ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Оценка 4.6

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—9 кл
27.01.2017
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Традиционный учебный процесс не всегда способствует реализации творческих и интеллектуальных способностей учащихся. Поэтому огромное значение для развития познавательных способностей учащихся имеет внеурочная деятельность. Внеурочные формы работы позволяют организовать разнообразную познавательную деятельность по изучению окружающего пространства. С этой целью разработан интегрированный краеведческий факультативный курс «Люблю я свой город Кудымкар». Вопросы изучения природного и культурного наследия родного края становится всё более актуальным для современного образования, так как обладают значительным культурологическим потенциалом, и способствует целостному развитию всех сфер сознания личности. Данный курс способствует расширению кругозора, пониманию мира.
Люблю я свой город.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» Г.КУДЫМКАРА ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА СОСТАВИЛИ:  СТОРОЖЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА  ЛИТЕРАТУРЫ. ОВЧИННИКОВА ВЕРА ИВАНОВНА,  УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ. ЧЕТИНА ОЛЬГА ЛЕОНИДОВНА,  УЧИТЕЛЬ ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ 2016Г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПУСТЬ МАНЯТ ГОРОДА НАС ИНЫЕ,                              НАМ ДОРОЖЕ КУДЫМКАРА НЕТ Н.ПАХОРУКОВ Современная школа обеспечивает учащихся большим объемом знаний. Все более очевидным,   в   современных   условиях,   становится   прикладное   значение   школьных компетенций.   Традиционный учебный процесс не всегда способствует реализации творческих и интеллектуальных   способностей   учащихся.   Поэтому   огромное   значение   для   развития познавательных способностей учащихся имеет внеурочная деятельность.  Внеурочные формы работы   позволяют организовать разнообразную познавательную деятельность   по   изучению   окружающего   пространства.   С   этой   целью   разработан интегрированный  краеведческий факультативный  курс «Люблю я свой город Кудымкар». Вопросы  изучения природного и культурного наследия родного края становится всё более   актуальным   для   современного   образования,   так   как   обладают   значительным культурологическим   потенциалом,   и   способствует   целостному   развитию   всех   сфер сознания личности. Данный    курс     способствует расширению  кругозора,  пониманию мира.  Чувство нового, с которым учащиеся   соприкасаются ежедневно, стимулирует и активизирует их познавательную   деятельность.     развивает   Общение   с   окружающей     территорией   наблюдательность, внимание, память, критичность мышления, повышает  их краеведческую культуру;  учащиеся овладевают исследовательскими  умениями и навыками.  Краеведение имеет большое значение в формировании патриотических качеств личности учащихся и развитии положительных эмоций и чувств.   Школьное   краеведение   рассматривается   не   только   как   деятельность   учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание школьных предметов на конкретном жизненном материале.       Важнейшим   в   процессе   этнокультурного   образования   является   внутри   и межпредметная     интеграция.   Интегрированные   формы   работы   с   детьми   предполагают привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальный опыт реальной жизни, в структуру которых включаются музыкальные, литературные, исторические, социальные, культурологические, краеведческие компетенции.    Программа   знакомит   с   самобытностью   коми­пермяцкого   народа,   его     историей, культурой; воспитывает уважительное отношение к национальному наследию; сохраняет и приумножает традиции народа.  В содержании интегрированного курса  прослеживаются следующие направления: ­ географическое краеведение; ­литература родного края; ­искусство и культура коми­пермяков. Спецификой   содержания   курса   является   то, непосредственно на конкретную местность и на определённую категорию её жителей.   что   программа   ориентирована Цель программы –  формирование у учащихся знаний о природном, культурном, литературном, хозяйственном наследии родного края, развитии их гражданственности и патриотизма. Основные задачи: 1. углубление знаний о природном, литературном,  культурном и хозяйственном  наследии родного края;  включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению  национальных традиций;  обогащение эмоционально – ценностного взаимодействия за счет  непосредственной  связи с объектами природного, культурного и  хозяйственного  наследия;  ознакомление с методами организации познавательно­исследовательской  2. 3. 