраз, идиоматических выражений;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения речевого этикета;
· формирование уважения к другим культурам и народам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию.
Задачи:
1) ознакомить учащихся:
с фразами и выражениями речевого этикета для использования в заграничных поездках по изучаемой тематике;
с грамматическими явлениями характерными для устной и письменной речи английского языка в сферах речевого этикета.
2) научить учащихся:
вести разговор по определенным программой курса темам с использованием речевого этикета;
заполнять выездные анкеты.
При реализации данных целей и задач следует учитывать факторы, способствующие созданию благоприятных условий обучения.
Занятия расположены по определенной схеме – от простого к сложному: разминка - познавательные задачи, логико-поисковые задачи - на развитии памяти, мышления, воображения, частично-поисковые задачи - на развитие самостоятельного, нестандартного мышления, и, наконец, творческие задания, связанный с творческим применением своих знаний.
Основной целью является коммуникативно-речевое и социокультурное развитие школьников, ознакомление учащихся с особенностями жизни и быта людей англоговорящих стран. Учащимся предлагается усвоить активную лексику по всем предлагаемым темам, дома закрепить ее и затем использовать в диалогах-ситуациях. Некоторые диалоги записаны на пленку или видеокассету, учащимся рекомендуется выучивать их наизусть. Думается, что таким способом можно добиться определенной аутентичности в самостоятельной диалогической речи учащихся, что, разумеется, очень важно и является одной из задач обучения.
Особенностью программы является применение нетрадиционных форм и методов. Одной из таких форм является игра. Именно в игре дети выражают свою интересную оригинальную сущность, самовыражаются без внешнего побуждения. Игра – важнейшее тренировочное средство развития человеческих, психологических свойств и качеств: внимания, памяти, наблюдательности, терпенья. Именно в игре учащиеся приближаются к реальной жизни.
На занятиях используются иллюстративные материалы (видеозаписи, картинки, журналы, газеты, проездные билеты, чеки из магазинов Англии, английские банкноты), что способствует «живому» общению со страной изучаемого языка, ее культурой, обычаями и традициями, занятия способствуют развитию у учащихся «живого» интереса к предмету.
Условия организации программы:
- игровые, творческие тренинги;
- ролевые, словесно-лингвистические игры;
- аудио- и видеозаписи;
- наглядный дидактический материал;
Связь иностранного языка с другими предметами является очень перспективной, а именно связь с такими предметами как русский язык, литература, этика, эстетика. Все это способствует формированию и развитию более широких и разнообразных интересов детей, их склонностей и способностей. Все это создает условия для мотивированного практического применения иноязычных навыков и умений, дает возможность детям увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Программа рассчитана на учащихся одновозрастной группы, т.к. у этих учащихся уровень знаний, интеллект, интересы, развитие - общие, находятся приблизительно на одинаковом уровне, это их сблизит и учащимся будет более комфортно продолжать свое обучение и совершенствование в речевом этикете.
Программа предусматривает типовое оборудование школы с применением аудио- и видеозаписей, разнообразный наглядный дидактический материал, имеющийся в школе.
Требования к знаниям, умениям, навыкам, полученным в результате обучения:
Учащиеся должны знать:
• фразы и выражения, необходимые для практического использования в заграничных поездках в ситуациях:
в гостинице,
в магазине,
в городском транспорте,
в ресторане,
в аптеке,
на почте, телеграфе,
на улице (в незнакомом городе),
• в разговоре по телефону,
• на выставке,
• в аэропорту,
• в театрах, галереях
• основные грамматические структуры, необходимые для овладения навыками устной и письменной речи.
Учащиеся должны уметь:
• вести разговор по перечисленным выше ситуациям,
• заполнять выездные анкеты.
Знания, полученные в результате обучения, способствуют разностороннему развитию учащихся, их общему развитию и воспитанию, их склонностей и способностей. Все это дает возможность детям увидеть результаты своего труда и получать от него радость и удовлетворение.
Критерии эффективности реализации программы
Программа имеет познавательную, общекультурно-базовую, деятельностно-творческую направленность.
Программа представляет собой инструмент и способы стимулирования интересов учащихся, их желания, осознанного стремления в необходимости постоянного продолжения образования, стремления к повышению своего интеллектуального уровня, саморазвитию и самовоспитанию.
Критерии оценки деятельности учащихся на занятиях:
- знание содержания материала, использование дополнительной информации по изучаемой теме;
- активность учащихся в учебной деятельности;
- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;
- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;
- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи;
- правильное изложение мыслей, четкая формулировка.
Календарно-тематический план для 7 класса
Элективного курса «С английским за границу»
№ |
Название темы |
Колич. часов |
Сроки обучен. |
Сроки обучен. |
Примечание |
I четверть
|
|||||
1 |
В аэропорту. Вылет |
1 |
|
|
|
2 |
Ожидание рейса |
1 |
|
|
|
3 |
На борту |
1 |
|
|
|
4 |
Прибытие |
1 |
|
|
|
5 |
Отели |
1 |
|
|
|
6 |
Деньги |
1 |
|
|
|
7 |
Шопинг. Я могу вам помочь |
1 |
|
|
|
8 |
В дьюти - фри |
1 |
|
|
|
9 |
Как вернуть или обменять покупку? |
1 |
|
|
|
II четверть |
|||||
|
|||||
1 |
В аптеке |
1 |
|
|
|
2 |
Салон красоты |
1 |
|
|
|
3 |
В городе |
1 |
|
|
|
4 |
Экскурсии |
1 |
|
|
|
5 |
На пляже |
1 |
|
|
|
6 |
Знакомства. Повседневный разговор |
1 |
|
|
|
7 |
Как рассказать о себе |
1 |
|
|
|
8 |
Время, погода, развлечения |
1 |
|
|
|
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Raymond Murphy. Essential grammar in Use. - CambridgeUniversity , 1990.
2. Богацкий И.С., Дюканова Н.М. Богацкий И.С., Дюканова Н.М. Бизнес-курс английского языка / Под общей редакцией И.С. Богацкого. – М., Киев: ЗАА «Славянский дом книги», ООО «ИП Логос», 2003.
3. Макарова Г.А. Английский язык для отъезжающих.
4. Сорокин Т.А., Кувалдин А.О. Русско-английский разговорник.
5. Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет. Русско-английские соответствия.
6. Черниховская Н.,С английским - за границу!, ЭКСМО Москва, 2013
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.