Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах
Оценка 4.7

Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
10 кл—11 кл
12.01.2017
Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах
Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование. количество часов: в 10 классе - 34, в 11 классе - 34. занятие проводится один раз в неделю. Курс предусматривает как теорию, так и практику, пробный экзамен.
doc.docx

                                 

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Элективный курс «Введение в ЕГЭ (русский язык)»  может быть использован

в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.

 

     ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения  содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом  способностей и языковой подготовки обучающихся.

 

 

     Задачи курса:

     - изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;

     - совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

     - дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

     - обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

     - освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

     - совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

 

 

     Программа элективного курса рассчитана на два года: 10-й класс – 34 часа в неделю, 11 класс – 34 часа в неделю; всего 68 часов (решением педсовета школы

учебный год  для 10-11 классов  составляет 34 недели).

 

      Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

 

 

     Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе  освоения,

обусловлены его практической направленностью:  работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет,  тренировочно-диагностические работы,  репетиционный ЕГЭ и др.

 

 

     Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

 

     Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой  мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

 

     Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  курса  изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения  заданий повышенной и высокой трудности.  Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

 

     - умение оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

     - умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

     - умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

     - умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

     - умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

     - умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

     - умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

     - умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

                                                              

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

     программного материала элективного курса «Введение в ЕГЭ (русский язык)»

                                                    10-11 классы ( 68 час.)

 

 

 

№№

занят.

   Дата

провед.

             

                                 Тема занятия

к-во

час.

форма занятия /соответствие зада-

ниям ЕГЭ

 

Нагляд-

ность

 

 

 

 

                  10 класс – 34 часа

 

 

 

 

1

 

  Введение. Нормативные и методические документы ЕГЭ Особенности ЕГЭ по русскому языку

   1

лекция

 

 

2

 

  Спецификация, кодификатор и демонстрационная

версия экзаменационной работы.

   1

практикум

 

 

3

 

  Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка.

   1

лекция

практикум

 

 

4

 

   Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

   2

работа с тестами 

 

 

 

5-6

 

    Лексические нормы. Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне. 

   2

практикум 

 

 

7

 

   Предупреждение речевых ошибок на лексическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по орфоэпии и лексике.

   1

самост.работа  

 

 

8-9

 

     Словообразовательные нормы. Способы словообразования. Предупреждение ошибок при словообразовательном анализе.

   2

работа с тестами 

 

 

10

 

   Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

   1

практикум  

 

 

11

 

   Морфологический анализ слов разных частей речи.

   1

исслед.работа

 

 

 

12

 

   Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

   1

самост.работа 

 

 

 

13

 

   Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.  

   1

практикум

 

 

14

 

   Правописание корней и приставок.

   1

практикум  

 

 

15

 

   Правописание личных окончаний глаголов и суф-фиксов причастий настоящего времени.

   1

исслед.работа 

 

 

 

16

 

   Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

   1

тренинг 

 

 

 

17

 

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

   1

работа с тестами

 

 

18

 

   Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

   1

исслед.работа

 

 

19

 

   Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

   1

самост.работа

 

 

20-21

 

   Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.  

   2

тренинг  

 

 

22

 

   Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

   1

практикум 

 

 

23

 

    Простые и сложные предложения.  Односоставные предложения. Неполные предложения.

  1

практикум  

 

 

24

 

    Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) 

   1

тренинг  

 

 

25

 

   Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

   1

практикум

 

 

26

 

   Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

   1

практикум

  

 

 

27

 

   Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»/

   1

самост.работа   

 

 

28-29

 

   Знаки препинания в простом предложении  (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

  2

работа с тестами

 

 

 

30

 

   Предложения со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

   1

работа с тестами

 

 

 

31

 

   Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

   1

практикум 

 

 

 

32

 

   Знаки препинания в сложных предложениях с союзной и бессоюзной связью

   1

работа с тестами

 

 

 

33-34

 

   Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26,

В1-В7 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

   2

 

 

 

 

 

              11 класс- 34 часа

 

 

 

 

1

 

 Повторение (орфоэпические, лексические, морфологические нормы)

   1

 тренинг 

 

 

2

 

   Повторение трудных тем орфографии

   1

тренинг

 

 

3

 

   Повторение трудных тем синтаксиса

   1

тренинг

 

 

 

4

 

   Микротекст (структура, смысловая и композиции-

оная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста.

   1

работа / текст   

 

 

5

 

    Основная и дополнительная информация текста.

Информационная обработка текста. 

   1

исслед.работа  

 

 

6

 

   Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические).

   1

работа / текст  

 

 

7

 

   Функционально-смысловые типы речи, их отличи-тельные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте.

   1

практикум.  

 

 

8-9

 

   Функциональные стили, их специфика.  Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

   2

практикум

 

 

10

 

   Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

   1

 мини-исслед. 

 

 

11

 

   Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.

   1

мини-исслед.  

 

 

12

 

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

   1

 

 

13

 

   Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» 

   1

 

 

 

14

 

   Коммуникативный уровень выполнения экзаме-национной работы. Требования к письменной работе выпускника ( критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность)

   1

лекция

практикум

 

 

15

 

Исходные тексты, их жанровое многообразие. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Анализ исходного текста.

   1

работа / текст

 

 

16

 

   Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем

лучших экзаменационных работ прошлых лет.

   1

практикум  

 

 

17

 

   Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление.

   1

мини-сочин.  

К2

 

 

18

 

   Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника.

   1

мини-сочин.  

К3

 

 

19

 

   Аргументация собственного мнения по проблеме.

Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма.

   1

 мини-сочин.  

К4, К11

 

 

 

20-21

 

   Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов.

  2

исслед.работа  

 

 

 

22

 

   Смысловая цельность, речевая связность и после-довательность изложения письменной работы

   1

практикум  

 

 

23

 

      Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки.

   1

практикум   

 

 

24-25

 

     Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

   2

сочинение  

 

 

26

 

   Анализ и редактирование своих работ

   1

самост.работа

 

27-28

 

   Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ.

   2

тренинг

 

29-32

 

   Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

    4

  

 

33

 

   Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

   1

 

 

34

 

Психологическая подготовка к ЕГЭ («Я справлюсь с работой на ….. баллов») - письменная работа с аргументацией уверенности.

   1

психологич. практикум,

мини-сочинение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература для учителя

 

 1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».

 2. ЕГЭ-2016. Русский язык. ГиА, ЕГЭ. Нормы оценки знаний. А.Ю.Бисеров. изд. «Эксмо»,

 2013  г. В книге помещён  «Свод правил русской орфографии и пунктуации (1956 г.)».

3.  Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации.

 4.  Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь.

5.  Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

 

 

Литература для учащихся

 

  1.  Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним. Приложение 1

    «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016 гг.

 

   3.  Образцы сочинений, получивших по оценке экспертов наибольшее количество баллов.

     Приложение 2 «Методического анализа содержания и результатов ЕГЭ …»: 2015, 2016гг.

   4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».

   5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.

   6.  Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».

   7. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

 

Учебно – методическое обеспечени

  1. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы

 

 

 

                                                                 

 

 

 

 

                                                                                     

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения…

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения…

Лексические нормы. Лексическое значение слова

Лексические нормы. Лексическое значение слова

Неполные предложения. 1 практикум 24

Неполные предложения. 1 практикум 24

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические)

Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические)

Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов

Анализ письменных работ выпускников предыду-щих лет с точки зрения правильности и убедитель-ности приводимых аргументов

Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах

Элективный курс по русскому языку в 10 - 11 классах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017