Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)
Оценка 4.7

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
биология
8 кл
18.01.2017
Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)
Элективный курс "За здоровый образ жизни" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 8 классов. Элективный курс призван дополнить и углубить знания учащихся по биологии в области анатомии, физиологии и гигиены человека, ориентировать детей на здоровый образ жизни. Содержит пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, тематический план, календарно-тематический план и список литературы.Элективный курс "За здоровый образ жизни"
За здоровый образ жизни.doc
Рабочая программа элективного курса по биологии «За здоровый образ жизни»     Разработана учителем биологии Глаголевой Г.П. Пояснительная записка           Рабочая программа элективного курса по биологии «За здоровый образ жизни» для   учащихся  8  классов   составлена   в  соответствии   с  Федеральным   компонентом Государственного стандарта основного  общего  образования  и  Базисного учебного плана МБОУ СОШ № 46 с УИОП на 2013 ­2014 учебный год, на основе авторской программы   элективного   курса   «Здоровый   образ   жизни»,   разработанной  Н.А. Степановой,  рекомендованной   Министерством   образования   Р.Ф.  Элективный   курс предназначен для учащихся 8 классов средних школ, гимназий и лицеев.   Программа   призвана   дополнить   и   углубить   знания   учащихся   по   биологии   в области анатомии, физиологии и гигиены человека. Обучение школьников опирается на полученные ими ранее знания в курсе  биологии.                   Программа   курса     рассчитана   на   35   часов   для   учащихся     8   классов предпрофильной подготовки  и для учащихся профильных классов. Цель курса  – ориентировать детей на здоровый образ жизни.  Задачи:  Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции   организма   человека   на   действие   этих   факторов   и   способах поддерживания здоровья;   Способствовать формированию у учащихся целостного представления о  здоровом образе жизни;  Сформировать   у   учащихся   мотивацию   к   здоровому   образу   жизни   и необходимости   ведения   профилактической   работы   в   современном обществе;   Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью.  Оказать   помощь   в   освоении   широкого   спектра   теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;      Деятельность  педагога реализует следующие цели:   развитие умственных и творческих  способностей  учащихся;  формирование его мотивационной сферы, самостоятельного стиля мышления;  формирование его биологической  грамотности и культуры.      При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние  каких­либо факторов на здоровье человека. Система практических   работ   позволяет   согласовывать,   имеющиеся   у   ученика   бытовые 1 представления,   и   излагаемое   ему   научное   содержание   проблем.   Тем   самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепления здоровья.                  Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного   отношения   к   своему   здоровью,   готовности   соблюдать   законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам,   развитие   коммуникативных   навыков,   обеспечивающих   эффективную социальную   адаптацию;   формирование   умения   регулировать   свое   поведение, прогнозировать   последствия   своих   действий,   также   связана   с   формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих   на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие.    Формы организации учебной деятельности.    дифференцированной   групповой   работы,                 Преподавание   элективного  курса   предполагает  использование   различных современных педагогических  методов и приемов: бесед, дискуссий,  практических работ,   проектной   деятельности обучающихся и т. д. Применение разнообразных форм учебно­познавательной дея­ тельности   позволяет   реализовывать   индивидуальный   и  дифференцированный подход   к   обучению.  Возможно   применение   различных   технологий:  развивающее, разноуровневое   обучение,   исследовательские,   проектные   методы,   обучение   в сотрудничестве, информационно­коммуникационные, здоровьесберегающие.         Формы контроля: создание тематических презентаций, составление  вопросников, тестов силами обучающихся, формирование тематических  справочников, защита проектов.         