Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови. Лабораторная работа 2. Изучение микроскопического строения крови.
Оценка 5

Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови. Лабораторная работа 2. Изучение микроскопического строения крови.

Оценка 5
Документация +2
docx
биология
8 кл
19.10.2021
Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови. Лабораторная работа 2. Изучение микроскопического строения крови.
Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови. Лабораторная работа 2. Изучение микроскопического строения крови.
Otkryty_urok_13_11.docx

Класс: 8

Тема урока: Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови. Лабораторная работа 2. Изучение микроскопического строения крови.

Цель урока создать условия для формирования представлений о составе крови, строении и функциях ее форменных элементов.

Задачи урока:

образовательные: выявить особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями.

развивающие: развивать умения находить необходимые сведения в тексте учебника, сравнивать клетки крови, делать выводы, применять знания о количестве клеток крови для определения состояния организма.

воспитательные: формировать опыт сотрудничества в процессе коллективного способа решения учебных задач, стимулировать развитие познавательного интереса, вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.

Предметные результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

- особенности строения клеток крови в связи с их функциями

- значение свертывания крови

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на таблицах, микропрепаратах, рисунках клетки крови

- характеризовать состав крови и функции ее форменных элементов

- раскрывать сущность биологического процесса свертывания крови

- работать с готовыми микропрепаратами крови человека и лягушки, сравнивать кровь человека и лягушки, делать выводы

- раскрывать основы учения И.И. Мечникова о защитных свойствах крови

Метапредметные результаты обучения:

 -Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно работать с учебником, тетрадью

- находить необходимую информацию, анализировать и оценивать ее

- проводить наблюдения, исследования

-давать определение понятий

-объяснять одноклассникам изученный материал

-сравнивать объекты

- владеть устной речью, строить логическое рассуждение и умозаключение, делать выводы

- сотрудничать в ходе учебного процесса с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

- владеть основами самоконтроля и самооценки своих знаний и действий

Личностные результаты обучения :

- познавательный интерес и мотивация, направленные на изучение организма человека и его возможностей

- знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий

Основные виды деятельности учащихся:

- называют состав крови (плазма и форменные элементы)

- кратко характеризуют основы учения И.И. Мечникова о защитных функциях крови

- сравнивают клетки крови и выявляют черты сходства и различия в их строении и выполняемых функциях

-рассматривают готовые микропрепараты крови под микроскопом и описывают их распознают на таблицах, микропрепаратах клетки крови

- обосновывают взаимосвязь строения и функций эритроцитов и лейкоцитов

Тип урока: комбинированный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная, коллективная.

Методы обучения:

- организации учебно-познавательной деятельности: словесные, практические, наглядные, аналитические;

- по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, объяснительно-иллюстративный;

- методы управления учением: организация учебной работы учителем, лабораторная работа

- метод стимулирования и мотивации к учению: ситуаций познавательной новизны

-методы контроля: устный, тестирование, лабораторно-практический контроль.

-оборудование: техническое оснащение урока, раздаточный дидактический материал, ТСО, таблицы.

Средства обучения: учебник, микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.

Ход урока

«Старайся дать уму как можно больше пищи»

Л.Н.Толстой

1.Организационный момент: приветствие учителя (Здравствуйте, прошу занять свои места. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число.)

Ребята, знаете, что произошло сегодня утром?

Я по улице шагала, и улыбки собирала:

Вот улыбка малыша, до чего же хороша!

Вот улыбка почтальона гордость нашего района,

Вот улыбка продавщицы очень редкая вещица,

Вот веселый смех ребят для меня он просто клад.

Всем в ответ я улыбалась, получается, менялась.

 

- А у вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг - другу, улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг - другу.

