Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"
Оценка 5

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
30.04.2017
Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"
Элективный курс по русскому языку "Эта знакомая трудная орфограмма" предлагается учащимся 9-х классов общеобразовательных школ. В пояснительной записке раскрывается актуальность и значимость данного курса. В содержании курса обозначены основные знания и умения, которыми необходимо владеть учащимся. Также представлено календарно-тематическое планирование курса.
Элективный курс эта знакомая трудная орфограмма.doc
Элективный курс «Эта знакомая трудная орфограмма» Пояснительная записка. Программа   элективного   курса   «Эта   знакомая   трудная   орфограмма»   для   учащихся   9­х классов общеобразовательных школ рассчитана на 34 часа. Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9­ых классов посвящён одной из важных   задач   филологического   образования   в   школе   ­   формированию   навыков   грамотного письма. В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5­7 кл).  Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.  Курс   ориентирован   на   предпрофильную   подготовку   по   русскому   языку,   на   то,   чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Элективный курс является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить и углубить свои знания. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования   по   русскому   языку.   Поэтому   данный   элективный   курс   будет   способствовать совершенствованию   и   развитию   важных   знаний   и   умений,   предусмотренных   школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности при изучении русского языка и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Цель курса:  ­ обобщить и расширить полученные знания по орфографии за курс 5­7 классов,  ­ совершенствовать аналитические умения, ­ закрепить навыки грамотного письма,  ­ активизировать внимание учащихся к развитию устной и письменной речи,  ­ формировать устойчивый интерес к изучению русского языка.  На занятиях элективного курса «Трудные вопросы орфографии» наряду с использованием  компьютерных технологий применимы такие формы работы, как сообщения учащихся,  практикумы, семинары, тестирование, составление таблиц, памяток, игровые (шарады,  кроссворды т т.п.), а также другие формы.  Содержание курса 1.Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Знать: понятие «орфограмма», части речи: самостоятельные, служебные.   Уметь: определять части речи, находить признаки орфограммы в словах разных частей речи. 2. Орфограммы в корнях. Знать: проверяемые и непроверяемые ударением гласные, чередующиеся гласные, согласные в  корне, О, Ё после шипящих в корне. Уметь: «видеть» орфограмму в корне и объяснять её написание, дифференцировать орфограммы корней. 3. Правописание приставок. Знать: приставки, не изменяющиеся на письме, изменяющиеся на письме; приставки, написание  которых зависит от значения. Уметь: уметь находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. 4. Орфограммы в суффиксах слов разных частей речи. Знать: ­ правописание гласных (о­е после шипящих в суффиксах существительных и  прилагательных; в суффиксах глаголов ­ова­(­ева)­, ­ива­(ыва); е­и в суффиксах ­ек, ­ ик);             ­ правописание согласных (н, нн в суффиксах существительных, прилагательных,  причастий; ч, щ в суффиксах существительных; различение суффиксов прилагательных ­к и ­ск)            ­ правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Уметь: выполнять морфемный разбор слова,  обосновывать выбор орфограммы в суффиксах. 5. Орфограммы в окончаниях. Знать: падежные окончания существительных и прилагательных, личные окончания глаголов. Уметь: выполнять морфемный разбор слова; находить орфограмму в окончании и объяснять её  написание.  6. Правописание сложных слов. Знать: сложные слова, соединительная гласная, сложные слова с соединительной гласной и без  соединительной гласной, слитное и дефисное написание сложных слов. Уметь: объяснять условия выбора употребления дефиса в сложных словах, различать слитное и  раздельное написание сложных слов. 7. Правописание предлогов. Знать: непроизводные и производные предлоги, слитное и раздельное написание предлогов,   производные предлоги и омонимичные части речи.  Уметь: выбирать правильное написание производных предлогов, различать производные  предлоги и омонимичные части речи. 8. Правописание союзов. Знать: слитное написание союзов тоже, также, чтобы; сочетания то же, так же, что бы. Уметь: выбирать правильное написание союзов, отличать союзы от омонимичных сочетаний.  9. Правописание частиц. Знать: разряды частиц, раздельное и дефисное написание частиц, разграничение частиц не и ни,  правописание  не и ни с разными частями речи. Уметь: различать раздельное и дефисное написание частиц, разграничивать не и ни, различать  частицу ни, приставку ни, союз ни...