Элективный курс для юных физиков
Оценка 4.8

Элективный курс для юных физиков

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
физика
7 кл
19.02.2017
Элективный курс для юных физиков
Курс рассчитан на учеников 7-8 классов, увлеченным физикой. В занимательной форме ребята получают представление об основных видах энергии, ее взаимных превращениях. В качестве итогового задания им предлагается оформление собственного творческого проекта по энергосбережению. В курс включены и тематические экскурсии, и интересные домашние задания.Курс для юных физиков
Элективный курс Я будущее и энергия..doc
«Рассмотрено»                                          «Согласовано»                           «Утверждаю» на заседании методического              зам. директора школы            директор МОУ «СОШ №4 г. Онеги» совета протокол №  от _________                    _______________               __________  /Т. Н. Зиновьева/ Элективный курс  «Я, будущее и энергия» (9 класс, 24 часа) (Сост. Е. В. Меделян, Н. М. Белоусова. – Владивосток: Изд­во ПИППКРО, 2008) Некрасова Светлана Марьяновна учитель химии высшая квалификационная категория Онега, 2011 Пояснительная записка. Ресурсы углеродного топлива в относительно отдаленном будущем времени, безусловно,   конечны.   Однако   на  первое   место  в   настоящее   время   выходит   такой аспект,   как   стоимость   добываемого   топлива.   Например,   добытое   топливо   при сжигании выделяет газы, среди которых многие относятся к парниковым.  В этой связи важно, используя имеющееся время, изменить потребительское отношение к энергии и подготовиться к другому энергетическому бытию, которое неизбежно для нас в будущем.  Курс рассчитан для предпрофильной подготовки учащихся 9 – го класса, с целью   ориентации   на   естественнонаучный   профиль   обучения   в   10­11   классах. Продолжительность курса – 24  часа.  Основная концепция курса заключается в стремлении   подвести  сегодняшних  детей  (завтрашних   специалистов)   к пониманию энергосбережения как дополнительного, практически безопасного ресурса энергии. Сформировать   при   этом   у   них   активную   жизненную   позицию,   заложить   идеи устойчивого энергопотребления. По своей типологии элективный курс является межпредметным. Поскольку в основе курса лежат вопросы, связанные с энергией и энергетикой, то данный курс опирается   содержательный   материал   предметов   естественно   –   научного   цикла, изучаемых в 8­9 классах общеобразовательных школ: физика, химия, география и экология. В данном курсе энергия изучается как часть единой природно­социальной системы.  В   ходе   выполнения   индивидуальных   и   групповых   практических   заданий, ролевых   игр,   дискуссий,   предусмотренных   курсом,   учащиеся   приобретут общеучебные   умения   и   навыки   работы   в   группе.   Обучение   по   курсу   будет способствовать   развитию   у   учащихся   навыков   управления   и   проектирования, принятия единого общегруппового решения.  Данный   курс   призван   познакомить   учащихся   с   новыми   специальностями, связанными с энергетикой, управлением в области энергопотребления, энергодобычи и энергосбережения.  Курс   знакомит   учеников   с   профессиями:   эколог,   природопользователь, инженер – эколог, геоэколог, физик. 2 Цель   курса:   заложить   теоретические   и   практические   основы   разумного   ознакомить   учащихся   с   современной   культурой энергопотребления; энергосбережения в производстве и в быту.  Элективный курс позволяет решать следующие задачи:      раскрыть главные природные закономерности, связанные с энергией и энергопотреблением; показать роль человека в возникновении энергетического кризиса; нацелить учащихся на поиск новых путей выхода из энергетического кризиса; развить навыки, связанные с разумным энергопотреблением, привлекая учащихся к энергосберегающей деятельности. В курсе используются активные формы и методы обучения. К ним относятся деловые и ролевые  игры, аналитические работы, дискуссии, практические работы, круглые столы.   