 

2.Проверка домашнего задания

- Что такое внутренняя среда организма? (это совокупность жидкостей, связанных между собой и принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ)

- Из каких жидкостей она состоит? (из крови, лимфы, тканевой жидкости)

- Какая из них является основой внутренней среды? (кровь)

- Что такое кровь? (это жидкая соединительная ткань красного цвета, которая все время находится в движении и выполняет много важных для организма функций)

 

3.Определение темы урока, постановка цели и задач

Сегодня все узнаете о ней,

Той, что для всех живых всего важней.

 

Она бежит по замкнутой системе,

Имеет плазму, клетки и пластинки,

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты,

Мелькают в ней как яркие картинки.

Гемоглобин ее окрасил в красный цвет,

О чем веду я речь?

Кто даст мне правильный ответ? (ответы обучающихся: кровь).

 

Итак, тема нашего урока «Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Тканевая совместимость и переливание крови». Испокон веков с кровью ассоциировалось что-то таинственное, даже мистическое. Таинственный цвет крови стал неотъемлемой частью огромного числа ритуалов и обрядов. Долгое время самые торжественные и важные договоры, соглашения и клятвы скреплялись подписями, сделанными кровью. Такие договоры почитались особенно надежными и прочными, а клятва на крови считалась священной.

А французский физиолог Клод Бернар назвал кровь – «зеркалом организма».

- Действительно ли это так? Давайте разберемся. Как вы думаете что для этого нам нужно сделать?

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции крови

4. Изучить группы крови

 

4.Изучение нового материала (первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала)

4.1.Состав крови, строение клеток крови

Общее количество крови в организме человека 7-8% от его веса. По объему это около 5-6 литров у взрослого человека. Обычно не вся кровь циркулирует в кровеносных сосудах, некоторая часть ее находится в кровяных депо. Роль депо крови выполняет: печень (около 20 %), селезенка (около 16%) и в коже (примерно 10 %) от общего количества крови. Каков же состав крови?

Кровь состоит из: 55% – плазма (межклеточное вещество) и 45% – форменные элементы крови (клетки крови).

Плотность крови колеблется в очень узких пределах и зависит в основном от содержания в ней форменных элементов. Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя. Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость- плазма крови и нижний слой – осадок темно- красного цвета, который образован форменными элементами- клетками крови: лейкоцитами, эритроцитами и тромбоцитами. В плазму крови входит множество простых и сложных веществ - 90 % составляет вода и только 10% приходится на сухой остаток. Но как разнообразен его состав. Здесь и сложнейшие белки, среди них фибриноген, который принимает участие в свертывании крови, жиры и углеводы, соли, кислоты, различные газы и другие вещества. Каждое из них имеет определенное и важное значение.

Если принять все форменные элементы за 100%, то эритроциты составляют 96%, лейкоциты 3%, тромбоциты 1%.

Давайте более подробно изучим форменные элементы и различные группы крови. Для этой работы предлагаю провести исследования, в группах ориентируясь на задание в инструктивных карточках №1(1 группа заполняет колонку – эритроциты, 2 группа – лейкоциты, 3 группа – тромбоциты, 4 – гемоглобин, 5- группы крови). Через 5 минут группы отчитываются, при отчете одной группы все остальные заполняют колонки таблицы.

Отчет 1 группы:

Название клетки

Количество 1мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Эритроциты

До 5,5 млн

Красные безъядерные клетки, двояко вогнутые, содержат гемоглобин.

Красный костный мозг

120 дней

Транспортировка кислорода к тканям и углекислого газа к легким.

Прием «Удивляй» (заранее подготовленный ученик рассказывает интересные факты об эритроцитах)

ü    Если все эритроциты одного человека уложить рядом, то получится лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору( вспомним длину экватора более 40000 км)

ü    Если считать число эритроцитов человека со скоростью 100 штук в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется 450 тысяч лет

ü    В один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, в одну секунду – 2,5 млн. клеток

 

Отчет 2 группы:

Название клетки

Количество  1 мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Лейкоциты

4-8 тыс.

