Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)
Оценка 4.7

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык
5 кл—6 кл
21.12.2017
Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)
Серия творческих заданий, предназначенных для развития творческого воображения, формирования образного мышления ребенка. Творческие задания портфолио сложились в последовательность страниц учебной тетради, удобной для проведения занятий элективного курса. Учитель может изменять и дополнять задания по своему усмотрению, согласуясь с уровнем классаПрограмма элективного курса "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" для учащихся 5-6 классов
воображения.doc
Министерство образования республики Саха (Якутия). Сеть президентских школ. МОУ – Чурапчинская улусная гимназия. Программа элективного курса «Портфолио развития творческого воображения» Составитель Керемясова М.Н. Объем различных форм учебной работы: Всего аудиторных занятий – 17 часов. В том числе: Беседы 1 Практические занятия – 8 Самостоятельная работа – 6 Презентации - 2 Форма контроля: сочинения, рисунки 2009 г. Портфолио развития творческого воображения «Родничок» Прекрасна деятельность народа, обращенная на  внешнюю славу, но еще лучше, когда она обращена  на внутреннее совершенствование. В.Ф. Одоевский   «Проблема  духовности стоит очень остро в нашем обществе», ­ повторяем мы постоянно   и   ищем   пути   решения   этой   проблемы   в   правильном     воспитании   Человека, Личности   уже   в   самом   начале   его   пути,   в   детстве.   Общество   нуждается   в   активных творческих людях. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих? Как заставить «душу трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью?  На наш взгляд, для того чтобы пробудить в ребенке желание творить, сочинять, прежде всего надо его  удивить, дать своеобразный толчок, чтобы заработало воображение. Можно   это   делать,   конечно,   и   на   уроках,   но   лучше   все   же   на   внеклассных   занятиях, элективных   курсах   по   русскому   языку,   не   ограниченных   узкими   рамками   программы, регламентированностью учебного времени урока. Предлагаемое   портфолио   представляет   собой   серию   творческих   заданий, предназначенных   для   развития   творческого   воображения,   формирования   образного мышления   ребенка.   Творческие   задания   портфолио   сложились   в   последовательность страниц учебной тетради, удобной для проведения занятий элективного курса. Учитель может изменять и дополнять задания по своему усмотрению, согласуясь с уровнем класса. Мы   надеемся,   что   наша   разработка   поможет       преподавателям­словесникам   в решении важных задач развития  речи и творческого воображения школьников среднего звена. Программа   элективных   занятий   по   созданию   «Портфолио   творческого воображения» направлена на  развитие воображения и связной устной и письменной речи учащихся 5­6 классов. Цель портфолио: помочь учащимся младших классов в творческом саморазвитии, самосовершенствовании. Задачи портфолио: ­  совершенствование   способности   к   речевому   взаимодействию   путем   развития   живого воображения;  ­ стимулирование потребности в творческой деятельности; ­ формирование навыков самоорганизации и саморазвития; Структура  портфолио включает в себя четыре взаимосвязанных раздела. Каждый   из разделов отражает отдельный этап работы, для которого специально   формулируются цели и выбираются средства их достижения, доступные для учащихся 5­6 классов. Содержание  работы   по   разделам   представляет   собой   систему   практических занятий,   развивающих   воображение   и   творческие   способности   школьника.   Программа рассчитана   на   учащихся   5­6   классов   и   обеспечивает   реализацию   индивидуально­ личностного подхода в их обучении и воспитании. Программа элективного курса «Портфолио развития творческого воображения» 1 занятие. Введение. Цели и задачи элективного курса. Первый раздел. «Поиграем, помечтаем». (5 часов).  Задания   на   развитие   воображения.  