Каждое   занятие   включает   несколько   различных   форм   организации   работы учащихся.   Предлагаются домашние задания (эксперименты, опыты, исследования, анализ   и   обработка   информации,   анкетирование),   в   выполнении   которых   могут участвовать   все   члены   семьи   учащегося.     Особый   акцент   в   курсе   делается   на преодолении   абстрактности   знаний   и   использовании   их   в   повседневной   жизни,   а также на мотивации учащихся к самоопределению в принятии решений. Основной особенностью курса являются его структура и содержание, при которых учащиеся смогут увидеть практический результат своей деятельности как в процессе обучения, так   и   в   процессе   применения   полученных   знаний   и   умений   в   быту   и   трудовой деятельности. Основные ожидаемые результаты: Изучая курс, учащиеся:      поймут   основные   физические   законы   и   закономерности,   объясняющие энергетические процессы; увидят зависимость развития общества от использования энергии; осознают важность развития общества от использования энергии; научатся основам энергосбережения; попробуют   свои   силы   в   принятии   управленческих   решений   в   области энергетики. 3 Апробация курса проводилась в образовательных учреждениях Владивостока – МОУ «СОШ №11», МОУ «СОШ №77», в ГОУ ВГУЭС «Образовательные школа – интернат для одаренных детей».  Содержание программы курса. Занятие 1. Образ энергии (1 час). Основные виды энергии (механическая,  тепловая, электрическая, световая, ядерная, химическая). Понятие энергоносителя.  Основные свойства энергии: энергия универсальна, энергия вечна, энергия – мера  движения и взаимодействия различных видов материи.  Раздел 1. У энергии свои законы. Занятие 2. Энергия измеряема (1 час).  Кинетическая   и   потенциальная   энергия.   Первый   энергетический   закон­   закон сохранения   энергии.   Полезная   работа.   Энергетический   цикл   и   проблема   создания вечного двигателя. Единицы измерения энергии и мощности. Полезная работа.  Занятие 3. Превращения энергии (1 час). Необратимость природных процессов. Второй закон термодинамики. Энергопотери при производстве энергии. Занятие 4. Качество энергии (1 час). Энергия   высокого   и   низкого   качества.   Энергосберегающие   мероприятия   в соответствии с законами, которым подчиняется энергия.  Раздел 2. Человечество и энергия. Занятие 5. Традиционные источники энергии (1 час). Традиционные топливные источники энергии (уголь, нефть, газ, торф, древесина), их преимущества и недостатки. Возобновимые и невозобновимые источники энергии.  Занятие 6. Альтернативные источники энергии (1 – я часть) (1 часть). Основные источники альтернативной энергетики: солнце, ветер, падающая вода,  морские приливы, геотермальные, биомасса; их использование в настоящее время.  Атомная энергетика.  Занятие 7. Альтернативные источники энергии. Практикум (2 –я часть) (1 час). Проектирование и конструирование установки для опреснения воды, коллекторов –  водонагревателей, солнечной печи. Занятие 8. История энергопотребления (1 час). 4 Получение   энергии   в   прошлом.   Основные   периоды   в   развитии   цивилизации (охотничье   –   собирательный,   аграрный,   индустриальный,   постиндустриальный). Теория   трех   волн   цивилизаций   (Алвин   Тоффлер).   Энергопотребление   и энергозатраты.  Занятие 9. Энергопотребление сегодня: катастрофа,  кризис или…(1 час). Различия   между   понятиями   «катастрофа»   и   «кризис».   