Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы
Оценка 4.6

Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
география
5 кл—11 кл
10.01.2017
Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы
На своих уроках географии я регулярно использую разнообразные отрывки из литературных произведений для более эмоционального восприятия изучаемого материала: эпиграфы, цитаты, путешествия с героями любимых книг. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений
Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений худ-ой литературы.docx
«Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы» Учитель географии: Игонина Н.А.         Интеграции географии с литературой ­ позволяет точно и ёмко создать образ территории,  заставляет логически мыслить, пробуждает желание думать, работать, повышает интерес к  изученной теме, делает уроки живыми и запоминающимися. Лаконичные, чёткие зарисовки образов  природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.         Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься и о себе, как бы они повели себя в той  или иной ситуации. Знания, полученные на уроках, позволяют развивать у ребят критическое  мышление. Кроме того, многие герои художественных произведений являются примерами отваги и  мужества, благородства, смекалки, терпеливости, выносливости. Это имеет большое воспитательное  значение в формировании характера учеников.        Иногда знакомство с некоторыми художественными произведениями влияют на выбор будущей  профессии: океанолог, полярник, геолог, минеролог, вулканолог, сейсмолог.       В последнее время отмечается падение интереса у ребят к художественной литературе. И  большой пласт культуры остается вне интереса ребят. Поэтому я считаю важным знакомить ребят с  художественными произведениями, хотя бы с точки зрения географии.       Однако не всякая информация способна побудить у них познавательный интерес. Специальные  исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что он  характеризуется тремя обязательными моментами: 1) положительные эмоции по отношению к деятельности; 2) наличие познавательной стороны этих эмоций; 3) наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности.       Из вышеизложенного следует, что любая деятельность по усвоению и трансформации учебной  информации лишь тогда продуктивна, когда она вызывает у учащихся определенные эмоции и  чувства. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию. Эмоционально окрасить содержание научно­естественного образования можно различными  способами.  1.Через литературные эпиграфы к уроку:               Например, эпиграфом к первому уроку по географии России, служат слова В.Г. Белинского:  «Любить Родину ­ значит знать её». Откуда начинается Россия? С Курил? Камчатки? Или с Командор? О чем грустят глаза ее степные Над камышами всех ее озер? Россия начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, доброте. Вот в чем ее звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела ее большие, Ее неповторимая судьба. И если ты причастен к ней – Россия Не с гор берет начало, а с тебя! В. Боков "Путешествие"! Вот оно, слово!  Так и тянет от радости петь.  "Путешествие"! Хочется снова  Над Жюль Верном всю ночь просидеть. (Вс. Рождественский)        «Любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе – один из  вернейших признаков любви к своей стране…»                                                                                  К.Г. Паустовский            В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это  источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к  человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». 2. Через образное описание природы        Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью  одни поэты выражали самые разнообразные чувства (А. Пушкин, П. Вяземский, А. Фет, С. Есенин),  другие осмысливали взаимоотношения человека и природы (Е.Баратынский, Ф. Тютчев, А. Майков).  Поэтические образы наталкивают учащихся на выводы о закономерностях и подводят их к  пониманию причинно­следственных связей в природе.        Лаконичные, чёткие зарисовки образов природы, звучащие в стихах, заостряют впечатление и  воображение, усиливают мотивацию к учебной деятельности.      Объясняя устройство компаса и ориентирование на местности, вспоминаем стихотворение С.Я. Маршака: В пути, в неведомом краю Нам компас лучший друг. Одной заглавной буквой «Ю» На нем отмечен Юг. А стрелка легкая — магнит — На Север кончиком глядит. Довольно Север мне найти, И я в короткий срок Определить могу в пути, Где Запад, Юг, Восток.        При рассказе о вулканической деятельности можно использовать стихи Е.К. Мархинина «Цель  Плутона»: Грохочет вулкан. Кратер в огне.  Потоком лава течет. Пепел в глаза и в рот. Свет взрывов, как свет зарниц, Черный, как деготь, пот Капает с лиц. Шлак под ногами горяч. Шлаковый конус крут. Бомба летит, как мяч. Бомбы дымят вокруг. Тему «Погода и ее предсказание» можно проиллюстрировать как отрывками из художественной  литературы, так и народными приметами: Так, если лебеди, на лоне тихих вод Плескаясь вечером, окликнут твой приход, Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи, Знай: завтра сонных дев разбудит гром ревучий Иль бьющий в окна град… А.С. Пушкин При характеристике природной зоны степь, стихотворение И.З. Сурикова «Степь» Едешь, едешь – степь да небо, Точно нет им края. И стоит вверху над степью, Тишина немая. Нестерпимою жарою  Воздух так и пышет: Как шумит трава густая,  Только ухо слышит. Едешь, едешь – как шальные Кони мчатся степью,  Вдаль курганы, зеленея, Убегают цепью. Промелькнут перед глазами  Две – три старых ивы –  И опять в траве волнами  Ветры – переливы.  3. Используя яркое описание природы из произведений русских и советских писателей.              В сочинениях классиков отражены характерные черты взаимодействия природы и человека,  присущие разным эпохам. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова, повести и  рассказы И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, А.Чехова, И. Бунина, С. Аксакова, Н. Некрасова, М.  Пришвина, Г. Паустовского… без описания картин русской природы. Произведения этих и других  авторов раскрывают многообразие природы родного края, помогают находить в ней прекрасные  стороны человеческой души.  4. Путешествуя с героями любимых книг.          Необыкновенные путешествия Жюля Верна представляют собой уникальный географический  очерк земного шара. На уроках географии мы, время от времени будем говорить о нем и его книгах,  потому что это действительно географический писатель. Если распределить романы по месту  действия то окажется, что в 4 романах ­ кругосветное путешествие, в 15 ­ страны Европы, в 8 ­  Северная Америка, в 8 ­ Африка, в 5 ­ Азия, в 4 ­ Южная Америка, в 4 ­ Арктика.         Самые известные ­ это "Пять недель на воздушном шаре", "Путешествие капитана Гаттераса",  "Пятнадцатилетний капитан", "Таинственный остров", "Двадцать тысяч лье под водой" и, наконец  "Дети капитана Гранта" и "Путешествие к центру Земли".        Для внеклассного чтения рекомендуются в первую очередь известные произведения знаменитых  путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина,  Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо­Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой  фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных  путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других.       При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к  описанию природы, которое надолго остаются в памяти.       Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к  осмыслению и нахождению причинно­следственных связей, к развитию логики, коммуникативных  способностей.

Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы

Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы

Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы

Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы

Эмоциональное окрашивание уроков географии при использовании произведений художественной литературы

Эмоциональное окрашивание уроков географии  при использовании произведений художественной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017