В результате изучения курса: Учащиеся должны знать: ­ основные приемы  по определению уровня здоровья; ­ основные факторы, влияющие на состояние здоровья; ­ основные способы сохранения и укрепления здоровья;  методы преодоления  психологического дискомфорта. ­                Учащиеся должны уметь: ­ применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой  ситуации; ­ объяснять действия факторов среды на человека; ­ обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ; ­ уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на  окружающую среду; ­ уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций. 2 образе жизни». Содержание изучаемого курса Введение Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ. Практическая работа: Место человека в органическом мире Место человека в системе живой природы. Вопросы происхождения человека от животных, доказательства происхождения человека от обезьян. Факторы, влияющие на здоровье человека основы охраны здоровья человека. Биологические и социальные Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека, Практическая работа: Определение своего образа жизни Исследование мнений учащихся школы о понятии «здоровом Определение своего типа адаптации Встречают по одежке… Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации; Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды; Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома. Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей. Исследование и анализ своей повседневной одежды. Правильное питание – залог хорошего здоровья! Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ. Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза; Сколько едим? – нормы питания; Когда едим? – режим питания; Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка. Мой дом – моя крепость… Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов; Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики; Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего. Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам. 3 Комплексная оценка здания школы. Суд над вредными привычками – деловая игра. Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек. Познание самого себя… Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента. Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия; Мои способности – память, внимание, мышление и т.д. Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления. Человек и природа Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем. Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды. Первая помощь при переломах, кровотечениях. Первая помощь при перегревах и переохлаждениях. Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного. Оказание первой доврачебной помощи. Итоговое занятие. Исследование «Оценка состояния моего здоровья». Защита проектных работ. Тематическое планирование № п/п 1. Введение Название тем 2. Место человека в органическом мире 3. 4. 5. 6. Факторы, влияющие на здоровье человека Встречают по одежке Правильное   питание   –   залог   хорошего здоровья! Движение и здоровье Кол­во часов Практические работы 1 1 10 2 3 3 3 1 1 1 4 7. Гигиена органов зрения и слуха 8. Мой дом – моя крепость… 9. Суд над вредными привычками – деловая игра 10. Познай самого себя 11. Человек и природа 12. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! 13. Заключение 2 3 2 2 3 2 1 2 1 1 1 Итого 35 10 5 Календарно - тематический план № п\п Тема урока. Кол­во часов Задачи урока Основные понятия и термины урока Практическая часть Домашнее задание. Дата 1. Введение 1 (2) Место человека в  органическом мире 1 (3) 2 (4) Здоровый образ жизни. Факторы, влияющие на  здоровье человека 1 1 1 1 1. Введение – 1 час Выявление актуальности курса.  Определение сроков и формы проведения  занятий. Определение цели и задач курса.  Проведение тестирования, с целью  определения уровня знаний и  заинтересованности обучающихся. 2. Место человека в органическом мире – 1 час Определение места человека в животном  мире ­ систематического положения  человека. Рассмотреть вопросы  происхождения человека от животных,  сходство человека с животными и его  особенности. 3. Факторы, влияющие на здоровье человека – 10 часов Знакомство с понятием ЗОЖ Определение и характеристика факторов,  влияющих на здоровье человека. 6 3 (5) Исследование мнений  учащихся о ЗОЖ Определение своего  образа жизни. Химические  загрязнения и здоровье  человека Биологическое  загрязнение и здоровье  человека. Физические факторы  среды и самочувствие  человека Ландшафт как фактор  здоровья Проблемы адаптации  человека Определение своего  типа адаптации 4 (6) 5 (7). 6 (8). 7 (9). 8 (10). 9 (11). 10 (12)  1 (13) 1 1 1 1 1 1 1 Исследование мнений учащихся о ЗОЖ Определение своего образа жизни. Выявление химических загрязнений;  определение реакции организма на  химические загрязнения, возможные пути  избегания влияния химических веществ. Знакомство с понятием «биологическое  загрязнение»; реакция человека на  биологические загрязнители; меры  профилактики. Знакомство с физическими факторами,  биоритмами, суточными ритмами,  погодными явлениями и реакцией  организма на изменение физических  факторов. Выявление влияния ландшафта на  самочувствие человека: влияния сельской  и городской местности. Сформировать понятие адаптации  человека, выявить типы людей по  способности к адаптации Определение своего типа адаптации Генномодифицирован­  ные продукты Биоритмы. Ландшафт Адаптации  Исследование мнений  учащихся школы о  понятии «здоровый образ жизни».    