Кризисы   прошлого. Современный экологический кризис и три его спектра (загрязнение среды, истощение ресурсов, деградация среды). Парниковый эффект, глобальное потепление, изменение климата.  Занятие 10. Дорога в будущее (1 час). Пути   развития   человечества.   Концепция   устойчивого   развития.   Понятие «окружающая   среда»   и   три   его   составляющие:   природа,   экономика,   общество. Модели взаимосвязи природы, экономики и общества. Раздел 3. Я, ты, мы и экономика (4 часа). Занятие 11. Энергия в нашем доме (1 час).  Энергоемкость   бытовой   техники.   Выбор   электролампочки   с   позиции   разумного энергопотребления.   Лампочка   накаливания   (ЛН)   и   компактная   люминесцентная лампа (КЛЛ). Переход потребителей на использование КЛЛ. Занятие 12. Поход в магазин (2 часа). Классы   энергоэффективности   бытовых   приборов.   Потребление   электроэнергии бытовыми приборами разных классов. Энергоэффективность как один из критериев выбора бытовой техники. Занятие 13. Транспорт и энергопотребление (1 час). История транспорта. Виды транспорта, скорость и источники энергии. Проблемы, связанные с развитием транспорта.   Раздел 4. Будущее мое и человечества (11 часов). Занятие 14­15. Шаги к устойчивому будущему (2 часа). Противоречивость   подходов   и   взглядов   на   проблему   энергетики.   Энергетика   Два   основных   принципа   энергетической   стратегии   России будущего.   Возможные   сценарии   будущего (Энергоэффективность, человечества. Желаемое будущее (основанное на устойчивой энергетике); пути его   экологичность). 5 достижения;   люди,   от   которых   оно   зависит   (представители   различных   категорий общества и лично каждый). Позитивные достижения, происходящие в энергетической сфере   в   настоящее   время,   их   проявление   в   политике,   экономике,   развитии технологий, в социальной области. Занятие 16­24. Разработка проекта по энергосбережению (9 часов). Работа по проекту энергосбережения. Опыт работы по проекту   в рамках ШПИРЭ есть.  Учебно­тематический план. № Наименование тем курса Вводное занятие. Образ энергии. 1 2 3 4 5 6 7 8 Кол­во  часов 1 Форма организации Формы и виды Мозговой штурм. Дидактическая игра. контроля Эссе Раздел 1. У энергии свои законы (3 часа) Энергия измеряема. Превращение энергии. Качество энергии. 1 1 1 Работа в малых группах. Постановка эксперимента. Мини­ лекция. Дискуссия.  Мини­лекция. Обучающая игра (работа в группах и малых группах). Индивидуальная работа с анкетой. Работа в малых группах. Обучающая игра. Мозговой штурм. Творческая работа в малых группах. Традиционные источники Раздел 2. Человечество и энергия (6 часов). Фронтальная беседа. 1 энергии Альтернативные источники энергии История энергопотребления Энергопотребление сегодня: катастрофа 2 1 1 Ролевая игра. Круглый стол. Дискуссия. Работа в малых группах. Практикум. Лекция. Ролевое упражнение. Объяснение учителя. Работа в парах. Упражнения на понимание. Лекция. Обсуждение результатов. Объяснение результатов. Записи в тетради. Участие в дискуссии. Записи в тетради. Схема как результат работы групп. Обсуждение. Сформированная таблица как результат работы групп. Разработанные рекомендации. Листовки, плакаты, слоганы.  Презентация результатов игры. Записи в тетради. Представление результатов практикума.  Конспект лекции. Записи в тетради. Конспект лекции. 6 или… 9 Дорога в будущее 1 Обучающая игра (работа со схемой). Подвижная игра. Дискуссия. Работа в парах. Работа малыми группами. Лекция. Раздел 3. Я, ты, мы и энергия (4 часа) 10 11 12 13 14 Энергия в нашем доме Поход в магазин Транспорт и энергопотребление 1 2 1 Дискуссия. Выполнение расчетов. Упражнения – выбор. Объяснение учителя. Решение задач. Ролевая игра. Дискуссия. Работа в парах. Ролевая игра. Раздел 4. Будущее мое и человечества (11 часов) Шаги к устойчивому будущему Разработка проекта по энергосбережению 2 9 Тренинг Практическая работа Записи в тетради. Схема, разработанная в группах. Конспект лекции. Заполнение таблиц. Зачет (объяснение своего выбора). Записи в тетради. Презентация результатов игры и обсуждение результатов. Заполнение таблицы. Разработка и защита проекта, демонстрация движущейся модели. Презентация и защита результатов работы групп – плаката. Защита проекта Библиография для учителя. Основная. 