Главное   назначение   заданий   этого раздела   –   помочь   детям   развить   воображаемый   слух,   обоняние,   осязание, зрение,   что,   на   наш   взгляд,   необходимо   для   формирования   и совершенствования творческих способностей детей. 1 занятие. «Представь и услышишь…».  Описание звуков природы, окружающей среды. Описание воображаемых звуков (Как звучит облако? Луна в ночном небе? Радуга после дождя? И др.) 2   занятие.   «  Представь   и   увидишь».  Описание   воображаемого цвета (добра, смеха, боли, печали и др). 3  занятие.  «Представь  и  попробуешь».  Описание   воображаемого вкуса (зимнего солнца, жаркого летнего солнца и др.) 4   занятие.   «Представь   и   понюхаешь».  Описание   воображаемого обоняния. (Опиши, как пахнет сосулька на крыше твоего дома) 5   занятие.   «Представь   и   коснешься».   Описание   воображаемого осязания (Что ты ощущаешь, прикасаясь к радуге?)  Второй раздел. «Искусство быть другим».  (4 часа).  Дети создают небольшие   творческие   работы,   воображая   себя   разными   предметами окружающего мира. Подобная деятельность способствует развитию связной устной и письменной речи, а также формирует такие нравственные качества человека, как сопереживание, сочувствие, умение понимать и воспринимать окружающий мир и людей. Сочинения­миниатюры   на   темы   «Я   весенний   листочек…»,   «Я снежинка…» и др., оформление и презентация творческих работ. Третий   раздел.   «В   мастерствой   художника   слова».   Анализ средств выразительности в художественных текстах.(3 часа). Знакомит учащихся с творчеством замечательных мастеров пейзажных зарисовок, учит распознавать художественные средства выразительности в небольших текстах и использовать в собственной речи. 1 занятие. Анализ миниатюр М.М. Пришвина. 2   занятие.   Сочинение­миниатюра   (примерные   темы:   «Зимний   лес», «Лесная полянка», «Ручеек» и др.) 3 занятие. Презентация творческих работ. Четвертый   раздел.   Стихотворчество.(4   часа).  Дети   получают начальное представление о законах стихосложения: рифме, ритме. Пробуют свои силы в сочинении стихотворений. № Тема  1 Вводное занятие. 2 Раздел «Поиграем, помечтаем» 3 Раздел «Искусство быть другим» 4 Раздел «В мастерской художника слова» 5 Раздел «Стихотворчество» Виды деятельности Кол­ во часов 1 5 4 3 4     вкуса. сочинений­   оформление   и Знакомство   с   целями   и задачами элективного курса Развитие воображаемого слуха,   обоняния,   осязания, зрения,   Рисование, создание небольших творческих работ. Написание миниатюр, презентация работ. Знакомство   со   средствами художественной выразительности.   Анализ миниатюр   М.М.   Пришвина. Написание сочинений­ миниатюр. Начальное   представление   о законах стихосложения. Сочинение стихотворений.         Использованная литература. 1. Айхенвальд Ю.А. Учитель­словесник. – «Литература в школе»,  2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 3. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990. 4. Дистерверг А. Об ученике. Изб.соч. м., 1956. 5. Леви В. Искусство быть другим. М., 1980. Раздел 1. Воображение – великий дар природы. Оно заложено в натуре человека. К.Г. Паустовский Дорогой друг! Признайся, тебе давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным? Проявить себя во всем блеске своих способностей? Тогда принимайся за дело! Сегодня ты начнешь создавать свою собственную книжку! Ты будешь выполнять забавные упражнения, которые помогут тебе представить много удивительного и необычного. В нашей игре нет никаких правил, правильных или неправильных действий и ответов на вопросы. Твоя книжка даст тебе множество возможностей практиковаться, используя свое воображение. Ты ведь знаешь, что чем дольше ты что-либо делаешь, например, рисуешь, читаешь, катаешься на велосипеде…, тем лучше у тебя получается. Уменье достигается практикой. То же самое можно сказать и об умении использовать свое воображение. Чем больше ты его используешь, тем интереснее и веселее тебе становится. Ты учишься смотреть на мир другими глазами. Богатое воображение необходимо всем: и ученому, и изобретателю, и архитектору, и художнику, и писателю… Почему наша книжка называется «Родничок»? Да потому что ты и есть родничок – маленький, чистый, весело журчащий. Пройдет время, и ты станешь