Бесцветные клетки, содержат ядро, способны к амебоидному движению.

Красный костный мозг, лимфатические узлы.

От одного до нескольких дней.

Защитная (фагоцитоз) и иммунная.

-Долгое время ученые не могли определить функцию этих клеток. Их принимали за посторонние организму вещества, паразитирующие в нем.

Лишь в 1882 году ученый Илья Ильич Мечников на основе опыта с прозрачными личинками морской звезды, сделал вывод о том, что эти клетки выполняют функцию защиты от внешних агентов. Он назвал эти клетки фагоцитами ( от греч. «фагос» -пожиратель, «цитос» - клетка. ) клетки -пожиратели, а явление фагоцитозом .Учение о фагоцитозе легло в основу  учения о воспалении, которое, как впервые показал Мечников, не что иное, как активная универсальная реакция против болезнетворных бактерий.

 

Отчет 3 группы

Название клетки

Количество  1 мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

 

Тромбоциты

180-320 тыс.

Кровяные пластинки без ядра.

Красный костный мозг.

5-8 дней

Свертывание крови.

-Условия образования тромба? (белки, витамин К, соли Са)

-Состав тромба? (белок (фибрин) и клетки крови)

Болезнь, связанная с нарушением свертывания крови называется гемофилия Ведущими симптомами гемофилии являются повышенная кровоточивость с первых месяцев жизни; подкожные, межмышечные гематомы, обусловленные ушибами, порезами, различными хирургическими вмешательствами; обильные посттравматические кровотечения.

 

Отчет 4 группы

-Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества – гемоглобина (от греческого haima - кровь и латинского globus - шар) 

В составе гемоглобина находится два составных элемента:

·                     белок глобин, являющийся основой для гемоглобина,

·                     железо в форме гемма, прикрепленное к определенным зонам белка.

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином, оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной. В тканях это соединение распадается на кислород и гемоглобин. Кислород используется клетками организма, а гемоглобин, присоединив  к себе углекислый газ, возвращается в легкие. Кровь, обогащенная углекислым газом имеет темно-красный цвет и называется венозной.

У человека цвет крови — красный, у головоногих моллюсков — голубой. Объясните причину столь разной окраски крови. (у головоногих моллюсков в крови имеется пигмент голубого цвета — гемоцианин, который содержит много меди; он и придает крови голубой цвет.)

 

Отчет 5 группы

Ответить на этот вопрос помогла наука генетика. Наследственными могут быть не только морфологические признаки – цвет волос, глаз, особенности строения, но по наследству могут передаваться и некоторые биохимические признаки – белки, встречающиеся в эритроцитах и плазме крови. Набор этих белков каждого человека строго постоянен! У разных людей эти наборы неодинаковы.

Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

--

αβ

II

A

β

III

B

α

IV

AB

--

Агглютинация – процесс свертывания (склеивания) эритроцитов.

Люди одной и той же группы крови имеют сходный белковый состав, поэтому их кровь совместима.

Соответственно таблице укажите, какую кровь, какой группы, куда можно вливать.

Дать понятие:

1. Универсальный донор (это люди, которые имеют 1-ую группу крови)

2. Универсальный реципиент (это люди, которые имеют 4-ую группу крови.)

 

4.2.Обсуждения выполненных заданий. Выводы. (строение и функции форменных элементов крови)

1. Отчет 1 группы

2. Отчет 2 группы

3. Отчет 3 группы

4. Отчет 4 группы

5. Отчет 5 группы

 

4.3. Отлично, хорошо поработали, а теперь Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов других классов позвоночных животных?

Для того чтобы ответить на вопрос, предлагаю провести мини-исследование в форме лабораторной работы: изучить препараты крови человека и лягушки по инструктивной карточке и сделать вывод по данному исследованию.

 

Выполнение лабораторной работы. №2 «Изучение микроскопического строения крови»

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

Порядок работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.