4. деятельности по изучению родного края; 5. формирование чувства национального достоинства в процессе изучения  родного края.        Программа рассчитана на 2 года обучения,   для учащихся  в возрасте 11­ 14 лет. В  этот период школьники  стремятся к познанию окружающего мира, к своему утверждению   в нем через приобретенные знания и практические навыки.       Интегрированный курс «Люблю я свой город Кудымкар» подразделяется   на два раздела.            Первый курс программы «Кудымкар – наша родина, наш родимый дом » рассчитан на 34 часа и  посвящён  этногеографическим, историческим особенностям территории.                       Второй курс  «Город на Иньве» также рассчитан на 34 часа и рассматривает изучение социальной и этнокультурной среды проживания населения города.        Содержание программы предполагает разнообразные виды   деятельности учащихся: полевые   наблюдения,   экскурсии,   творческие   встречи,   фольклорные   праздники,   игры, беседы, практические работы и т.д. Для достижения поставленной цели предусматривается использование разнообразных методов:  ­частично ­ поисковый,  ­исследовательский,           ­ информационный и др.   Эти   методы   позволяют   применять   как   индивидуальные,   так   и   коллективные   формы работы.                   Программой   предусмотрены   теоретические   и   практические   занятия,   которые проводятся   на   базе   школы,   Окружного   краеведческого   музея   им.   П.И.Субботина   – Пермяка,   выставочного   зала   при   КДЦ,   Центра   национальной   культуры,     микрорайона Филичи и социально­экономических объектов города.   Результатом     интегрированного курса  «Люблю я свой город Кудымкар» должны стать  проекты, презентации, организация праздников, выставок, конкурсов. Ожидаемые результаты  Учащиеся должны знать: ­особенности природы, населения, хозяйства, истории и культуры города Кудымкара; ­этнокультурные особенности населения города; ­пространственное   размещение   природных,   исторических,   культурных   памятников Кудымкара; ­выдающихся деятелей города; ­основы учебно­исследовательской деятельности. Уметь: ­ ориентироваться в исторических, культурных событиях города; ­сравнивать, анализировать и прогнозировать социально­этнокультурную среду проживания населения города; ­находить необходимую информацию в различных источниках; ­разрабатывать проекты и презентации. Для  оценки   результативности  знаний   и   умений     применяется   входной,   текущий  и итоговый   контроль:   опрос,   тест,   диагностическое   анкетирование,   творческие   задания, практические   работы   учащихся.     В   течение   года   необходимо   организовывать     участие школьников в конкурсах,     учебно­исследовательских конференциях.   После прохождения данного курса предполагается, что у школьников сформируется интерес к Малой родине. Имея   представление о природе, искусстве, культуре, населении и хозяйстве родного края, воспитывается чувства национального достоинства, патриотизма.  Список литературы 1. Атлас Коми – Пермяцкого автономного  округа. География.Омск,Роскартография,2003. 2.Агафонова   Н.Н,   Белавин   А.М.,   Крыласов   Н.Н.   Страницы   истории   земли   Пермской. Пермь, 1995, 1997. 3.Белицер В.Н Очерки по этнографии народов коми. М ., 1955. 4.Девяткова С.Б. Кузьминова Р.Г. География Коми – Пермяцкого автономного округа. Пермь,1992. 5. Девяткова С.Б. Кузьминова Р.Г. Занимательная география Пармы.Кудымкар,1993. 4.Коми ­Пермяцкий автономный округ на рубеже веков. Кудымкар, 2000. 5.   Коми­пермяцкие   легенды   и   мифы   о   Кудым­Оше   и   Пере­богатыре.   Фольклор   коми­ пермяков   и   его   обработка   в   творчестве   современных   пермских   писателей   и   поэтов («Сказания о Кудым –Оше» А.Домнина; «Сердце Пармы» А.Иванова).  6. Климов В.В.  «Деревце с оконцем» Кудымкар, 2003 7.Коми­пермяцкая поэзия сегодня. Сборник «С осенью под руку», Кудымкар,2003 8. Назаров Н.Н. Шарыгин М.Д. География Пермской области. Пермь, 1999. 9. Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в середине XIX – начале XX века. Пермь, 1991 10. Чагин Г.Н., Черных А.В. Народы Прикамья. Пермь 2002 11. Чагин Г.Н Народы и культуры Урала в XIX – XX вв. Пермь, 1992 12. Черных А.В. Народы Пермского края; история и этнография. Пермь, 2007.  13. Яковлев В.О. Экспериментальная и инновационная деятельность.М. : «Просвещение», 2005. 14.Сборник   «Русская   традиционная   художественная   культура.   Комплекс   программ»   . М.,1996. 15.Сборник программ «Народное художественное творчество».М., 2002.   16.Сценарии   театрализованных   представлений,   спектаклей,   внеклассных   мероприятий   в журналах “Народное творчество”, “Я вхожу в мир искусств”. Информационное обеспечение Практические  работы:     ­ приготовление пирожков из пистиков, брусники, грибов, грибной икры, лукасова  и др.;    ­ приготовление пельменей;   ­ приготовление  пирогов, кулигов; Экскурсии.  