Концепция преподавания обществознания в современной российской школе, определяя социализацию как главную целевую установку обществознания, предполагает обязательное включение в образовательный процесс социального проектирования школьников в его различных формах. Общей целью нового подхода к преподаванию обществознания является создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности.
Переработав нормативные установки, вижу для себя цель - из обычного школьного предмета мы с детьми реально можем сделать набор возможностей:
- определить свое будущее;
- научиться делать, а не только знать;
- обрести шанс на успешность, за которую поставят школьную отметку;
- готовиться к ЕГЭ, не только решая тесты, а разбираясь с этими
вопросами в реальном окружающем нас мире.
В 2016 году в рамках методической темы «Использование продуктивных педагогических технологий для формирования конкурентноспособной личности как эффективный путь достижения современных образовательных целей»
начала внедрять в
урочную деятельность
и внеурочную работу
элементы технологии
социального проектирования.
«обучение через делание»
В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы
В отличие от учебного, социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация призвана улучшить социальную ситуацию в конкретном регионе, социуме, группе. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем. Вовлечение учащихся в подобную деятельность позволяет формировать у них социальные навыки.
Лозунг проектного метода «обучение через делание».
В преподавании истории и обществознания под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, графических и других видов работ с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
В отличие от учебного социальный проект– это
- программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения;
один из способов участия обучающихся в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем;
формирование у них социальных навыков
«обучение через делание»
Как любая деятельность , соц. проектирование не может быть освоено одномоментно. Социальное проектирование включает в себя 1. социальную пробу (в ходе ее происходит познание социальной действительности), 2. социальную практику (проблематизация того, что было познано на этапе пробы)3. социальный проект(преобразование социальной действительности)
социальная проба
Методика социальной пробы – действия социальной активности, в ходе которых подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях — знакомится с «внешней средой»
Объекты социальной пробы: инспекция по делам несовершеннолетних; отделение пенсионного фонда; отделение социального обеспечения граждан; центр психологической работы с детьми, подростками; районная администрация; магазин; ДОМ Культуры; учреждение здравоохранения; центр досуга: клуб, дискотека, выставка и др.
Применяемые мною виды социальной пробы: экскурсия, интервью, анкетирование, пресс-конференция; наблюдение, встреча с компетентным специалистом
Социальная практика
– проблематизация того, что было познано на этапе пробы,
- ситуации, в которых человек получает социальный опыт.
1. выбор инд. поведенч. и образоват. траекторий;
2.условия для формирования актов действия «ответственность, решение, выбор..»
3. навыки социальной компетентности
методики: матрицы идей, вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, мозгового штурма, синектики.
приемы: карусель, «стратегия Диснея», «6-5-3»
итоги: соц. проекты, презентации, статьи и репортажи для СМИ, учебные тексты, рефераты, сообщения,…
Социальная практика –следующий этап социального проектирования.Исследовательские проекты социальной направленности
«Поглотит ли свалка нашу планету ?» Яшин Л. 8 класс
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Исследовать информацию о способах сбора мусора в разных странах.ПРОБЛЕМА: Устаревшая система сбора и вывоза и хранения мусора в поселке (хранение, утилизация, вывоз мусора).
Работа вызвала отклик как среди учащихся,
так и среди взрослых.
Биллинг?
Впервые в истории школы, пройдя конкурсный отбор, члены молодежного парламента школы приняли участие в дне дублера в районной администрации
С Главой Вельского района Шерягиным В.Г.
P.S. Выбор сделан.
Сегодня Коковина В.- студентка 2 курса юр. факультета
РАГС при Президенте РФ
Члены молодежного парламента приняли участие в районном слете активной молодежи «Будущее начинается сегодня»
Публичная защита проекта
«Я смогу»
«Социальная проба» на улицах Вельска:
убеждать прохожих принять участие в волонтерском проекте оказалось непросто
Соц . проект «Будущее рождается сегодня»
Цели проекта:
Цель 1 (основная): формирование активной гражданской позиции молодежи и школьников и их экологической культуры через участие в социально – значимой деятельности;
Пропаганда экологической культуры и формирование у жителей поселка сознательного отношения к охране и сохранению природы;
Социализация молодёжи путем формирования социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений, социальная мобильность и новые способы взаимодействия с миром взрослых.
Соц . проект «Будущее рождается сегодня»
Задачи проекта:
Организация и проведение акции по посадке деревьев .
Изготовление и установка на площади перед ДК п. Кулой стационарного выставочного информационно – агитационного стенда, где будут размещены четыре изготовленных детьми и молодежью коллажа на тему необходимости защиты окружающей среды.
Организация акций: «Чистый берег», «Посади свое дерево», «Сделаем мир ярче» по благоустройству Зоны отдыха и уборке заброшенных отдаленных уголков парка у ДК.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.