2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроците лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу

Эритроцит и его характеристика

Кровь лягушки

Кровь человека

Форма

Овальной формы

Двояковогнутый диск.

Размер

Значительно больше чем у человека

Значительно меньше чем у лягушки

Наличие ядра

+

-

Какие данные заинтересовали вас? (1.Эритроциты лягушки значительно крупнее, чем  эритроциты человека. 2.Количество эритроцитов в 1 мм3 крови человека во много раз больше 3.Эритроциты человека имеют форму двояковогнутого диска, а у лягушки они овальной формы 4.В зрелых клетках человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть.)

К какому выводу вы пришли? (Эритроциты крови человека отличаются от эритроцитов крови лягушки.)

Чья кровь- человека или лягушки перенесет больше кислорода? (Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому  эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода .Отсутствие  ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость.  Таким образом, мы видим, что Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.)

А есть что-то общего у эритроцитов крови человека и лягушки? (они красного цвета).

 

4.4. Анализ крови

По составу крови можно судить о состоянии организма, т.к. она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже « найти» опухоль.

 

Анализ крови может быть

Ø    общим - показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, концентрацию сахара и других веществ, а также скорость оседания эритроцитов (СОЭ).

Ø    Биохимическим – (для определения кол-ва белков, азота и его компонентов, липидов и холестерина, сахара в крови, гормонов, и т.д.)

Ø    На группу крови – у человека их 4 группы

Ø    На свертываемость крови

 

Сейчас мы проведем медицинский консилиум. У вас на столах лежат ситуационные задачи на определение группы крови. Первая задача является примером, сейчас мы ее разберем, и, опираясь например, попробуете решить самостоятельно задачу.

1. Было у фермера два сына... (пример)

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.

Группы крови в семье были следующие:

фермер – AB,

мать – 0,

первый сын – АВ,

второй сын – В.

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

Решение

Фермер и мать имеют 4 (ІАІБ) и 1 (ІОІО) соответственно. Итак,

ІАІБ                       х          ІОІО                 у них возможны комбинации

ІА, ІБ                            ІО         следовательно, возможны такие комбинации в

потомстве

 

ІАІО и ІБІО – что являются 2 и 3 группой крови.

Исходя, из этого можно сделать вывод, что первый сын, у которого 4-ая группа крови, является приемным, а второй у которого 3-ья группа крови – родной семье фермера.

 

2. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

 

Спасибо. На это медицинский консилиум завершает свою работу.

 

5.Обобщение усвоенного материала

Вернемся к совам Клода Бернара « Кровь- зеркало организма», так ли это? (выводы учащихся)

Кровь – это река, поддерживающая жизнь и несущая её в себе. Однако такую реку вы не увидите ни в одном из природных ландшафтов…Эта река течет внутри каждого из нас.

6. Рефлексия деятельности.

Ребята, настало время подвести итоги урока. Вспомним задачи, которые перед нами стояли:

1. Изучить состав крови

2. Изучить строение клеток крови

3. Изучить функции  крови

4. Изучить группы крови

Как вы думаете, мы справились с поставленными задачами, достигли цели урока?

Выставление оценок.

 

7. Домашнее задание.

1.Прочитать параграф ____

2. Узнать значение слова «гематология» и составить кроссворд, где оно является ключевым или написать рассказ « Я - клетка крови»

 


Приложение 1.

Дифференцированная проверка домашнего задания с использованием тестов

Задание 1.

Задание 2.

1. Кровь-это:

А - эпителиальная ткань; Б - соединительная ткань;   - нервная ткань;  Г - мышечная ткань.

2. В отличие от других тканей кровь

А - не имеет клеточного строения; Б - имеет звездчатые клетки; В - имеет вытянутые клетки; Г - состоит из округлых клеток.

3. Кровь не участвует в

А - транспорте веществ; Б - регуляции температуры тела; В - накоплении питательных веществ; Г - защите организма.

