Данное эссе было написано для курсов повышения квалификации по предмету ОДНКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России). В нём, ссылаясь на Закон "Об образовании", я доказала, что этот курс должен быть в школе, так как наша страна - многонациональна, и мы должны уважать и понимать друг друга
Эссе на тему «Место вопросам религии в современной школе»
Здравствуй, дорогой читатель! Сегодня я бы хотела поговорить с тобой об изучении
религии в школе. Так ли это необходимо? Стоит ли детям рассказывать не только о такой
религии, как христианство, но и о буддизме, например, или исламе.
Знаешь, а начну я свой рассказ о себе. Ведь общение будет более плодотворным, если ты
немного узнаешь меня. В 2018 году я окончила факультет отечественной и зарубежной
филологии, сразу устроилась в школу №2 г. Белокуриха. Как и полагалось, мне дали вести
русский язык и литературу. Но! Вместе с предметами, которые я знаю и люблю, мне называют
такой странный предмет, как ОДНКНР. Честно, меня это напугало. Я только несколько недель
пыталась выучить расшифровку этих странных букв… И я не понимала, зачем этот предмет
нужен в школе. Неужели пятишклашкам это будет интересно? Моя паника закончилась, когда я
начала читать учебник, вникать. После первого урока я поняла, что хочу вести этот предмет,
что я могу делать это интересно для детей.
Нужно ли освещать вопросы религии в современной школе? Давай порассуждаем.
Предлагаю обратиться к Закону Российской Федерации «Об образовании»: «Содержание
образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной
принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать
реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Целю учебного курса ОДНКНР является (как раз) формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Теперь же я считаю, что введение курса ОДНКНР в современную школу своевременно и
необходимо в сложившейся общественной ситуации.
Данный курс, на мой взгляд, в современных условиях способствует воспитанию
толерантности подрастающего поколения, даёт возможность объяснить детям, что существуют
различные понятия и направления в религиях, соответственно учащиеся смогут с понимаем
относится к специфичным религиозным традициям.
Следует также иметь в виду, что в российских школах учатся не только дети,
исповедующие ту или иную религию, но и дети, выросшие в семьях, где отсутствует
религиозное воспитание. Стратегия внимания к правам личности, в том числе и к правам
ребенка, предполагает уважение не только к верующим, но и к тем, кто не исповедует никакой
религии. Образование следует направить на обеспечение условий, при которых любой ребенокполучит возможность осознать свою национальную или религиозную идентичность и выражать
ее без страха быть осужденным за это. При этом у школьников будет формироваться
представление об их общей российской идентичности.
Таким образом, курс ОДНКНР помогает воспитывать у представителя подрастающего
поколения готовность уважать других и признавать за ними те же права, которые он хотел бы,
чтобы признали за ним.
Спасибо, дорогой читатель, что уделил мне время. Думаю, что у тебя не осталось
сомнений в том, что вопросам религии нужно уделять особое внимание в школе. Ведь все мы
разные, но в то же время – мы одна большая семья.
С уважением, Евгения Александровна Нелаева,
учитель русского языка, литературы и ОДНКНР