1. ШПИРЭ – школьная программа использования ресурсов и энергии. Учебное  пособие для средней школы. – СПб. 2004. ­80 с. илл. 2. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие для средней школы. – СПб,  2008. – 88 с.: илл. 3. Энергосбережение: Учебное пособие для 8­го класса общеобразовательных  учреждений/Сергеев С. К., Измайлов В. В., Кружалин В. И., Матвеева В. Г.,  Узикова Т. И., Хойстад Д. А. – Тверь: Альфа – Пресс, ­ 208 с.: илл. Дополнительная. 7 4. Сам себе энергетик. Аврорин А. В., Грачева Е. Е., Пицунова О. Н., Сенова О.  Н., Сокольский А. К., ред. Пирогова И. В. – СПб, 2004. 5. Возобновляемая энергетика для северо­запада России. Ресурсы и перспективы. – СПб. : «Друзья Балтики», 2005. – 84 с. 6. Гришан А. А. Модель энергосбережения в региональной концепции  устойчивого развития. Моногр. – Владивосток: Изд – во Дальевост. ун – та,  2004. – Ил. 51, табл. 52, библ. 183 – 200 с. 7. Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И., Титова Е. Л.  «Ресурсосбережение в школе: как организовать проект по экономии энергии».  Методическое пособие для учителей. СПб, 2002. 8. Энергосбережение: Начни с себя! (Меры, которые может осуществить каждый  из нас в целях экономии личных денежных средств и охраны окружающей  среды). Изд. 2 –е доп. – Иркутск: ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2005. – 32 с., рис., табл. 9. ЭкоЛоджик! Фонд «Сохраним чистоту Швеции» и Шведский институт, 1997. 10. Экоэкономика. Буклет ОСЭКО, СПб, 2004. 11. Экоэкономика. Лестер Р. Браун.  «Весь мир» ­ М., 2003. 12. Урок будущего М. А. Жевлакова, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина. СПб, 2005. 13. Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 1. /Информационно –  методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и  дополненное. /Мурманск, 2002 –  100 с. 14. Хорева Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Книга 2. /Информационно –  методическое пособие / Изд. 2 –е, перераб. и  дополненное. /Мурманск, 2002 –  100 с. 15. Вебстер К., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н., Корякина Н. И. От  экологического образования к образованию для устойчивого развития.  Издательства «САГА», «Наука», СПб., 2005. 16. Корякина Н. И., Жевлакова М. А., Кириллов П. Н. Общая редакция Алексеев  С. В. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подхода ,  технологий. Методическое пособие для учителя. СПб, 2000. 17. Журнал «Альтернатива». Гл. ред. Селезнева А. К., Владивосток, 2002. 8 18. Физика: Учеб. для 8 –го кл. общеобразоват. учреждений /С. В. Громов, Н. А.  Родина. – 3 –е изд. – М. : Просвещение, 2001. – 158 с. 19. Физика.: Учеб. для 10 кл. общеобразов. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б.  Буховцев, Н. Н. Сотский. – 11­е изд. – М.: Просвещение, 2203. – 336 с. 20. Парниковые газы – глобальный экологический ресурс. Справочное пособие.  Москва, 2004.  21. Изменение климата. Учебно – методические материалы для школьников и  студентов субарктических регионов России /И. Г. Грицевич, А. О. Кокорин, И. И. Подгорный, WWF России, 2007, ­ 56 с. 22. Что будет после киотского протокола? Международное соглашение об  ограничении выбросов парниковых газов после 2012 г. / Кокорин А. О.,  Сафонов Г. В. WWF России, GOF, 2007, ­ 24 с. 9

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков

Элективный курс для юных физиков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017