могучей полноводной рекой. Если не дашь себе зачахнуть без знаний, без друзей, без собственной воли и терпения. В добрый путь в страну Воображения! Нарисуй здесь родничок. Ты уже знаешь, что корова мычит, собака лает, дверь хлопает, колокольчик звенит, свисток свистит, ребенок плачет, гром гремит. Все эти звуки ты не раз слышал собственными ушами. А вот можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может быть, оно поет или вздыхает. Эта часть твоей книги поможет тебе использовать твое звуковое воображение. Представь, и ты услышишь необыкновенные звуки или придумаешь свои, никому пока неизвестные. Выбери себе задание, которое тебе больше всего нравится. Представь, как звучит… мягкое, пушистое облако в весеннем небе. Опиши или нарисуй звучание облака. Изобрази звук… тучи перед дождем. Придумай свой собственный звук. Опиши или нарисуй его. Ты уже знаешь, что трава зеленая, небо синее, сигнал СТОП красный, коровы не бывают зелеными, зато луна часто бывает серебристо-белой. Все эти и многие другие цвета тебе хорошо знакомы. А вот какого цвета доброта? Эта часть твоей книги поможет тебе использовать твое зрительное воображение. Представь, и ты увидишь необыкновенные цвета и краски или придумаешь свои, никому пока неизвестные. Представь, какого цвета карандаши лежат в этой коробке. Нарисуй их. Представь, какого цвета… смех? Опиши или нарисуй цвет смеха. Представь, какого цвета… острая боль? Представь свой собственный цвет – цвет, который видишь только ты. Опиши или нарисуй этот цвет. Ты уже знаешь, что хрустящий картофель – соленый, лимон – кислый, мороженое – сладкое, а от лука горько во рту. Вкус этих и многих других продуктов тебе знаком, благодаря способности различать вкус. Эта страничка поможет тебе представить, вспомнить и изобрести множество вкусных, аппетитных вещей. Представь себе, что ты положил на язык землянику. Какая она на вкус? А теперь положи в рот ломтик лимона… А теперь сделай глоток лимонада. Что ты чувствуешь? Опиши свои ощущения. А попробуй представить себе каков вкус… зимнего солнца на твоих щеках. Опиши или нарисуй. Каков вкус жаркого летнего солнца? Тебе уже знаком аромат любимых маминых духов, запах шоколадных конфет или острый запах горчицы. Свойства многих веществ тебе знакомы, благодаря способности обоняния. А теперь попробуй использовать воображаемое обоняние и постарайся вспомнить запахи. Ты даже сможешь представить запахи предметов или явлений, которые, казалось бы, и не имеют запаха. Например, запах далеких звезд. Представь и понюхаешь. Представь, что в твоей комнате есть волшебная полка, а на ней много бутылочек разных форм, размеров и цветов. В каждой из этих бутылочек твои любимые запахи. Теперь представь, что ты открываешь бутылочки и глубоко вдыхаешь. Нарисуй свою волшебную полочку и напиши, какие запахи хранятся в твоих бутылочках. Представь и опиши, как пахнет … сосулька на крыше Как пахнет лунный свет? Опиши или нарисуй запах твоего дома. лунного света. Ты знаешь, что котята – пушистые, мед – липкий, лед – скользкий. Эти и другие ощущения возникают при прикосновении или, другими словами, благодаря твоему осязанию. Вряд ли ты дотронешься рукой до облачка, но в своем воображении ты сможешь это сделать. Представь, и ты прикоснешься к облачку на небе. цветов радуги? ЧТО ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ…по очереди дотрагиваясь до всех Что ты ощущаешь, когда дотрагиваешься до счастья? Что ты ощущаешь, прикасаясь к гневу? Раздел 2. О воображении. Воображение есть у каждого, оно как мускул, который нужно тренировать. Чем больше ты используешь свое воображение, тем крепче и здоровее оно становится. Практически, воображению нет границ. При помощи воображения ты можешь без труда перепрыгнуть через самое высокое здание в мире, совершить путешествие в космическое пространство, в прошлое, в будущее. При помощи воображения ты можешь превратиться в какую- нибудь морскую рыбу и плавать в глубине океана. Можешь даже вообразить себя неодушевленным предметом, например, школьной доской. В этом разделе нашей книжки ты постараешься овладеть искусством быть другим. Представь себе, что ты листочек… Какой ты – весенний, летний, осенний, а