Творческий проект      При изучении курса ученик выполняет творческий проект и защищает его. Предлагаемые темы проектов:  ­ Праздничное  застолье по коми­пермяцким обычаям ­ Пища ­ часть истории коми­пермяцкого народа     ­ Семейные праздники и обряды. Хлеб – всему голова   ­ Блюда из растительного сырья ­ Пельняни Дидактические материалы: Тесты: ­  национальные коми – пермяцкие блюда; ­ приглашаем гостей;  Карточки­задания: ­ по рецепту составить технологическую карту блюда; ­ определить вид тепловой обработки при приготовлении национальных  блюд; ­ составить классификацию коми – пермяцких блюд     и   др.  Презентации: ­ «Коми – пермяцкая кухня»; ­ «Национальные   блюда народов Уральского региона»; ­ «Интерьер коми – пермяцкого жилища»; ­ «Здоровое питание»;      и   др. Методическая часть      Методика преподавания  курса связана с его содержанием. Программа предусматривает взаимосвязь   теоретических   и   практических   занятий.   Одновременная   подача информационного   материала   и   выполнение   практических     работ   будет   способствовать формированию   у   учащихся   знаний   о   природном,   культурном,   литературном, хозяйственном наследии родного края, развитии их гражданственности и патриотизма.      В программе используются активные формы  обучения: ролевые, познавательные, деловые игры; экскурсии, мастер­классы, творческие встречи и др. ­ которые не только позволят дать учащимся представления об особенностях территории, но и предоставят возможность самим стать активными участниками  учебно­воспитательного  процесса. Таким образом,  можно не только дать учащимся представление о том, как жили наши возможность сопереживания, т. е. эмоционально   закрепить   полученные   знания.   Занятия   могут   сопровождаться   народной музыкой. Учащиеся знакомятся с самобытной  коми – пермяцкой  кухней. Учатся готовить основные национальные блюда, напитки, которые еще известны и широко используются в нашем   народе.   При   приготовлении   национальных   блюд   необходимо   придерживаться традиционной технологии. Рекомендуется использование местного сырья в приготовлении блюд.       Часть   материала   по   основам   традиционной  коми  —  пермяцкой      культуры   можно представить в виде бесед во время   практических работ. Например, о воспитании детей в крестьянской семье, о работе девочек «в няньках», об обязанностях детей перед родителями и т.п.       Применение   нетрадиционных   форм   уроков  по   кулинарии   позволяет   не   только сделать   теоретический   материал   интересным,   но   и   занимательным   и   полезным.   Весь изученный и практический материал учащимися в дальнейшем оформляется в проект.                В рамках каждой темы можно выделить несколько уровней  организации учебной деятельности: ­   ознакомительное занятие; ­    практическая работа учащихся; ­  продуктивная часть (различные формы контроля). Перечень методов и измерительных технологий:      ­  тест;      ­ проект;      ­  зачет;      ­  рейтинг;      ­ практическая работа и др. Оценка результативности учебных знаний Для  оценки   результативности  знаний   и   умений   применяется   входной,   текущий  и итоговый   контроль:   опрос,   тест,   диагностическое   анкетирование,   творческие   задания, практические   работы   учащихся.     В   течение   года   необходимо   организовывать     участие школьников в конкурсах,     учебно­исследовательских конференциях.  Входной  контроль      –       для   диагностики   используется   метод   анкетирования, собеседования. Текущий  контроль  –   оценивается   усвоение   материала   и   выполнение   практических заданий.   Итоговый  контроль  –   выполнение     проектной   работы.   Оценивается   степень используемых знаний. Психологическое обеспечение  программы Психологическое обеспечение  программы включает в себя следующие компоненты: ­ создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; ­обсуждение   творческого   воображения   учащихся   в   практической   и   творческой деятельности; ­ применение индивидуальных,  групповых форм обучения; ­ формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях. 1.   Геральдика города     Кудымкара ­  «Город Кудым – Оша».                  2.  Топонимика  некоторых улиц города Кудымкара – « Где эта улица, где этот  дом?»              3. Парки  нашего города ­   « Зеленые леса Кудымкара».  4. Красная горка – главная природная достопримечательность города –               « Мне без Горки, мой город хороший, трудно даже представить тебя».             5.  «Наши реки славные – Иньва и Кува».             