4.Тканевая жидкость образуется из

А – эритроцитов; Б – лимфы; В – лейкоцитов; Г - плазмы крови.

5.Все клетки тела окружает

А – лимфа; Б - раствор поваренной соли; В - тканевая жидкость; Г – кровь.

6. Из тканевой жидкости образуется

А – кровь; Б - плазма крови; В – слюна; Г – лимфа.

 

 

 


Приложение 2

Инструктивная карточка № 1, для группы 1

1. Прочитайте текст «Эритроциты» (стр. 52 учебника биологии Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура)

2. Заполните строку в таблице.

Название клетки

Количество 1мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Эритроциты

 

 

 

 

 

3. Где содержится больше частиц: в стакане с пшеном или в стакане с фасолью? Почему?

 

Инструктивная карточка № 1, для группы 2

1. Прочитайте текст «Лейкоциты» (стр. 57-59 учебника биологии Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура)

2. Заполните строку в таблице.

Название клетки

Количество 1мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Лейкоциты

 

 

 

 

 

3. Ответьте на вопросы: Кто открыл явление фагоцитоза? Как он осуществляется?

 

Инструктивная карточка №1, для группы 3

1. Прочитайте текст «Тромбоциты» (стр. 52 учебника биологии Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура)

2. Заполните строку в таблице.

Название клетки

Количество 1мм3

Особенности строения

Место образования

Продолжительность жизни

Выполняемая функция

Тромбоциты

 

 

 

 

 

3. Условия образования тромба? Состав тромба?

 

Инструктивная карточка №1, для группы 4

1. В 5 л крови человека может раствориться 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма в кислороде его необходимо значительно больше. Каким путем организм получает нужное количество кислорода?

2. Прочитайте текст « Эритроциты». Что такое гемоглобин? Какова его функция? (стр. 52 учебника биологии Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура)

3.У человека цвет крови — красный, у головоногих моллюсков — голубой. Объясните причину столь разной окраски крови.

 

Инструктивная карточка №1, для группы 5

1. Первое удачное переливание крови проведено в 1819г. Уже к 1873 г. было совершено всего 247 переливаний из них 176 завершилось смертью. Как это можно объяснить?

2. Прочитайте текст «Группы крови». В чем особенность каждой? (стр. 54 учебника биологии Н.Ю. Матяш, Н.Н. Шабатура)


Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

--

αβ

II

A

β

III

B

α

IV

AB

--

 

Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

--

αβ

II

A

β

III

B

α

IV

AB

--

 

 

Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

--

αβ

II

A

β

III

B

α

IV

AB

--

 

Таблица групповых различий

 

Агглютиногены

Агглютинины

Группа крови

Белки эритроцитов

Белки плазмы

I

--

αβ

II

A

β

III

B

α

IV

AB

--


 

 


Приложение 3

Лабораторная работа. №2 «Изучение микроскопического строения крови»

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

Порядок работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.

2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов, лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу

Эритроцит и его характеристика

Кровь лягушки

Кровь человека

Форма

 

 

Размер

 

 

Наличие ядра

 

 

Кол-во

 

400 тыс.

Вывод: Какие данные заинтересовали вас?

К какому выводу вы пришли?

Чья кровь- человека или лягушки перенесет больше кислорода?

А есть что-то общего у эритроцитов крови человека и лягушки?

 

Приложение 4.

1. Было у фермера два сына... (пример)

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.

Группы крови в семье были следующие:

фермер – AB,

мать – 0,

первый сын – АВ,

второй сын – В.

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

Решение

Фермер и мать имеют 4 (ІАІБ) и 1 (ІОІО) соответственно. Итак,

ІАІБ                       х          ІОІО                 у них возможны такие комбинации

ІА, ІБ                            ІО                    следовательно, получения у потомства таких

групп крови

ІАІО и ІБІО – что являются 2 и 3 группой крови соответственно.