может быть, вокруг зима, и ты лежишь под снегом? Опиши, что ты видишь, слышишь, какие запахи ощущаешь, что чувствуешь? Ты одинок или вокруг тебя твои друзья и близкие? Нарисуй себя. А может быть, ты хочешь быть капелькой дождя, снежинкой, звездочкой, елочной игрушкой или чем-нибудь другим? Выбери, нарисуй и опиши себя. Раздел 3. Представь себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну; как утомительно смотреть на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. На поляне растения всяческих форм, размеров и окраски: зеленые травинки, голубые незабудки, красные маки, белые стройные березки, желтые одуванчики и т.д.; обрати внимание на то, что всё это разнообразие передаётся с помощью прилагательных, которые делают нашу речь живописной. Художник рисует картины при помощи красок, а писатель пользуется словами. Слова, которые помогают являются средствами украсить словесную картинку, художественной выразительности, они помогают нашему воображению увидеть ярко и образно то, что описывает мастер слова. Прочитай эту замечательную миниатюру писателя Михаила Михайловича Пришвина и попробуй найти слова, которые делают картину яркой, живописной. Рубиновый глаз. Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. Какую картину ты мысленно видишь, прочитав эту миниатюру? Опиши ее или нарисуй ее: какими красками ты будешь пользоваться, какие запахи ты чувствуешь, звуки слышишь? А теперь посмотри, как выглядит это описание без средств художественной выразительности: Тишина. Вечереет. Темнеют кусты леса. Через кусты видно красное солнце. Итак, мы убрали ЭПИТЕТЫ (морозная, неодетого, рубиновым) – художественные определения, помогающие создавать образ. СРАВНЕНИЕ (будто это сам лес собирает к ночи свои думы) МЕТАФОРУ (глядит солнце рубиновым глазом) – скрытое сравнение. Эти средства художественной выразительности называются ТРОПАМИ. Они помогают писателю раскрасить яркими цветами его творение, наполняют движением, звуками и даже запахами, передают мельчайшие оттенки его настроения и позволяют нам, читателям, увидеть и почувствовать мир автора. Если и ты овладеешь этим удивительным умением, то речь твоя станет красивой, богатой и выразительной. А теперь попробуй вписать в стихотворение И.А. Бунина пропущенные слова: Лес, точно терем расписной, _________, __________, ___________, Веселой, ____________ стеной Стоит над ____________ поляной. Березы ____________резьбой Блестят в лазури _____________, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами ____________ То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небе, что оконца. Если тебе трудно, можешь воспользоваться словами: светлый, золотой, голубой, лиловый, багряный, синеет, пестрый. По впечатлениям прочитанного нарисуй свои картины природы. Попробуй передать свое настроение, чувства и переживания. Расскажи о звуковых, цветовых образах. Раздел 4. Здесь даны два литературных отрывка, описывающие одинаковое явление. Чудная картина, Как ты мне родна. Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких И блестящий снег И саней далеких Одинокий бег. Передо мной чудесная, родная картина: белая равнина, полная луна, высокие светлые небеса, блестящий снег и едущие одиноко в отдалении сани. Укажи, какой из отрывков является стихами? Почему ты так думаешь? А теперь проверь себя. Пользуясь условными обозначениями, выпиши ударные ( ) и безударные ⊥ (/) слоги в обоих отрывках. Смотри образец: Чуд­на­я   кар­ти­на    ­   Как ты мне род­на    ­   ⊥  / / /   / / / ⊥ ⊥  / ⊥ Передо мной чудесная, родная картина / / / ⊥ / ⊥ / / / ⊥ / / ⊥ / Ответь на вопросы: А) В каком отрывке ударные и безударные слоги чередуются в определенном, строгом порядке? Б)   В   каком   отрывке   имеются   согласованные   окончания   слов (рифма)? А  теперь   сделаем   выводы:  стихи   обладают   таким   главным признаком,   как   мерность,   ритм,   строгое,   упорядоченное чередование   ударных   и   безударных   слогов.   Рифмы   –   не главный   признак   стихов,   иногда   они   могут   отсутствовать.   