6. «Здравствуй, мой город» ­ географическое положение.            7. Кудымкар  ­ от погоста до города            8. Великие  люди земли кудымкарской.                          РАЗДЕЛ I. Введение Тема 1.  Географическое положение города Кудымкара. Краткая   историческая   справка   о   городе.   Местоположение   города   :   макро   ­и микроположение. Геральдика города. Топонимика некоторых улиц Кудымкара. Филичи ­ микрорайон Кудымкара.  Практические работы. 1. Чтение топографической карты Кудымкара. *2.  Герб Кудымкара. 3 Экскурсия в музей  «  Прошлое, настоящее, будущее  Кудымкара» РАЗДЕЛ II. Природа местности. Тема  2. Рельеф. Рельеф   и   полезные   ископаемые.   Геологическое   строение   и   особенности   рельефа своей   местности.       Полезные   ископаемые   местности,   их   использование   в   развитии хозяйства.   Глина   –   важнейшая   горная   порода   города.     Красная   горка   –   природная достопримечательность  Кудымкара.   Практические работы.  1. Измерение относительной высоты местности Красной горки. 2. Изображение  рельефа горизонталями.  *3. Классификация полезных ископаемых. 4.Экскурсия в музей « Красная горка – гора ИзЪюр». Тема 3. Климат и погода. Климатический пояс. Тип климата и его особенности. Климатические показатели. Факторы, влияющие на климат. Погода   зимой,   летом,   осенью   и   весной.   Местные   признаки   погоды   и   её   прогноз. Приборы для метеорологических наблюдений и правила их за использования. Наблюдения за погодой и обработка материалов.     Практические работы.  1. Наблюдение за погодой с помощью приборов .  *2.  Экскурсия на метеорологическую станцию. Тема 4. Внутренние воды. Реки.     Питание   и   режим   рек.   Хозяйственное   использование   рек:   первая электростанция.  Родники на Красной горке.  Охрана вод. Практические работы. 1.  Гидрологическая характеристика Кувы.  2. Определение речной системы и бассейна океана, к которому относятся реки. 3.Экскурсия в музей « Первая электростанция в Кудымкаре». Тема 5. Почвы, растительность и животный мир Природная зона местности, ее особенности. Типы почв. Свойства основных типов почв Растительность.   Видовой   состав   и   его   описание.   Особенности     произрастания растительности, ее использование в жизни людей. Охрана растительности. Животный   мир   Разнообразие   видового   состава.   Млекопитающие,   птицы, земноводные.   рыбы,   насекомые.   Животный   мир   лесов   (водоемов,   болот).       Охрана животного мира своей местности. Парки города Кудымкара. Практические работы. 1. Экскурсия в природу с целью наблюдения за растительным и  животным миром – 2 ч (4 ч) 2. Описание (рисунки) растительного и животного мира местности. 4. Сбор гербария местных растений.    5.Экскурсия в парк им. И.Я  Кривощекова.   РАЗДЕЛ III. Население и хозяйство местности. Народы,   проживающие   в   городе   Кудымкаре.   Национальные   традиции. Распространённые религии. Взаимоотношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.  Практические работы. 1. Народы, проживающие в городе Кудымкар.  *2.  Коми – пермяки – коренные жители города. *3.  Экскурсия в музей «Выдающиеся люди Кудымкара» 4.  Описание национальных традиций  в городской среде.  Тема 7. Хозяйство   Промышленные предприятия Кудымкара. Культурные  учреждения города. Практические работы.  1.  Экскурсия в музей «Промышленные предприятия Кудымкара»              2. Экскурсия на предприятие и его описание (групповое задание В программе отражены вопросы всестороннего изучения своей местности.   Тематическое планирование № п/п Темы занятий Форма  Количество часов организации  деятельности теория практика 1 2 3 4 5 6 7 8 8 9 10 11 12 13 14 14 15 16 17 Введение. « Здравствуй, мой город!» «Наш Кудымкар маленький, русская  Москва» Кудымкар ­ от погоста до города Древнее предание гласит... «Первым Ош взошёл на кручу, Указал, где ставить крепость...» «Мне без Горки, мой город хороший,  трудно даже представить тебя» Город  Кудым­ Оша. Геральдика города.  Чудские древности.  Национальные традиции в городской  среде на примере микрорайона Филичи. «Наши реки славные  ­ Иньва и Кува» Родники  Красной горки. Глина ­ важнейшая горная порода  Кудымкара. Парки города – «зелёные леса  Кудымкара» Коми­пермяки – коренные жители города. Коми­пермяцкая изба. Домашний быт  наших предков. Традиционный коми­пермяцкий костюм  как часть национальной культуры.  Пища – часть истории коми­пермяцкого  народа. Семейные праздники и обряды. Народные промыслы и ремёсла коми­ пермяков. 1 1 1 1 1 1 3 3 3 2 3 2 3 4 6 4 4 6 18 19 20 21 22 Объекты культурного наследия. Промышленные предприятия города. Великие люди земли кудымкарской. Твори, выдумывай, дерзай... Творческий отчёт «Люблю я свой город  Кудымкар» 3 4 6

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017