ни. 10. Правописание числительных. Знать: разряды числительных,  правописание Ь на конце и в середине числительных. Уметь: «видеть» орфограмму, выбирать правильное написание. 11. Итоговые занятия. Тематическое планирование курса № п/п 1 2 Тема занятия Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Дата  Кол­во часов 1 Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные. 1 Орфограммы в корнях 3ч. Виды деятельности Лекция с составлением таблиц­памяток Семинар­ практикум Примечан ие Правописание согласных в корне слова. О,Ё после шипящих в корне. 1 1 Правописание приставок 2ч. Изменяющиеся и не изменяющиеся на письме приставки.  6 Написание приставок, зависящее от значения Орфограммы в суффиксах 6ч. 7 8 9 10 11 О­Е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных ­к­ и ­ск­ Правописание гласных в суффиксах глаголов ­ова­(­ева­) ­  ­ива­(ыва­)  Правописание гласных в суффиксах существительных (­ек, ­ ик) 12 Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий 1 1 1 1 1 1 Орфограммы в окончаниях 4ч. 1 1 1 1 1 1 3 4 5 16 17 18 19 13 14 О, Е, Ё после шипящих в окончаниях слов.  Падежные окончания существительных и прилагательных 15 Правописание безударных личных окончаний глаголов Занимательная грамматика Правописание сложных слов 3ч. Соединительная гласная в сложных словах Слитное и дефисное написание сложных существительных Слитное и дефисное написание сложных прилагательных 1 1 1 Правописание предлогов 3ч. Производные и непроизводные предлоги 20 21 Слитное и раздельное написание предлогов 22 Производные предлоги и омонимичные части речи 1 1 1 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы Союзы и омонимичные сочетания 2 1 Правописание союзов 3ч. Раздельное и дефисное написание частиц Разграничение не и ни 1 1 Правописание частиц 4ч. 23 24 25 26 27 Тестирование по темам Практическое применение правил Лекция Тренировочные задания Семинар ­ практикум Лекции с составлением алгоритмов по темам Тренировочные задания Лекция учителя Тестирование  Тренировочные задания Решение ребусов, шарад Тренировочные задания Семинары ­практикумы Семинары­ практикумы Компьютерное тестирование Компьютерное тестирование Тренировочные задания Сообщения учащихся 28 Правописание не и ни с разными частями 29 Частица ни, приставка ни, союз ни...ни речи 1 1 Правописание числительных 1ч. Мягкий знак на конце и в середине 1 числительных Итоговые занятия Принципы и правила переноса слов Итоговая работа Зачетное занятие по курсу 1 1 2 30 31 32 33 34 Семинары ­практикумы Тренировочные задания Лекция  Тест Презентация и защита проектов Литература для учащихся Шанский Н.М. Русский язык на "отлично". Ростов н/Д, 1998.  Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М, 2001.  Успенскийй Л. В. Слово о словах. Ты и твое имя. М, "Детская литература". 1962. Львова С. И. Этимология на службе орфографии. М, 2002. Львова С.И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). М.,  1998. Граник Г. Г., Бондаренко, Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1996. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9­11 классы.  Москва, "Просвещение", 1997. Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995. Программно­методический комплекс для формирования навыков орфографической  грамотности "Семейный наставник"  Электронный репетитор­тренажёр. Курс русского языка (Базовый). Автор ­ Беляев М.И.  Компания Медиа Хауз, 2001. Литература для учителя  Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М.,  "Просвещение", 1987. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.  Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение",  1993.  Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.  Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9  класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания.  Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41­49; 2002. №2, с.21­27; 2003. №2, с.17­26; 2003. №3, с. 25­36. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002.  №1, с. 50­54. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс­курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28­37; 2003. №1, с. 14­26. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский  язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27­32; 2003. №3, с. 37­40. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. //  Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21­25. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Ваши старые знакомые: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ. //  Русский язык и литература для школьников. 2003. №4, с. 27­31 Муниципальная общеобразовательная средняя школа № 10 Программа элективного курса по русскому языку 9 класс Трудные  вопросы орфографии Подготовила:  учитель русского языка и литературы Кудрявцева А.А. Нижневартовск 2011

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"

Элективный курс "Эта знакомая трудная орфограмма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2017