Исходя, из этого можно сделать вывод, что первый сын, у которого 4-ая группа крови, является приемным, а второй у которого 3-ья группа крови – родной семье фермера.

 

2. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

 


Лабораторная работа. №2 «Изучение микроскопического строения крови»

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

Порядок работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.

2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов, лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу

Эритроцит и его характеристика

Кровь лягушки

Кровь человека

Форма

 

 

Размер

 

 

Наличие ядра

 

 

Кол-во

 

400 тыс.

Вывод: Какие данные заинтересовали вас?

К какому выводу вы пришли?

Чья кровь- человека или лягушки перенесет больше кислорода?

А есть что-то общего у эритроцитов крови человека и лягушки?

 

Лабораторная работа. №2 «Изучение микроскопического строения крови»

Цель: изучить строение крови человека и лягушки; сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

Порядок работы:

1. Подготовьте микроскоп к работе: поставьте его в 10-15 см от края стола, с помощью зеркала осветите поле зрения.

2. Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците и наличие его в лейкоците.

3. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов, лейкоцитов в препарате.

Отчетное задание:

1. Найдите черты сходства в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

2. Найдите различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки.

3. Сделайте вывод из этого сравнения и заполните таблицу

Эритроцит и его характеристика

Кровь лягушки

Кровь человека

Форма

 

 

Размер

 

 

Наличие ядра

 

 

Кол-во

 

400 тыс.

Вывод: Какие данные заинтересовали вас?

К какому выводу вы пришли?

Чья кровь- человека или лягушки перенесет больше кислорода?

А есть что-то общего у эритроцитов крови человека и лягушки?


1. Было у фермера два сына... (пример)

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.

Группы крови в семье были следующие:

фермер – AB,

мать – 0,

первый сын – АВ,

второй сын – В.

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

Решение

Фермер и мать имеют 4 (ІАІБ) и 1 (ІОІО) соответственно. Итак,

ІАІБ                       х          ІОІО                 у них возможны такие комбинации

ІА, ІБ                           ІО                    следовательно, получения у потомства таких

групп крови

ІАІО и ІБІО – что являются 2 и 3 группой крови соответственно.

Исходя, из этого можно сделать вывод, что первый сын, у которого 4-ая группа крови, является приемным, а второй у которого 3-ья группа крови – родной семье фермера.

 

2. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

 

 

 


1. Было у фермера два сына... (пример)

У фермера было два сына. Первый родился, когда фермер был еще молод. Первенец вырос красивым сильным юношей, которым отец очень гордился. Второй мальчик, родившийся намного позже, рос болезненным ребенком.

Соседи сплетничали о том, что второй мальчик не его сын и убеждали фермера подать в суд для установления отцовства. Основанием по мнению «добродетелей» был тот факт, что фермер, являясь отцом такого складного юноши, каким был его первый сын, не мог быть отцом такого болезненного и слабого мальчика как второй.

К тому же группы крови отца и первого сына совпадали, а вот второй мальчик имел группу крови отличную и от отца и от матери.

Группы крови в семье были следующие:

фермер – AB,

мать – 0,

первый сын – АВ,

второй сын – В.

Учитель естествознания сельской школы, посмотрев на данные групп крови, лукаво улыбнулся и... отсоветовал фермеру подавать в суд. Почему он так поступил и можно ли на основании этих данных считать, что оба юноши являются сыновьями этого фермера?

Решение

Фермер и мать имеют 4 (ІАІБ) и 1 (ІОІО) соответственно. Итак,

ІАІБ                       х          ІОІО                 у них возможны такие комбинации

ІА, ІБ                           ІО                    следовательно, получения у потомства таких

групп крови

ІАІО и ІБІО – что являются 2 и 3 группой крови соответственно.

Исходя, из этого можно сделать вывод, что первый сын, у которого 4-ая группа крови, является приемным, а второй у которого 3-ья группа крови – родной семье фермера.