Определение своего  образа жизни Определение своего типа адаптации 7 Встречают по одежке 1 4. Встречают по одежке… ­ 2  часа Рассмотреть экологию одежды – выяснить, что надевать, как выбрать ткань, форму 2 (14) Анализ своей  повседневной Одежды и обуви. 1 (15) Правильное питание ­  залог здоровья 2 (16) Правильное питание ­  залог здоровья 3 (17) Составление рациона и  режима питания 1 (18) 2 (19) 3 (20) Движение и здоровье. Движение и здоровье Дыхательные  гимнастики 1 1 1 1 1 1 1 одежды и обуви. Проведение анализа своей повседневной  одежды, выявление соответствия  гигиеническим требованиям. Анализ своей  повседневной одежды и обуви 5. Правильное питание – залог хорошего здоровья! – 3 часа Знакомство с принципами правильного,  сбалансированное  питание сбалансированного питания; выявление  правильного  состава пищи, норм питания,  режима питания Анализ различных диет, вегетарианства,  раздельнго питания, смешанного питания,  сыроедения, вегетарианство,  раздельное питание,  смешанное питание,  сыроедение Составление рациона и режима питания 6. Движение и здоровье – 3 часа Выявить оздоровительные свойства  движений.  Подбор комплекса упражнений для  утренней зарядки Рассмотреть анатомо­физиологические  особенности функции дыхания в  различных возрастных периодах, значение  дыхательной гимнастики. Дыхательные  гимнастики 7. Гигиена органов зрения и слуха – 2 часа Составление рациона и  режима питания Подбор комплекса  упражнений для  утренней зарядки 8 1 (21) 2 (22) 1 (23) 2 (24) 3 (25) Гигиена органов зрения Гигиена органов слуха Мой дом ­ моя  крепость Комплексная оценка  школьного здания Комплексная оценка  своего жилища 26 27 Суд над вредными  привычками Суд над вредными  привычками Познай самого себя Познай самого себя 1 (28) 2 (29) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Выявить факторы, оказывающие влияние  на зрение. Освоить гимнастику для глаз. Выявить влияние шума на качество слуха,  сформулировать правила по гигиене  органов слуха Гимнастика для глаз 8. Мой дом – моя крепость… ­ 3 часа Интерьер Выбор места для строительства с учетом  природных и социальных факторов,  строительных материалов, интерьера дома Проведение комплексной оценки  школьного здания. Проведение комплексной оценки своего  жилища. 9. Суд над вредными привычками – деловая игра. ­2 часа Выявление вреда алкоголя, наркотиков,  табака Выявление вреда алкоголя, наркотиков,  табака 10. Познай самого себя – 2 часа Рассмотреть внутренний мир человека ­  типы нервной системы, общения с  друзьями, способности памяти, внимания,  мышления, характер и темперамент Определение типа темперамента, видов  памяти, внимания, мышления Комплексная оценка  школьного здания Комплексная оценка  своего жилища Деловая игра для  учащихся школы Деловая игра для  учащихся школы Определение типа  темперамента, видов  памяти, внимания,  9 1 (30) 2 (31) 3 (З2) 1 (33) Природа и человек Природа и человек Оценка условий своей  местности Хочешь хорошо  работать ­ хорошо  отдыхай 2 (34) Правила поведения  во  время отдыха 35 Заключение 1 1 1 1 1 11. Человек и природа – 3 час Выявление экологических проблемы и их  влияния на человека.  Рассмотрение возможных путей решения  экологических проблем Оценить условия своей местности 12. Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай! – 2 час Знакомство с гигиеной труда и отдыха.  Режимы дня в будни и выходные.  Знакомство с правилами купания, загара,  первой помощью при тепловом и  солнечном ударе, при переохлаждении. Итоговая конференция, обсуждение  результатов исследовательского проекта  «Состояние моего здоровья»  мышления Оценка условий своей  местности Методы оказания первой  помощи. 10 Литература  1. Марьясис В.В. Берегите себя от болезней.­ Москва, 1992г.,­ с.112.  2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию: –        М.: Издательский центр «Академия», – 1998. – 176 с.  3. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М.   Психофизиология       ребенка.  – М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2000 – 144   4. Лебедева Н.Т. Формирование здорового стиля жизни школьника. –       Мн.: Нар. Асвета, 1996. – 144 с  5. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика       болезней. – М.: Издательский центр «Академия», . – 320 с.  6. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое       руководство для учителей и родителей. – М. ТЦ «Сфера», 2000 г. –        128 с.  7. Сиротюк А.Л. Экологические преступления.­ Комментарий к      Уголовному Кодексу Российской Федерации, Изд. ”ИНФРА*М­     НОРМА”, Москва, 1996г.,­ с.586. 8. “Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв. редактор Капцова Л.В.,      Москва,1989г. ­ с.365.           9. Криксунов Е.А. Экология. Учебник. ­ Москва, 1995г.­ 240с. 11

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)

Элективный курс "За здоровый образ жизни" (8 класс, биология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017