Но рифмы   очень   украшают   стихи,   делают   их   легко запоминающимися. РИТМ СТИХА – упорядоченное, строгое чередование ударных и ЗАПОМНИМ: безударных слогов. РИФМА – согласованные окончания слов. Соедини стрелками рифмующиеся слова: снежок                       мост плот                            лужок рост                            флот песок                          сладко гладко                        лесок картина                     немножко луна                           машина кошка                        слова  Отметь, какие рифмы более всего подходят к слову «сосна»? Вода, она, бела, стройна, река, моря, красна, трава, зелена, тишина, весна, земля, страна, кора, луга. Составь   двустишие,   то   есть   короткое   стихотворение   из   двух   строк, используя слово «сосна» и подходящую рифму.  Не забывай, что рифма – это согласованные окончания слов, а не любые, например, «снежок – лужок».  Что   ты   думаешь   о   рифме   «сосна   –   моря»,   «сосна   –   луга»? Являются эти окончания согласованными, созвучными? Запиши   все   варианты   двустиший,   какие   у   тебя   получились,   и   выбери лучший. Если   собственное   двустишие   пока   не   получается,   попробуй продолжить эти стихотворные строчки: 1) В лесу росла сосна Она была…. 2) Кругом тишина. …… 3) Красива ты, сосна, ….. И закрывая последнюю страничку нашей книжки, поговорим о тебе.  На Востоке есть прекрасная пословица: «Пусть расцветают все цветы». Это значит,   что  из   отдельного,   единичного   складывается   все   богатство мира. В переносном смысле – нужны и роскошные горделивые розы, и милые полевые   колокольчики,   и   совсем­совсем   простенькие   цветочки,   названий которых мы иногда даже не знаем. Эта пословица о нас и о тебе. Цветок – это ребенок, человек, вовсе не похожий на другого. Чем больше таких индивидуальностей, тем богаче мир. Иногда остаться индивидуальностью непросто, а иногда ­ равноценно подвигу. Смотри, как прекрасно сказал об этом японский поэт Басё в своем хокку (тебе,   наверно,   любопытно   узнать,   что   такое   хокку?   Обещаю,   мы обязательно поговорим об этом и, может быть, напишем свое хокку):  О, сколько цветов на полях! И каждый цветет по­своему. И в этом высший подвиг цветка. Пожалуйста, цвети по­своему на радость всем нам! «Я ветерок. Я легкий ветерок. Я лечу высоко над землей. Оттуда все видно. Лечу, лечу, лечу… устала. Прилягу на облачко. Облако мягкое, пушистое. Но вдруг откуда-то донесся запах лета, зеленого леса, разноцветных лугов. Не узнаю тех мест, которые я видела зимой. Все красочно, красиво. Чувствую, как лето тихонько подкрадывается. Я играю нежными лепестками весенних цветов. Солнышко садится. Лечу к морю. Море окрасилось в нежный розовый цвет. Чайки летят над морем. Я касаюсь волн, они теплые. Лечу домой. Где-то далеко тонко-тонко журчит ручей. Вот я и дома. Яркие воспоминания о сегодняшнем дне проносятся перед глазами. Я засыпаю под колыбельную природы». (Монастырева Света) «Я крепкий сильный дуб. Зимой в вышине очень холодно, а летом очень жарко. У меня есть много листьев, которые меняются и опадают. Когда дует ветер, мне кажется, что я плыву вместе с облаками, но корни меня не пускают. Зимой я сплю, чтобы набраться сил. Утро – самое лучшее время, потому что свежо, прохладно, тихо и красиво. После крика петуха все просыпается. Я слышу разные звуки: пение птиц, жужжание мух. Мне радостно, когда встает солнце, оно греет и ласкает, как мама. Все деревья красивы, но мы сильные, крепкие и высокие». (Федулов Исай) «Я холодная и свежая зимняя снежинка. Я живу на облачке. Однажды мне захотелось увидеть землю и я спустилась вниз. Когда летела над землей, чувствовала, как много интересного в этом мире. Вот я на земле. Там очень много снежинок, и я решила остаться с ними. Когда метет метель, мы все дружно поднимаемся в воздух и смотрим сверху на землю. Она так красива! Мы очень любим летать, смотреть на мир. Вокруг меня много снежинок, и мы все очень разные. Я очень-очень хрупкая, как тонкое стеклышко, и чувствую себя кусочком маленькой звезды». (Пермякова Дайаана)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)

Элективный курс "Портфолио развития творческого воображения "Родничок" по русскому языку (5-6 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.12.2017