 

2. Судмедэкспертиза.

В семье, где отец имел IV группу крови, а мать II группу, родилось четверо детей, имеющих I, II, III и IV группы крови. Судмедэкспертиза установила, что один из детей внебрачный. Установите генотипы родителей и определите, ребенок с какой группой крови – внебрачный.

 


Задание 1.

Задание 2.

1. Кровь-это:

А - эпителиальная ткань; Б - соединительная ткань;   - нервная ткань;  Г - мышечная ткань.

2. В отличие от других тканей кровь

А - не имеет клеточного строения; Б - имеет звездчатые клетки; В - имеет вытянутые клетки; Г - состоит из округлых клеток.

3. Кровь не участвует в

А - транспорте веществ; Б - регуляции температуры тела; В - накоплении питательных веществ; Г - защите организма.

4.Тканевая жидкость образуется из

А – эритроцитов; Б – лимфы; В – лейкоцитов; Г - плазмы крови.

5.Все клетки тела окружает

А – лимфа; Б - раствор поваренной соли; В - тканевая жидкость; Г – кровь.

6. Из тканевой жидкости образуется

А – кровь; Б - плазма крови; В – слюна; Г – лимфа.

 

Задание 1.

Задание 2.

1. Кровь-это:

А - эпителиальная ткань; Б - соединительная ткань;   - нервная ткань;  Г - мышечная ткань.

2. В отличие от других тканей кровь

А - не имеет клеточного строения; Б - имеет звездчатые клетки; В - имеет вытянутые клетки; Г - состоит из округлых клеток.

3. Кровь не участвует в

А - транспорте веществ; Б - регуляции температуры тела; В - накоплении питательных веществ; Г - защите организма.

4.Тканевая жидкость образуется из

А – эритроцитов; Б – лимфы; В – лейкоцитов; Г - плазмы крови.

5.Все клетки тела окружает

А – лимфа; Б - раствор поваренной соли; В - тканевая жидкость; Г – кровь.

6. Из тканевой жидкости образуется

А – кровь; Б - плазма крови; В – слюна; Г – лимфа.


Класс: 8 Тема урока: Эритроциты

Класс: 8 Тема урока: Эритроциты

Тип урока : комбинированный.

Тип урока : комбинированный.

Кто даст мне правильный ответ? ( ответы обучающихся: кровь)

Кто даст мне правильный ответ? ( ответы обучающихся: кровь)

Эритроциты До 5,5 млн

Эритроциты До 5,5 млн

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином, оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной

В легких он присоединяет к себе кислород и становится оксигемоглобином, оксигемоглобин имеет светлую окраску и поэтому, обогащенная кислородом кровь выглядит ярко-алой и называется артериальной

Выполнение лабораторной работы

Выполнение лабораторной работы

На свертываемость крови Сейчас мы проведем медицинский консилиум

На свертываемость крови Сейчас мы проведем медицинский консилиум

Ребята, настало время подвести итоги урока

Ребята, настало время подвести итоги урока

Приложение 1. Дифференцированная проверка домашнего задания с использованием тестов

Приложение 1. Дифференцированная проверка домашнего задания с использованием тестов

Приложение 2 Инструктивная карточка № 1, для группы 1 1

Приложение 2 Инструктивная карточка № 1, для группы 1 1

Таблица групповых различий

Таблица групповых различий

Приложение 3 Лабораторная работа

Приложение 3 Лабораторная работа

А , І Б І

А , І Б І

Лабораторная работа. №2 « Изучение микроскопического строения крови»

Лабораторная работа. №2 « Изучение микроскопического строения крови»

Было у фермера два сына... (пример)

Было у фермера два сына... (пример)

Было у фермера два сына... (пример)

Было у фермера два сына... (пример)

Задание 1. Задание 2. 1

Задание 1. Задание 2. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2021